СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка диагностических материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностичский материал для детей докшольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Подборка диагностических материалов»

Диагностические методики по выявлению уровня развития психических процессов у дошкольников

Группа проведения

Цель методики

1.

Методики для диагностики восприятия:

“Коробочка форм” Т.Д. Марцинковской, “Разрезанные картинки”, “Конструирование по образцу” Т.В. Лаврентьевой, "Что не дорисовано? "

«Узнай, кто это», “Какие предметы спрятаны в рисунках”

Младшие и средние группы

(3-5 лет)

Описываемые методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

2.

Методики для выявления внимания:

“Проставь значки”, “Запомни и расставь точки”, «Найди и вычеркни»,

Средние и старшие группы

(4-6 лет)

Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом.

3.

Методики для диагностики памяти:

“10 слов” А.Р. Лурии, “Запомни рисунки”, “Узнай фигуры”

Средние и старшие группы

(5-7 лет)

Цель методики диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

4.

Методики для диагностики мышления:

“Рыбка” В.В Холмовской, “Времена года”, “Воспроизводи рисунки”, “Нелепицы”

Младшие и средние группы

(3-4 лет)


Эти методики предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у дошкольника.

5.

Методики для диогностики воображения:

"Дорисовывание фигур" О.М. Дьяченко


Средние и старшие группы

(3-6 лет)

Материал данного метода, используемый в исследованиях и диагностике, позволяет активизировать деятельность воображения, не ограничивая его (воображения) свободу действий; выявляет одно из главных его качеств — видение целостности объекта (явления, проекта, ситуации) раньше его составляющих частей.







Методика «Разрезные картинки»

Материал: Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3—4—летних детей используют картинки, разрезанные на 2—4 части, а для 4—6 —летних — картинки,разрезанные на 4—6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятияу школьников (обычно в этом возрасте оно уже не исследуется), рекомендуется применять болеесложные рисунки — не с одним предметом, а с группами или с ситуациями.

Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какойпредмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобойпредмет.

Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов —от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие.Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок неможет определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощьвзрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение неузнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либопосле его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенныйпредмет.

Анализ результатов. При интерпретации, прежде всего обращают внимание на наличие уребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уровня развития действийвосприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета.В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при которых возможны некоторыезатруднения в деталях (например, найти правильное место для ног куклы или ее банта). Онарушении восприятия можно говорить в том случае, если 3-4 летний ребенок не может узнатьни машинки, ни собаки. В этом случае необходимо начать обучение ребенка, показать ему характерные детали этих предметов, вместе с ним собрать картинку. После обучения необходимопредложить ребенку исполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложныхслучаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативныеточки не на одном, а на нескольких предметах.



Методика "Проставь значки"

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики: Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S=(0,5N - 2,8n)/120

где S - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.



Методика «10 слов»

Материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 4,5—6 лет он может быть следующим: самолет,чайник,бабочка,ноги,бревно,свеча,тачка,журнал,машина,волк.

Инструкция. Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые тыдолжен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия.

Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1—2секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он просит ребенкаповторить их; в случае необходимости исправляя сделанные ребенком ошибки, взрослыйзаписывает, сколько было сделано ошибок. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, итак до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребеноквоспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз.Примерно через 20—30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем теперьвзрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных с первого раза словпоказывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда,говорит о скоростизапоминания. Норма для детей 5—6 лет — воспроизведение 4-5 слов при первомвоспроизведении и запоминание всего 2—3 повторений. При отсроченном воспроизведении(через 20-30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5—7 слов. Если ребенок не могвоспроизвести даже 2—3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченномвоспроизведении, либо не запомнил ряд после 5—7 повторений, это говорит о низкомуровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка приобучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-тоинтеллектуальных отклонениях или нарушениях.



Методика "Времена года"

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Методика "Дорисовывание фигур"

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс