Классный час Тема :«Почитание родителей в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». Сравнительная характеристика героев.
Задачи : всестороннее знакомство с рассказом А. П. Чехова «Мальчики»
Цели урока:
образовательная:
Познакомить с рассказом А.П.Чехова «Мальчики»,формировать умения давать сравнительную характеристику героев;
развивающая:
развитие устной речи, внимания, памяти учащихся;
формирование умений логично и аргументированно строить высказывание;
активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов;
активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов;
устанавливать межличностные отношения в процессе обсуждения;
воспитательная:
воспитывать нравственные качества у учащихся, почитание родителей, уважение ,ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа;
формирование умения работать в группе.
Характер классного часа – размышление.
Способ усвоения – творческо-исследовательский.
Формы работы на уроке:
Аналитическая беседа.
Словарная работа с литературоведческими терминами.
Анализ эпизодов.
Составление исторической справки.
Сравнительная характеристика героев.
Предварительная подготовка:
1. Чтение рассказа А. П. Чехова «Мальчики»
2. Поиск дополнительного материала - источники образа «Монтигомо Ястребиный Коготь».
3. Оформление выставки книг писателя.
4. Работа с Толковым словарем.
Межпредметная связь:
Русский язык (развитие речи) – анализ текста
География – умение работать с картами.
Оборудование урока:
Выставка-витрина для книг;
карта путешествия мальчиков с городами, упомянутыми в книге;
портрет писателя А.П.Чехова;
«Без зачатков положительного и прекрасного
нельзя входить человеку в жизнь из детства»
Ф. М. Достоевский
Ход занятия
Орг. момент.
2. Презентация. На доске демонстрируются слайды «Наши мальчики».
- Какими вы видите мальчиков на фотографиях?
-Такие они на самом деле?
-Что помогает вам охарактеризовать их? (их поступки)
3.Сообщение темы.
- Как вы думаете, почему этот урок я начала с фотографий наших мальчиков?
(мы будем рассматривать рассказ «Мальчики» А. П. Чехова).
- Какие еще произведения этого автора вы читали? («Каштанка», «Ванька», «Хирургия»)
Тема : «Почитание родителей. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».
Сравнительная характеристика героев.
Сегодня я расскажу Вам удивительную историю…..Работа с текстом.
Инсценировка.
Выходят 2 мальчика.
Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…
Второй: Знаете кто я?
Учитель: Господин Чечевицын!
Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.
(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).
Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
Володя: А Калифорния?
Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).
6. Беседа с классом.
- Итак, мы поняли, что главными героями рассказа являются Володя Королев и господин Чечевицын.
- Скажите, а что является темой рассказа? (желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений).
В рассказе встретилось много непонятных слов. Давайте поработаем с ними, чтобы затем при работе не встречались трудности.
6. Словарная работа.
1. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - суконный капюшон с длинными концами.
2. Розвальни – сани
3. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос
4. Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев.
5. Бизон – животное
6. Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.
7. Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.
8. Термиты - насекомые
Теперь никаких трудностей при анализе произведения, я думаю, у нас не возникнет.
- Поговорим о задаче нашего классного часа…. Она вытекает из данной логической цепочки:
Событие – поступок – характер
-Почему именно такую цепочку я построила?
(Именно поступки героев помогают нам разобраться в его взглядах, понять его характер)
- Для начала попробуем понять, как развиваются события рассказа. 7. Составление плана.
План.
Вступление, описание места действия и персонажей.
Приезд мальчиков.
Завязка: яркое событие, которое определяет начало сюжета.
Загадочное поведение мальчиков.
Развитие сюжета: обычно последствия завязки.
Рассказы об Америке
Кульминация: наиболее напряженный момент в сюжете.
Побег мальчиков. Секрет раскрыт.
Развязка: то, к чему привели действия героев.
Мальчиков привозят домой.
Заключение. Эпилог. Отъезд Чечевицына.
- Какой план у нас получился? (простой)
- Мы узнали, как развиваются события, какой поступок совершили мальчики. А теперь на основе этих поступков попробуем дать характеристику им. У нас 2 героя.
-Как называется такая характеристика? (сравнительная).
-Что это означает? (мы будем сравнивать героев, находить общее и различное).
-При изучении каких произведений мы еще проводили сравнительную характеристику? (А. С. Пушкин «Дубровский», В. Г. Короленко «В дурном обществе», И. С. Тургенев «Бежин луг»).
8. Составление сравнительной характеристики.
Чечевицын | Володя |
Общее |
одноклассники |
«…мысли у мальчиков общие» |
Различие |
а)внешность |
«..худ, смугл, покрыт веснушками… Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив» | «пухлый, как укушенный пчелой». |
б)речь |
угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся | всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался |
б)поведение |
сосредоточен; «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… | он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…» |
-Словами какой части речи начинает автор описание Чечевицына? (краткими прилагательными)
- Почему? (это делает описание напряженным, подчеркивает желание быть первым).
9. Инсценировка.
- Лучше разобраться в характерах героев поможет их диалог.
Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?
Володя: (плача) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!
Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.
Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.
Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?
Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).
Так ты поедешь?
Володя: По…еду!
Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).
- Сделайте вывод о характерах Чечевицына и Володи.
Вывод: Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.
- Наши эксперты подготовили исследовательскую работу о происхождении этого имени.
Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением "благородными дикарями" и близостью к природе.
Чечевицын ведет себя в соответствии с выбранным именем.
- Но он безрассуден. Почему?
10. Еще одна исследовательская работа. Посмотрим на доску. Карта, которую рассматривали мальчики.
- Сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
- Реален ли был их план?
- Знали ли дети географию?
- Что они приготовили для побега? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло)
- Достаточно ли было этого?
- Давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.) Было бы это исполнимо?
Володя: Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.
-Для чего ему нужна эта маска? (Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь и соответствовать своему другу).
- Какие чувства мы испытываем к мальчикам? (сочувствуем).
- Почему? (Мы видим, что планы мальчиков заранее были обречены на провал).
-Но этот рассказ читается легко. Почему? Серьезное или юмористическое это произведение?
-Найдите смешные моменты в рассказе.
12. Д/З. Придумать продолжение рассказа (20 лет спустя) с юмором.
13. Подведение итогов.
-Чему учит этот рассказ? (прежде, чем что-то сделать, надо подумать; не подвергать свою жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки, думать о своих близких прежде,чем что-либо предпринять…,о последствиях…)
И мы, взрослые, хотим, чтобы вы выросли именно такими: добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. Я еще раз обращаюсь к эпиграфу нашего урока. Прочитайте их и подумайте, каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в лучшую сторону.
- Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»? (большинство мальчиков такие)
Именно из таких смелых, отважных, целеустремленных, решительных, даже безрассудных людей и вырастают настоящие герои: путешественники, спасатели, космонавты, олимпийские чемпионы. И на последнем кадре нашей презентации о мальчиках мы видели их после игры в футбол. И хотя это было 2 место на первенство школы, может быть, и из них кто-то в будущем станет известным спортсменом. В преддверии Олимпиады, которая будет проходить в Сочи в этом году, об этом помечтать, мне кажется, очень своевременно. Однако не надо забывать о тех, кто нам дорог, кто помогает нам.
-Кого я имею в виду? (родителей)
-Так чему еще учит нас рассказ? Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.
14. Рефлексия.
- Наш класс – это наша семья, где вместе живут и мальчики, и девочки. И чтобы не забывать об этом, давайте вместе сфотографируемся. И пусть эта общая фотография станет напоминанием всем, как бережно нужно относиться друг к другу.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/31/s_5b0facd85cca1/910213_1.png)