СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка дидактических игр и игровых упражнений с применением ЛЕГО–конструирования для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложена подборка дидактических игр и игровых упражнений с применением ЛЕГО-конструирования для детей дошкольного возраста с РАС

Просмотр содержимого документа
«Подборка дидактических игр и игровых упражнений с применением ЛЕГО–конструирования для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»

Подборка дидактических игр и игровых упражнений

с применением ЛЕГО–конструирования

для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO - «Дупло» красного, синего,

зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять названия цветов.

Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см), 4 коробки.

Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.


«Найди лишнюю деталь»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.


«Разложи детали по местам»

Оборудование: коробочки, детали конструктора LEGO 2х2, 2х4, 2х6, клювик, лапка, овал, полукруг.

Цель: закрепить названия конструктора LEGO.

Детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.


«Волшебная дорожка»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO.

Дети сидят в кругу (вокруг стола), у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.

«Раздели на части»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO.

В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.


«Разноцветные дорожки»

Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине.

Материал: набор конструктора LEGO.

Кирпичики LEGO чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д).


«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

Оборудование: кирпичики LEGO.

В мешочке находится несколько деталей конструктора LEGO.

а) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей

составлена модель.

б) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

в) Педагог только называет необходимую деталь.




«Что изменилось?», «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве;

продолжать формировать представления о цвете и форме предметов;

способность обозначать свои действия словами.

Оборудование: кирпичики LEGO

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или

заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит

рассказать, что изменилось.


«Найди постройку»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Оборудование: кирпичики LEGO, карточки с изображениями построек.

Дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.


«Собери все машинки»

Цель: развитие пространственного мышления (ориентироваться в понятиях вперед, назад, влево, вправо)

Материал: набор конструктора LEGO, две игральные кости (один будет задавать количество клеток, а второй направление. Направление, можно обозначить цветом (красный — вперед; синий — назад, желтый — вправо, зеленый — влево, две другие стороны на кубике заклеить, и при их выпадении участник будет просто пропускать ход), поле.


«Светофорик»

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики LEGO

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.




«Счетная лесенка»

Цель: формируется представления о количестве (больше-меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз), цветовосприятие. Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.

Оборудование: набор конструктора LEGO.








«Рыба, зверь, птица»

Цель: закреплять названия рыб, птиц, зверей; развивать память,

внимание.

Оборудование: кирпичик LEGO.

Педагог держит в руках кирпичик LEGO. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.



«Веселые цифры»

Материал: набор конструктора LEGO.

Цель: Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете.

Цифры конструируются из LEGO-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).


«Математический LEGO-поезд»

Оборудование: конструктор из блоков LEGO – Duplo или аналоговый конструктор; платформы-вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1 до 10.

Цель: учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику

Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5). Задачи аналогичные. («Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д).



«Подбери колеса к вагончикам»

Цель: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса — к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).



«Есть у тебя или нет?»

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры: обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.

Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать.

Раз, два, три, первый – ты!


«У кого выше»

Цель: закреплять цвет и величину (высокий – низкий).

Оборудование: конструктор LEGO, разноцветный кубик. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета.

Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.


«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель: формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания.

Оборудование: конструктор LEGO.

Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя

способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).


«Широкая и узкая тропинки»

Цель: продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

Оборудование: конструктор LEGO.


«Выложи вторую половину узора»

Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.

Оборудование: конструктор LEGO.

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Образовательная область

«КОММУНИКАТИВНО–РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«Давайте познакомимся»

Цель: познакомиться с детьми.

Оборудование: кирпичик LEGO - «Дупло».

Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.


«Передай кирпичик LEGO»

Оборудование: 1 большой кирпичик LEGO.

Цель: развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: «Передавай!» Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: «Стоп». Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.


«По грибы, по ягоды»

Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета

Оборудование: кирпичики LEGO.

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас.

Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики – съедобные грибы, красные – мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы. Или желтые кирпичики - грибы, красные - ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.

«Составь цветок»
Цель: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными или круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.


«Светофор на дороге»

Оборудование: конструктор LEGO.

Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.

«На дороге»

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения;

побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: конструктор LEGO


«Когда за дверью незнакомец»

Цель: познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.


«Светофорик»

Цель: закреплять значение сигналов светофора; развивать внимание, память

Оборудование: кирпичики LEGO

1 вариант: Педагог – «светофор», дети – «автомобили». Педагог показывает кирпичик красный цвета, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2 вариант: На красный свет дети приседают, на желтый – поднимают руки вверх, на зеленый – прыгают на месте.


«Что нам осень подарила»

Цель: закрепить знания детей о признаках осени; формировать умение правильно классифицировать овощи и фрукты; познакомить с новой профессией - сборщик овощей и фруктов; воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности.

Оборудование: конструктор LEGO.

Воспитатель предлагает одним детям собрать урожай яблок с LEGO -дерева. И сложить его на хранение в LEGO-ящики. А другим детям собрать урожай картофеля с LEGO-грядок в мешки. И отвезти собранный урожай в продуктовый магазин. Дети распределяются на сборщиков яблок, сборщиков картофеля, на шофера и продавца в магазине.




«В мире животных»

Цель: закрепить знания детей дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Оборудование: конструктор LEGO.

Воспитатель рассматривает дидактические картинки на тему: «Дикие и домашние животные». Делает акцент на том, где какое животное обитает и как правильно называется его дом. Дети рассматривают фигурки диких и домашних животных, заготовленных воспитателем заранее: лошадь, собака, утка, жираф, лиса и т.д. Далее предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Строители» и построить для одного из животных домик из конструктора LEGO.


«Новый год стучит к нам в двери»

Цель: расширить и закрепить знания детей об обычаях и традициях

празднования Нового года в нашей стране.

Оборудование: конструктор LEGO.

Педагог задает детям вопросы: «Что такое Новый год?», «Где живет Дед Мороз?». Проводит беседу с детьми: «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?». И предлагает отправиться в творческую мастерскую Деда Мороза. Дети садятся на ковер-самолет и отправляются в путь. В творческой мастерской воспитатель говорит деткам о том, что до Нового года осталось очень мало времени, а заявок от ребят очень много. Предлагает помочь дедушке (собрать игрушки из конструктора Лего и отправить их ребятам) и поиграть в сюжетно-ролевую игру: «Помощники Деда Мороза».





«Что стоит у нас в квартире»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль, развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер группы. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в группе. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.


«Отрабатываем предлоги»

Цель: отработка предлогов ЗА/НА

Оборудование: кирпичики LEGO

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ - «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.


«Выложи схему слова»

Оборудование: кирпичики LEGO

Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».


«Расскажи сказку»

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.


Конструктивно-модельная деятельность

Образовательная область

«Физическое развитие»

«Передай кирпичик LEGO»

Цель: развивать координацию движений.

Оборудование: крупный кирпичик LEGO.

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по команде «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Стоп» и откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик, становится ведущим.


«Собери кирпичики LEGO»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность,

быстроту движений.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре

кирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будет

собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики.

Побеждает тот, кто быстрее соберет.


«Принеси и покажи»

Цель: учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Оборудование: кирпичики LEGO

Описание игры: педагог показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры: выполняют поручение только те дети, кого вызвал педагог. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.



«Мой дом»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность,

быстроту движений

Оборудование: кирпичики LEGO

На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даем кирпичик любого цвета, под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестает звучать каждый ребенок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке).


«Кто быстрее»

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движений

Оборудование: кирпичики LEGO

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет

кирпичиков LEGO и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного

цвета, 2х4 – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного

стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.


«LEGO на голове»

Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке

Оборудование: кирпичики LEGO.

Ребенок кладет на голову кирпичик LEGO. Педагог даёт ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!