СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка заданий для проверки метапредметных УУД

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий для проверки метапредметных УУД»

6 класс

Тема. Прорастание семян.

Задание №1. Как бобы теплоход разорвали. (Отрывок из рассказа Н.П. Болгарова)

Это было лет двадцать пять назад.

Огромный пароход «Харьков» плыл из-за границы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Проутюжив днищем камни, «Харьков» пошёл дальше; так и дошёл бы до Одессы, если бы не бобы.

Оказалось, прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через которую стала внутрь поступать вода.

Будь у парохода обыкновенный груз, не бобы,— ничего бы особенного не произошло. Вода бы заполнила один грузовой трюм, а дальше её не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки, отделяющие этот трюм от соседних.

Дело кончилось бы тем, что «Харьков» глубже погрузился бы в воду и от этого несколько потерял бы в скорости. Но бобы решили судьбу парохода по-иному. Вода поднималась выше и выше, проникая сквозь все щёлочки между бобами. Как бы плотно ни были насыпаны бобы, дорога воде всегда найдётся.

С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Пароход разломился на две отдельно плавающие части — носовую и кормовую.

  • .Прочитайте самостоятельно текст, подумайте, почему пароход разломился.

  • С каким процессом жизнедеятельности семян связана их способность, поглощать влагу и для чего им необходима вода?

  • Работая с учебником и дополнительной литературой, назовите, какие ещё условия требуются семенам для прорастания.


Тема. Организм как единое целое.

Задание №2. Прочитайте басню И. А. Крылова. Ответьте на вопросы.


Басня Листы и корни

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

"Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаетесь с нами".

"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?" -

Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те,-

Им снизу отвечали,-

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас".

  • Какой орган растения является главным? Аргументируйте свой ответ.

  • В чём проявляется взаимосвязь функций органов растения?


Тема: Правила и принципы охраны природы.

Свинья под Дубом. (И. А. Крылов)

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

  • Предположите, какие изменения могут произойти в биоценозе, если дуб погибнет.



8 класс

Задание №1 «Жизнь или сигарета?»

Классики мировой литературы не раз обращались к теме «первой затяжки» своих героев. Николенька из повести Л.Н.Толстого «Юность» вспоминает: «Едва я успел упасть на диван, как почувствовал, какую-то тошноту и такую слабость, что вообразил себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю».

Герои Марка Твена чувствовали себя примерно так же: «...Курильщики стали сплевывать, что-то уже очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны; под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже горло, несмотря на все старания, и все время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий, Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Гарпера. То же самое случилось и с Томом». Как вы можете объяснить симптомы? Какой вред наносит курение организму? Для чего курят люди?

На Руси в XVII-XVIII веках табак применяли от «грудной немощи», при простудах, малярии. Его выращивали как декоративное и лекарственное растение. Вскоре стало известно вредное влияние курения на организм. Существовало древнерусское выражение: «Пити табак» - что означает действие подобное вину и водке. В царских указаниях, первой половины XVII века строго запрещался ввоз табака. Курильщиков наказывали «сечением кнута». Говорили: «Кто курит табак - тот хуже собаки». Притягательная сила табака по рассказам первых курильщиков выражалась в том, что он вводил в призрачный мир радости - «яко же забыти печали житейские», вызывал приятное возбуждение. Число курильщиков увеличивалось.

В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

  • Прочитайте самостоятельно тексты, подумайте, в чем опасность курения? Вспомните и напишите состав табачного дыма? Чем это вещество опасно?

  • Постройте прогноз развития заболеваний курящего человека.

  • Используя дополнительные источники информации, заполните таблицу «Воздействие курения на системы органов»:

Системы

Воздействие

Нервная

 

Дыхательная

 

Кровеносная

 

Мочеполовая

 

Пищеварительная

 


  • Найдите дополнительную информацию об истории развития табакокурения и разработайте презентацию на основе найденной информации.

  • Как вы думаете, почему до сих пор люди всего мира не договорились и не запретили курение навсегда. раз табак такой вредный? Выскажите свое мнение по этому поводу и предложите свои способы запрета курения.

  • Выскажите критические суждения о влиянии курения на организм курящего и на окружающих его людей.


Задание № 2. «Защитные силы организма»


«Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет». В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год».

страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? Что такое иммунитет?

• 2. Объясните причины того, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Подумайте, почему развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела и какое пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь?

• 3. Сравните значение применения вакцины и введения сыворотки в организм? В чем сущность каждого из них?

• 4. Используя дополнительную литературу и текст учебника, назовите виды иммунитета человека. Раскройте особенности физиологического механизма иммунитета.

• 5. Какие советы вы можете дать людям, чтобы сохранить свой иммунитет и свое здоровье в целом?

• 6. Оцените значимость иммунитета для жизнедеятельности человека.


Задание № 3.

Представьте себе, что Президент России назначил Вас своим советником по проблемам наркомании. Что бы Вы порекомендовали сделать для сокращения потребления наркотиков в России?


Задание № 4. Органы чувств. Гигиена зрения.

Вспомните древнегреческого философа Диогена, решившего ослепить себя весьма необычным способом - долгое время не отрывая глаз от солнца. Чрезмерный по силе раздражитель поразил сетчатку необратимо.

  • Что может произойти с глазами, если вы будете смотреть на пламя электросварки?

  • Работая с учебником и дополнительными источниками информации сформулируйте свои предложения по охране зрения.


Задание № 5. Тема. Опорно – двигательная система.

Прочитайте небольшой отрывок повести Пирса Энтони «Сос по прозвищу верёвка», который переносит нас в относительно далёкое будущее. Ответьте на вопросы.


« …По Земле бродят племена выживших после очередной ядерной войны людей. Сила побеждает силу, споры решаются в честном поединке. Из одного бойца учёные, сохранившие знания веков, готовят супермена. Под кожу живота вживляют гибкие пластиковые щиты, на шее укрепляют специальный воротник, защищающий от ударов, укрепляют металлическими прутьями полые кости рук и ног, пах закрывают металлической сеткой, носовые хрящи заменяют более прочным материалом, щёки прошивают нейлоновыми волокнами. Зубы укрепляют коронками, а лобную кость - выпуклой титановой пластиной.»

  • Можно ли вообще заменить наши ненадёжные кости вечными искусственными, из пластика и металла?

  • А какие же ещё важные функции связаны с костями?


Задание № 6. Тема. Обморожения.

В повести Александра (в чём можно усомниться) Дюма «Учитель фехтования» некий француз рассказывает о своём пребывании в Санкт-Петербурге времён декабристов. Очень интересен момент, когда он идёт по улице города и не поймёт, почему прохожие что-то обеспокоено ему говорят, показывая на нос. Наконец, один мужичок попытался ему натереть нос снегом, но был свален с ног негодующим обладателем носа.


  • О чём пытались предупредить сердобольные горожане?

  • Работая с учебником и дополнительными источниками, заполните таблицу.

Обморожения.

Степень обморожения

Признаки

Меры первой помощи





Тема: Регуляция обмена веществ.


В политической сказке Юрия Олеши «Три толстяка» утверждается, что эти самые толстяки имели интересную особенность: когда они нервничали, то начинали неудержимо жиреть. В миг толстяки начали заплывать жиром, треща по швам и отстреливаясь отлетающими пуговицами...


  • Чем можно объяснить такую физиологическую особенность трёх толстяков.

  • Какие ещё причины могут привести к ожирению?


Тема: Память. Внимание.


Как известно, главное оружие профессионального разведчика - ум, способность запоминать и анализировать огромное количество самой разной информации. Необходимо уметь быть сосредоточенным на выполнении главной задачи не смотря ни на что. О подготовке разведчиков рассказано во многих книгах. Например, Вадим Кожевников, «Щит и меч». Главного героя проверяют на наличие способностей к разведовательному делу: дают прочитать страницу текста, после чего стреляют над головой, выбивают табурет и требуют повторить содержание текста. О других методах рассказывает Виктор Суворов в романе «Аквариум». Это уже про современную разведку. Когда перед тобой мелькают тысячи номеров машин, телефонов, фотографий людей, запомнить всё это кажется просто невозможным.

  • Предположите как формируются такие уникальные свойства памяти


Оказывается, учат не запоминать, а узнавать, вырабатывая особые условные рефлексы: неправильный ответ - удар током. Через некоторое время информация начинает улавливаться по большей степени бессознательно, рефлекторно.


9, 10 класс

Тема. Наследственность: основные понятия (фрагмент).

Задание №1. Заполните прпуски.

1. ………… – участок ДНК, кодирующий первичную структуру белка (или тРНК. рРНК). Функционирование белка – продукта активности гена - обеспечивает в конечном счете формирование …………………. Каждый ……… может существовать в виде конкретных форм – аллелей этого ……... Разные ……… отвечают за разные признаки. ……….. находятся в …………………….., где каждый …………. занимает строго определенное постоянное место (локус).

2. ……………….……… – особенность, по которой один организм отличается от другого организма. Различают морфологические, функциональные, биохимические, поведенческие и иные ………………….. Различают внешние и внутренние ………………… организма. Различают моногенные и полигенные …………………………. За развитие моногенного …………………….. отвечает один ген, а за развитие полигенного ………………………. - несколько генов.

3. …………..………… – одна из возможных форм или одно из возможных состояний гена. Ген может существовать в разных формах и все эти разные формы являются разными ………………. этого гена. Аллели одного ……….. отличаются друг друга последовательностями нуклеотидов в кодирующих или регуляторных участках гена. Аллель гена – это тоже ген, это конкретная форма гена. Если обозначить ген буквой ''А'', то для обозначения разных аллелей этого гена можно использовать разные начертания этой буквы, например, А, а, а', ас. Совокупность аллелей генов диплоидного организма составляет его ……………………….. Большинство генов представлено в генотипе диплоидного организма ……….. аллелями. Явление парности аллелей является результатом парности …………………… в кариотипе организма. В генотипе организма эти два аллеля могут быть одинаковыми или разными. Аллели одного и того же гена располагаются в ………………………. участках ………………………….. хромосом. Разные аллели одного гена отвечают за формирование альтернативных друг другу признаков: один аллель обусловливает формирование одного их них, другой аллель – другого.

4. ……..……………………… признаки – взаимоисключающие признаки, разные состояния одного признака. Формирование одного из них обусловлено функционированием одного аллеля гена, а формирование другого – другого аллеля это же гена. Обычно у организма формируется какой-то один из альтернативных признаков. Совокупность альтернативных проявлений разных признаков составляют ………………………… организма.

Задача № 2 Моно- и дигибридное скрещивание.

Изучите расположение аллелей одного гена в хромосомах. Ответьте на вопросы.

1) Хромосомы какого количества разных организмов изображены на схеме?

2) Сколько хромосом изображено на схеме?

3) Укажите схему, на которой изображены хромосомы гетерозиготного организма.

4) Сколько хромосом будет находиться в каждой гамете организма с таким сочетанием хромосом и аллелей?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!