СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почитание родителей в рассказе А.П.Чехова "Мальчики".Сравнительная характеристика героев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе классного часа происходит развитие устной речи,внимания памяти,формируются умения логично и аргументированно строить высказывание,активизировать мыслительную и учебно-познавательную деятельность с помощью проблемных вопросов,устанавливать межличностные отношения в процессе обсуждения

Просмотр содержимого документа
«Почитание родителей в рассказе А.П.Чехова "Мальчики".Сравнительная характеристика героев»

Классный час Тема :«Почитание родителей в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». Сравнительная характеристика героев.

Задачи : всестороннее знакомство с рассказом А. П. Чехова «Мальчики»

Цели урока:

образовательная:

Познакомить с рассказом А.П.Чехова «Мальчики»,формировать умения давать сравнительную характеристику героев;

развивающая:

  • развитие устной речи, внимания, памяти учащихся;

  • формирование умений логично и аргументированно строить высказывание;

  • активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов;

  • активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов;

  • устанавливать межличностные отношения в процессе обсуждения;

 воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества у учащихся, почитание родителей, уважение ,ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа;

  • формирование умения работать в группе.

Характер классного часа – размышление.

Способ усвоения – творческо-исследовательский.

Формы работы на уроке:

  1. Аналитическая беседа.

  2. Словарная работа с литературоведческими терминами.

  3. Анализ эпизодов.

  4. Составление исторической справки.

  5. Сравнительная характеристика героев.

Предварительная подготовка:

1. Чтение рассказа А. П. Чехова «Мальчики»

2. Поиск дополнительного материала - источники образа «Монтигомо Ястребиный Коготь».

3. Оформление выставки книг писателя.

4. Работа с Толковым словарем.

Межпредметная связь:

Русский язык (развитие речи) – анализ текста

География – умение работать с картами.

Оборудование урока:

  • Выставка-витрина для книг;

  • карта путешествия мальчиков с городами, упомянутыми в книге;

  • портрет писателя А.П.Чехова;









«Без зачатков положительного и прекрасного

нельзя входить человеку в жизнь из детства»

Ф. М. Достоевский

Ход занятия

  1. Орг. момент.

2. Презентация. На доске демонстрируются слайды «Наши мальчики».

- Какими вы видите мальчиков на фотографиях?

-Такие они на самом деле?

-Что помогает вам охарактеризовать их? (их поступки)

3.Сообщение темы.

- Как вы думаете, почему этот урок я начала с фотографий наших мальчиков?

(мы будем рассматривать рассказ «Мальчики» А. П. Чехова).

- Какие еще произведения этого автора вы читали? («Каштанка», «Ванька», «Хирургия»)

Тема : «Почитание родителей. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».

Сравнительная характеристика героев.

  1. Сегодня я расскажу Вам удивительную историю…..Работа с текстом.

Инсценировка.

Выходят 2 мальчика.

Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…

Второй: Знаете кто я?

Учитель: Господин Чечевицын!

Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).

Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя: А Калифорния?

Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

6. Беседа с классом.

- Итак, мы поняли, что главными героями рассказа являются Володя Королев и господин Чечевицын.

- Скажите, а что является темой рассказа? (желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений).

В рассказе встретилось много непонятных слов. Давайте поработаем с ними, чтобы затем при работе не встречались трудности.

6. Словарная работа.

1. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - суконный капюшон с длинными концами.

2. Розвальни – сани

3. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос

4. Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев.

5. Бизон – животное

6. Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

7. Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.

8. Термиты - насекомые

Теперь никаких трудностей при анализе произведения, я думаю, у нас не возникнет.

- Поговорим о задаче нашего классного часа…. Она вытекает из данной логической цепочки:

Событие – поступок – характер



-Почему именно такую цепочку я построила?

(Именно поступки героев помогают нам разобраться в его взглядах, понять его характер)

- Для начала попробуем понять, как развиваются события рассказа. 7. Составление плана.

План.

  1. Вступление, описание места действия и персонажей.

Приезд мальчиков.

  1. Завязка: яркое событие, которое определяет начало сюжета.

Загадочное поведение мальчиков.

  1. Развитие сюжета: обычно последствия завязки.

Рассказы об Америке

  1. Кульминация: наиболее напряженный момент в сюжете.

Побег мальчиков. Секрет раскрыт.

  1. Развязка: то, к чему привели действия героев.

Мальчиков привозят домой.

  1. Заключение. Эпилог. Отъезд Чечевицына.

- Какой план у нас получился? (простой)

- Мы узнали, как развиваются события, какой поступок совершили мальчики. А теперь на основе этих поступков попробуем дать характеристику им. У нас 2 героя.

-Как называется такая характеристика? (сравнительная).

-Что это означает? (мы будем сравнивать героев, находить общее и различное).

-При изучении каких произведений мы еще проводили сравнительную характеристику? (А. С. Пушкин «Дубровский», В. Г. Короленко «В дурном обществе», И. С. Тургенев «Бежин луг»).

8. Составление сравнительной характеристики.

Чечевицын

Володя

Общее

одноклассники

«…мысли у мальчиков общие»

Различие

а)внешность

«..худ, смугл, покрыт веснушками… Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив»

«пухлый, как укушенный пчелой».

б)речь

угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся

всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался

б)поведение

сосредоточен; «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко…

он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…»


-Словами какой части речи начинает автор описание Чечевицына? (краткими прилагательными)

- Почему? (это делает описание напряженным, подчеркивает желание быть первым).

9. Инсценировка.

- Лучше разобраться в характерах героев поможет их диалог.

Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя: (плача) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?

Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так ты поедешь?

Володя: По…еду!

Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

- Сделайте вывод о характерах Чечевицына и Володи.

Вывод: Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.

- Наши эксперты подготовили исследовательскую работу о происхождении этого имени.

Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением "благородными дикарями" и близостью к природе.

Чечевицын ведет себя в соответствии с выбранным именем.

- Но он безрассуден. Почему?

10. Еще одна исследовательская работа. Посмотрим на доску. Карта, которую рассматривали мальчики.

- Сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
- Реален ли был их план?

- Знали ли дети географию?

- Что они приготовили для побега? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло)

- Достаточно ли было этого?

- Давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.) Было бы это исполнимо?

Володя: Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

-Для чего ему нужна эта маска? (Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь и соответствовать своему другу).

- Какие чувства мы испытываем к мальчикам? (сочувствуем).

- Почему? (Мы видим, что планы мальчиков заранее были обречены на провал).

-Но этот рассказ читается легко. Почему? Серьезное или юмористическое это произведение?

-Найдите смешные моменты в рассказе.

12. Д/З. Придумать продолжение рассказа (20 лет спустя) с юмором.

13. Подведение итогов.

-Чему учит этот рассказ? (прежде, чем что-то сделать, надо подумать; не подвергать свою жизнь опасности, уметь отвечать за свои поступки, думать о своих близких прежде,чем что-либо предпринять…,о последствиях…)

И мы, взрослые, хотим, чтобы вы выросли именно такими: добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. Я еще раз обращаюсь к эпиграфу нашего урока. Прочитайте их и подумайте, каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в лучшую сторону.

- Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»? (большинство мальчиков такие)

Именно из таких смелых, отважных, целеустремленных, решительных, даже безрассудных людей и вырастают настоящие герои: путешественники, спасатели, космонавты, олимпийские чемпионы. И на последнем кадре нашей презентации о мальчиках мы видели их после игры в футбол. И хотя это было 2 место на первенство школы, может быть, и из них кто-то в будущем станет известным спортсменом. В преддверии Олимпиады, которая будет проходить в Сочи в этом году, об этом помечтать, мне кажется, очень своевременно. Однако не надо забывать о тех, кто нам дорог, кто помогает нам.

-Кого я имею в виду? (родителей)

-Так чему еще учит нас рассказ? Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.

14. Рефлексия.

- Наш класс – это наша семья, где вместе живут и мальчики, и девочки. И чтобы не забывать об этом, давайте вместе сфотографируемся. И пусть эта общая фотография станет напоминанием всем, как бережно нужно относиться друг к другу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!