СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Под рукой" российского государя: вхождение земель Войска Запорожского в состав России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует у обучающихся знания о вхождении Украины в состав России и факторах объединения русского и украинского народов

Просмотр содержимого документа
«"Под рукой" российского государя: вхождение земель Войска Запорожского в состав России»

Класс: 7

Тема урока:«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

Цель урока: формирование у учащихся знаний о вхождении Украины в состав России и факторах объединения русского и украинского народов.

Результаты:

личностные: формирование и развитие устойчивой мотивации в процессе освоения нового материала; понимание уважительного отношения к историческому наследию, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; оценивание исторических событий и роли личности в истории; формирование российской гражданской идентичности;

метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулирование и аргументирование своего мнения; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы); осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач;

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения воссоединения Украины с Россией; читать историческую карту и ориентироваться в ней.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Этапы урока:

  1. Мотивационный этап

  2. Актуализация знаний

  3. Выявление места и причин затруднения

  4. Построение проекта и выход из затруднения

  5. Реализация проекта

  6. Первичное закрепление с проговариванием

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  8. Этап включения в систему знаний и повторения

  9. Этап рефлексии


  1. Мотивационный этап


Повесить на доску фрагмент карты Украины (походы Богадана Хмельницкого), портрет Богдана Хмельницкого, иллюстративный материал «Казаки в XVII в.» (приложение 1).


- Что за государство изображено на карте? (Украина)

- Какая столица у нее? (Киев)


  1. Актуализация и пробное учебное действие


Также на доске изобразить логическую цепочку в виде кластера. Далее исходя из вопросов эту цепочку можно заполнять с помощью учеников:














- Обратите внимание на город в начале карты. Как он называется? (Запорожская Сечь)







- Как называлась особенная категория населения, проживающая на территории Украины? (казаки)











- А как называлась должность главы казаков? (атаман)











  1. Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, зачем я вас спросила про Запорожскую Сечь?
- А как вы думаете зачем нам портрет и зачем нам иллюстрация с изображением казаков?

Ответы учащихся: скорее всего мы будем говорить о событиях, которые произошли на Украине, связанные с казаками и их предводителем и непосредственно с Российским государством.

- Верно.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- В самый переломный момент для Украины случилось чудо. Атаман казаков, Богдан Хмельницкий (его портрет висит на доске) смог организовать освободительную борьбу против своего врага.

- На основе того, что нам уже известно, как вы думаете, какая у нас будет цель урока? (узнать о борьбе Украины с внешнеполитическим противником).

- Замечательно, тема нашего урока: «Под рукой» российского государя. Вхождение Украины в состав России.

  1. Реализация построенного проекта

- С какой европейской страной Россия не могла поделить земли? (с Речью Посполитой)
- А какую конкретно территорию? (Украину)

- Как вы предполагаете, как иноземцы относились к украинцам и что происходило с обычным народом? (скорее всего происходило угнетение народа, возможно какие-то новые налоги или наказания)

- Верно. Теперь поработайте самостоятельно, прочитав историческую справку и ответьте на вопрос после текста (приложение 2).

- Что же в конце концов произойдет, если долгое время угнетать население? (восстание)

Восстания против польских панов переросли в национально-освободительную борьбу украинского народа. И возглавил ее гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий.

А теперь мы вместе заполним с вами таблицу «Освободительная борьба украинского народа с Речью Посполитой» (приложение 3)

- Что должен предпринять тот народ, который хочет вести борьбу против сильного противника? (найти союзников)

- Верно. Сначала на помощь казакам пришли крымские татары. Но помимо пленения татарами украинского народа, в одном из сражений «союзники» покинули поле боя и увели с собой гетмана, и обрекли казаков на поражение.

- Но произошел новый поворот. Как вы думаете, что могло бы спасти казаков? (помощь Российского государства).

- Верно. По Земскому собору 1653 г. Россия решила принять Украину в подданство российского государя и «против польского короля войну весть» и в 1654 г. Россия вступила в войну с Речью Посполитой.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Теперь мы вместе, работая с картой «Восстание под предводительством БогданаХмельницкого и русско-польская война 1654-1657 гг.» (приложение 4), заполним таблицу (приложение 5), заполняя основные даты и сражения в русско-польской войне.

Учащиеся вместе начинают заполнять таблицу, проговаривая каждую дату и место сражения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь, каждый самостоятельно продолжит заполнять свою таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу. На обратной стороне приложения 5 находится заполненная таблица.

- Чтобы проверить насколько правильно вы ее заполнили, обменяйтесь с соседом по парте вашими листочками, переверните их и проверьте друг друга.

Учащиеся обмениваются листками и, используя подсказку на обратной стороне проверяют друг друга.

  1. Включение в систему знаний и повторения

Используется игра «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов (Когда… Что… Почему… Какой… Для чего… Чем…).

Учащийся кидает кубик, и по случайности, выпадает вопрос «Почему…». Учитель задает вопрос ученику по теме урока, начинающийся с этого слова.

- Почему казаки организовали борьбу с Речью Посполитой?
- Какие союзники были у Украины?

И так далее.

  1. Рефлексия

- Чтобы завершить наш урок, предлагаю вам составить Синквейн к слову «борьба».

Учащиеся составляют синквейн. Каждый ученик озвучивает свой вариант.

Домашнее задание: вопросы после параграфа на странице 73 устно, из рубрики «Изучаем документ» задания на странице 73-74 письменно.



Приложение 1



Приложение 2

Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляя его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи наводнили Украину. В 1588 г. был введен так называемый «земельный кадастр», закреплявший право собственности на землю за шляхтой. На Украине образовались огромные владения польских магнатов. Магнаты захватывали земле вместе с проживавшими на них людьми.
Восстания начались после смерти лояльного по отношению к православному населению короля Владислава IV. Власть должна была перейти к его брату Яну Казимиру, который находился под влиянием иезуитов – ожидалось, что с его восшествием начнутся гонения на православное население.

- Что же в конце концов произойдет, если долгое время угнетать население?



Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Освободительная борьба украинского народа с Речью Посполитой

Период

Дата

Событие

Итог

Первый этап (1648-1649 гг.)

1648 г






1649 г





Август 1649 г

Заключение Зборовского мирного договора с Речью Посполитой

Второй этап (1650-1652 гг.)

Июнь 1651 г






Декабрь 1651 г

Заключение мирного договора в Белой Церкви

Третий этап (1653-1654 гг.)

1 октября 1651 г






8 января 1654 г







Освободительная борьба украинского народа с Речью Посполитой

Период

Дата

Событие

Итог

Первый этап (1648-1649 гг.)

1648 г






1649 г





Август 1649 г

Заключение Зборовского мирного договора с Речью Посполитой

Второй этап (1650-1652 гг.)

Июнь 1651 г






Декабрь 1651 г

Заключение мирного договора в Белой Церкви

Третий этап (1653-1654 гг.)

1 октября 1651 г






8 января 1654 г







Вхождение Украины в состав России

Дата

Событие

1654 г



1656 г



1657 г



1658 г



Июнь 1659 г



1659 г



1660 г



1663 г



1667 г



1676 г



1687 г



1688 г





Вхождение Украины в состав России

Дата

Событие

1654 г



1656 г



1657 г



1658 г



Июнь 1659 г



1659 г



1660 г



1663 г



1667 г



1676 г



1687 г



1688 г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя