СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка конспектов уроков по творчеству Ф.М. Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка конспектов уроков по творчеству Ф.М. Достоевского. В помощь учителю. 

Просмотр содержимого документа
«Подборка конспектов уроков по творчеству Ф.М. Достоевского»















ТЕМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ ПО РОМАНУ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»



























Урок 1.

У ПОРТРЕТА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. ПРОЛОГ К ТВОРЧЕСТВУ.

НА СЕМЕНОВСКОМ ПЛАЦУ.



Продолжительность урока: 40 минут.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества;

- показать связь личности писателя, его мировоззрения с его книгами;

- продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу (Ф.М. Достоевский в современном контексте);

Тип урока: урок-мультимедийная экскурсия по этапам биографии и творчества писателя с использованием демонстративного материала.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.

2. Вступительное слово учителя.

Ф.М. Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным декабрьским утром его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложится к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», - так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс.

Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».

Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «Въезда в губернии Санкт–Петербуржскую и московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 году смертью.

Это только внешние события, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно-образный мир полон подчас трагических контрастов.

3. Оформление тетрадей (тема, эпиграф, план).

(Демонстрация иллюстраций из демонстративного альбома).

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе

и изобразительности его талант равен,

быть может, только Шекспиру.

М.Горький

План:

1. Творческие искания Достоевского.

2. Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.

    1. Поэтика Достоевского.

Прежде чем приступить к изучению творчества Достоевского, я предлагаю заполнить первую графу таблицы. (Обращаю внимание учащихся на то, что вторая графа заполняется в конце урока).

Задание: в ходе работы над темой урока, заполнить таблицу.


Что знал о Достоевском.

Что узнал о Достоевском

 

 

 



4. Слово учителя.

Ф.М. Достоевский – писатель, у которого свое открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение. Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей и с детства оскорбленные неблагообразием своих отцов и среды своей…», - писал Достоевский.

(Запись определения «Критический реализм»).

Критический реализм это направление в искусстве и в литературе, в основе которого изображение глубины человеческой души, особое значение придается мотивации поступков героя, исследованию обстоятельств его жизни, причин, побудивших персонажа действовать так, а не иначе.

5. Знакомство с этапами биографии писателя.

Работа с демонстративными материалами на электронном носителе. Видео-экскурсия с комментированием учителя.

6. Итог урока. Заполнение второй графы таблицы.



Урок 2.

ДОСТОЕВСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Продолжительность урока: 40 мин.

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать полученные знания по предыдущей теме;

  • показать значение творчества Достоевского для современного искусства и раскрыть влияние великого писателя - гуманиста на духовную жизнь современников.

Тип урока: аналитическая беседа, видеоурок.

Оборудование: документальный фильм, проектор, творческий лист.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.

2. Вступительное слово учителя.

Достоевский - единственный писатель, творчество которого с каждым годом становится все более всеобъемлющим и всепроникающим. Каждый из нас, обращаясь к творческому наследию великого писателя, открывает для себя нового Достоевского. Мы пытаемся по-современному прочесть его произведения.

3. Оформление тетрадей.

(Запись темы урока, заполнение творческого листка).

4. Слово учителя.

Достоевский и кинематограф.

К творчеству Достоевского постоянно обращаются кинематографисты, т.к. идеи его произведений звучат очень современно.

  • Знаете ли вы, какие произведения писателя были экранизированы?

Да, действительно, Достоевский часто экранизировался. По его произведениям были сняты фильмы: «Игрок», «Идиот», «Бесы» и конечно же «Преступление и наказание».

Одной из самых удачных работ считается фильм Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Трагедия Раскольникова переведена режиссером в интеллектуальный план. Именно поэтому центром фильма стал нравственный поединок Раскольникова и Порфилия Петровича. Думаю, что для того, чтобы у вас сложилась полная картинка о личности писателя и о его роли в современном обществе, мы посмотрим документальный фильм «Достоевский и современность».

5. Рефлексия. Составление «древа понятия».

Ваши сверстники в прошлой смене также открыли для себя Достоевского. Им была предложена тема для оставления «древа понятия»: «Мое открытие Достоевского». Вот, что пишут ваши сверстники:

  • «Я считаю, что Достоевский в какой-то степени устарел. Вряд ли можно представить себе «городскую шпану» в роли Раскольникова и «потребных девушек», в роли Сонечки. Какие тут сделки с совестью, если во много раз страшнее попасть в детскую комнату милиции и получить от пьяного отца «по шее»...

Каждое преступление ведет за собой наказание. Но современный закон относится к преступнику, как к предмету, нарушившему его, а не как к личности. Мотивы преступлений не рассматриваются как продукт душевных движений. Закон судит одинаково и замоскворецкую шпану и Раскольникова...»

(Даниил Овчинников, 10 «б»)

  • «... Таких душевных преступников типа Раскольникова вряд ли сейчас встретишь. Оскудел генофонд душевных качеств человека...»

(Анастасия Пичугина, 10 «б»)

  • «Этот роман заставил меня обратиться к дневниковым записям. Я постоянно занимаюсь самоанализом, «копаюсь» в себе. А это ли не путь к самосовершенствованию».

(Георгий Пешехонов, 10 «б»)

Это отрывок из «древа понятия», написанного в жанре письма:


  • Письмо Ф.М. Достоевскому. «Уважаемый Федор Михайлович! Ваша идея о спасении мира любовью и единением всех людей близка мне. Я думаю, что люди должны покаяться в своих грехах и постараться приблизиться к идеалу - Иисусу Христу. Я теперь точно знаю, что целью моей жизни станет нравственное совершенствование...» .

(Грекова Анна, 10 «в»)

Интересно узнать и ваше мнение, поэтому предлагаю вам обсудить все, что вы узнали за эти уроки и сделать свое «древо понятия» на тему «Моё открытие Достоевского».

7. Итог урока. Вывод.

Вы убедились, что творчество Достоевского волнует умы человечества. Постижение Достоевского - трудная работа.

Урок 3-4.

ПРОЛОГ К РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СОН РАСКОЛЬНИКОВА.


Продолжительность урока: 80 минут

Задачи урока:

  • совершенствовать умение и навыки составлять конспект, план, хронологическую таблицу материала учебника;

  • воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки;

  • помочь учащимся на примере романа «Преступление и наказание» объяснить сущность нового художественного мышления писателя, раскрыть сущность поиска героями произведения духовных ориентиров, нравственного выбора в жизни;

  • развивать умения и навыки анализировать художественное произведение, высказывать свои мысли, анализировать поступки героев;

  • воспитывать умение противостоять общественному злу, содействовать усвоению высоких нравственных ценностей.

Тип урока: знакомство с новым материалом, лекция с элементами беседы.

Оборудование: учебники по русской литературе 19 века под ред. А.Н. Архангельского и А.Г. Кутузова, мультимедийная презентация, фильм Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», портрет Ф.М. Достоевского, репродукция картины Т. Ярошенко «Студент», карточки из альбома раздаточного изобразительного материала, схема, таблица.

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с альбомом раздаточного изобразительного материала (письменно на проверку). Карточка № 1. Возможно с выводом на экран.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже почти столетие вместе с Л. Толстым и Чеховым является одним из наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Достоевский — писатель, у которого своё открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение. творчество Достоевского — новый этап в развитии критического реализма.

4. Работа со статьей учебников А.Н. Архангельского и А.Г. Кутузова.

(Класс делится на две группы. Учащиеся производят запись основных положений к себе в тетрадь (Кутузов — стр. 359 «Я задумал его в каторге...», стр. 362 «Смысл названия»; Архангельский — стр. 299 «История создания» по стр. 303).

5. Чтение первой главы романа. Продолжить знакомство можно просмотром начала фильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание».

Ход урока.

  1. Решение проблемных ситуаций.

Прежде, чем мы обратимся ко снам Раскольникова, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Сон смешного человека», что позволит настроится вам на нужный лад и поможет осмыслить ключевые сцены романа.

(Мультфильм комментируется учителем. Подобно объясняется теория сна не только у Достоевского, но и во всей культуре в целом.)

Размышление над этим рассказом будет, надеюсь, для нас с вами еще одним шагом к постижению художественного и духовного мира великого русского писателя. Этот небольшой рассказ, по мнению критиков разных поколений,- синтез философии Достоевского. Я бы добавила – это духовное завещание писателя будущей России, а значит, и нам. Попробуем убедиться в этом сами – через интерпретацию ключевых моментов, сильных позиций текста.


2. Работа над просмотренным видеофильмом и рассказом.

  1. Какие сильные позиции произведения вы считаете необходимо проанализировать?

(Название рассказа, подзаголовок «Фантастический рассказ», вступление, эпизод «сон», финал).

  • Итак, начнем с заглавия. Кого вы считаете смешным человеком? Как в жизни относятся к смешным людям? Трудно ли быть смешным? Нужно ли мужество смешному человеку?

(Смешной человек не такой, как все, нелепый, достойный насмешки, издевки. Его часто не уважают, ему приходится тяжело в общении, его иногда считают глупым, не имеющим собственное достоинство).

  • Каков смешной человек Достоевского? Герой рассказа?

(Герой рассказа искренний, грустный, странный человек. У него израненная душа, он человек трагический, «ему все равно», он готов на самоубийство, он сам смеется над собой, одновременно он гордый. Он из «подпольных» людей Достоевского. Смешной человек близок к таким героям писателя, как Мармеладов, Катерина Ивановна, Раскольников из романа «Преступление и наказание». Он, как и они, в отчаянии).


3. Комментированное чтение 5 главы. Теперь попробуем осмыслить первый сон Раскольникова, «безобразный сон» - одну из самых потрясающих сцен в романе. (Чтение).

  • Какие чувства вызывает у вас эта сцена?

  • Какова позиция автора?

Вывод: автор скорбит, чувствует острую, невыносимую боль за каждого человека, за всех людей, за весь мир.



4. Работа с записями на доске.

1. Мотивы преступления.

« Безобразный» мир «безобразные» чувства «безобразная» мечта.

В этом словосочетании заключается открытие Достоевского: «двойственность души», т.е. описание процесса внутренней борьбы человека. Причем Достоевский осознавал это так: «Серьезнее этой идеи я никогда ничего не проводил».

- Обратим внимание на это словосочетание. В слове «безобразная» звучат
два «голоса»: чувство и ум. В слове «мечта»:

красота и безобразие



стремление к добру; стремление к власти.

Рождается желание стать Наполеоном.

  • Какие же причины преступления вытекают из мотивов? Их мы тоже
    найдем на первых страницах романа.

Задание.

  • Прочтите 2 абзац 1-й главы. Какая фраза имеет здесь особое значение? Какие чувства испытывает Раскольников?



голос совести («болезненное и трусливое ощущение»);

голос гордости («которого он стыдился»).

Выявляется противоречие: Совесть гордыня





«безобразная мечта»

Вывод: Таким образом, в этой фразе обнаруживается один из главных конфликтов романа: конфликт между умом, сознанием, теорией и чувством, совестью, природой человека. За этой мучительной внутренней борьбой и стоит одна из причин -

1)нравственная.

  • Прочтите 3-й абзац.

2)психологическая причина: «Он до того углубился в себя и уединился
от всех...»

3) социальная: «Он был задавлен бедностью».

4)безбожие, безверие.

  • Когда мы говорим об идее, мысли, то нужно иметь в виду, что это
    художественное произведение, в котором главное место занимает образ,
    слово. У Достоевского каждое слово взвешено, обдумано,
    многозначительно.

  • Попытаемся вникнуть в слово Достоевского.

- Сопоставьте две детали во внешности Раскольникова: темно-русые волосы
и словосочетание «немецкий шляпник».

Вывод: идея раскола, который произошел в отдельном человеке: противопоставление русской души и теории, пришедшей с Запада.

5. Рефлексия. Работа с творческими листами. Мысли учащихся о функциональной нагрузке сна в романе Ф.М. Достоевского.

Урок 5.

ПЕТЕРБУРГ - ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО И СОУЧАСТНИК ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».


Продолжительность урока: 40 минут

Задачи урока:

- показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа;

- развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения;

- воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Тип урока: урок-путешествие по Петербургу, который включает элементы семинарского занятия и дискуссии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация по теме занятия; текст произведения.

Ход урока.

1. Вводная часть урока.

Проверка готовности класса к занятию, объявление темы и задач урока. Оформление тетрадей. Запись темы урока и эпиграфа.

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.Пушкин

2. Беседа по первичному восприятию романа.

  • Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?

  • Кто главные герои произведения?


3. Создание проблемной ситуации.

  • Какую роль сыграл Санкт-Петербург в судьбе героев известных вам произведений?

  • Каков же Петербург у Достоевского?

Анализируя образ Петербурга у Достоевского, не стоит забывать и об архитектурных особенностях города. Так, например, дворы-колодцы, по которым плутает Раскольников. Существует версия, согласно которой это своего рода колодцы Платона, несущие философский смысл.

Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь «тенью» умопостигаемого мира «идей» (по-гречески «эйдосов»). «Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи»1. В то время как «идея» является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. «Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными сравнениями, это противопоставление вещей и «идей» наглядно объяснят в «Государстве» с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти узники – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь жалкие тени и подобия, за их сущность.

  1. Лекция учителя. Работа с «цветовыми» характеристиками Петербурга и главных герое произведения.

Цвет

Значение

Примеры из текста

Жёлтый

(весь спектр оттенков – от тёмно до ярко-жёлтого)

Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

мебель «из жёлтого дерева», «жёлтые рамки», «пожелтелая кацавейка», «жёлтый диван», «жёлтое лицо», «жёлтый билет», «жёлтенькие обои», «тёмно-жёлтое» лицо Порфирия Петровича, «два жёлтых кусочка сахару». Цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова.

«Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке»

Красный

Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание).

Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана», «целая лужа крови», «красный сафьян», «красный гарнитур».

В романе есть оттенки красного, «скрывающиеся» в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница.

Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности.

Зелёный

Цвет защиты, покрова.

Символ Богородицы.

Например, в своём первом сне Раскольников видел «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».

Синий (голубой)

Символы Сони Мармеладовой.

Человек, предпочитающий синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением.

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». В комнате Сони, кроме «желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев», есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз. У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво». Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.

Чёрный

Загадка, неизвестность.

Когда Раскольников поднимался по «чёрной» лестнице, «тёмной и узкой», в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты».

Белый

Символ чистоты, невинности, но в тоже время скорби и печали.

У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, «чуть-чуть разве с проседью». Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.

Серый

Этот цвет характерен для эмоционально скованного общества. «Серый» человек боится громко заявить о себе, не желает себя выдавать.

Например, вся одежда, купленная Разумихиным для Раскольникова, была именно такого оттенка. Раскольников не берет этой одежы, так как не причисляет себя к «первой категории людей», поэтому не хочет носить одежду их цвета. Его старая рыжая шляпа – яркий пример его индивидуальности. Да, герой хотел на время быть незаметным, но настоящая его цель – быть исключительным, уникальным. Может быть, уже одно нежелание надевать серую одежду раскрывает нам смысл теории Раскольникова.

Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей «детской церкви с зелёным куполом».

4. Работа с текстом романа.

Задания для групповой работы (1015 минут):

1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)

2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)

3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 2 – трактир, где исповедуется Свидригайлов ; часть 4 глава 4 – комната Сони.)

Самостоятельный осмотр города на страницах романа (работа в группах).

Самостоятельная работа учащихся занимает не более 15–20 минут. По окончании работы совместно со всеми составляем таблицу-описание города.

Составляющие образа

Характерные признаки

1.

 

Пейзаж

Темно, душно, грязно, пыль, «грязь, вонь и всякая гадость», «грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади».

Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

2.

Сцены уличной жизни

– ребенок, распевающий «Хуторок»;

– пьяная девочка на бульваре;

– сцена с утопленницей;

– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

3.

Интерьеры

Каморка Раскольникова – «шкаф», «гроб»; грязно, кругом – желтые обои.

Комната Мармеладовых – «закопченная дверь», «дырявая простыня» в качестве перегородки.

Комната Сони- «уродливый сарай».

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

6. Выводы по теме урока. Выводы, должны сформулировать сами учащиеся с опорой на проделанную работу.

Урок 6-7.

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА. ИСТОКИ БУНТА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.


Продолжительность урока: 80 минут.

Задачи урока:

    • рассмотреть истоки бунта героя;

    • проанализировать теорию Раскольникова;

    • выяснить причины крушения теории героя.


Тип урока: урок -лекция; урок-дискуссия.

Оборудование: тексты произведения, «Творческие мастерские».



Ход урока.

1. Организационный момент. Целеполагание: В центре урока духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Теория Раскольникова -- это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины её возникновения и этапы формирования, выявить мотив "горя от ума" в идеях Раскольникова.

2. Лекция учителя.



Основная тайна лежит в романе не в преступлении,

а в мотивах преступления.

В. Шкловский

Главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?

Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству:

1.      Внешние - идеи, витающие в воздухе:

  •        взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;

  • идеи Бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

  • тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

  • судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

2.      Внутренние -идеи, порожденные самим героем:

  • состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

  • характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

Следует обратить внимание учащихся на:

  • говорящую фамилию героя;

  • часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;

  • нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон  - сострадание), противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);

  • нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.

  • На уроке организуется исследовательская работа с текстом. Ученикам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния. году Поль Лафарг написал статью "Дарвинизм на французской сцене" по поводу пьесы Альфонса Доде "Борьба за существование". В центре пьесы -- впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

    1. Рефлексия.

Создание письма редактора Достоевскому (6-10 предложений).

    1. Итог урока.

Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчёркивая её антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

Урок 8.

РАСКОЛЬНИКОВ И ЕГО ДВОЙНИКИ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА.


Продолжительность урока: 40 минут.

Задачи урока:

    • выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя;

    • подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

    • расширить представление учащихся о героях романа;

    • добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»;

    • воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие;

    • развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, графические изображения, раздаточный материл, опорные конспекты.



Ход урока.

1. Вступительное слово учителя (слайды ): Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих созна­ниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники». Давайте запишем определение понятия «двойник персонажа».

Двойник персонажа — это символ зеркального отражения второго «Я» героя произведения.


  • С какой целью писатель вводит в роман двойников Раскольникова?

Рассказ учителя о теории двойников в мировой литературе и искусстве в целом.


2.Работа по группам. Составление образов двойников.


Раскольников и Лужин:

  1. Кто такой Лужин? (ч.1, гл. 3). Какие Рассуждения в письме матери Раскольникова о Лужине привлекли ваше внимание? Какое впечатление складывается у читателя о Лужине?

  2. В чем сущность взглядов Лужина (ч.2, гл. 5)? Согласны ли вы, что теория Раскольникова близка взглядам Лужина?

  3. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения (ч. 4, гл. 2-3).

  4. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва сДуней? Какое решение он принял и осуществил (ч.5, гл. 1,3)? Почему Лужин больше не появляется в романе? Какова его роль в идейно-художественном содержании романа?


Раскольников и Свидригайлов:

  1. Кто такой Свидригайлов, что мы узнаем из письма матери Раскольникова о его характере и поведении (ч.1, гл.3)?

  2. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды» (ч.4, гл.1)?

  3. Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено» (ч.6, гл. 2-6)? Почему Раскольникова и Свидригайлова тянет друг к другу? Оба они преступники, но автор считает, что «даже злодейство не могло у них быть одинаково». Согласны ли вы? Почему свидригайлов покончил с собой, в то время как Раскольников удержался от этого шага?


3. Рефлексия (проводится в группах).

Я предлагаю создать вам ситуацию «Путь воскрешения души». Для начала изобразите портрет души героя в один из моментов романа. Задание трудное. Требуется не просто проиллюстрировать какой-то эпизод романа, а изобразить состояние души. Это вряд ли возможно без понимания авторской концепции и своего отношения к ней. Вот некоторые комментарии рисунков, прозвучавшие во время уроков в предыдущей смене:


«Преступление через нравственную норму влечёт духовный распад, у героя начинается помутнение сознания, галлюцинации. А если душа понимается как сознание (древо понятия было составлено раньше), то начинается духовный распад. Я вижу это как кувшин, который треснул, отделились осколки, но его ещё можно склеить».

Зырянова Екатерина, 10 «в»


«Избавиться от совестиЭто то же,  что умертвить душу. Значит, преступление начинается с омертвения души. Я представляю Раскольникова в этот момент как увядающий цветок в каменистой пустыне под палящими лучами солнца. Он одинок, он умирает, но он жаждет спасения. Рисунок выполнен карандашом, так как душа героя перестала воспринимать краски мира».

Кичкинёв Владислав, 10 «в»

«Чаши весов, на которые падают капли крови находятся в равновесии. Это потому, что покушение на собственную жизнь грех не менее тяжкий, чем покушение на жизнь другого. Я не понимала, теперь осознала это. Преступая какие-то нравственные нормы (не обязательно убивая), человек всё равно посягает на собственную жизнь. Я думаю, что запрет «Не убий» не только и не столько запрет на  физическое уничтожение, но прежде всего предупреждение о том, чтобы не убивать в себе душу, а значит, напутствие жить по совести, по законам справедливости, добра».

Пичугина Анастасия, 10 «б»


3. Итоги урока.

Роман Достоевского, такой трудный для понимания и осознания не только подростками, но и людьми опытными, стал для многих ребят открытием самих себя. Через души его героев  они попытались заглянуть в собственные. Пусть чуть-чуть, но приоткрыли себя, попытались осмыслить.

Урок 9.

«Я ТЕБЯ ВЫБРАЛ...» РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ МАРМЕЛАДОВА.


Продолжительность урока: 40 минут.

Задачи урока:

    • уяснить особенности анализа эпизода;

    • попытаться определить значение образа Сонечки для всего произведения, проанализировав эпизод первого посещения Раскольниковым Сони (ч. 4, гл. 4);

    • подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

    • развитие умений анализа текста.


Тип урока: лекция с элементами беседы.

Примечание: по рекомендации учителя (Первушина Л. В.) во время урока ученики должны делать записи. В тексте конспекта рекомендуемые для записи фразы отмечены подчеркиванием.

Ход урока.

Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Слово учителя








Катехизирование,

работа с текстом































Чтение



















Чтение















































Слово учителя










Катехизирование































































































































Чтение
















































Вывод






































Итог урока














Цель нашего сегодняшнего урока – 1) узнать больше о знакомом вам виде анализа – анализе эпизода, 2) применить полученные знания для уяснения идеи романа «Преступление и наказание»: определить значение образа Сонечки в концепции произведения.


Но для начала мы должны понять, что такое анализ эпизода. А для этого нам нужно знать, что такое эпизод. Итак, что мы называем эпизодом?


(Эпизодэто фрагмент литературного произведения, ограниченный временными рамками, местом действия и составом действующих лиц.)









Верно. Но мы должны иметь в виду, что анализ эпизода не ограничивается самим эпизодом. Наша задача – понять, какую функцию он выполняет во всем тексте. Это должно стать нашей рабочей установкой.


Мы обратимся к одному из самых важных эпизодов романа – к первому посещению Раскольниковым Сони (ч. IV, гл. 4).


На что обращает внимание автор в первую очередь?

(Первое, с чем нас знакомит авторэто описание дома, в котором живет Соня.)


Что ж, давайте откроем тексты и прочитаем начало этой главы.


Обратите внимание на отбор лексики в этом описании. Что сказано о доме?


(Дом был на канаве, он был трехэтажным, старым, зеленого цвета, вход на узкую и темную лестницу – в углу дома; сказано, что Раскольников бродил в темноте. Это достаточно традиционное для Достоевского описание Петербурга.)


Какие эмоции вызывает у вас этот фрагмент?


(Неприязнь, ощущение нищеты, все это угнетает.)



Теперь прочитаем описание комнаты Сони.


































А какие ощущения возникают у вас при чтении этого фрагмента?


(Приблизительно те же, что и при описании дома. Удивительно, как в таких условиях может жить человек. Тяжелая, гнетущая атмосфера («низкий потолок»), отсутствие воздуха («душно и угарно»), темнота, грязь, сырость, неправильные формы – все это безобразно и ужасно.)




Действительно, впечатления не самые приятные. Исследователь романа «Преступление и наказание» А. А. Белкин в одной из своих работ отмечает, что жизнь Сони похожа на ее комнату. Уродство жилья соответствует уродству жизни. Думаю, справедливость этого высказывания не вызывает сомнения.


***

В романе Достоевского содержится огромное количество символов. Попытайтесь понять, в чем символика следующего отрывка.

«Покамест он бродил в темноте и недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально».

(С чем у вас ассоциируется слова «темнота», «дверь»?)


(Недоумение, потемкиэто состояние Раскольникова не только в этом эпизоде (человек, который ищет квартиру в темном помещении), это его состояние вообще (человек, ищущий правильный путь). Здесь можно нащупать и авторский голос, поскольку символика достаточно прозрачна и формально эти слова принадлежат повествователю. Чрезвычайно важно и то, что Соня сама открывает дверь Раскольникову, а тот машинально хватается за нее. Конечно, и это символично. Дверьэто выход из какого-то замкнутого пространства, а на уровне символавыход из ситуации.)


Мы с вами говорили, что анализ эпизода предполагает его соотнесение со всем текстом. Что в этом смысле можно сказать о разобранном нами фрагменте текста?

(Свяжите эту деталь с эпилогом.)


(Позже в тексте эта символика станет реальной: именно «сонина правда» окажется «спасательным кругом» для Раскольникова, он сам примет ее мировоззрение, а благодаря этому будет возможно и его возрождение (намек на которое есть в эпилоге).



Однако к моменту посещения Сони Раскольников далек от этого.


Согласно теории, Раскольников делит людей на две группы – высший и низший разряд. К какому разряду, по-вашему, он относит Соню?

(Соню он относит все же ко второй группе.) Она не способна на бунт в том смысле, как это понимает Раскольников.

Раскольников пытается ее презирать за несоответствие своей теории.

Он ведет себя с Соней достаточно грубо.)


Но этот разговор необычайно сложен и для него самого. Что об этом свидетельствует?

Какую функцию в тексте выполняет многоточие? Приведите примеры из текста.

(Здесь огромное количество пауз, растянутость во времени, обилие многоточий (прерывистость, поиск формулировки, неуверенность, недосказанность), невозможность найти общий язык;

постепенное нарастание эмоциональностишепот переходит в плач, плач в рыдания, затем у Сони начинается горячка; эта сценанаивысший момент в эмоциональной напряженности.)


Мы понимаем, что Раскольников, несмотря на свою теорию, не до конца ей последователен. Он хотел бы быть суровым обличителем, презирающим «тварь дрожащую», но это у него получается не полностью. Об этом свидетельствуют приведенные вами факты.


Итак, мы выяснили, что Раскольников не полностью владеет ситуацией. В связи с этим еще один вопрос: однороден ли диалог Сони и Раскольникова в смысле лидерства? Как меняются взаимоотношения между ними?

Приведите примеры из текста.


(Нет, диалог не однороден. Поведение Раскольникова постоянно меняется: он то нападает на Соню этом случае на первый план выходит логика, которая связана с теорией), то сочувствует ей (правда сердцаистинная правда). Например, «Он приветливо, почти с состраданием посмотрел на нее с минуту. Какая вы худенькая! Вон, какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы, как у мертвой». А затем: «Ну да уж конечно! – произнес он отрывисто, и выражение лица его, и звук его голоса опять вдруг переменились». Раскольников напоминает Соне обо всем том, о чем она не желает думать: о побоях Катерины Ивановны, о том, что будет с Поленькой, что будет с ней самой. Раскольников доводит ее до критического состояния: она «почти в отчаянии схватилась за голову», «страшный испуг», «страшная тоска», «горько-горько зарыдала». Раскольников: «чуть не с насмешкой», «с каким-то злорадством ответил, засмеялся». Это издевательство над ней достигает кульминации во фразах: «Не каждый день получаете-то?» Происходит смена агрессии и сочувствия у Раскольникова: колебания в его теории. Он сам не может быть до конца последовательным в своей теории.)


Далее в тексте следует описание довольно необычного и, главное, непредсказуемого поступка Раскольникова – поцелуя ног Сони.

Давайте зачитаем фрагмент текста, в котором это описывается.



Что, по вашему, означает поцелуй ног? Чем можно объяснить такое поведение Раскольникова? Связано ли это с его теорией?


(Возможный ответ:

Теория запрещает сострадать, жизньвынуждает. Теория начинает рассыпаться. На прошлом уроке мы говорили о том, что гуманизм Раскольниковаабстрактный: любовь ко всем предполагает жестокость по отношению к конкретному живому человеку.)


Итак, поцелуй ногеще одно свидетельство несостоятельности теории Раскольникова.


Далее Соня читает притчу о Лазаре. Читая «Преступление и наказание», вы познакомились с большей частью этой притчи. О чем она повествует?



Меняется ли как-то поведение персонажей?


(Соня преображается. Она – лидер в этом диалоге (зачитываются примеры). Бог для нее все. В нем – ее истинная сила и правда. Раскольников отступает «на второй план».)



Этот эпизод очень и очень символичен. В чем его символика? На этот вопрос вы можете ответить, если свяжете этот эпизод с последующим текстом (мы учимся анализу эпизода!).


(Нужно обратиться к эпилогу. В нем – намек на возрождение Раскольникова. Поэтому мы можем его считать воскресшим Лазарем. «Правда» Сонечки оказывается правильней, и это в финале понимает Раскольников.)



Ну что же, попытайтесь обобщить все, о чем мы говорили сегодня. Какие выводы можно сделать о роли этого эпизода в романе?


(Этот эпизодключевой, переломный. В нем встречаются персонажиносители разных «теорий». Раскольников начинает осознавать несостоятельность своей и истинность сониной «теории». «Сонечкина правда» в том, что она «переступает» только через себя. Раскольниковпреступает закон этого мира. Для Сони спасение в религии, в Боге. Она стремится прежде всего к духовному совершенству, а не к переделке существующего мира насильственным путем. Кроме того, здесь обращается внимание на то, что именно благодаря Соне станет возможным возрождение Раскольникова (намек на это есть в эпилоге). После этой встречи Раскольников во всем признается Соне и отдаст себя в руки правосудию. Каторга станет своеобразным очищением от грехов. (Воспоминания самого Достоевского о каторге.) Сонечка, носительница христианских ценностей, способна спасти «заблудившегося» Раскольникова.


Эпизод ч. 4, гл. 4. позволяет нам понять функцию этого персонажа и суть «сонечкиной правды». Именно она наиболее близка авторской точке зрения. Преступить другогодля нее значитпогубить себя. В этом она и противопоставлена Раскольникову, который все время, с самого начала романа меряет свое преступление ее преступлением, стараясь оправдать себя).


Итак, на сегодняшнем уроке мы углубили знания об анализе эпизода. Внимательно проанализировав гл. 4 ч. 4, мы смогли значительно приблизиться к пониманию идеи романа «Преступление и наказание». Безусловно, применяя лишь анализ эпизода, всей сложности этого произведения не понять. Это лишь один из путей постижения авторского замысла.

Важно запомнить и то, что не любой эпизод настолько значим. Эпизод же: «Первое посещение Раскольниковым Сони Мармеладовой», как мы выяснили, имеет огромное значение для всего текста, это ключевой фрагмент романа.







Ученик отвечает на вопрос.




























Ученик отвечает на вопрос.


Чтение.



Ученик отвечает на вопрос.









Ученик отвечает на вопрос.





Чтение:

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с четырьмя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей комнате почти совсем не было мебели. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».


Ученик отвечает на вопрос.






















Ученик отвечает на вопрос.



























Ученик отвечает на вопрос.



















Ученик отвечает на вопрос.













Ученик отвечает на вопрос.



























Ученик отвечает на вопрос.






































Чтение.





Ученик отвечает на вопрос.

















Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.









Ученик отвечает на вопрос.






Ученик отвечает на вопрос.







































Урок 10-11.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ В РОМАНЕ ИДЕИ «ОДНО ЗЛО И СТО ДОБРЫХ ДЕЛ». РОЛЬ ЭПИЛОГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО.


Продолжительность урока: 40 минут.

Задачи урока:

    • дать оценку роли эпилога в романе;

    • развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения;

    • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.


Тип урока: урок-размышление



Ход урока.

1. Разминка. Обобщение полученных знаний:

1. К чему восходят истоки романа  «Преступление и наказание»?( Ко времени каторги Достоевского. 9 октября 1859года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман»).

2. Сколько лет продолжалось вынашивание замысла? (6 лет)

    1. История развития сюжета романа.

    2. Когда и куда были отправлены главы нового романа? середине декабря 1865 года в «Русский вестник»).

5. Какие две противоположные идеи столкнулись в образе Раскольникова?

    1. В чём ошибочность теории Раскольникова?



2. Систематизация знаний.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается «дежурный учитель», который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.


3. Создание учебных ситуаций.

Учебные ситуации: В чем состоит необычность преступления, совершенного Раскольниковым? 

  • Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание? (Выступают 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)).

  • Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с «простой арифметикой» Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить «ненужное большинство»?

  • Преступление совершено. Какое же наказание?

  • Зачем «необыкновенный» человек пришел к «обыкновенному» - к Соне Мармеладовой?В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге.  Каким же предстает он перед нами?


4. Выборочная работа с текстом.

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.


Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.


Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

 Чем он отличается от прежнего?

 

Прежний взгляд:

 


сосредоточенность на себе;

замкнутость;

презрение к человеку.

Новый взгляд:

 расширяется его поле зрения, он начинает всматриваться и вслушиваться сам, по своей воле:

«О каторжанах - как они все любили жизнь, как они дорожили ею…»


5. Итоги уроков: Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1.     убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2.    развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

( Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1.     Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2.     Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3.     Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4.     Бесчеловечно, когда за преступление «героя» расплачиваются другие.

5.     Преступление всегда ведет к разрушению личности «переступившего»… и другие.


Урок 12-13.

МАГИЯ ЧИСЛА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»


Продолжительность урока: 80 минут.



Задачи урока:

- попытаться разобраться в числовой символике Достоевского на примере романа «Преступление и наказание»;

- понять, как магия числа помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности.


Список используемой литературы:

  1. Белов С.В. «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».

  2. Волошин А.В. «Математика и искусство».

  3. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание».

  4. Котельников В.А. «Цель и надежда: пророческое искусство Достоевского».

  5. Парнов Е.И. «Трон Люцифера»

  6. Селезнёв Ю.А. «В мире Достоевского».


Методические рекомендации.

Проектная работа предполагает групповую работу обучающихся. Для работы над данным проектом организуется деятельность учеников следующим образом:

Роль в команде

Типичные черты характера

Положительные качества

Возможные слабые стороны

Администратор, сотрудник команды

Консервативный, обязательный, предсказуемый

Умение организовать работу, практическое здравомыслие, трудолюбие, самодисциплина

Недостаток гибкости, нежелание использовать непроверенные идеи

Руководитель, председатель

Спокойный, уверенный в себе, обладающий высоким уровнем самоконтроля

Способность без предубеждения относиться о всем членам команды, оценивая их по достоинству. Умение приветствовать вклад каждого в общее дело. Высоки уровень объективности

Средний уровень интеллекта и творческих способностей

Двигатель, мотор, вдохновитель

Находящийся в состоянии постоянной готовности, динамичный

Готовность бороться с инерцией, неэффективностью, самодовольством и самообманом

Склонность к провокациям, раздражению и нетерпимости

Генератор идей

Индивидуалист, имеет серьезный настрой, неординарный

Гениальность, воображение, интеллект, знания

Витание в облаках, склонность к недооцениванию практических деталей и правил

Разведчик и добытчик ресурсов

Экстраверт, энтузиаст, любознательный, коммуникабельный

Умение общаться с людьми, стремление узнать новое. Способность ответить на вызов

Вероятность потери интереса к работе, как только проходит первоначальной увлечение идеей

Оценщик, контролёр

Трезвомыслящий, неэмоциональный, расчётливый, предусмотрительный

Рассудительность, благоразумие, разумное упрямство

Недостаток вдохновения и способности мотивировать других

Гармонизатор, командный игрок

Социально-ориентированный, довольно мягкий, чуткий

Отзывчивость, умение чувствовать и реагировать на ситуацию, способность формировать командный дух

Нерешительность в ответственный момент

Доводчик

Усердный, организованный, добросовестный, неутомимый

Умение довести дело до конца, стремление к совершенству

Излишнее беспокойство о мелочах, нежелание выпускать дело из своих рук


Итоговым продуктом может стать мультимедийная презентация (Power Point); информационный буклет; исследовательская игра для другого класса и т.д.


Материал для исследовательской работы в группах:

Ничто не нравится, кроме красоты,

в красоте - ничто, кроме форм,

в формах - ничто, кроме пропорций,

в пропорциях - ничто кроме числа.

В. Августин


В толковом словаре С.И Ожегова сказано, что слово символ имеет два значения:

- во-первых, это «предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого».

- во-вторых, «краткое изложение основных догматов христианской религии».

Число - это тоже символ, выражающий нечто целое, законченное, символизирующее упорядоченность, целостность и неделимость, как гармония цвета, музыки и слова.

Цифровая символика Достоевского занимает в его творчестве особое место. Раскрывая значение и магию числа, я попыталась раскрыть магию слова, которое сама по себе, есть тайна.

Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и метод и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

«Мне лично,- заявил Эйнштейн,- ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области….

Но если Вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!»

Эти слова Эйнштейна, сказанные им в беседе с немецким публицистом начала XX века А. Мошковским, вот уже более полувека будоражат умы и учёных и художников.

Сотни статей комментируют слова великого физика, выдвигаются различные гипотезы и толкования, проводятся параллели между мечтой Ф.М. Достоевского о социальной и моральной гармонии и поисками универсальной гармонии мироздания, которой Эйнштейн посвятил свою жизнь.

Мировая гармония, красота - подобна гармонии чисел. Достоевский говорил, что именно доброта и красота спасут мир. Познание прекрасного идет через подъём по воображаемой лестнице вверх или вниз. Количество ступеней может быть разным, в зависимости от тяжести подъёма.

Причём, по лестнице можно не только подниматься, но и спускаться.

Исследователи обратили внимание, что в области словесной символики у Достоевского в романе «Преступление и наказание» одно слово-образ занимает особое место. Это, именно, слово лестница. В повествовании, исключая заключительную часть. Раскольников взбирается и спускается по лестнице, по крайней мере, 48 раз.

Он должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу. Он взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату Мармеладова; он должен подняться на несколько этажей до квартиры старой процентщицы; и до полицейской конторы; и до комнаты Сони. Важным фактором является, однако, то, что моменты напряжений или колебаний характерным образом происходят на лестницах.

Отправляясь, для осуществления задуманного плана, ему приходится «сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, «как кошка».

13 - традиционно несчастливое число. Это число, превышающее на единицу полный комплект, дюжину, чревато взрывом, неведомым переходом к новому качеству и поэтому опасно. Усугубляется это нисхождение вниз ещё сравнением, как кошка.

На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живёт и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привёл пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи).

У порога убитой им старухи он переживает страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы стоят Кох и Пестряков. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения.

На пороге, в коридоре, у фонаря, происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю комнату, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону дверей их подслушивает Свидригайлов).

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени её, открытые на лестницу двери, ворота, дворы, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И среди всего этого - адреса и числа, числа…

Видя в числах сущность явлений, начало начал, пифагорейцы считали, что реальные тела состоят из «единиц бытия» - «математических атомов», различные комбинации которых и представляют конкретные объекты.

Даже вселенная мыслилась ими как совокупность чисел. Сами же числа пифагорейцы представляли наглядно и материально: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, т.е. точка, «геометрический атом» или первооснова всех чисел; два - как уход в неопределённую даль, т.е. прямая линия, простирающаяся в одном измерении; три - треугольник, образующий плоскость двух измерений, и возврат к определённости; четыре - пирамида, дающая представление о пространстве трёх измерений .

Вообще, числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четвёрку. По преданию, клятва пифагорейцев гласила: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы». Особая роль тетрактиса, видимо, была навеяна законами музыкальных созвучий, после чего все объекты природы виделись пифагорейцам, состоящим из четвёрок: четвёрка геометрических элементов - точка, линия, поверхность, тело; четвёрка физических элементов - земля, вода, огонь, воздух. Сумма же чисел, образующих тетрактис, равная десяти (10 = 1+2+3+4), считалась священным числом, и олицетворяло всю вселенную.

Так родился знаменитый пифагорейский тезис: « Все вещи суть числа». Интерес к числу часто носил у пифагорейцев религиозно-мистический характер. Некоторые отголоски пифагорейской числовой мистики мы встречаем и в наши дни: например, обычай дарить нечётное число цветов (чётное число считалось несчастливым).

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число «четыре». Лестница ведёт к буквально повторяющемуся уровню высоты - к четвёртому этажу.

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора находится на четвёртом этаже и Раскольников направляется к четвёртой комнате. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону, Лазарь был мёртв четыре дня. История эта помещена в 4-м Евангелии (Евангелие от Иоанна). Раскольников переживает четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) появлений числа «четыре», все связанные с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

8 - двойная четвёрка. Единство сил и средств; число друидизма, смягчающее через единство противоположных качеств дурное влияние четвёрки на судьбу человека.

Число четыре имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года. Четыре направления, четыре стадии в эмбрионом развитии, четыре элемента.

К этому надо добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской символике: четыре стороны света - слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; четыре Евангелия. В Откровении Иоанна Богослова - четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырёхэтажных домов и четвёртого этажа в «Преступлении и наказании», В.Н. Топоров делает вывод: «Эта четырёхчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырёхчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. У Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре - три дороги, на картине Верещагина «Витязь на распутье» богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии - три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье последние тридцать копеек. И он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч Серебреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать Серебреников. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т.д.

В Евангелии, подаренном Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу, отдельные пометки свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман состоит из семи частей - 6 частей и эпилог - первые две части состоят из семи глав каждая. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Он узнает, что именно в 7 часов старуха останется дома одна. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом, так как число 7 - это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» Бога с Человеком, символом общения между Богом и его творением. В Библии говорится о том, что в седьмой день Бог почил. « И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

«И всякого скота чистого … по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие. Гл.41). Каждый 7-й день и каждый 7-ой год святы.

Можно предположить, что «посылая» своего героя на убийство именно в 7часов, Достоевский тем самым заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз», Бога с Человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет; а до тех пор, сколько нестерпимой муки и сколько бесконечного счастья!...

Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости - семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно тоже с евангельским текстом. « Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу»,- отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне:

« Я поздно… Одиннадцать часов есть? - спросил он, всё ещё не подымая на неё глаз. - Есть, - пробормотала Соня. - Ах да, есть! - заторопилась она вдруг, как будто в этом был для неё исход, - сейчас у хозяев пробил, … и я сама слышала. Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу.

И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

Анализируя творчество Достоевского, Карен Степанян писал: «На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций». И я с этим полностью согласна.

«Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Ф. М. Достоевский в романе с помощью магии чисел.

























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!