Задания по теме «Познание как вид деятельности»
Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
Чувственное | Ощущение, ... , представление |
Рациональное | Понятие, суждение, умозаключение |
Задание 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Ощущение, представление, суждение, восприятие, форма познания.
Задание 3
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
Задание 4
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Умозаключение; восприятие; ощущение; представление; познание.
Задание 5
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.
Задание 6
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение
2) восприятие
3) гипотеза
4) представление
5) практика
6) суждение
7) понятие
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 7
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) умозаключение
2) ощущение
3) представление
4) суждение
5) планирование
6) описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 8
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) поведение
2) ощущение
3) предложение
4) восприятие
5) понятие
6) суждение
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 9
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию.
1) ощущение цвета, вкуса, запаха
2) абстрактность
3) наглядность
4) обобщённость
5) предметность
6) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Найдите два признака, относящихся к рациональному познанию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Задание 10
Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
Задание 11
Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
Задание 12
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Задание 13
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рациональное познание присуще только человеку.
2) Одной из форм рационального познания является представление.
3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
5) Исходным элементом рационального познания является понятие.
Задание 14
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.
3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.
4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
Задание 15
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
Задание 16
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.
4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.
5) Относительной истине свойственна субъективность.
Задание 17
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.
2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.
3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.
4) Истина всегда конкретна.
5) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям.
Задание 18
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.
2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.
3) Относительная истина — это ограниченно верное знание.
4) Только абсолютной истине свойственна объективность.
5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.
Задание 19
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.
2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.
5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.
Задание 20
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
Задание 21
Выберите верные суждения о познании и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.
Задание 22
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Наблюдение — одна из форм рационального познания.
3) Одним из результатов рационального познания являются научно сформулированные научные законы и теории.
4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.
5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов».
Задание 23
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.
Задание 24
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К критериям истины можно отнести соответствие знания законам логики.
2) Важнейший критерий истины – соответствие полученного знания интересам познающего субъекта.
3) Критерии истины позволяют отличить её истинное знание от заблуждения.
4) Критерием истины может выступать соответствие полученного знания ранее открытым законам.
5) Истинность суждения невозможно проверить на практике.
Задание 25
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука о знании и познании выделяет различные формы __________(А), благодаря которым субъект получает первичную информацию об объекте. Отражение отдельных свойств, отдельных признаков называют __________(Б). Целостное отражение предметов в многообразии их свойств называют __________(В). Наиболее сложная форма этого этапа познания – __________(Г), поскольку здесь уже нет конкретного предмета, который отражается.
В процессе __________(Д) используются такие формы, как понятие, __________(Е), умозаключение».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) ощущение | 2) рациональное познание | 3) представление |
4) суждение | 5) память | 6) чувственное познание |
7) воображение | 8) восприятие | 9) эмпирическое познание |
Задание 26
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;
− одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
Задание 27
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины;
− одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задание 28
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об относительной истине;
− одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задание 29
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задание 30
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины;
− одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задание 31
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;
− одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задание 32
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
− одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Основы финансовой грамотности 5-7...
Право 10 класс. Базовый и углублённый...
Как уберечь себя от финансового...
Предпринимательство. Основы финансов,...
Основы светской этики 4-5 классы ФГОС
Право 11 класс. Базовый и углублённый...
Основы психологии для школьников
Обществознание 10-11 классы. Право ФГОС
© 2021, Едунова Ирина Александровна 9701 602
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей