СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почвоведение, ландшафтоведение климатология, метеорология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почва является гигантской Экологической системой, оказывающая наряду с Мировым океаном решающее влияние на всю биосферу. Почвенный покров состоит из бесчисленных множества биогеоценозов и ландшавтов, основными  взаимосвязанными компонентами которых являются горные породы, растения, животные и микроорганизмы.

Просмотр содержимого документа
«Почвоведение, ландшафтоведение климатология, метеорология»









ПОЧВОВЕДЕНИЕ, ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

КЛИМАТОЛОГИЯ, МЕТЕОРОЛОГИЯ


Методические указания по выполнению

контрольной работы


































Содержание


Введение

5

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

6

Тренинг–тесты

7

Варианты заданий для контрольной работы

9

Приложение 1

14

Приложение 2

15

Список литературы

17






















ВВЕДЕНИЕ


Почва является гигантской экологической системой, оказывающая наряду с Мировым океаном решающее влияние на всю биосферу. Почвенный покров состоит из бесчисленных множества биогеоценозов и ландшафтов, основными взаимосвязанными компонентами которых являются горные породы, растения, животные и микроорганизмы.

Плодородная почва является важнейшим ресурсом развития человеческой цивилизации. Если почве обеспечить правильный уход и охрану, естественные процессы будут бесконечно долго поддерживатьее существование.

Обладая свойством плодородия, почва почва выступает как непосредственно производства в сельском хозяйстве. Используя почву как средство производства, человек существенно изменяет почвообразование, влияя как непосредственно на свойства почвы, ее режимы и плодородие, и на природные факторы, определяющие почвообразование.

Почвенный покров- важнейший биологический адсорбент и нейтрализатор загрязнений, а обитающие в почве микроорганизмы играют важнешую роль в минерализации остатков органических веществ, поддерживании самоочищающей способности биосферы, обеспечении круговорота веществ и энергии в природе.

С момента своего зарождения человечество всегда подвергалось благоприятным и неблагоприятным воздействиям атмосферы. Ход метеорологических процессов оказывает влияние на все строны жизни: определяет гидрологический режим водных объектов; без метеорологической информации не могут обойтись авация, морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, влияет на самочувствие людей и их работоспособность..

Процессы, происходящие в атмосфере, развиваются в основном в результате превращения энергии, поступающей от Солнца. При изучении этих процессов широко используются законы различных областей физики. В последние десятилетие исключительное значение приобрела проблема взаимодействия человека и природной среды. И прежде всего это относится к загрязнению атмосферы и вод промышленными выбросами.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



Выполнение конрольной работы по дисциплине « Почвоведение, ландшафтоведение» является важным этапом самоподготовки студента заочной формы обучения. В процессе самостоятельного изучения дисциплины студент приобретает навыки самостоятельной работы со специальной литературой

К выполнению контрольной работы следует подходить творчески, качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно студент дает ответы на поставленные вопросы, как использует рекомендованную литературу. Студент должен показать умение анализировать и обобщать изученный материал. Ответы должны быть полными по существу и краткими по форме, без переписывания материала учебника. В качестве самопроверки предлагается студенту ответить на предложенные тестовые вопросы.

Студент-заочник должен внимательно ознакомиться с программой по дисциплине, изучить перечень предлагаемой литературы, ответить на вопросы и приступить к выполнению контрольной работы.

Работа должна быть выполнена в сроки установленные учебным планом и графиком. К сдаче экзамена по дисциплине студент-заочник допускается после получения зачета по контрольной работе.

Вариант контрольной работы определяется преподавателем. Контрольная работа выполняется в обычной ученической тетради, страницы тетради нумеруются. На каждой странице следует оставлять поля шириной 4-5 см для замечаний преподавателя. Рекомендуемый минимальный объем 12 страниц. Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком, чернилами одного цвета. Сокращения слов в тексте не допускаются.

Первой страницей контрольной работы является титульный лист. На титульном листе указывается название учебного заведения, тема выбранной работы, сведения об авторе (Ф.И.О., факультет, курс, номер группы), сведения о руководителе (должнось, ученая степень, Ф.И.О.), дата и место написания работы.


ТРЕНИНГ –ТЕСТЫ


1. Горизонт, где возникают закисные соединения железа и марганца, подвижные формы алюминия – это:

1) элювиальный горизонт;

2) глеевый горизонт;

3) иллювиальный горизонт;

4) аккумулятивный горизонт.


2. Барическую систему с низким давлением в центре, называют:

1) циклоном;

2) антициклоном;

3) тайфуном;

4) смерчем.


3. Желтоокрашенные высокомолекулярные азотсодержащие органические кислоты почвы, сильно разрушающие минеральную часть почвы – это:

1) гумины;

2) сульфокислоты;

3) гуминовые кислоты;

4) фульфокислоты


4. Состояние атмосферы над данной территорией, в данное время, определяемое физическими процессами, называется:

1) климатом;

2) сезонностью;

3) погодой;

4) меженью.


5. Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды, называется:

1) мелиорацией;

2) эрозией;

3) рекультивацией;

4) агротехникой


6. Инверсии, возникающие при охлаждении приземного слоя воздуха, соприкасающегося с подстилающей поверхностью, называются:

1) адвективными;

2) радиационными;

3) изотермическими;

4) динамическими.


7. Возникновению ветра способствуют:

1) перепад давления;

2) влияние луны;

3) солнечный ветер;

4) сила притяжения.


8. Единицей бонитировки почв является:

1) процент бонитета;

2) шкала и процент бонитета;

3) балл и класс бонитета;

4) шкала и класс бонитета.


9. Более богата фотосинтетическими активными лучами:

1) прямая радиация;

2) рассеянная радиация;

3) искаженная радиация;

4) параллельная радиация.


10. Наименьшая годовая амплитуда температуры воздуха наблюдается в зоне:

1) экваториальной;

2) арктической;

3) пустынь;

4) тундры.
































ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Вариант 1


  1. Морфологическую характеристика почвенного профиля.

  2. Водные свойства почвы (влагоемкость, водопроницаемость)

  3. Характеристика наземного ландшафта Земли.

  4. Современная классификация климатов.

5. Рассмотрите таблицу климатических данных по России (прил.2), сопоставьте климатические данные следующих пунктов: Москва-Казань-Екатеринбург-Красноярск.

Ответьте на следующие вопросы:

- как изменяется температура летних месяцев с запада на восток в пунктах, расположенных примерно на одной широте?

- как меняется продолжительность сезона с положительными среднемесячными температурами в этом направлении?

- как меняется температура зимних месяцев с запада на восток примерно на одной широте?

- к какому типу климата относится каждый из указанных пунктов?


Вариант 2


  1. Почвообразовательные процессы (мико-мезо-макропроцессы)

  2. Современная российская классификация почв.

  3. Характеристика ледового ландшафта.

  4. Температура воздушных масс. Типы годового хода температуры на суше.

5. Постройте розу ветров за год (%) по приведенным данным (прил.1)

Вариант 3


  1. Естественные и исскуственные радиоактивные элементы почвы.

  2. Воздушные свойства почвы.

  3. Характеристика серых лесных почв.

  4. Воздух и атмосфера. Основные покаатели.

5.Составьте краткую характеристику климатических поясов и типов климатов, заполните таблицу, пользуясь климатическими картами (по Б.П.Алисову и В.Кеппену) и дааграммами осадков и температур по месяцам для следующих пунктов. Новый Орлеан (субтропический восточных берегов), Валенсия (умеренный западных берегов), Москва (умеренно-континентальный), Якутск (континентальный), Верхоянск (субарктический), Барроу (арктический).

Таблица 2

Типы климата




Пункт

Климатичес-кий пояс и

тип климата


Средние температуры

Годовая

ампли-туда

Осадки


января


Июля

Годовое

Количе-ство,мм

Распреде-ление по

сезонам








Вариант 4


  1. Влияние внешних условий на скорость гумусообразования.

  2. Эрозия почвы, Факторы вызывающие эрозию почв. Меры борьбы с эрозией.

  3. Инверсии температуры.

  4. Международная классификация облаков.

5. На конкретных примерах покажите роль факторов, определяющих неравномерное распределение температуры воздуха по земной поверхности:

- зависимость температуры воздуха от геограической широты и солнечной радиации;

- тепловой режим суши и океана (различная теплоемкость и теплотдача, глубина прогрева);

- тепловой режим суши и океана (различная теплоемкость и теплоотдача, глубина прогрева);


Вариант 5


  1. Общие физические свойства почвы.

  2. Характеристика почв полярной и тундровой зоны

  3. Климатообразующие факторы (солнечная радиация, атмосферная циркуляция).

  4. Условия образования туманов. Отрицательное воздействие туманов.

5. . Постройте розу ветров за год (%) по приведенным данным (прил.1)


Вариант 6


  1. Механические элементы почвы.

  2. Тепловой режим почв, типы типлового режима.

  3. Районирование территории по климатическим условиям рассеивания примесей от низких источников выбросов.

  4. Суходиабатические и влажнодиабитические изменения температуры.

5. Рассмотрите таблицу климатических данных по России (прил..2), сопоставьте климатические данные следующих пунктов: Калининград – Киренск – Петропавловск – на - Камчатке.

Ответьте на следующие вопросы:

- как меняется продолжительность сезона с отрицательными среднемесячными температурами с запада на восток примерно на одной широте?

- как меняются среднегодовые температуры в этом же направлении?

- как меняются годовые суммы осадков с запада на восток примерно на одной широте и как меняется режим осадков в этом же направлении?

- объясните причины наблюдающихся изменений основных климатических характеристик.





Вариант 7


  1. Характеристика мощности почвы, окраска, сложение, новообразование.

  2. Физико-механические свойства почвы.

  3. Характеристика болотных почв.

4. Радиация в атмосфере. Прямая солнечная радиация. И солнечная постоянная.

5.На основании анализа (прил.2) сопоставьте климатические данные следующих пунктов: Мурманск – Санкт-Петербург – Москва.

Ответьте на вопросы:

- как меняется продолжительность сезона с отрицательными среднемесячными температурами с севера на юг в пунктах, расположенных примерно на одной долготе?

- как меняются среднегодовые температуры в том же направлении?

- как меняется режим осадков в том же направлении?

- объясните, какова причины и характер наблюдающихся изменений основных климатических показателей?

5. . Постройте розу ветров за год (%) по приведенным данным (прил.1)


Вариант 8

  1. Состав гумуса.

  2. Типы поглотительной способности почвы.

  3. Изменчивость среднемесячной температуры. Изотермы.

4. Основные понятия микроклимата.

5. На конкретных примерах покажите роль факторов, определяющих неравномерное распределение температуры воздуха по земной поверхности:

- на океанах- влияние течений (холодных и теплых), на материках- влияние рельефа;

- влияние подстилающий поверхности на циркуляцию атмосферы;

- влияние растительности.



Вариант 9


1. Роль зеленых растений, микроорганизмов, животных в почвообразовательных процессах.

2. Характерные особенности почвенных коллоидов.

3. Принципы и методы бонитировки почв.

4. Деятельность человека в изменение климата.



Вариант 10


1.Газообмен почвенного оздуха с атмосферным.

2. Влияние климатических фактров на структуру ландшафта.

3. Метеорологическая сеть, программа наблюдений на метеостанциях.

4. Радиационный баланс земной поверхности. Тепловой режим атмосферы.

5. На основании анализа (прил.2) сопоставьте климатические данные следующих пунктов: остров Рудольфа-Сыктывкар-Казань-Астрахань.

Ответьте на вопросы:

- как меняется температура летних месяцев с севера на юг в пунктах, расположенных примерно на одной долготе?

- как меняется продолжительность сезона с положительными среднемесячными температурами в том же направлении?

- как меняется температура зимних месяцев в этом же направлении?

- какой тип климата характеризует каждый из указанных пунктов?









































Приложение 1


Повторяемость ветра по румбам


Направление ветра

по 16 румбам

Повторяемость ветра по 16 румбам

Вариант 2

Вариант 5

С

15

8

Ссв

24

11

Св

13

24

Всв

19

14

В

15

7

Вюв

24

20

Юв

18

11

Ююв

21

15

Ю

28

29

Ююз

21

16

Юз

39

19

З

16

10

Зсз

9

8

Сз

6

17

ссз

22

12



























Приложение 2


Пункты

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

год

Астрахань

-6,9

11

-5,8

11

0,2

9

9,3

15

17,7

21

22,5

21

25,1

17

23,3

13

17,1

17

9,9

11

2,3

12

-3,5

17

9,3

17,5

Казань

-13

24

-12,1

21

-6,2

24

3,9

26

13,0

34

17,6

56

20,0

52

17,6

49

11,3

47

3,9

43

-39

33

-10,5

28

3,5

437

Калининград

-3,9

70

-2,3

54

0,6

50

6,2

46

11,9

54

15,5

65

17,7

94


100

13,2

86

7,9

80

2,9

76

-0,9

80

7,2

856

Киренск

-26,9

20

-22,4

13

-12,5

10

-2,1

13

6,8

28

15,0

53

18,8

58

15,2

60

7,2

42

-2,3

25

-14

24

-25,1

22

-3,6

368

Красноярск

16,2

5

-5,8

11

0,2

9

9,3

15

17,7

21

22,5

21

25,1

17

23,3

13

17,1

17

10,9

11

3,3

12

-2,5

17

10,3

19,5

Санкт-Петербург

-7,7

30

-12,1

21

-6,2

24

3,9

26

13,0

34

17,6

56

20,0

52

17,6

49

11,3

47

3,9

43

-39

33

-10,5

28

3,5

437

Москва

-9,7

35

-9,0

30

-4,6

35

4,2

46

12,9

54

16,5

65

18,7

94

16,7

100

11,2

86

4,7

80

-1,9

76

-7,5

80

7,2

654

Мурманск

-9,9

26

-22,4

13

-12,5

10

-2,1

13

6,8

28

15,0

53

18,8

58

15,2

60

7,2

42

-2,3

25

-14

24

-25,1

22

-3,6

368

Петропавловск-на-

Камчатки

-8,3

80

-5,8

11

0,2

9

9,3

15

18,7

21

22,5

21

25,1

17

23,3

13

17,1

17

9,9

11

2,3

12

-3,5

17

9,3

17,5

О-в Рудольфа

-20,3

8

-12,1

21

-6,2

24

3,9

26

13,0

34

17,6

56

20,0

52

17,6

49

11,3

47

3,9

43

-39

33

-10,5

28

3,5

437

Екатеринбург

-18,8

18

-2,3

54

0,6

50

6,2

46

11,9

54

15,5

65

17,7

94


100

13,2

86

7,9

80

2,9

76

-0,9

80

7,2

856

Сыктывкар

15,2

27

-22,4

13

-12,5

10

-2,1

13

6,8

28

15,0

53

18,8

58

15,2

60

7,2

42

-2,3

25

-14

24

-25,1

22

-3,6

368


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Хабаров А.В., Яскин А.А. - Почвоведение.-М.:Колос,2001

  2. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения.-М.:Владос,199.

  3. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия.-М.:Колос,1996.

  4. Почвоведение / Под ред. Кауричева И.С..-М.: Агропромиздат,1989.

  5. Подольский Л.П. Ландшафтоведение.-М.:Колос, 1999.

  6. Япаров И.М. Ландшафтное изучение природных комплексов.- Уфа,1996.

  7. Лосев А.П., Журина Л.Л.- Агрометеорология.-М.:Колос,2001.

  8. Яскин А..А., Хабаров А.В. Практикум по почвоведению с основами геобатаники.-М.:Колос,1999.

  9. Фомин Г.С., Фомин А.Г. Почва- Справочник.-М.:ВНИИ стандарт,2001


  1. Моргунов В.К. Основы метеорологии, климатологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений.-Ростов-на-Дону:Феникс,2005


















11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!