СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почва — особое природное тело

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Почва - особое природное тело.

Урок. Почваособое природное тело                                                                 8кл

Цели урока:

·    Углубить знания учащихся о почве.

·    Установить отличие почвы от горной породы.

·    Познакомить учащихся со строением почвенного профиля.

·    Определить особенности механического состава и структуры почвы.

  • Воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах;
  • Воспитание бережное отношение к уникальному и бесценному  богатству природы – ПОЧВЕ.

 

Основное содержание: отличие почвы от горной по­роды. Строение почвы (почвенный профиль). Почвенный горизонт. Механический состав и структура почвы.

Способы действия учащихся: проанализировать почвенный профиль, сравнить образцы почвы по механи­ческому составу и структуре.

Ценностный компонент урока: почва — особое природное тело.

 

Изучение нового материала:

1-й слайд        тема урока   Почва — особое   природное тело

2-й слайд        цели урока

 

В начале урока учащиеся получают Задания по группам  и, опираясь на знания о почвах из курсов 6 и 7 классов, а также на материалы учебника отвечают на вопросы в группах по колонкам:

      3-й слайд      

 

1 колонка – Определить, чем почва отличается от горной породы.

      2 колонка – Узнать, каково строение почвы.

3 колонка – Выяснить, как различаются почвы по механическому составу и по структуре.

 

Ответы вписать в карточку работы групп.

 

Учащиеся работают в группах. затем смотрят. ответы по карточке и рассказывают суть вопроса.

 

                                                     1 группа: Чем почва отличается от горной породы?

 

4-й слайд       Итак, главные мысли и ответы:

            

            Почва – это природный продукт, который обладает  плодородием.

            Гумус (перегной)– главный компонент почвы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ЗРЕНИЕ

 

2 группа: Каково строение почвы?

 

 5-й слайд    Рисунок почвенного профиля

 

3 группа: Как различаются почвы по механическому составу и по структуре?

 

6-й слайд   

 

По механическому составу различают почвы 

песчаные     супесчаные    суглинистые       глинистые

 

7-й слайд    Механический состав почвы –

    соотношение различных по размеру минеральных частиц

 

Структура почвы –

    это способность почвенных частиц склеиваться в комочки.

8-й слайд   

  

                                        По структуре почвы различают

                                        Структурные          Бесструктурные

Это почвы, которые имеют                                           Это почвы, которые

зернистую или комковатую                          состоят из пылеватых частиц

структуру  с диаметром комочков                     с диаметром  до 0,05 мм

   до 10мм

                                     Плодородные        Малоплодородные

                                     чернозёмы,                 тундровые

                                     каштановые

9-й слайд   

  • Основателем науки «почвоведение» стал русский ученый В. В. Докучаев.
  • Он назвал почву

       «зеркалом ландшафта природы». Почему?

 

 

10-й слайд   

 

  • Образование почвы идет очень медленно,

    за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см (в тундре) до 2 см (в степях).

Поэтому нам необходимо беречь этот дар природы!!!

 

 

  

 

В заключение урока подводится итог: что нового узнали учащиеся на уроке и как эти знания можно использовать в жизни?

 

 

«Что назы­вается почвой? Каково основное свойство почв? От чего оно зависит? Кто из ученых внес вклад в развитие учения о почвах? Почему почву называют «зеркалом ландшафта»?»

Затем учащиеся устанавливают, чем почва отличается от горной породы. С этой целью они изучают образцы гор­ных пород (песок, глина) и почвы. Учащиеся высказыва­ют свои предположения, а учитель уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы — гу­муса, обеспечивающего почвенное плодородие.

По рисунку 57 на с. 135 учебника школьники знако­мятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) у себя в тетради.

Чтобы установить, как различаются почвы по механи­ческому составу, учащиеся рассматривают образцы различ­ных почв: супесчаную, суглинистую. Затем они из увлаж­ненной почвы скатывают жгут и делают из него кольцо. Если кольцо разваливается, то это песчаная почва; если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная; если трещины неглубокие — суглинистая; если трещин нет — глинистая. Это задание соотносят с заданием 7 учебника, где учащимся предлагается определить почву с дачного (приусадебного, пришкольного) участка.

Далее учитель рассказывает о том, какие бывают поч­вы по своей структуре. После объяснения учитель на экране, а ученики в тетради создают схему.

11-й слайд

 

 

 

В заключение урока подводится итог: что нового узнали учащиеся на уроке и как эти знания можно использовать в жизни?

 

12-й слайд   

 

  • Молодцы, поработали хорошо!!!

Домашнее задание: изучить п.28;

устно ответить на вопросы стр.136.

По желанию подготовить доклад

на тему «Почвы моего края»

 

 

Домашнее задание: 1) изучить § 28; 2) устно ответить на вопросы стр.136.

                                              По желанию подготовить доклад на тему «Почвы моего края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!