СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка игр по теме "Лексикология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

поборка занимательных игр по теме "Лексикология" можно использовать на заключительных уроках по теме, внеурочных мероприятиях по предмету

Просмотр содержимого документа
«Подборка игр по теме "Лексикология"»

Подборка игр

Игра по станциям: «Путешествие в страну СЛОВ»

Цель: проверить знания детей по теме « Лексикология»

Станция «Переводчик»

1.Какими синонимами из четырех букв можно заменить слова:

  • Приятель - друг

  • Противник - враг

  • Солдат - воин

  • Шагать - идти

  • Красный - алый

  • Печаль - горе, туга

  • Работа - труд, дело

2.Подберите к данным устаревшим словам современные:

  • Ваятель - создатель

  • Вопрошать - спрашивать

  • Ратник - воин

  • Отколе - откуда

  • Сирый - одинокий

  • Смута – восстание, бунт

  • Брадобрей - парикмахер

  • Водомет - фонтан

3. Подберите к данным диалектным словам литературный вариант:

  • Бирюк - волк

  • Шабер - сосед

  • Стежка - тропинка

  • Кочет - петух

  • Баять – говорить, рассказывать

  • Рогач - ухват

  • Векша - белка

  • Гутарить - говорить

  • Хворость - болезнь

  • Червонный - красный

Станция «Конструктор»

1.Запишите как можно больше сложных слов( с двумя корнями и соединительной гласной)

  • С/Х орудия труда (сенокосилка, сноповязалка, зерноуборочный комбайн,…)

  • Предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка, скороварка, пароварка, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, хлеборезка, самовар …)

  • Профессии человека (сталевар, землемер, садовод, пчеловод, рыболов…)

  • Транспортные средства (пароход, вертолет, самолет, вездеход, самокат…)

2.Определите, сколько лексических значений имеет каждое слово:

  • Бокс -1. мужская прическа. 2.вид спорта. 3.отдельная комната в лечебных учреждениях.

  • Повод – 1. предлог (причина). 2.ремень (узда)

  • Клуб – 1. общественная организация, объединяющая людей по интересам. 2.масса чего-нибудь движущегося, принявшего форму шара. 3. помещение.

  • Коса – 1. прическа девочки. 2.с/х орудие. 3. отмель на реке.

  • Свет – 1. лучистая энергия. 2.земной шар. 3.любимый человек (ты свет моих очей) 4.высшее общество.

Станция «Аукцион»

1.Распределите фразеологические обороты на две группы: первая – пришли в нашу речь из мифов Древней Греции, вторая – из Библии (библеизмы)

  • Манна небесная – библ.

  • Козел отпущения – библ.

  • Хранить как зеницу ока – библ.

  • Нить Ариадны – из мифов

  • Соломоново решение – библ.

  • Дамоклов меч – из мифов

  • Ахиллесова пята – из мифов

  • Глас вопиющего в пустыне – библ.

  • Соль земли – библ.

  • Со щитом или на щите – из мифов

2.Назовите как можно больше фразеологических оборотов со словом «НОС»

  • Зарубить на носу

  • Повесить нос

  • Хоть кровь из носу

  • Совать нос

  • Водить за нос

  • Оставить с носом

  • Крутить носом

  • Задирать нос

  • Носом не поведет

  • Сунуть под нос

  • Не видеть дальше своего носа

  • Держать нос по ветру

  • С гулькин нос

  • Клевать носом

  • Воротить нос

  • Уткнувши носом

  • Не казать носа

  • Нос не дорос

  • Утереть нос

  • Комар носа не подточит

Станция «Редактор»

1. Покажите, где у вас:

  • Десница – правая рука

  • Шуя – левая рука

  • Очи - глаза

  • Чело - лоб

  • Ланиты - щека

  • Вежды - веки

  • Длань - ладонь

  • Уста - губы

  • Перст - палец

  • Пясть – кисть (запястье)

2.Замените синонимами слова в предложениях:

  • Доктор назначил пациенту инъекции (врач прописал больному уколы)

  • Разъяренная вьюга замела тропинки (разбушевавшаяся метель засыпала тропинки)

  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак (водитель снова начал напряженно вглядываться в темноту)

  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания (сторож укрылся от дождя под крышей дома)

Станция «Переменка»

Отгадайте загадки:

1. Он усатый, а не кот, возит в городе народ (троллейбус)

2. Если жарко в кабинете, он подарит свежий ветер (вентилятор)

3. Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много.

(спрут – прут)

4. Я - жилище для зверька,

Для жучка и паучка.

Есть еще и тезка мой:

Редкостный зверек пушной.

( норка)

5. Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

( соль – моль)

6. Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени –

Я по болоту зашагаю.

( капля – цапля)

7. С П я в доме, с В я в поле,

С М я в море, с Г – в футболе,

С К вбивают, с Т взрывают,

С Д долину называют.

( пол – вол – мол – гол – дол)

8. Конечно, эта метаграмма

Совсем проста и несложна:

Я с У - далекая планета,

А с И – я в Азии страна.

( уран – Иран)

9. С Б мучительной бываю,

С М одежду пожираю,

с Р актеру я нужна,

с С для повара важна.

(боль – моль – роль – соль)

10. Я цвет одинаковый часто имею:

и с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.

(лук – луг – лук)

11. несет меня с трудом старик,

Но если Ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.

(ноша – юноша)

12. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

( ирис)

13. Мы – для пильщика подставка,

Мы – для кучера сидение.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

( козлы)

14. я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

( топор – ропот)

15. по дороге, по пути

Весело качу.

Но с конца меня прочти –

Ножик наточу.

( колесо – оселок)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!