СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка методик для выявления суицидального риска подростков -блок психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается подборка методик для выявления суицидальнго риска у подростков 13-17 лет для психологов образовательных учреждений. 

Просмотр содержимого документа
«Подборка методик для выявления суицидального риска подростков -блок психолога»

ФИО__________________ Класс___________



  1. Методика определения уровня развития самооценки Лонга.







Цель методики: Выявление уровня развития самооценки учащегося.


Инструкция: Перед вами нарисовано 8 кругов. Представьте себе, что ты оформляешь альбом с фотографиями. В эти кружки ты можешь разместить фото своих друзей. Твоя фотография тоже будет там. Выбери круг для своей фотографии и отметь его крестиком или галочкой.

Интерпретация: Два первых круга свидетельствуют о завышенной самооценке, три последних - о заниженной. Средние круги говорят о адекватной самооценке.


 




























  1.     Тест «Нервно-психическая адаптация»


Предназначен для интегральной экспресс-оценки психического состояния в ходе массовых психопрофилактических (скрининговых) и индивидуальных обследований. Разработан в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Гурвич И. Н., 1992).

Выполнение теста занимает 10—15 минут. Бланки обрабатываются работником среднего медицинского персонала или другим специально проинструктированным лицом. Обработка сводится к подсчету общей суммы набранных обследуемым баллов и занимает не более одной минуты.

Инструкция: В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените по следующей шкале то, насколько каждое из этих явлений представлено в Вашей жизни:

4 — есть и было всегда;

3 — есть уже длительное время;

2 — появилось в последнее время;

1  — было в прошлом, но сейчас нет;

0 — нет и не было.

Симптом

Есть и всегда было

Есть уже длитель­ное время

Появилось в послед­нее время

Было в прош­лом, но сей­час нет

Нет и не было


4

3

2

1

0

1. Бессоница






2. Ошушение, что окружающие неодобрительно к Вам относятся






3. Головные боли.






4. Изменение настроения без видимых причин






5. Боязнь темноты






6. Чувство» что Вы хуже других людей. ...........






7. Склонность к слезам






8. Ощущение "комка" в горле






9. Боязнь высоты






10. Быстрая утомляемость, чувство усталости. ......






11. Неуверенность в себе и в своих силах






12.Сильное чувство вины






13. Опасения по поводу тяже­лого заболевания (не подтвержденного при обследовании)






14.Боязнь находиться од­ному в помещении или на улице






15. Опасение покраснеть "на людях"






16.трудности в общении с людьми






17. Необоснованный страх за себя, других людей, боязнь каких-либо ситуаций






18. Дрожание рук, ног






19. Невозможность сдержать проявления своих чувств,

настроение






20. Сниженное или подавлен­ное






21. Сердцебиение






22. Беспричинная тревога, "предчувствия", ощущение, что может произойти что-то неприятное






23. Безразличие ко всему






24. Раздражительность, вспыльчивость






25. Повышенная потливость






26. Чувство слабости






Тест позволяет распределить обследуемых на пять групп (уровней) психического здоровья:

— I группа, здоровые — сумма баллов менее 10;

— II группа, практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками —  11—20 баллов;

— III группа, практически здоровые с неблагоприят­ными прогностическими признаками (предпатология) —21—30 баллов;

_ IV группа, легкая патология — 31—40 баллов;

_ V группа с существенными признаками патологии — более 40 баллов.

 

Интерпретация результатов теста «Нервно-психическая адаптация»

 

Сумма баллов

Диагностическое заключение

Рекомендации

До 20 баллов

 

 

 

21-30 балл

 

 

 

 

 

 

31—40 баллов

 

 

Более

40 баллов

Психическое здоровье полное

Нервно-психическая устойчивость,

отсутствие признаков стресса.

 





Психическое здоровье ограниченное.

Нервно-психическая неустойчивость, признаки стресса

 

 

 

 



Вероятность пограничной психической патологии, невротизации.

 



Вероятность выраженной психической патологии.

Соблюдение общих правил правил психогигиены.

 




Консультация клинического

психолога,

углубленное

психодиагностическое

обследование,

психопрофилактические меропр.

 





Консультация психиатра,

комплексное лечение.

 

Консультация психиатра,

комплексное лечение.

  1. Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку) 


Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов. 

№№

Вопрос

Подходит

не очень

Не подходит

1

Я не чувствую в себе уверенности.




2

Часто из-за пустяков краснею.




3

Мой сон беспокоен.




4

Легко впадаю в уныние.




5

Беспокоюсь о только воображаемых еще событиях.




6

Меня пугают трудности




7

Люблю копаться в своих недостатках




8

Меня легко убедить




9

Я мнительный




10

Я с трудом переношу время ожидания




11

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход




12

Неприятности расстраивают меня, я падаю духом




13

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя




14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат




15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной




16

Я нередко чувствую себя беззащитным




17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния




18

Чувствую растерянность перед трудностями




19

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня жалели




20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми.




21

Оставляю за собой последнее слово




22

Нередко в разговоре перебиваю собеседника




23

Меня легко рассердить




24

Люблю делать замечания другим




25

Хочу быть авторитетом для окружающих




26

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего




27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю




28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться




29

У меня резкая, грубоватая жестикуляция




30

Я мстителен




31

Мне трудно менять привычки




32

Нелегко переключаю внимание




33

Очень настороженно отношусь ко всему новому




34

Меня трудно переубедить




35

Нередко у меня не выходит из головы мысли, от которых следовало бы освободиться




36

Нелегко сближаюсь с людьми




37

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана




38

Нередко я проявляю упрямство




39

Неохотно иду на риск




40

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.




Обработка результатов:


Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов: 
1-10 вопрос - тревожность;   
11-20 вопрос - фрустрация;   
21-29 вопрос - агрессивность;   
31-40 вопрос - ригидность. 
Оценка и интерпретация баллов 
I. Тревожность: 
0...7 баллов - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный. 
II. Фрустрация: 
0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы. 
III. Агрессивность: 
0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми. 
IV. Ригидность: 
0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.









  1. Диагностика чувств, которые обучающийся испытывает при обучении в ОУ:


Отметь, пожалуйста, значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе. Выбрать надо 8 вариантов


Я испытываю в школе

Да

Спокойствие


Усталость


Скуку


Радость


Уверенность в себе


Беспокойство


Неудовлетворенность собой


Раздражение


Сомнение


Обиду


Чувство унижения


Страх


Тревогу за будущее


Благодарность


Симпатию к учителям


Желание приходить сюда




5. Поставь, пожалуйста, знак + в той колонке, которая подходит для каждого из предметов:

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

1.

Русский язык




2.

Литература




3.

Иностранный язык




4.

Алгебра




5.

История




6.

Биология




7.

Физкультура




8.

Обществознание




9.

Физика




10.

Химия




11.

Геометрия




  1. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ (М.В.МАТЮХИНА)

Шкалы: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, мотивация престижа, мотивация избегания неприятностей, мотивация содержания учения, социальные мотивы учебной деятельности

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:

• широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), 
• узколичностные (благополучия и престижа), 
• учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), 
• мотивы избегания неприятностей.

Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе.

пп

вопрос

да

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться. 


Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя. 


Понимаю свою ответственность за учение перед классом.


Хочу окончить школу и учиться дальше 


Понимаю, что знания мне нужны для будущего. 


Хочу быть культурным и развитым человеком. 


Хочу получать хорошие отметки. 


Хочу получать одобрение учителей и родителей. 


Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.


Хочу быть лучшим учеником в классе. 


Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.


Хочу занять достойное место среди товарищей. 


 Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.


Хочу, чтобы не ругали родители и учителя. 


Не хочу получать плохие отметки. 


Нравится узнавать на уроке о слове и числе. 


Люблю узнавать новое. 


Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное. 


Люблю решать задачи разными способами.


Люблю думать, рассуждать на уроке. 


Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности. 


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту
• Мотивы долга и ответственности: 1 – 3 суждения; 
• Самоопределения и самосовершенствования: 4 – 6; 
• Благополучия: 7 – 9; 
• Мотивация престижа: 10 – 12; 
• Мотивация избегания неприятностей: 13 – 15; 
• Мотивация содержания учения: 19 – 20; 
• Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 – 15. 


  1. Опросник «Оценка учебной дезадаптации»

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и/или отказе от деятельности.

Бланк ответов


п/п

Утверждение

Соответствует
полностью

Соответствует
частично

Не соответствует

1

Чаще всего у меня хорошее самочувствие

 

 

 

2

Обычно у меня хорошее настроение

 

 

 

3

У меня много различных интересов помимо работы

 

 

 

4

Я стал раздражительным

 

 

 

5

Я стал чаще болеть в последнее время

 

 

 

6

Мне нравится работать в коллективе

 

 

 

7

У меня постоянно меняется настроение

 

 

 

8

В последнее время я чувствую общее недомогание

 

 

 

9

У меня ровный и спокойный характер

 

 

 

10

Меня часто одолевают мрачные мысли

 

 

 

11

Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер

 

 

 

12

Мне стало трудно общаться с новыми людьми

 

 

 

13

У меня часто бывает подавленное настроение

 

 

 

14

В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно

 

 

 

15

Я стал вялым и безразличным

 

 

 

16

Я часто бываю веселым и общительным

 

 

 

17

Мне стало неприятно бывать в местах, где собирается много людей

 

 

 

18

Я стал часто ссориться со своими родными и коллегами

 

 

 

19

В последнее время мне реже, чем обычно, хочется встречаться со своими знакомыми

 

 

 

20

Я с удовольствием прихожу на работу

 

 

 

21

Моя работа мне перестала нравиться

 

 

 

22

Обычно я работаю легко, без напряжения

 

 

 

23

В начале смены мне трудно собраться с силами, чтобы начать работу

 

 

 

24

Во время работы я часто отвлекаюсь и забываю, что нахожусь на рабочем месте

 

 

 

25

Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой

 

 

 

26

Мой рабочий день обычно пролетает незаметно

 

 

 

27

Я без труда справляюсь с нормой

 

 

 

28

Мне часто приходится заставлять себя работать внимательнее

 

 

 

29

В последнее время мне стало труднее работать

 

 

 

30

Я часто ловлю себя на мысли, что мне просто ничего не хочется

 

 

 

31

Я стал пассивным

 

 

 

32

Я стал забывчивым

 

 

 

33

Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые надо сделать сегодня

 

 

 

34

После работы я всегда чувствую себя разбитым

 

 

 

35

В свободное время мне ничем не хочется заниматься, а только лечь и отдохнуть

 

 

 

36

При чтении книги на меня нападает сонливость

 

 

 

37

Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза

 

 

 

38

Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах

 

 

 

39

В последнее время я стал хуже видеть

 

 

 

40

Меня мучают боли в висках и во лбу

 

 

 

41

Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея

 

 

 

42

У меня отекают ноги

 

 

 

43

У меня иногда возникает ощущение тошноты

 

 

 

44

У меня часто болит голова

 

 

 

45

У меня бывают головокружения

 

 

 

46

Я чувствую постоянную тяжесть в голове

 

 

 

47

У меня бывает ощущение шума или звона в ушах

 

 

 

48

Иногда у меня перед глазами как будто летают блестящие мушки

 

 

 

49

У меня бывают приступы сердцебиения

 

 

 

50

У меня появилась одышка

 

 

 

51

Иногда у меня бывает ощущение, что мне трудно вдохнуть

 

 

 

52

Я стал часто покрываться испариной

 

 

 

53

У меня легко потеют ладони

 

 

 

54

У меня часто выступают красные пятна на шее и щеках

 

 

 

55

Я легко засыпаю ночью

 

 

 

56

Я постоянно хочу спать днем

 

 

 

57

Обычно я сплю крепко

 

 

 

58

У меня чаще всего беспокойный сон

 

 

 

59

После пробуждения я засыпаю с трудом

 

 

 

60

Утром мне трудно проснуться

 

 

 

61

После сна я обычно встаю вялым, плохо отдохнувшим

 

 

 

62

У меня часто бывает бессонница

 

 

 

63

Я все время чувствую себя усталым

 

 

 

64

Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком

 

 

 



Обработка результатов

Сопоставьте ответы испытуемого с ключом. Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается двумя баллами, ответ «Соответствует частично» оценивается одним баллом.

Ключ для подсчета результатов


1


нет


9


нет


17


да


25


да


33


да


41


да


49


да


57


нет


2


нет


10


да


18


да


26


нет


34


да


42


да


50


да


58


да


3


нет


11


да


19


да


27


нет


35


да


43


да


51


да


59


да


4


да


12


да


20


нет


28


да


36


да


44


да


52


да


60


да


5


да


13


да


21


да


29


да


37


да


45


да


53


да


61


да


6


нет


14


да


22


нет


30


да


38


да


46


да


54


да


62


да


7


да


15


да


23


да


31


да


39


да


47


да


55


нет


63


да


8


да


16


нет


24


да


32


да


40


да


48


да


56


да


64


нет

Подсчитайте количество баллов по отдельным признакам:


п/п


Признак


Номера утверждений


Сумма баллов


I

Ухудшение самочувствия:



• эмоциональные сдвиги

2, 4, 7, 10, 13, 14, 15, 31


• особенности отдельных психических процессов

24, 28, 32, 33


• снижение общей активности

22, 23, 27, 29, 36


• ощущение усталости

1, 8, 30, 34, 35, 63



II

Соматовегетативные нарушения

5, 37–54, 64



III

Нарушение цикла «сон — бодрствование»

55–62



IV

Особенности социального взаимодействия

3, 6, 9, 11, 12, 16–19



V

Снижение мотивации к деятельности

20, 21, 25, 26






Всего баллов





  1. Подсчитайте общее количество баллов.
    (Максимально возможное количество баллов — 128)

Оценка уровня профессиональной дезадаптации

Степень выраженности дезадаптации определяется количеством набранных баллов:

96 баллов и более — высокий уровень дезадаптации, требует принятия неотложных мер (психологических и медицинских);

от 65 до 95 баллов — выраженный уровень дезадаптации, требует обязательного вмешательства специалистов, смены деятельности или проведения программы по реадаптации;

от 32 до 64 баллов — умеренный уровень дезадаптации, требует оказания помощи специалистов по проведению реадаптации;

до 32 баллов — низкий уровень дезадаптации, деятельность приносит удовлетворение.






































  1. ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР) 

    (модификация Т.Н. Разуваевой) 
    Цель: диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

Методика применяется в случае, если на основе предшествующего наблюдения (исследования) была выявлена высокая вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой взрослый должен проявить максимум внимания и сочувствия.
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-". 
Текст опросника 

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей. 

  2. Вас часто одолевают мрачные мысли. 

  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни. 

  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело. 

  5. Вам определенно не везет в жизни. 

  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше. 

  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы. 

  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов. 

  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни. 

  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача. 

  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали. 

  12. Вы считаете себя обреченным человеком. 

  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами. 

  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает. 

  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает. 

  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено. 

  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой. 

  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку. 

  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их. 

  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо. 

  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить. 

  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью. 

  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже. 

  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным. 

  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем. 

  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы. 

  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы. 

  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы. 

  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву. 
    Обработка результатов. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска. 


Субшкальный диагностический коэффициент 


Номера суждений 


Демонстративность 


12, 14, 20, 22, 27 


Аффективность 


1, 10, 20, 23, 28, 29 


Уникальность 


1, 12, 14, 22, 27 


Несостоятельность 


2, 3, 6, 7, 17 


Социальный пессимизм 


5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 


Слом культурных барьеров 


8, 9, 18 


Максимализм 


4, 16 


Временная перспектива 


2, 3, 12, 24, 26, 27 


Антисуицидальный фактор 


19, 21 


Содержание субшкальных диагностических концептов 


  1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко. 


  2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта. 


  3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. 


  4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох". 


  5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня". 


  6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования". 


  7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. 


  8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем. 


  9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. 

  10. Анкета по осведомленности учащимися о ПАВ.

1 . Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важных для человека. Проранжируйте, их, поставив рядом числа: 1,2,3.


а. профессиональная карьера

б. крепкое здоровье

в. хорошая дружная семья

г. яркая насыщенная жизнь

д. материальное благополучие

е. близкие друзья


2. Продолжи предложение: Здоровый человек - это



Варианты ответов 




Наше будущее 




Не употребляющий ПАВ 




Умный, добрый, воспитанный 



Ведет здоровый образ жизни 




Счастливый человек 



Уверенный в себе 




Это я 




3. Ты употребляешь табачные изделия? 


Варианты ответов 




Не курю 




Пробовал 




Курю регулярно 




4. В каком возрасте ты впервые попробовал курить?___________


5. Ты употребляешь алкогольные напитки?



Варианты ответов 




Да 




Нет 




Пробовал 







6. Если да или попробовал, то что? 


Варианты ответов 




Коктейль 




Джин-тоник 




Пиво 




Шампанское 




Вино 




Водка 




Коньяк 




Суррогаты 




7. В каком возрасте ты впервые попробовал алкоголь?_____________



8. Кто налил тебе первую рюмку?



Варианты ответов 




Родители 




Родственники 




Друзья 




Сами 






  1. Графическая беседа «Мой круг общения»

Параметрами измерения в данной методике являются:

  • широта взаимодействия (количество субъектов взаимодействия в разных сферах общения);

  • модальность переживания взаимодействия;

  • обоснованность характера взаимодействия;

  • взаимность и мера симпатий и антипатий.

Материал. Для проведения беседы необходимы стандартный чистый лист бумаги (возможен и заготовленный рисунок круга с секторами), два цветных (обычно применяются красный и черный) и простой карандаши.


Бланк методики «Мой круг общения»

Чистый лист бумаги с нарисованными с обеих сторон окружностями среднего диаметра. Можно попросить ребёнка самого нарисовать эти окружности.

Процедура

Консультант начинает беседу со слов: «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Практика показывает, что такое введение снимает настороженность, присущую началу общения с незнакомым человеком, неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству с взрослым.

Дальнейший ход работы направляется следующими побуждениями.

1. Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в круге твоего общения.

Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на секторы (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников» и «взрослых».

В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе – ребята, учителя; вне школы – ребята во дворе, дома – родные. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать соответственно сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного (общение со знаком «–»).

2. Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми; те, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам.

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и всем подробно рассказывать.

3. Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает.

В ходе этой процедуры (обозначения разным цветом – штриховка прямоугольника красным и, например, синим) консультант узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении, и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один – в серединке и еще один – маленький, ближе к центру, а в самом центре поместим тебя, напишем твое имя.

А теперь используем два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный», «приветливый», – и покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен.

Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующими цветами, обозначают меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны и ярко выражены, то между центром («Я» ребенка) и соответствующим прямоугольником на внешней окружности (другой человек) проводится линия соответствующего цвета условной мерой в три интервала. Если симпатия или антипатия выражена неярко, то стрелкой указываются границы отношений – до 1-й или 2-й окружности. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначаются направление и мера выраженности отношения.

Обработка результатов

Итог «графической беседы» предполагает качественный анализ данных. В зависимости от запроса и целей консультации, гипотезы самого консультанта о характере и причинах затруднений ребенка анализ материала может носить разную направленность.

  1. Семейная социограмма: суть методики и интерпретация

 Семейная социограмма является одной из методик семейной психотерапии и, также как и «рисунок семьи» относится к рисуночным проективным методикам. Семейная социограмма дает возможность выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

Для применения методики семейной социограммы испытуемым дают лист бумаги с нарисованным кругом диаметром 11 сантиметров. Инструкция, которую должен получить испытуемый, звучит следующим образом: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Такое задание может даваться всем членам семьи в процессе сеанса семейной психотерапии, но они должны его выполнять, не советуясь друг с другом.

Интерпретация семейной социограммы осуществляется по следующим критериям:   количество членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков;  расположение кружков относительно друг друга;  дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с  которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее принципиальное значение имеет размер кружков. Больший, по сравнению ^ другими, кружок «Я» говорит о высокой самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

В интерпретации семейной социограммы также важное значение имеет   расположение кружков в площади большого круга (тестового поля), а также по отношению друг к другу. Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи — на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о тесном эмоциональном контакте этих людей друг с другом.



  1. Метод незаконченных предложений

При использовании метода незаконченных предложений подростку предлагается продолжить следующие предложения:



Завтра я… 

Когда я закончу школу… 

Наступит день, когда… 

Я хочу жить потому, что…

При обработке результатов следует обращать внимание на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!