6 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Нанесение на контурную карту названий материков и океанов, маршрутов путешествий Ф. Магеллана и Х. Колумба.
Цель: обучение правилам работы на контурной карте.
Для выполнения работы прочитайте теоретический материал в учебнике и с помощью ученического атласа нанесите маршруты путешествий Магеллана и Колумба.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Цель: обучение правилам работы на контурной карте
Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте чёрным цветом подпишите названия материков, укажите их площадь и подпишите имена их первооткрывателей, а синим цветом - названия океанов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков
Цель: формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.
1. Сориентировавшись по плану школьного двора, я вижу, что:
а) школа находится на (указать сторону горизонта) _____________________________;
б) аллея ветеранов находится на ___________________________;
в) магазин 777 находится на ___________________________;
г) кусты сирени на ________________________________.
2. От заданной точки с помощью компаса я прошёл 5 шагов на север;
4 шага на восток; 3 шага на юг ; 2 шага на запад, я оказался в точке…
3. Я знаю местные признаки, с помощью которых можно ориентироваться:
а) чаще на северной стороне деревьев растёт ______________;
б) муравейник строится с той стороны ствола, которая обращена на _______________;
в) в полдень солнце находится на _____________________________;
г) если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет ______________________ .
Вывод: ориентирование – это …
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
Цель: формирование умений определять по топографической карте направлений, расстояний и азимута.
Используя топографическую карту, заполните таблицу. Вы находитесь в здании школы. По отношению к вашему местоположению определите направление движения, азимут и расстояние до следующих объектов.
Пункт | Направление движения | Азимут | Расстояние |
Родник | | | |
Глиняный карьер | | | |
Мельница | | | |
Электростанция | | | |
Озеро | | | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов)
Цель: обучение учащихся умению составлять простейший план местности.
Используя знания, полученные в ходе выполнения практических заданий и текст учебника, проведите полярную съемку и составьте план школьного двора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Обучение определению направлений по карте: определению географических координат по глобусу и карте (в том числе координат своей местности)
Цель: 1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. 2. Научиться находить на географической карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.
Определите географические координаты объектов по политической карте полушарий: Вашингтон, о. Огненная Земля, Каир, Токио, Кейптаун.
По физической карте России: Москва, Красноярск, Владивосток, Воркута, Хабаровск, Кемерово, Барнаул, Новоалтайск.
Определите географические объекты по их координатам:
З6° ю.ш. 150° в.д.
56° с.ш. 38° в.д.
62° с.ш. 130° в.д.
30° ю.ш. 85° з.д.
60° с.ш. 30° в.д.
ПРАТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
Характеристика карты (или ее части) своей местности
Цель: Сформировать знания о картах, уметь давать характеристику карты, пользуясь условными знаками карты.
Здание:
Используя условные знаки карты, знания направления сторон горизонта, дать характеристику физической карты Алтайского края, зоогеографической карты Алтайского края, карты охраны природы Алтайского края.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
Определение горных пород и минералов по образцам
Цель:
1. Получить представление о горных породах, их происхождении и использовании.
2.Научиться различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам.
Ход работы:
Определите горные породы по предложенным образцам.
Названия горных пород запишите в таблицу соответственно их происхождению.
Магматические | Осадочные | Метаморфические |
Глубинные | Излившиеся | Неорганические | Органические |
Обломочные | Химические | |
| | | | | |
Опишите предложенную учителем горную породу по плану.
План | Описание горной породы |
Название. Плотная, рыхлая или сыпучая. Масса (легкая или тяжелая). Цвет. Блеск. Твердость. Если обломочная: а) размер обломков: крупнообломочная — более 2 мм; среднеобломочная — 2—0,05 мм; мелкообломочная (пылеватая) — 0,05—0,01; Использование человеком | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13
Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.
Цель: Научиться обозначать на контурной карте горы и равнины.
Задание:
1. Нанесите на контурную карту полушарий горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно нанести на карту России, и сделайте это.
Правила обозначение гор на контурной карте.
1.Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
2.Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.
3.Надписать название гор вдоль обозначенной линии.
4.В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.
2. Обозначение равнин на контурной карте
1.Определив географическое положение равнины на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
2.Надписать название равнины на контурной карте так, как это сделано на карте физической.
ПРАКТЧЕСКАЯ РАБОТА №14
Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
Цели работы: 1. Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор, высоту и географические координаты отдельных вершин.
2.Научиться определять по карте географическое положение равнин
Ход работы:
Определите географическое положение гор, названных учителем.
План определения географического положения гор
1.Найти горы, назвать и показать их на карте.
2.Определить, к каким горам по высоте они относятся.
3.На каком материке и в какой его части расположены горы.
4.Между какими меридианами и параллелями они находятся.
5.В каком направлении и на сколько километров протянулись (приблизительно).
6. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря, реки и т. д.).
Прием определения высоты гор и равнин
1.Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изображены.
2.Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.
3. Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.
Сделать вывод, к какому типу по высоте относятся горы (равнины).
Определите географическое положение равнин, названных учителем.
План определения географического положения равнин
1.Найти равнину, назвать и показать на карте.
2.Определить, к какому типу равнин по высоте относится.
3.На каком материке и в какой его части расположена.
4.Между какими меридианами и параллелями она находится.
5. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину (приблизительно).
6.Как расположена относительно других объектов (соседние горы, моря, реки и др.).
Прием определения высоты равнин
1.Показать равнины; установить, каким цветом они изображены.
2.Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответствующую ему высоту.
3.Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.
4.Сделать вывод, к какому типу по высоте относятся равнины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16
Определение ГП водных объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища, обозначение их на контурной карте.
Цель: научиться определять ГП водных объектов.
Задание: по плану дать определение ГП водных объектов. Объекты выбрать самостоятельно.
План определения географического положения реки
Назвать и показать реку.
На каком материке и в какой его части расположена река.
Между какими меридианами и параллелями.
Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.
Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
План определения ГП моря
Географическое положение:
- в Мировом океане (в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность);
- Относительно других (какой частью берега каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями географических объектов);
- минимальная и максимальная глубина.
План определения ГП океана
1.Географическое положение.(полушарие, какие материки омывает)
2.Площадь. Место среди других океанов.
3.Особенности рельефа дна.
4.Преобладающие и наибольшие глубины.
5.Океанические течения.
6.Транспортные морские пути.
План определения ГП озера
Название озера
На каком материке и в какой его части расположено озеро?
Между какими параллелями и меридианами располагается?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №19
Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.
Цель работы: развитие умений определять расстояния по карте.
1.Для выполнения практической работы прочитай теоретический материал.
При определении расстояний по карте пользуются численным или линейным (рис. 9) и поперечным масштабом.
1 : 50 000 ≡ в 1 сантиметре 500 метров
Рис. 9. Численный и линейный масштабы, помещаемые на карте
Численный масштаб — масштаб карты, выраженный дробью, числитель которой — единица, а знаменатель — число, показывающее степень уменьшения на карте линий местности; чем меньше знаменатель масштаба, тем крупнее масштаб карты. Подпись численного масштаба на картах обычно сопровождается указанием величины масштаба — расстояния на местности (в метрах или километрах), соответствующего одному сантиметру карты. Величина масштаба в метрах соответствует знаменателю численного масштаба без двух последних нулей.
При определении расстояния с помощью численного масштаба линия на карте измеряется линейкой и полученный результат в сантиметрах умножается на величину масштаба.
Линейный масштаб — графическое выражение численного масштаба; он представляет прямую линию, разделенную на определенные части, которые сопровождаются подписями, означающими расстояния на местности. Линейный масштаб служит для измерения и откладывания расстояний на карте. На рис. 10 расстояние между точками А и В равно 1850 м.

Рис. 3. Измерение расстояний по линейному масштабу
3. Выполни практическую работу
Ход работы:
(Работа проводится на контурной карте).
1.Используя физическую карту России, нанести на контурную карту моря, омывающие берега нашей страны.
2.Выбрать море, ближайшее к вашему населенному пункту, и соединить свой населенный пункт с побережьем ближайшего моря прямой линией.
3.Определить направление движения от своего населенного пункта до ближайшего моря и измерить расстояние до него с помощью масштаба. Расстояние и направление подписать на контурной карте.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №20
Наблюдение погоды, обработка информации. Анализ погоды на ближайшие дни.
Цель: Организация работы по составлению календаря погоды
(наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).
Ход работы: В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:
температуру воздуха; облачность; осадки; направление ветра.
С Е Н Т Я Б Р Ь
Дни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
t C° | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Облачность | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Осадки | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Направление ветра | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средняя температура за месяц: _______С°.
В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц. Дайте анализ погоды на ближайшие дни.
Условные знаки:
Облачность: Осадки:
- ясно
- дождь;
- пасмурно
- снег.
направление ветра:
- северный; - северо-западный;
- южный; - северо-восточный;
- западный; - юго-западный;
- восточный - юго-восточный.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22
Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Цель: Сформировать знания о картах, уметь давать характеристику карты, пользуясь условными знаками карты.
Здание:
Используя условные знаки карты, знания направления сторон горизонта, дать характеристику карты растительности и животного мира Алтайского края, почвенной карты края.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25
Составление полного описания географического комплекса своей местности
Цели работы: дать учащимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс»
Ход работы:
Характеристика изучаемого участка территории:
А) Определение географического положения.
1.Запишите дату исследования (число, месяц, год).
2. Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
3.Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
4.Рельеф: например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
5.Климат: Характер и степень увлажнения. Например, атмосферные осадки преимущественно в летне - осенний период, 500 – 600 мм.
6.Определите характер увлажнения, оно может быть недостаточным, средним, избыточным.
2. Изучение климатических показателей с использованием приборов.
Составление климатической характеристики.
Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
а) температуру воздуха (термометр);
б) атмосферное давление (барометр);
в) направление ветра (флюгер и компас);
г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
д) осадки.
Сделайте вывод о существующей зависимости между климатическими условиями и характером растительного мира на изучаемой территории.
Общая характеристика вод местности:
а) определить, насколько местность обеспечена водами (избыток, недостаток, очень мало);
б) указать на каких формах рельефа расположен водоем.
4. Определение антропогенного влияния деятельности человека на природный
комплекс:
а) Как используется человеком.
б) На сколько правильно, бережно относится человек к природному комплексу.
в) Что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить природный комплекс
7 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
1 вариант
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек
Цели работы:
Учиться решать по географической карте и глобусу задачи различного содержания.
Повторить и закрепить умения определять по глобусу и картам расстояний между точками в градусной мере и километрах; прокладывать на контурной карте маршруты путешествий; определять географические координаты точек, абсолютные и относительные высоты, направления от пункта к пункту.
Задание:
1. Используя карту полушарий определите расстояние между точками в градусах и километрах.
А) Каракас – Порту-Алегри
Б) Сантьяго-Рио-де-Жанейро
2. Определите координаты данных точек: Каир, Додома, Аккра, Нью-Йорк, влк. Орисаба, Панама, Эр - Рияд, Салехард, Джомолунгма,
3. Определите географические объекты по заданным точкам:
3°с.ш. 36° в.д.
18° ю.ш. 47° в.д.
60° с.ш. 100° з.д.
35° с.ш. 113° з.д.
13° с.ш. 45° в.д.
36° с.ш. 139° в.д.
2 вариант
Цели работы:
Учиться решать по географической карте и глобусу задачи различного содержания.
Повторить и закрепить умения определять по глобусу и картам расстояний между точками в градусной мере и километрах; прокладывать на контурной карте маршруты путешествий; определять географические координаты точек, абсолютные и относительные высоты, направления от пункта к пункту.
- Последовательность выполнения работы
По географическим координатам Ставрополя определите его местоположение на глобусе.
Определите расстояние от Ставрополя до Северного полюса, экватора, нулевого меридиана в градусной мере и в километрах.
Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы:
Ставрополь 450 с.ш., 420 в.д. |
- Расстояние
| - В градусной мере
| - В километрах
|
До Северного полюса | | |
До экватора | | |
До нулевого меридиана | | |
Материал для справок:
Длина 10 меридиана = 111 км
Длина 10 по 45-й параллели = 78,2 км
В настоящее время расширяются и укрепляются научные, культурные, производственные, торговые связи нашей страны и нашего края как части единого целого – хозяйства России – со многими странами мира: странами зарубежной Европы, Америки, Азии, в том числе Японией, Индией, Турцией и др. Вы имеете уникальную возможность совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре по маршруту: Ставрополь – Париж – Мехико – Токио – Дели – Ставрополь. Пользуясь физической картой атласа, на мировой контурной карте проложите маршрут путешествия.
За время путешествия определите:
Географические координаты мест остановок;
Абсолютную и относительную высоту мест остановок;
Направления и расстояния от пункта к пункту.
Результаты работы отразите на контурной карте.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе тектоники плит).
Цель:
Закрепить знания основных положений теории литосферных плит.
Научиться читать карту «Строение земной коры» и прогнозировать по карте изменения очертаний материков и океанов в отдалённом будущем.
Задание:
1. Используя карту строения земной коры приведите примеры литосферных плит, которые расходятся; сходятся, образуя горы; сходятся, погружаясь одна под другую.
2. Предположите, где на Земле в будущем появятся новые материки и океаны, или как изменятся старые.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов.
Цель: Развитие умений работать с климатической картой мира.
Задание:
Используя климатическую карту мира заполните таблицу.
Территория | Климатический пояс | Воздушные массы по сезонам | Ветры | Осадки | Температура января | Температура июля |
о. Калимантан | | | | | | |
Аравийский полуостров | | | | | | |
Чукотский полуостров | | | | | | |
Юг Южной Америки | | | | | | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.
Цель:
Выделить ареалы высокой плотности населения, направления миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Учиться отражать результаты работы картографическими средствами.
- Последовательность выполнения работы
Пользуясь текстом учебника с.62, абзац 2 и 3, картой атласа «Народы и плотность населения», обозначьте на контурной карте ареалы высокой плотности населения.
Установите причины большой плотности населения в разных частях земного шара. Сделайте вывод, от каких причин зависит размещение населения по территории Земли. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Пользуясь рисунком 38 на стр. 62, обозначьте на контурной карте направления миграции людей в прошлом.
Обозначьте на контурной карте современные перемещения людей. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.
- Справочная информация
В настоящее время людей, прибывающих на постоянное место жительства, продолжают принимать Северная Америка (США, Канада), Австралия, Новая Зеландия, Израиль.
Западная Европа притягивает рабочую силу из стран Средиземноморья, Азии. Новый крупный район, притягивающий рабочую силу, сложился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие страны – Саудовская Аравия, Кувейт и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Сравнительная характеристика природы 2-х океанов.
Цель: Формирование навыков составления сравнительной характеристики географических объектов.
Задание:
Используя карты океанов составьте сравнительную характеристику двух океанов, данные оформите в виде таблицы.
План сравнения | Тихий океан (Атлантический океан) | Индийский океан (Северный Ледовитый океан) |
1. Географическое положение | | |
2. Исследователи океана | | |
3. Берега океана | | |
4. Рельеф дна | | |
5. Свойства вод океана (t°С, соленость) | | |
6. Течения | | |
7. Основные виды хозяйственной деятельности | | |
8. Экологические проблемы океана | | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10
Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.
Цели работы:
Выявить особенности физико-географического положения Африки.
Научиться определять ФГП материка по плану, используя карты атласа
Закрепить умение определять географические координаты точек, протяжённость материка с С на Ю в градусной мере и в километрах
Установить влияние ФГП на природу материка.
- Последовательность выполнения работы
Определите ФГП материка Африка, пользуясь планом и картами атласа.
Устная работа по определению ФГП материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчётов и с записью в тетради кратких выводов.
- План описания ФГП материка
I. Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам)
По отношению к экватору – пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк – в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора.
По отношению к нулевому меридиану – пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк - в Западном или Восточном? На контурной карте выделите синим цветом линию нулевого меридиана.
Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте.
По физической карте Африки определите крайнюю северную и крайнюю южную точки материка.
Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте.
Между какими градусами широты расположен материк? Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Расчёты запишите в тетрадь
Положение по долготе. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите их на контурной карте.
II. Определите положение материка относительно других объектов (материки, океаны)
Какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.
Какие океаны, моря, заливы и проливы омывают берега Африки? Подпишите из на контурной карте.
Определите характер береговой линии (сильно изрезана – выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана - мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте.
Сделайте вывод о величине и протяжённости материка, особенностях ФГП материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.
Особенности ФГП материка | Особенности природы |
1. Материк почти посередине пересекается экватором; большей своей частью лежит между Северным и Южным тропиками | ? |
2. Большая протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток. | ? |
3. Слабая изрезанность береговой линии | ? |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Цели работы:
Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых
Учиться правильно работать с контурной картой
- Последовательность выполнения работы
Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:
горы - Атлас, Капские, Драконовы
нагорья – Аххагар, Тибести, Эфиопское
плоскогорье – Восточно-Африканское
вулкан – Килиманджаро.
Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.
Приём обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)
Определив ГП объекта на физической карте, найди это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
Сравнение ГП Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
Цели работы:
Установить особенности ГП Австралии
Совершенствовать своё умение описывать ГП материка по карте и типовому плану.
Учиться сравнивать ГП двух материков, делать на основе проведённого сравнения вывод о сходстве и различии их природы.
Последовательность выполнения работы
Определите ГП материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа.
Устная работа по определению ФГП материка по типовому плану сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчётов и с записью в тетради кратких выводов.
Сравните ГП Австралии с ГП Африки. Как отразится на природе Австралии её большее по сравнению с Африкой смещение к югу?
Краткие выводы запишите в тетрадь
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки
Цели работы:
Установить особенности рельефа Африки и Южной Америки
Совершенствовать своё умение описывать рельеф материка по карте и типовому плану.
Учиться сравнивать рельеф двух материков, делать на основе проведённого сравнения вывод об их сходстве и различии.
Последовательность выполнения работы
Определите особенности рельефа Южной Америки, пользуясь планом и картами атласа.
Устная работа по определению рельефа материка по типовому плану сочетается с заполнением контурной карты.
Сравните рельеф Южной Америки с рельефом Африки. Как отражается на природе Южной Америки горы Анды, находящиеся на западной окраине материка. Краткие выводы запишите в тетрадь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18
Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.
Цели работы:
Описать крупные речные системы Южной Америки и Африки, показать зависимость их от рельефа и климата. Оценить возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек.
Проверить и оценить своё умение пользоваться картой как важнейшим источником знаний для решения поставленных задач.
Последовательность выполнения работы
Составьте описание крупных речных систем Южной Америки и Африки по предложенному плану.
План | Южная Америка (указать речную систему | Африка (указать речную систему) |
1. В какой части материка располагается речная система? | | |
2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки | | |
3. Бассейну какого океана принадлежит речная система? | | |
4. Главные притоки | | |
5. Зависимость от рельефа (характер течения, пороги и водопады, работа реки) | | |
6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке) | | |
7. Возможности хозяйственного освоения бассейнов рек | | |
8. Трудности хозяйственного освоения бассейнов рек | | |
Форма фиксации результатов – по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание речной системы, запись данных на контурной карте.
На контурной карте:
1. Попишите название главной реки у истока и устья; | 4. Нанесите пороги и водопады, если таковые имеются |
2. Подпишите к бассейну какого океана принадлежит речная система | 5. Укажите источники питания, многоводность, режим реки, (колебания уровня воды по сезонам года) |
3. Подпишите главные притоки | 6. Условными знаками (придумать самостоятельно) покажите возможности и трудности хоз-го освоения этих рек |
В тетради сделайте краткий вывод о различиях речных систем, связанных с их географическим положением.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19
Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Цели работы:
Составить описание природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору учащегося).
Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.
Последовательность выполнения работы
Используя приём наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное сравнение стран по предложенному плану.
- План сравнения стран:
Название страны и её столица.
ФГП страны
В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?
С какими странами граничит?
Положение страны по отношению к морям и океанам.
Природные условия
Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.
Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков). Различия климата по территории страны и по сезонам.
Крупные реки и озёра
Почвы
Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.
Население и хозяйственная жизнь:
Численность населения и размещение по территории страны, примерная плотность населения.
Состав населения (основные народы)
Особенности быта населения (жилища, традиции)
Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ископаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие с/х культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).
Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №23
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности
Цели работы:
1. Сравнить климат Евразии с климатом Северной Америки. Определить типы климата Евразии по климатограммам, оценить климатические условия для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
2. Проверить и оценить умение анализировать климатограммы и делать вывод о типе климата.
Последовательность выполнения работы
1. Рассмотрев климатические карты Евразии и Северной Америки, карту «Климатические пояса и области мира», сравните климат Евразии и Северной Америки по плану:
а) в каких климатических поясах расположены материки;
б) сравните показатели абсолютных температур;
в) на каком материке засушливые области и области наибольшего выпадения осадков занимают большую площадь.
2. Сделайте вывод, на каком материке климат более разнообразен. Приведите конкретные примеры, объясните причины разнообразия климата Евразии. Краткий вывод с примерами и объяснением разнообразия климата Евразии запишите в тетрадь.
3. Определите типы климата Евразии по климатограммам (раздаточный материал).
4. В результате сопоставления данных климатограмм с климатической картой Евразии, картой «Климатические пояса и области мира» определите тип климата.
5. Оцените климатические условия для жизни людей и их хозяйственной деятельности для каждого из пунктов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25
Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по разным признакам.
Цели работы:
Составить «каталог» стран Европы и Азии, сгруппировав их по различным признакам
Учиться классифицировать объекты
- Последовательность выполнения работы
Сгруппируйте страны Европы и Азии по различным признакам, отражающим их своеобразие
Результаты работы оформите в виде таблицы. В качестве примера впишите несколько стран (не более 5)
- Отличительные признаки
| Страны Европы | Страны Азии |
1. По размеру территории: Самые большие по площади «карликовые» государства | | |
2. По численности населения: | | |
3. По плотности населения: | | |
4. По особенностям географического положения | | |
8 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Цели работы: установить связь между водами суши, рельефом и климатом территории; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Ход работы
1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.
Воды суши:
Реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды
Опасные природные явления:
Наводнения, засухи, ливни, снегопады, лавины, наледи, гололед, оползни
Районы распространения:
Районы Кавказа, реки Северного стока, горы Южной Сибири, реки Дальнего Востока, Западно-Сибирская равнина, северо-запад Русской равнины, бассейн Амура, Васюганье, Алтай, Восточная Сибирь, Камчатка, Северный Урал
Данные занесите в таблицу
Воды суши | Опасные природные явления | Районы распространения |
| | |
| | |
| | |
Сделайте вывод:
Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Цели работы: познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны; определить условия их образования; узнать о типах почв Тульской области и особенностях их использования человеком; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Ход работы
На основе анализа текста учебника, почвенной карты и почвенных профилей в атласе определите условия почвообразования для основных типов почв России.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Типы почв | Географическое положение | Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности) | Особенности почвенного профиля | Содержание гумуса | Плодородие |
Тундрово-глеевые | | | | | |
Подзолистые | | | | | |
Дерново-подзолистые | | | | | |
Серые лесные | | | | | |
Черноземы | | | | | |
Бурые полупустынь | | | | | |
Серо-бурые пустынь | | | | | |
Используя карту почв в атласе, другие источники географической информации, дайте характеристику почв Алтайского края. Заполните таблицу.
Алтайский край | Тип почвы | Свойства почвы | Содержание гумуса | Использование почв в сельском хозяйстве |
Северная часть | | | | |
Центральная часть | | | | |
Южная часть | | | | |
Сделайте вывод:
- как изменяются основные виды почв с севера на юг;
- как изменяется плодородие почв;
- зависимость специализации сельского хозяйства от типа почвы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12
Сравнительная характеристика двух ПЗ России (по выбору).
Цели работы:
1. Изучить особенности компонентов ПЗ, взаимосвязи между компонентами зон.
2. Сформировать образ ПЗ через их сравнительную характеристику.
Ход работы:
1. Используя текст учебника и карты атласа составьте сравнительную характеристику двух ПЗ, результаты сравнения оформите в таблицу.
План сравнения | ПЗ | ПЗ |
ГП зоны | | |
Климат (пояс, тип климата, средние температуры июля и января, увлажнение) | | |
Растительность (общий вид, типичные представители) | | |
Почвы (тип почв, плодородие) | | |
Животные (типичные представители, приспособления животных к условиям обитания) | | |
Ресурсы зоны | | |
Проблемы, пути решения | | |
Сделайте вывод о том, какая ПЗ наиболее благоприятна для жизни и деятельности человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13
Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
Цели работы:
Углубить и расширить знания о природных условиях и ресурсах Русской равнины
Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов и их изменения в результате хозяйственной деятельности.
Ход работы
Используя текст учебника и карты в атласе, заполните таблицу.
Вид ресурса | Местонахождение ресурса на территории Русской равнины | Оценка ресурса и возможности его рационального использования | Возможные изменения ресурса в результате хозяйственной деятельности |
Минеральные (энергетические) | | | |
Почвенные | | | |
Водные | | | |
Агроклиматические | | | |
Биологические | | | |
Рекреационные | | | |
Вывод | | | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России
Цели работы:
1. Углубить и расширить знания о природных условиях и ресурсах регионов России
2. Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов и их изменения в результате хозяйственной деятельности.
Ход работы
Используя текст учебника и карты в атласе, заполните таблицу.
Вид ресурса | Регион (по выбору) | Регион (по выбору) |
Минеральные (энергетические) | | |
Почвенные | | |
Водные | | |
Агроклиматические | | |
Биологические | | |
Рекреационные | | |
Вывод | | |
ПРАКИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16
Составление карты «Природные уникумы России»
Цели:
1.Обобщить знания учащихся по курсу.
2. Создать карту природных уникумов регионов России.
3. Уметь творчески подходить к предложенным заданиям.
4. Формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Ход работы.
1. На контурную карту России условными знаками нанести некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры.
2. Дайте обоснование выбора объектов, т.е. проведите рекламную кампанию.
9 класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Цель:
1. Закрепить и расширить знания и умения, учащихся при составлении характеристики металлургической базы на основе сопоставления различных картографических источников.
2. Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.
Ход работы:
По карте «Металлургический комплекс» атласа и текста учебника охарактеризуйте одну из металлургических баз по плану (географическое положение; доля в производстве металла; источники сырья; источники топлива; примеры крупных центров).
Пример выполнения практической работы.
Центральная - создается на железных рудах КМА и Кольско - Карельского района, больших запасах металлолома. Коксующийся уголь Печорского бассейна не покрывает потребности, и поэтому используется уголь Кузбасского и Донецкого бассейнов. Центры- Череповец, Липецк, Старый Оскол. На северо-западе, в Кольско- Карельском районе, из местных руд производят никель (Мончегорск) и алюминий (Волхов, Кандалакша). Московская область- предприятия по переработке лома цветных металлов и оловянных руд (Подольск), производству урана (Электросталь).
Сибирская - в её составе выделяют районы:
А) Южно- Сибирский - развивается на угле Кузнецкого бассейна и месторождениях железной руды Приангарья и Горной Шории. Это крупнейший производитель алюминия из местного (Ачинского) и уральского глинозема. Центры- Братск, Красноярск, Саяногорск, Шелехово. Ведется добыча и переработка
Полиметаллических руд (Кузбасс, Забайкалье). В перспективе -использование меди Забайкалья (Удокан);
Б) Северо-Сибирский- развивается на разработке богатейших залежей медно-никелевых руд (Норильск). Часть перерабатывается на месте, а часть - на предприятиях Кольского п- ва и Красноярска.
3) Дальневосточная- планируется в Южной Якутии, где есть близость высококачественных железных руд (Таежное) и коксующихся углей (Южно-Якутский бассейн). Добыча золота, олова, германия и других цветных металлов ведется на Дальнем Востоке несколько десятилетий.
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
База | Сырье (железная руда) | Топливо (каменный уголь) | Металлургические центры |
Центральная | КМА, Кольский п - ов | 1 2 3 | 1 2 3 4 |
Уральская | Качканар, Магнитогорск, Соколовско – Сарбайское | 1 2 | 1 2 3 4 5 |
Вывод. Перспективы развития
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
Цель: На основе анализа карт и статистических материалов учиться определять главные факторы размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
Ход работы:
1. По карте «Металлургический комплекс» атласа и текста учебника определите главные факторы размещения метал. предприятий.
2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
1 вариант | Факторы размещения |
Медь 1. Медногорск 2. Коасноуральск | |
Алюминий 1. Кандалакша 2. Надвоицы | |
2вариант | Факторы размещения |
Алюминий 1. Красноярск 2. Братск | |
Медь 1. Норильск 2. Мончегорск | |
Вывод.
1.Объясните, почему данные металлургические заводы по выплавке меди и получению алюминия имеют разные факторы размещения.
2.Почему для алюминия подходит выражение «получение», а для меди- «выплавка»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Цель:
1. Выявить и показать особенности химических баз при работе с разными источниками географической информации.
2. Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты.
Ход работы.
По карте «Химическая промышленность» атласа и текста учебника, охарактеризуйте одну из баз по плану (географическое положение; запасы сырья; топливо; энергия; сырьевые и перерабатывающие отрасли; крупные центры).
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (Поволжской)
Отрасли | Центры | Факторы размещения |
Химия органического синтеза | | Наукоемкость, наличие собственного сырья (нефть, газ) |
Производство полимеров | | Нефте- и газопроводы, потребитель |
Переработка полимеров | | Сырье, транспорт, потребитель |
Вывод. Перспективы развития Поволжской химической базы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель:
1. Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства на территории России.
2. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.
Ход работы.
1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепи; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.
Районы выращивания | Зерновые культуры | Технические культуры | Животноводство |
Тундра | - | - | Оленеводство. |
Тайга и смешанные леса. | Рожь, ячмень. | Лен, картофель. | Молочное скотоводство, Свиноводство. |
Широколиственные леса и лесостепи. | Пшеница, ячмень, овес, просо. | Сахарная свекла. | Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. |
Степи. | Пшеница, кукуруза, гречиха. | Подсолнечник, сахарная свекла, горчица. | Мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство. |
Полупустыни и пустыни. | Ячмень, пшеница. | - | Овцеводство. |
Определение по картам главных районов животноводства России.
Животноводство | Факторы размещения | Природная зона | Экономические районы |
1. Овцеводство | Сухой, горный климат | Степная зона и предгорные районы | |
2.КРС а) мясное б) молочное | Сухой климат увлажнение | Лесостепь и степь. Лесная зона | |
3. Свиноводство | Густонаселенные районы | Лесная зона, лесостепь, степь | |
4. Оленеводство | Не требовательны к влажным кормам (нужен корм ягель) | Тундра | |
Вывод. Отчего зависит специализация сельского хозяйства?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Цель:
1. Выявить и показать особенности, характер взаимодействия человека и природы на конкретной территории.
2. Установить проблемы и причины их возникновения, причинно-следственные связи при взаимодействии человека с природой.
Ход работы.
1. Составить логическую цепочку изменений, происходящих в природе при добыче полезных ископаемых открытым способом.
Открытый способ добычи - уничтожаются черноземы, леса – снижается плодородие почвы – изменяется уровень грунтовых вод – изменяется рельеф, овраги – понижается урожайность с/х культур, сокращаются посевные площади.
2. Продолжи схему «Особенности взаимодействия природы и человека, их последствия».
- Реки - создание водохранилищ-………….
- Почва- неправильная вспашка склонов-………….
- Нерациональное внесение удобрений, гербицидов-…….
- Неправильный полив-…
- Растительность - вырубки леса-….
- Добыча полезных ископаемых-…….
- Промышленные предприятия-………
3. Предложи комплекс мер, направленных на решение экологических проблем.
ПРАКТЧЕСКАЯ РАБОТА № 11
Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
Цель:
1. Определить основные районы размещения народных промыслов Центральной России.
2. Продолжить развитие умений комплексного использования географических карт, текста учебника, справочной литературы, отражать результаты работы в знакомой форме.
Ход работы:
1.Нанести на контурную карту границы экономических районов и областей, образующих Центральную Россию.
2.Подписать областные центры.
3.Обозначить значковым способом художественные промыслы Центральной России и нанести на к\к.
Название промысла. | Где распространен. | Изделия. |
1.Абрамцевско-Кудринская резьба. | Моск.обл, усадьба Абрамцево (к сев.от Москвы) | Бытовые дерев .вещи (блюда) с орнаментом. |
2.Богородская резьба. | Моск. обл, Сергиев-Посад. р-н. | Резиновые и дерев. игрушки на темы сказок. |
3.Гжельская керамика. | Моск. обл, Раменск. р-н. | Керамич. посуда, фигурки. |
4.Городецкая роспись. | Нижегордск. обл. г. Городец. | Прялки (раньше), мебель,игрушки. |
5.Дымковская игрушка. | Кировск.обл. | Глиняные фигурки людей и животных. |
6.Елецкое кружево | Липецкая обл. г.Елец | Кружева с мелким рисунком. |
7.Крестецкая вышивка. | Владимир.обл, с. Мстера | Шитье с цветным швом, изображение птиц. |
8.Мастерская миниатюра. | Владимир.обл. | Раскрашенные шкатулки, покрытые лаком. |
9.Палехская миниатюра. | Иванов.обл, с. Палех. | Лак. Изделия (коробки, шкатулки) |
10.Холуйская миниатюра. | Ивановская обл. | Иконы, пейзажи, натюрморты. |
11.Павловский метал. Промысел. | Нижегород.обл, Павлово. | Замки, ножи. |
12.Скопинская керамика. | Рязанская обл. г. Скопин | Керамическое кружево. |
13.Торохонское золотошитье. | Тверская обл, г.Торохон. | Вышитые золотыми нитями изделия цирков, обихода, обувь, рукавички, кошельки. |
14.Хохлома. | Нижегородск.обл. | Деревянная посуда, окрашен. в зол. цвет. |
ПРАКТЧЕСКАЯ РАБОТА № 13
Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино - Печорского подрайона.
Цель:
1. Выявление хозяйственных подрайона.
2. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в знаковой форме.
Ход работы:
1.Нанесите на контурные карты районы: Европейский Север и Двино- Печорский.
2.Используя карты атласа и текст учебника , нанесите на контурную карту природные ресурсы, которыми богат район.
3.Нанесите отрасли специализации крупных промышленных центров.
4.Обозначьте стрелками ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы. Объясните почему?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
Сравнительная характеристика специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
Цель: углубление знаний по географии регионов РФ; формирование умений сравнивать хозяйства республик по заданным признакам, вычленять черты сходства и различия.
Задание 1. Сравнить отрасли специализации Европейского Юга и Поволжья. Заполнить таблицу.
| Европейский Юг | Поволжье |
1.Машиностроение:отрасли и центры | а) б) в) | а) б) в |
2.ТЭК: отрасли | а) б) в) | а) б) в) |
3.АПК: отрасли | а) б) в) | а) б) в) |
4.Другие отрасли. | | |
Задание 2. Сделать вывод о чертах сходства и различия в отраслях специализации регионов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №16
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Цель: Выявить на основе анализа природных особенностей региона, возможности развития рекреационного хозяйства.
Ход работы:
1 вариант.
Вспомните, что относится к рекреационным ресурсам.
Проанализируйте «Радиационный баланс» (учебник 8 класса, Баринова И.И.). Определите места, где радиационный баланс наибольший. Как это влияет на отдых и лечение людей?
Определите природные рекреационные ресурсы для Северного Кавказа.
Какие предприятия и учреждения создаются для отдыха и лечения людей.
2 вариант.
Выделите территории России с природными рекреационными ресурсами (ответ конкретизируйте).
Докажите, что рекреационное хозяйство Северного Кавказа сформировалось на основе природных условий, ресурсов. (для ответа используйте рис.31 «суммарная солнечная радиация»)
Какие предприятия и учреждения образуют рекреационное хозяйство?
Как вы считаете, есть ли природные рекреационные ресурсы в Ульяновской области? Докажите.
3 вариант.
А). Заполните таблицу:
«Факторы развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа».
Стимулирующие развитие Сдерживающие развитие.
Б). Используя материалы атласа, обозначьте на контурной карте основные рекреационные центры Северного Кавказа. Цветом обозначьте их специализацию: синим- морские курорты (Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Анапа, Сочи.) Зеленым- климатические (Анапа, Сочи, Нальчик). Желтым- лечебные (Маныч, Ейск, Анапа, Геленджик, Нальчик, Сочи, Туапсе, Ессентуки, Пятигорск). Красным- спортивные (Нальчик, в Кабардино-Балкарской респ.).
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Природные условия | Рекреация |
Переходный климат от УКП к С/Т КП Ср.температ. января 0 Ср. температ. июля +8 - +24 С ГКО – 400-800 мм | Туризм а) познавательный б) альпинизм в) оздоровительный (санатории, курорты) |
Вывод. Условия для развития рекреации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17
Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Цель:
1. Закрепить умение по определению факторов развития пищевой промышленности.
2. На примере сравнения специализации пищевой промышленности двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику.
Ход работы:
1. Дайте оценку агроклиматических условий европейского Юга и Поволжья на основе карты атласа «Агроклиматические ресурсы».
2. Пользуясь картами атласа «Агроклиматические ресурсы», экономическими картами Поволжья и Южной России определите отрасли сельского хозяйства с с\х культуры, выращиваемые в районах.
Определите отрасли специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга, пользуясь картами атласа.
Определите факторы развития отраслей специализации пищевой промышленности.
Сравнительный анализ специализации пищевой промышленности Поволжья и Европейского Юга оформите в таблицу.
Показатели для специализации | Сравниваемые районы: Поволжье и Европейский Юг | Черты сходства и различия |
Агроклиматические условия. Отрасли с\х, с\х культуры. | | |
Отрасли специализации пищевой промышленности | | |
Факторы развития отрасли пищевой промышленности. | | |
Вывод | | |
Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
Отрасль | Фактор размещения |
1 вариант | |
сахарная | |
хлебопекарная | |
кондитерская | |
сыродельная | |
мясная | |
2 вариант | |
маслодельная | |
крупяная | |
консервная | |
пивоваренная | |
макаронная | |
Вывод. Специализация пищевой промышленности этих районов совпадает по многим отраслям. В обоих районах развиты:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18
Экологические и водные проблемы Волги- оценки и пути решения.
Цель: развить умения формулировать экологические проблемы района, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности человека; уметь анализировать тематические карты атласа, выстраивать причинно- следственные связи и составлять прогнозы решения негативных последствий.
Ход работы:
На основе анализа текста учебника, карт атласа заполните таблицу.
Хозяйственные изменения в районе Волги. | Последствия этой деятельности (положительные результаты) | Фактические негативные последствия. | Экологические проблемы. | Пути решения. |
Строительство каскада ГЭС на Волге (всего 8) | | | | |
Строительство промышленных предприятий в бассейне р. Волги. | . | | | . |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19
Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.
Цель: На основе анализа карт и статистических материалов учиться определять тенденции хозяйственного развития Северного Урала, оформлять результаты работы в знаковой форме.
Ход работы:
1. Каковы на ваш взгляд главные природные и социально- экономические предпосылки формирования хозяйства Северного Урала?
2. Какие отрасли специализации хозяйства и почему сформировались на Северном Урале?
3. На контурную карту Урала нанесите полезные ископаемые района.
4. С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры обрабатывающей промышленности, отразите их специализацию.
5. Проанализируйте по карте агроклиматические условия Северного Урала. Сделайте вывод.
6. Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.
7. Стрелками отметьте основные направления вывоза продукции добывающей и обрабатывающей промышленности.
Выводы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20
Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Цель: развитие умений анализировать экологические ситуации района, используя различные источники географической информации.
Ход работы:
Используя текст учебника заполните вторую графу «Экологические проблемы» табл.
Как вы думаете, какие мероприятия следует проводить для улучшения экологической обстановки? Заполните четвертую графу «Пути решения проблемы».
Части Урала. | Экологические проблемы. | Причины сложившейся ситуации. | Пути решения проблемы. |
| | Минеральные ресурсы используются с 18 века. Некомплексное использование ресурсов. Устаревшее оборудование. Большая концентрация металлургических и химзаводов, АЭС Быстрое развитие лесной промышленности. Нерациональное использование леса. Высокая концентрация водоемких производств. В большинстве случаев отсутствуют средства очистки воды. | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21
Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Цели:
1. Создание карты туристического маршрута Восточного макрорегиона.
2. Формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Ход работы.
1. На контурную карту региона условными знаками нанести некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые вы предлагаете посетить.
2. Выберите вид(ы) транспорта, на котором(ых) вы предлагаете совершить путешествие.
3. Нанесите на карту маршрут вашего путешествия с посещением указанных вами достопримечательностей.
4. Дайте обоснование выбора объектов, т.е. проведите рекламную кампанию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23
Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы.
Цель:
1. Выявить и показать особенности нефтяных (или газовых) комплексов при работе с разными источниками географической информации.
2. Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты, умение работать с текстом учебника.
Ход работы.
По картам атласа и текста учебника, охарактеризуйте один из комплексов по плану.
План характеристики | Западно- Сибирский нефтяной (газовый) комплекс |
Значение | |
Уровень развития | |
Основные центры добычи | |
Основные центры переработки | |
Направление транспортировки топлива | |
Экологические проблемы | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24
Составление характеристики Норильского промышленного узла: ГП, Природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
Цель:
1. Выявить и показать особенности ТПК при работе с разными источниками географической информации.
2. Проверить и оценить умение учащихся самостоятельно анализировать тематические карты, умение работать с текстом учебника.
Ход работы.
По картам атласа и текста учебника, охарактеризуйте Норильский ТПК по плану.
Название ТПК, его ЭГП
Состав ТПК (города)
Природные ресурсы и энергия, используемые на территории ТПК.
Отрасли специализации
Выпускаемая продукция
Проблемы и перспективы развития
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 27
Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
Цель:
1. Выделить на карте индустриальные, транспортные, научные, деловые, финансовые, оборонные центры Дальнего Востока.
2. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отображать результаты работы на карте.
Перед выполнением работы необходимо вспомнить развитие системы городских поселений, функции города, многофункциональные типы городов России, субъекты РФ.
Ход работы:
Используя политико-административную карту РФ, выделите субъекты РФ на территории Дальнего Востока, укажите их столицы.
Беседа на воспроизведение знаний:
- как развивались системы городских поселений в России, на Дальнем Востоке?
что понимают под функцией поселений?
Какие функции выполняют города?
Типы городов России, Дальнего Востока.
Используя карты атласа «Дальневосточный экономический район», «Транспорт России», составьте таблицу и отметьте значком «+» имеющиеся функции у соответствующих городов. Основные центры нанесите на контурную карту.
Центры | Функции |
| Транспортная | Индустриальная | Научная | Деловая | Финансовая | Оборонная |
| | | | | | |
Вывод.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Герасимова Г.П./ Протокол № от « » 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Березовская СОШ»» _______/Креймер Г.В. «__»_____2014г. | «Утверждено» РМО учителей геграфии _________/Руководитель РМО, Киселева А.Н./ от «26» августа 2014г. |
ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
по географии
Составитель:
Киселева Анна Николаевна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
с. Березовка 2014