8
Тема: Почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»
Цели:
Образовательные: формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, развивать познавательную активность, навыки исследовательского подхода(опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой, воспитывать интерес к учебному предмету, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве природы через рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, внутренняя позиция школьника как ответственного ученика, доброжелательное отношение к окружающим, мотивация к творческому труду, работе на результат.
Предметные: обучающиеся учатся проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование, исследовать с помощью опытов состав и свойства почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающиеся научатся понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем, планировать своё высказывание и свои действия в течение урока, оценивать свою деятельность.
Познавательные: обучающиеся научатся понимать содержание текста, фиксировать результаты опытов в листе наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи в природе, проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные: обучающиеся научатся включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Форма урока: урок – исследование
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
1) для опытов: образцы почвы, стаканчики с водой, палочки, держатель, спиртовка, чашечка, фильтрованная бумага, спички, стекло, колба
2) иллюстрации животных и растений Крыма, презентация «Почва», на доске – кроссворд, тема и план урока
3) таблички для рефлексии
4) светофоры у учащихся
Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
II Проверка домашнего задания
Викторина «Удивительное вещество»
(«Да» - хлопок, «Нет» - не делать хлопка»)
1. Может ли вода двигаться вверх?
(Да, Круговорот воды в природе)
2. Можно ли принести воды в решете?
(Да. Когда она замёрзнет)
3. Вода в морях и океанах пресная?
(Нет. Солёная)
4. Главная причина нехватки пресной воды на земле – это её загрязнение? (Да)
5. Нужно ли беречь воду? (Да). Как?
III Актуализация знаний учащихся
Актуализация опорных знаний учащихся.
На доске кроссворд: - Тема нашего урока зашифрована в кроссворде
| | | | П | Р | О | С | Т | Р | Е | Л | | | |
| | | М | О | Ж | Ж | Е | В | Е | Л | Ь | Н | И | К |
| У | С | А | Ч | | | | | | | | | | |
Ж | У | Р | А | В | Л | Ь | | | | | | | | |
| | | Г | А | Д | Ю | К | А | | | | | | |
- Я показываю иллюстрации, вы называете предмет, изображенный на них, название этого предмета мы записываем в кроссворд. (иллюстрации: прострел, можжевельник, усач, журавль, гадюка)
- Какой общей темой можно объединить эти названия? (Растения и животные, занесённые в Красную книгу Крыма).
IV Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце? (Почва)
- Так какова тема нашего урока?
- Какие цели и задачи мы будем сегодня решать?
На доске тема и план урока
Что такое почва
Основное свойство почвы
Состав почвы
Значение и охрана почвы
V Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной ситуации
- Почему в кроссворде записаны названия растений и животных, а тема урока «Почва»?
В конце урока вы должны ответить на этот вопрос.
VI Изучение нового материала
1 Понятие о почве
Работа по рисунку в учебнике на стр.64
- Подумайте, что такое почва?
- Найдите определение понятия «Почва» в тексте.
- Как вы понимаете «плодородный слой земли»?
- Из каких слов оно состоит (Плодородный)
Вывод: Плодородие - способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
- Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни)
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить состав почвы. Что нам в этом поможет? (опыты)
Почву изучают ученые. Замечательный русский ученый Виктор Владимирович Докучаев изучал почву, ее состав, свойства. (Слайд)
Ученый, который изучает почву, называется почвовед (ведает, изучает почву)
2 Практическая работа поискового характера
- Представьте, что вы почвоведы и работаете в учебной лаборатории, поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны (инструктаж по технике безопасности)
Для четкости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений
Опыт №1
- Бросим кусочек почвы в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (из почвы идут пузырьки)
Вывод:- Что находится в почве? (воздух - запись в листе наблюдений)
- Для чего нужен воздух в почве (чтобы дышали корни растений и животных)
Опыт №2
- Почву нагреем на огне. Над почвой подержим стекло. Что вы наблюдаете? (стекло стало влажным)
Вывод: - Что находится в почве? (вода – запись в листе наблюдений)
- Зачем в почве вода? (Вода- вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт №3
- Будем продолжать нагревать почву. Что вы почувствовали? (неприятный запах и дым)
- Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
Вывод: - Что еще содержится в почве? (перегной - запись в листе наблюдений).
Опыт №4
- Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыплем в стакан с водой и размешаем.
- Что вы наблюдаете? (на дне стакана песчинки)
Вывод: - В состав почвы входят песок и глина. Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха с корнем. Глина хорошо удерживает воду.
- Что запишем в листе наблюдений? (песок и глина)
Опыт №5
- Профильтровываем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло и подержим его над огнем?
- Что вы наблюдаете? (вода испарилась, появился белый налет).
- Н что это похоже? (на соль).
Вывод: В состав почвы входят минеральные соли (запись в листе наблюдений)
Минеральные соли образуются в почве из перегноя под действием бактерий.
- Какое значение имеют минеральные соли? (Ими питаются растения, без них растения не могут расти).
3 Подведение итогов практической работы
- Что входит в состав почвы?
Физминутка
VII Закрепление изученного материала
1 Презентация «Почва»
2 Работа в группах (3 группы получают задания).
Первая группа «как образуется почва»
Вторая группа «Животные , которые создают и повышают плодородие почвы»
Третья группа «Отчего почва разрушается»
3 Значение почвы и её охрана
- Как люди должны относиться к почве?
Слайд: «Беречь землю – это значит разумно, по – хозяйски её использовать, сохранять и украшать во имя нынешнего и будущего поколения».
VIII Рефлексия
Перед вами вопросы. Вы читаете их и записываете ответы (проверка- работа в парах)
1 Верхний плодородный слой земли (почва)
2 Главное свойство почвы (плодородие)
3 Выбери и запиши, какие вещества не входят в состав почвы: песок, вода, стекло, глина, воздух, бумага, перегной, минеральные соли.
4 Самая богатая перегноем почва (чернозем)
- Вы сегодня прекрасно справились с ролью исследователей.
- Что вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
- В чем испытывали затруднение?
- Оцените свою работу (светофоры)
IX Итог урока
- В начале урока у нас был вопрос:
Почему в кроссворде записаны названия растений и животных, а тема урока «почва»?
- Кто может ответить на этот вопрос?
X Домашнее задание
- Я предлагаю выбрать домашнее задание на следующий урок:
1 Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы (стр.64-68)
2 Подготовить сообщение о почвах нашего края
3 Подготовить рисунок по теме «Берегите почву».