СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка дидактических игр направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка дидактических игр направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы

Просмотр содержимого документа
«Подборка дидактических игр направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»





ПОДБОРКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ







Камышлов, 2022



Подборка дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы.

Составитель: Бурухина А.А., - Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022 год.


Руководитель: Е.Ю. Болотова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензент: Пьянкова Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».


Подборка включает в себя дидактические игры, как средство развития цветовосприятия детей подготовительной группы. Даная подборка может быть использована педагогами по изобразительному искусству в системе ДОО, педагогами дошкольного образования, студентами педагогических специальностей, родителями и всем, кому интересно изобразительное искусство.




© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022




















Содержание:

1.

Дидактическая игра «Художник по имени природа».

2.

Дидактическая игра «Времена года и краски».

3.

Дидактическая игра «Говорящие цвета».

4.

Дидактическая игра «Ягоды поспели».

5.

Дидактическая игра «Воздушные шары».

6.

Дидактическая игра «Краски и волшебство».

7.

Дидактическая игра «Превращение цвета».

8.

Дидактическая игра «Вкусная палитра».

9.

Дидактическая игра «Цветные нюансы».

10.

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

11.

Дидактическая игра «Выложи по контуру».

12.

Дидактическая игра «Цветной эксперимент».

13.

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг)

14.

Дидактическая игра «Распиши весенний ковер»

15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.















Пояснительная записка:

Цвет может радовать людей и детей или создавать неопределенное чувство приятного, необычного. И наоборот, некоторые цвета могут вызвать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти, даже «резать» глаз.

Цвет оказывает на людей психологическое и эмоциональное воздействие. При воздействии таких цветов, как зеленого, голубого, синего, мы можем чувствовать такие эмоции и чувства, как спокойствие, успокоение и отдыха. А воздействии цветов красного и яркого спектра таких цветов, как пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета. Эти цвета называют цвета действия, возбуждения, активности. Человек может отдохнуть, глядя на сочетания красок в природе и их гармонию в произведениях живописи.

В цвете заключена удивительная сила и тайна, при помощи цвета можно за несколько мгновений «прочитать» человека, самые сокровенные уголки его души, «добраться» до таких глубин его души, о которых, возможно, он и сам никогда не догадывался. Цвет — это начало души и питание нашего тела, он сильнейшим образом вплетен во все человеческое, а также незримо присутствует в каждом из нас, являясь нашим психогенетическим кодом. Цвет — это часть любого лекаря, живописца, инженера, психолога, педагога, ученого, политика, мастера, поэта… Когда нам плохо — нам присущ один цвет, когда мы счастливы — другой. Цвет заключен в нашей душе, он отражает то самое важное и глубокое, что есть внутри нас.

История сохранила слова Аристотеля: «Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета. Он воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Появление ассоциативного цветового образа зависит от богатства цветовых впечатлений. Чем больше ребенок видел и знает, чем ярче его эмоции, тем больше возможностей для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем, поэтому важно педагогу уделять огромное значению цвета в своей работе, при организации занятий по рисованию.

Старший дошкольный возраст – возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию, они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется восприятие цвета; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

В данной подборке собраны дидактические игры, направленные на развитие цветовосприятие у детей подготовительной группы. Все творческие задания разделяются по разделам, в соответствии с развитием умений по цветовосприятию у детей старшего дошкольного возраста, которые выделяет Шайдурова Н.В:

- умение передавать цвет и его оттенки;

- умение сопоставлять производные цвета, использовать их и различать;

- умение называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

- умение подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;

- умение подбирать нужные оттенки путём «смешивания» красок.

Задание - работа, которая должна быть завершена в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

Задание - то, что назначено для выполнения, поручение.

Развитие тонкой чувствительности к цвету начинается с ознакомления с цветами при смешивании красок на палитре, так ребенок лучше чувствует фактуру цвета, видит его изменения, замечает красоту.

Для развития цветовосприятия при использовании дидактических игр в подготовительной группе, необходимо в первую очередь заинтересовать и мотивировать ребенка, дать такие задания, чтобы он мог с максимальной силой использовать свои художественные и творческие способности.

Дидактические игры, направленные на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе дидактических игр, усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью заданий ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе дидактических игр у детей активизируется цветовой словарь детей.

Предложенные дидактические игры представлены в форме подборки. Подборка имеет практико-ориентированную направленность, так как она позволяет развивать аналитико-синтетические умения у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). В данной подборке подобраны различные дидактические игры. Данная подборка дидактических игр, способствует более успешному и полноценному развитию детей.

Подборка дидактических игр разработан на основе требований ФГОС ДО и Образовательной программы дошкольного образования. Данная подборка способствует развитию цветовосприятия детей подготовительной группы.

Подборка поможет развивать познавательные процессы, мелкую моторику рук и позволит сформировать навыки работы в коллективе. Позволит воспитателю ДОУ организовать образовательный процесс более успешно, организовать коллективную и самостоятельную деятельность детей так, чтобы они сумели справляться с проблемами, возникающими в процессе обучения. Подборка дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия у детей подготовительной группы предназначена для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

Цель: подбор и систематизация дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы на занятиях по продуктивным видам деятельности.

Задачи:

1) подбор дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы, на занятиях по продуктивным видам деятельности;

2) систематизация подобранных дидактических игр на тему сборника;

3) оформление подборки дидактических игр, направленных на развитие цветовосприятия детей подготовительной группы, на занятиях по продуктивным видам деятельности.

































Дидактическая игра № 1

«Художник по имени природа»

 

Цель игры: продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «нежный» (пастельный).

Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).

 

 

Дидактическая игра № 2

«Времена года и краски»

 

Цель: сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

 

 

Дидактическая игра № 3

«Говорящие цвета»

 

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.

 

Дидактическая игра № 4

«Ягоды поспели»

 

Цель игры: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход игры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.

 

Дидактическая игра № 5

«Воздушные шары»

 

Цель игры: продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход игры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:

Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.

Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.

Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

 

Дидактическая игра № 6

«Краски и волшебство»

 

Цель игры: знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).

Ход игры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.

 

 

Дидактическая игра № 7

«Превращение цвета»

 

Цель игры: закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.

Ход игры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.

 

  

Дидактическая игра № 8

"Вкусная палитра"

Цель: расширение ассоциативного цветового ряда, расширение лексики.

Назови картинку и найди на палитре её цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон ... (и т. д.). А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета.

Найди на картинке морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется это цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать по-другому - морковный. 

Покажи на палитре свекольный цвет. Оливковый. Сиреневый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов и цветов.

Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или сливовый)

Чем жёлтый отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок жёлтого с лёгкой примесью зелёного.) Также рассматриваются и остальные цвета.

 

 

 

Дидактическая игра № 9

«Цветные нюансы»

Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.


Дидактическая игра № 10

«Подбери по цвету»

 

Задачи:

1. Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, коричневый, серый, белый, чёрный); закреплять знания о таких цветах, как фиолетовый, розовый, оранжевый.

2. Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;

3. Учить группировать предметы по определённому признаку;

4. Развивать усидчивость.

5. Развитие речи.

Атрибуты: Листы картона (цветной бумаги, карточки с изображением цветов, фруктов, овощей, животных и т. п.

Описание: Ребёнку предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называть изображённый предмет и его цвет. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях.

 

 



Дидактическая игра № 11

«Выложи по контуру»


Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачная папка (файл).

Ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета.

 


Дидактическая игра № 12

«Цветной эксперимент»


Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, стаканчики.

Ребенку предлагается поместить в стаканчик 2-3 кусочка льда разного цвета, и помешивая их пальчиками, наблюдать за получившимся цветом талой воды.

 


Дидактическая игра № 13

"Волшебный круг" (цветовой круг)



Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.


Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.


Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.



Дидактическая игра № 14

«Распиши весенний ковер»


Цель: закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе. Развивать чувство композиции, цвета, ритма.

Оборудование: бумага в форме квадрата, полосы, краски, кисти.

Проведение

Дети расписывают форму квадрата предметами симметричной формы.



















Список литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М., 2000, С. 288.

  2. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004.

  3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М: 2003, - 344с.

  5. Давыдова Г.Н.: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: Издательство Скрипторий 2003., 2007. - 80 с.

  6. Давыдова Г.Н.: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003.), 2007. 72 с.

  7. Динерштейн И. В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте: дис. канд. психол. наук. М., 2002, С. 130.

  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

  9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  10. ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Автор И.А. Лыкова, доктор педагогических наук, «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!