СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По зову души и сердца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет тем, кто занимается краеведением. Пользуйтесь с удовольствием.

Просмотр содержимого документа
«По зову души и сердца»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криушинская средняя школа

433303,Ульяновская область, г. Новоульяновск,

с. Криуши, ул. Полевая, д.5, тел 88425578175





Региональный конкурс исследовательских работ и проектов

«Сельская глубинка»


Номинация: «Оставить след на земле»

Тема исследовательской работы:

«По зову души и сердца…»




Участник: Кологреева Анна Алексеевна

обучающаяся 10 класса МОУ Криушинская СШ.

Руководители: Нардюшева Наталья Валерьевна,

учитель английского языка МОУ Криушинская СШ
тел.89061449935

Полякова Ольга Владимировна,

учитель немецкого языка, тел 89656961556


2020 год


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3-4

ГЛАВА 1. Во имя людей, для людей……………………………………5-10

ГЛАВА 2. По зову душ и сердца............................................................. 10-15

Заключение………………………………………………………………15-17

Список источников и литературы……………………………………….17

Приложения………………………………………………………………18-19
















Введение

Ну, как такой землей нам не гордиться! Как не любить её просторные поля! Нам повезло в Криушах родиться. Какая щедрая историей земля! Сильна она по-прежнему народом. Всё также ценит правду и свободу. Живет трудом, растит своих детей. Гордится подвигами сыновей и дочерей!



В каждом селе есть люди, которые внесли определенный вклад в историю своего района, а значит, и частичку в историю всей страны. Хочется, чтобы их имена были известны среди земляков и остались в памяти народной для наших потомков. Знакомство с историей страны лучше всего происходит через призму живущих рядом людей.

Актуальность исследования состоит в том, что в наше время теряется связь между поколениями, а ведь опыт наших предшественников бесценен.

Цель исследования: показать обучающимся вклад именитых земляков Басова Н.А. и Басманова В.А. в развитие родного села;

способствовать патриотическому воспитанию обучающихся, развитию чувства гордости за своих земляков;

создать условия для общения и совместной деятельности старшего поколения и современной молодёжи

Основные задачи:

1.Выяснить у старожил села, бывших рабочих и служащих судоремонтного завода, как развивалось село в годы советских пятилеток

2.Узнать, какой вклад внес в развитие села Басов Н.А

3.Опрос родственников через беседу, телефонные разговоры с Басмановой -Цыбиной Л.А

4. Обобщить и систематизировать материал через просмотр фотографий семей Басова Н.А и Басманова В.А., изучение интернет источников, материалы газетных вырезок.




















Глава 1. Во имя людей, для людей

Добрый день, дорогие друзья. Я, Кологреева Анна, ученица 10 класса из Волжского края. села Криуши. Это моя малая Родина, где каждый из нас незримыми корнями привязан к листу. Где родился. Впервые различил краски мира. Услышал колыбельную матери. Где бы он позже не жил, какими бы земными нарядами не восхищался, ничто не заменит девственной чистоты и красоты малой Родины, людей, который здесь живут, трудятся на благо Родины и оставляя добрый след.


Человеческие судьбы всегда уникальны. Такими их делают неожиданные повороты жизни, которых никому не избежать. Но только от самого человека зависит, к чему он придет в итоге своего пути, и счастлив тот, кто оглянувшись назад, сможет сказать: "Я хорошо прожил жизнь. Я работал и создавал. Я - СОЗИДАТЕЛЬ".

Николай Александрович Басов родился 27 августа 1935года в селе Абашево Хворостянского района Куйбышевской области, в семье рабочего. В 1943 году пошел в Абашевскую начальную, а затем семилетнюю школу, которую с отличием закончил в 1950 году. В 1951 году Николай Басов поступил на штурманское отделение Горьковского речного училища, после окончания которого в 1955 году был распределен на работу в Волжское речное пароходство. В 1957 году Николай Александрович поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта на заочное отделение и в 1962 году закончил его, получив специальность инженера - механика судовых машин и механизмов. В 1964 году был назначен главным инженером, а с 1967 года директором Криушинского ремонтного завода, которому отдал 21 год своей жизни, превратив при этом Криуши в поселок судостроителей.

В 1964 году территория судоремонтного завода в Криушах( тогда это была ремонтно - эксплуатационная база (РЭБ)) и самого поселка представляла собой большое поле, поросшее полынью и лебедой. Асфальтированных дорог и тротуаров не было и в помине. Единственными каменными зданиями были блок цехов судоремонтных мастерских и энергоблок. А поселок речников состоял из четырех 8- ми квартирных домов и нескольких 2- квартирных гнилых зданий.

"Нужно было спасать завод", - вспоминал Николай Александрович. Нужно было нечто принципиально новое по сравнению с существовавшим доныне, чтобы взорвать устоявшееся отношение к заводу "извне", чтобы сломать ощущение обыденности в сознании людей на самом деле. Тогда и было задумано заняться судостроением. На свой страх и риск, без циркуляров сверху.

Начали с сорока тысяч кубометров гравия, доставленного , чтобы засыпать прибрежную топь. Шестнадцать кранов грузоподъемностью от пяти до пятидесяти тонн - конструкции Н.А.Басова, смонтировали из ничего. По собственным чертежам. Из металла , не числящегося ни на чьем балансе. По сути - из лома. Склоняющийся стапель, который потом стал применяться по всей Волге, также придумал Басов.

" Судостроение говорил Николай Александрович, - относится к области тяжелого машиностроения."

Да, уж тут оно было нелегким во всех смыслах слова. И в тоже время радостным, потому что ,как считал Басов, " строить ,хоть и канительно, но интересно."

Сорок шесть баржей - площадок в речном исполнении сошло с криушинских стапелей. Две баржи в озерном ( то есть предназначены для работы в озерах).Эти из серии универсальных бункерных нового поколения - смотрятся рядом с речными как лайнеры среди лодочек - плоскодонок. Над проектом работали двести проектировщиков в Ленинграде. Листовой металл для таких барж поступал в Криуши целевым назначением из Караганды, Липецка, Череповца. Сорок поставщиков готовили для них оборудование. Приятно было узнать и о том, что технология на Криушинском судоремонтом заводе значительно прогрессивнее, чем на других - с устоявшимися традициями , - подобных предприятиях в Поволжье.

Благодаря огромному авторитету Н.А.Басова, умению убеждать людей из " высоких" кабинетов, завод всегда имел необходимые стройматериалы. Именно Криуши получили один из двух уникальных судостроительных цехов, которые Министерство речного флота приобрело у финнов. Вся комплектация цеха, включая металлоконструкции, оборудование, шлакоблоки для стен, доски для полов, шла из Финляндии, отправлялась по железной дороге. Но ближайшая станция находилась на расстоянии 18 км, на Красном Гуляе. Пришло сразу 750 вагонов. Николай Александрович сумел организовать так что вагоны не простаивали, все конструкции, все оборудование было перевезено на площадку, рядом с объектом строительства своевременно.

Очень много сделал Басов для благоустройства Криуш. Принятый им план развития предприятия, предусматривал прежде всего развитие социальной инфраструктуры, создание для людей нормальных условий труда. С 1964 года в селе начинается строительство жилья, асфальтирование дорог, создание системы центрального отопления, канализации и газификация поселка. Параллельно развивается и сам завод., проводится дизелизация флота, идет развитие судостроения. Выросло количество рабочих мест, значительно поднялась средняя заработная плата.

В 1968 году, по инициативе руководства завода, были получены первые три 600- тонных теплохода, развернулось строительство барж проекта 183, водоизмещением 200 тонн. В 1981 году на заводе была построена баржа проекта З-85 в 3750 тонн. Спуск баржи осуществлялся по спусковым устройствам собственной конструкции. Эти показатели были достигнуты за счет рациональных технических и управленческих решений, финансирования пароходством, использования внутренних ресурсов, в том числе и добровольного безвозмездного труда рабочих, искренне считавших завод своим предприятием.

Полностью изменился и облик Криуш: с 1965 года по 1984 год были спроектированы и построены судостроительный и плотнично - столярный цеха, лесозавод, силовая подстанция, склад, баня. магазин, теплица площадью 400 кв.м., которая снабжала рабочих свежими овощами , здание заводоуправления и проходная, санаторий - профилакторий на 100 койко - мест, где отдыхали не только рабочие завода, но и со всего Поволжья. , музей истории завода, спортзал, завод ЖБИ, растворобетонный узел, жилые дома, дороги, коммуникации. Фактически Криуши были построены заново. Такое стало возможным не только в силу экономических причин, но и потому, что сам коллектив завода активно поддерживал своего директора на пути прогресса и созидания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1974 года Н.А.Басов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 2006 году

Николаю Александровичу Басову было присвоено звание "Почетный гражданин Ульяновской области"

Криушане добрым словом вспоминают Басова Николая Александровича. Именно при нем было время бурного расцвета не только производства, но и самого поселка Криуши. Дань его заслугам и славным делам - название теплохода именем этого человека в 2005 году к 70 -летию со дня рождения Николая Александровича. Теплоход "Николай Басов " бороздит воды наших российских реки, вероятно выйдет в заграничные морские просторы. Ведь это судно относится к классу " река- море"

Н.А.БАСОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Хорошая память всегда и сейчас,

Хранит все дела и заслуги наши.

И если люди запомнили Вас,

то значит добро Вы делали чаще

Мы жизнь свою проживаем , и вот

Плоды своих свершений увидев,

У берега встретили Вы свой теплоход,

К причалу однажды на звук гудка выйдя

Плывет теплоход, как плывут по волнам

Воспоминанья о днях минувших.

И люди дают кораблям имена

Людей, действительность перевернувших,

Тех,кто в пустынях сажал сады,

Кто поднимал города и заводы

Многое с тех пор утекло в даль воды

Много ушло в дальний путь теплоходов.

Только однажды увидели Вы, что отдавая себя год от года

Светлым трудом, для Криуш, для народа

скромную дань, что заслужена Вами

имя свое на борту теплохода (2006г А.Л.Астахов)

Мы гордимся, что в нашем селе жил и ходил по криушинским улицам

человек, отдавший жизнь людям, а имя - кораблю.


Глава 2.По зову души и сердца


Еще один теплоход " Владимир Басманов" носит имя нашего земляка Басманова Владимира Алексеевича. Крепкий , широкоплечий, с открытой необыкновенной доброты улыбкой , человек большой внутренней силы, способный принимать решения и не бояться трудностей, надежный всегда и во всем, настоящий друг и товарищ. Родился Владимир Алексеевич родился 21 июня 1949 года в семье речников в Ульяновской области. В.А. Басманов окончил среднюю школу в 1966 году. Учитывая его неплохие знания по математике и физике, учителя рекомендовали ему ехать учиться в Казанский университет на механико-математический факультет. Но любовь к Волге победила. Володя, учась в старших классах, во время летних каникул подрабатывал матросом и кочегаром на разных пароходах.

В 1966 году Владимир поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта (ГИИВТ) на судомеханический факультет и после его окончания начал работал под руководством именитого директора на Криушинской РЭБ сначала начальником судокорпусного цеха, а затем и главным инженером . Но по семейным обстоятельствам переехал в город Бор Горьковской области, поступил работать на завод «Теплоход» технологом-конструктором .

В 1985 году, в трудный и ответственный период, когда предстоял перевод всего зимующего флота с личным составом и береговыми службами на новую территорию, В.А. Басманов решением начальника ВОРПа И.А. Щепетова был назначен директором строящегося Борского СРЗ. Сам Владимир Алексеевич новому назначению пытался сопротивляться, считал, что не хватает опыта. Хозяйство предстояло взять на себя очень непростое, хлопотное, а ему в ту пору и сорока лет не было. Но Иван Алексеевич при назначении Басманова учитывал и положительные отзывы о нем, как о профессионале высокого уровня, и то, что он все-таки «речная косточка». А это дорогого стоит. Поскольку завод строился 9 лет, а большинство оборудования заказывалось заранее, то к моменту сдачи объекта практически всему оборудованию надо было делать ревизию.

Монтировать его решили своими силами. Вся ответственность за этот объем работ легла на плечи В.А. Басманова.

Рабочий день директора никогда не был 8-часовым, на работе он практически жил. И самое главное: сумел расположить к себе специалистов, рабочих, ладил с плавсоставом —механиками, мотористами, которых в зимнее время тоже привлекали на строительство.

Люди, как говорится, за ним пошли. Он не кричал, не шумел, просто конкретно ставил задачу и объяснял, каков должен получиться результат. С поставленной задачей коллектив справился, все было смонтировано в срок.

Предприятие было пущено в 1987 году. Для коллектива новой задачей было освоение слипа и площадки по подъему крылатого флота. Никаких больших проблем при этом не возникало. На слип поднимали не только теплоходы и пароходы устаревшей постройки, но и новые буксиры-толкачи «ОТ-2000» и «ОТ-2400», теплоходы «Волго-Доны», трехпалубные теплоходы проекта 588 и пассажирские «Александр Пушкин» и «Максим Горький». Слип заработал в полную силу, как и было предусмотрено проектом.

Заслуженный строитель Российской Федерации, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, инженер-гидротехник, бывший заместителем начальника Волжского объединенного пароходства по капитальному строительству Андрей Борисович Голубков в своей книге «Издалека-долго» так вспоминает Владимира Басманова: «Завод был пущен в 1987 году, и вскоре стал одним из ведущих и значимых судоремонтных предприятий на Волге. А его директор вошел в плеяду легендарных директоров, которые не просто руководили производством, но и обустраивали жизнь прилежащих территорий, пеклись о быте своих подчиненных, создавали историю своих предприятий. Он строил в поселке Октябрьском жилые дома и сумел обеспечить для своих работников нулевую очередь на жилье, построил детский садик, много других объектов инфраструктуры, прокладывал коммуникации, инициировал и выполнил строительство крайне нужного для поселка водовода. Руководитель территориального управления администрации Бора в поселке Октябрьском В.В. Раскурин как-то сказал мне, что порой жители называют свой поселок «Басмановским», столь велик вклад в его развитие первого директора «Борремфлота».

Басманов сумел организовать несколько садоводческих товариществ для работников своего завода. Сам стал заядлым садоводом, и вместе с супругой Любовью Михайловной на своей уютной дачке с неизменным гостеприимством встречал друзей и коллег.

Некоторое время Владимир Алексеевич работал техническим директором в фирме «Волга-Ресторан-Сервис», которая была создана на базе Конторы судовых ресторанов Волжского пароходства. Фирма занимается организацией прогулочных рейсов и имеет в своем владении несколько теплоходов. Один из них, «Сольвейг», был восстановлен, реконструирован из старого суденышка и переоборудован в комфортабельный прогулочный катер исключительно благодаря профессионализму В.А. Басманова. Когда

мне приходится говорить о Басманове, я всегда привожу такой пример. Вот стоит человек на краю пропасти, того и гляди упадет. Можно подтолкнуть его, а можно, рискуя собственной жизнью, протянуть руку и спасти, удержать. Вот Владимир Алексеевич из тех, кто в беде не бросит. А ведь самому пришлось многое пережить. Раньше про таких говорили – с ним можно идти в разведку».

В.А. Басманов ушел с завода 14 марта 1997 года. Предприятие к тому времени акционировалось и стало называться АО «Борремфлот», а Владимир Алексеевич начал создавать новое предприятие по ремонту флота СК «Общество по Волге». Он оказался среди основателей новой судоходной компании и занимал в ней должность технического директора.

Последние годы Почетный работник АО «Борремфлот» Владимир Алексеевич был на пенсии, но всегда держал связь со своими коллегами, сослуживцами. Даже находясь в больнице, куда его доставила «Скорая помощь», продолжал работать над брошюрой к 30-летию завода «Борремфлот», которая вышла в 2017 году, старался не забыть никого из

тех, с кем вместе трудился. В.А. Басманов скончался 1 мая 2017 года, не дожив полтора месяца до своего 68-летия. Его кончина стала большой трагедией не только для близких Владимира Алексеевича, но и для всех, кто знал его. Траурный митинг в день прощания с В.А. Басмановым собрал не одну сотню людей, приехавших на Бор, чтобы отдать последние почести этому человеку. На митинге было зачитано обращение капитанов СК «По Волге» с просьбой присвоить одному из теплоходов компании имя В.А. Басманова. В тот же день руководитель компании Александр Павлович Трофимов подтвердил, что одиниз лучших теплоходов «Невский-17» получит новое имя - «Владимир Басманов». Это была дань памяти замечательному человеку, истинному волгарю, первому директору

завода «Борремфлот». В следующую навигацию на Волге появился теплоход, названный его именем. Теплоход вышел на речные просторы с новым именем в 2018 году.



Митинг по случаю открытия мемориальной доски собрал, несмотря на прохладную в тот день погоду, много друзей, коллег, самых близких людей Владимира Алексеевича- жену, сестру, племянников.

Все выступавшие говорили о Владимире Алексеевиче как о настоящем профессионале, умелом организаторе и удивительно душевном человеке.

Добрую, долгую память оставил о себе Владимир Алексеевич Басманов, значит, вахта его продолжается!

В нашей школе создана комната речной и морской славы., где на стендах представлены материалы о Басове Н.А. и Басманове В.А.



Заключение

Мы гордимся, что то на нашей земле жили такие замечательные люди, внесли определенный вклад в историю нашего села, а значит, и частичку в историю нашей страны.

В ходе работы мы убедились, что через биографии людей, живущих рядом, легче понять и представить себе прошлое своей страны, от которого нас отделяют десятилетия.

В мире все связано. Изучая историю своего села, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. И для меня это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком. Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
В своей исследовательской работе , я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни людей, живущих со мной рядом, моих земляках. Эти замечательные люди своим каждодневным трудом приносили пользу многим людям, работали на благо своего края и процветания всей страны, строили заводы. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
В нашем селе много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
И нам необходимо создавать новые связи и передавать из поколения в поколение историю, чтобы всегда оставаться на связи.


Связь поколений. связь времен…

Уходит время день за днем,

Боль оставляя в наших душах.

Уходят люди и с собой

Уносят всё, чем прежде жили,

Что было им дано судьбой.

И всё, чем в жизни дорожили.

Но забывать мы не должны

Из всех ушедших лет ни года.

Они – история страны,

Они – история завода.




Список источников и литературы

  1. Басманов В.А. и другие «Борремфлот»

  2. Бородкин Ю.С. « Притяжение Волги»

  3. Газета «Волго-Невский проспект» ,№ 13, 26 июня 2009г

  4. Газета «Воскресный Вестник», 1978г

  5. Газета «Наш город» № 46, 3 ноября 2005г

  6. Сайт АО «Борремфлот»





Приложение 1







Приложение 2


19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!