Почва – живая земля
Письмо
Детям «Чудо чадо»
От гнома
Что это?
Загадка
Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут
Земля
ЗЕМЛЯ КОРМИТ И РАДУЕТ НАС
Почва – верхний слой земли, который
питает и кормит растение
Глина СОСТАВ ПОЧВЫ Песок
Минеральные соли
Живые организмы
Вода и воздух
Остатки растений и
животных
Песчаная почва
Глинистая почва
Почву, богатую перегноем называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета.
Почва в разрезе
Плодородный слой земли
Песок
Подземные воды
Глины
Физкультминутка
Отдохнем — и снова в путь! Нам советует наш крот: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево — вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движения.)
Практическая работа
Исследуем почву. Опыт №1 Что спрятано в комочке?
- Приготовьте два комочка земли.
- Один комочек пусть лежит не тронутым.
- Другой комочек осторожно потрогайте.
- Какая земля в комочке?
- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу , что спряталось в вашем комочке?
В комочке есть корешки,
камешки и т. д.
Исследуем состав почвы Опыт №2 В земле есть воздух?
Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
- Что вы наблюдаете?
(Из комочка побежали маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
- Где же был воздух? (Воздух был в комочке земли).
- Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
- Какой вывод можно сделать?
В почве есть воздух
Исследуем состав почвы. Опыт №3 Есть ли в земле вода?
В чистую сухую металлическую емкость я положила комочек почвы.
– Я зажгу свечку, и буду держать емкость с почвой на огне.
– Что происходит с почвой?
– Она согревается.
– Подержу над емкостью чистую сухую линзу.
Через некоторое время показываю линзу детям.
– Что произошло с линзой?
– Линза запотела.
– Подержу линзу еще немножко.
Что это за капельки появились на линзе?
Это вода.
Сделайте вывод – есть вода в почве или нет?
Вода есть в почве
Исследуем цвет почвы. Опыт №4 Изменяется ли цвет почвы после дождя?
– Изменяется ли цвет почвы после дождя?
– Каким становится цвет?
Темным, черным.
Физкультминутка
Это легкая забава - повороты вправо, влево, ( повороты туловища вправо, влево )
Нам известна всем давно –
там стена, а там окно!
Приседаем быстро, ловко, ( приседания )
здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
надо чаще приседать!
А теперь ходьба на месте,
это тоже интересно, ( ходьб а)
Мы размяться все успели
и на место снова сели !
Исследуем структуру почвы. Опыт № 5 Посади «дерево» в сухую глину, песок.
– Возьмите палочку в одну руку, а другой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.
– Вытащите палочку из песка. Посадите “дерево” в глину.
– Во что легче было посадить “дерево”, в глину или песок?
– В глину мы не сумели посадить “дерево”. Сухая глина твердая, как камень.
- В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.
Исследуем структуру почвы. Опыт № 6 Что лучше пропускает воду песок или глина?
Польем по очереди песок и глину.
- Где быстрее впиталась вода?
В песке.
- Почему? Кто может объяснить?
Ответы детей.
Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.
- Какими стали песок и глина после полива?
Мокрыми.
Исследуем проницаемость почвы. Опыт № 7 Что лучше пропускает воду песок или глина?
Опыт проводится аналогично предыдущему.
– Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.
Почву можно назвать «живой» землей. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений .
Народ придумал о земле пословицы и поговорки.
- Поле труд любит.
- Кто не сеет, тот не жнет.
- Земелька черная, а хлеб белый родит.
- Землю пахать, не в бабки играть.
- Земля любит навоз, а лошадь овес.
- Земля не уродит – никто не наградит.
- Добрая земля больше поднимет.
- Своя земля и в горсти мила.
Рефлексия
– Мы сегодня много узнал о почве. Так из каких слоев состоит почва?
- Кто живет в почве?
- Что содержится в почве? (воздух, вода)
- Меняется ли цвет после дождя?(да, становится темнее).
- Что лучше пропускает воду песок или глина?(песок).
Чернозем
Песок
глина
Физкультминутка
Подрастает зернышко — потянулось к солнышку.
( Потянулись ) С ветерком оно играет, ветерок его качает,
( руки вверх, качаемся )
К земле низко прижимает
( наклоны туловища ) —
вот как весело играет!
( прогнулись, присели .)
ЗАДАНИЯ
- Выучи 2 любых пословицы о земле.
- Нарисуй кого-нибудь из "подземного жителей« по своему желанию.
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете»
МОЛОДЕЦ!