СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка заданий по истории повышенного уровня сложности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий повышенного уровня сложности по истории на основе открытого банка задний ФИПИ (тексты документов, карты). Материал можно использовать для составления тестов по истории и индивидуальных задний к уроку

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий по истории повышенного уровня сложности»

  1. Из международного документа

«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга,
а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические
и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы
и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как 
и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных
и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного
и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»

 

Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего
в подготовке и  церемонии подписания данного документа.

Какой способ решения всех международных вопросов признаётся недопустимым в данном документе? Какой принцип, касающийся территории государств, отражён в данном документе? Какой принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан, отражён в данном документе?

Используя знания по истории, укажите три других мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в рамках десятилетия, к которому относится подписание данного международного документа, 
в целях снижения уровня международной напряжённости.

  1. Укажите месяц, когда началось наступление немецко-фашистских войск от линии фронта, обозначенной в легенде схемы цифрой «5».

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «7», в период, 
к которому относятся события, обозначенные на схеме.

Укажите название проведённой Красной армией операции, дважды обозначенной на схеме цифрой «1».

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)  Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», существовала 
в 1942 г.

    2)  Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой «6», образовалась 
к концу 1944 г.

    3)  Город, обозначенный на схеме цифрой «2», стал одним из двух городов, 
в честь освобождения которых в Москве был дан первый в истории Великой Отечественной войны салют.

    4)  В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, был освобождён город Калинин.

    5)  На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».    6)  В период событий, обозначенных на схеме стрелками, была прорвана блокада города, отмеченного цифрой «3».

  1. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот _____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Укажите современное название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

Укажите кодовое название операции Красной армии, в ходе которой был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «4».

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)  Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был захвачен фашистами 
в 1942 г.

    2)  Государство, обозначенное на схеме цифрой «2», вступило в войну 
в 1941 г. на стороне СССР.

    3)  На схеме обозначены боевые действия, в ходе которых была освобождена столица Югославии.

    4)  Цифрой «5» на схеме обозначена Варшава.

    5)  Харьков был освобождён от фашистов в ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками.

    6)  В честь освобождения города, обозначенного на схеме цифрой «1», в Москве был произведён первый в годы Великой Отечественной войны салют.


Укажите название месяца, когда началось наступление Красной армии от линии фронта, обозначенной в легенде схемы цифрой «3».

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в период, которому посвящена схема.

Укажите фамилию военачальника, командовавшего Донским фронтом, осуществившим ликвидацию окружённой фашистской группировки, обозначенной цифрой «2».

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)  На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

    2)  Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», существовала 
в 1944 г.

    3)  На схеме обозначен один из городов, в честь освобождения которых 
в Москве был дан первый в истории Великой Отечественной войны салют.

    4)  В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, был освобождён Ворошиловград.

    5)  В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, был освобождён Днепропетровск.

    6)  В ходе наступления Красной армии, обозначенного на схеме, было создано несколько «котлов» окружения немецко-фашистских войск.






























5. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)  На марке изображён флотоводец, командовавший русской эскадрой 
в Чесменском сражении.

    2)  На марке упоминается город, который в настоящее время входит в состав Российской Федерации.

    3)  Событие, юбилею которого посвящена данная марка, произошло в ходе войны, завершившейся поражением России.

    4)  Участниками события, юбилею которого посвящена марка, были 
М.Д. Скобелев и А.А. Брусилов.

    5)  Данная марка была выпущена в год первого полёта человека в космос.

Какие из номеров журналов, обложки которых представлены ниже, были изданы в том же десятилетии, когда была выпущена данная марка? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

1 )   2)

         

3)   4)

 

Ответ:    

  1. Из Постановления Президиума ЦК КПСС

«Вопросы, возникшие в Президиуме ЦК, и о мерах по восстановлению ленинских принципов коллективного руководства в деятельности ЦК КПСС…

Признать, что в результате ошибок и неправильных действий
тов. Хрущёва нарушаются ленинские принципы коллективного руководства,
в Президиуме ЦК за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами Президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной.

Тов. Хрущёв, занимая посты Первого секретаря ЦК КПСС
и Председателя Совета Министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения.

Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, пренебрежительно относясь к их мнению, тов. Хрущёв допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями XX, XXI и XXII съездов КПСС.

Президиум ЦК КПСС считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья тов. Хрущёв не способен исправить допущенные им ошибки
и партийные методы в работе. Учитывая также поданное тов. Хрущёвым заявление, Президиум ЦК КПСС постановляет:

1)     Удовлетворить просьбу тов. Хрущёва об освобождении его от обязанностей Первого секретаря, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.

2)     Признать нецелесообразным в дальнейшем объединять в одном лице обязанности Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. 

Поручить открытие Пленума тов. Брежневу Л.И. Поручить выступить 
с сообщением от имени Президиума ЦК и Секретариата ЦК тов. Суслову М.А.»

 Укажите год принятия данного Постановления. Укажите государственного деятеля, сменившего Н.С. Хрущёва на посту Председателя Совета Министров СССР. Укажите название исторического периода, используемое для обозначения периода руководства СССР Н.С. Хрущёва.

Какие неправильные действия Н.С. Хрущёва обозначены в тексте? Укажите любые три действия.

Используя знания по истории, укажите любые три процесса (явления), ставшие результатами внутренней политики СССР в период руководства Н.С. Хрущёва.

7.Укажите название месяца, когда началось контрнаступление Красной армии от линии фронта, обозначенной в легенде схемы цифрой «4».Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Укажите фамилию командующего Западным фронтом Красной армии 
на начальном этапе военных действий, обозначенных на схеме стрелками.

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1)  По названию города, обозначенного на схеме цифрой «2», названа одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны.

2)  Военные действия, обозначенные на схеме стрелками, начались в мае

    3)  Город, обозначенный на схеме цифрой «5», вошёл в состав СССР в 1940 г.

    4)  Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой «3», образовалась 
в середине сентября.

    5)  На схеме обозначены «котлы»-окружения, в которые попадали части Красной армии.

    6)  Все города, обозначенные и подписанные на данной схеме, в настоящее время имеют те же названия.

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1)  Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.

    2)  Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит 
в состав России.

    3)  Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью.

    4)  На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.

    5)  На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

    6)  В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию.

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот _____________________ году». Ответ запишите сочетанием слов.

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2» в период, когда происходили события, отображённые на схеме.

Укажите фамилию командующего Западным фронтом Красной армии 
в начальный период обозначенных на схеме событий.

, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1)  Псков был захвачен фашистами ко 2 июля.

   2)  Витебск был захвачен фашистами к 12 июля.

  3) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в ноябре 1943 г.

    4)  Город, обозначенный на схеме цифрой «3», был захвачен фашистами 
в том же году, когда произошли события, отображённые на схеме.

    5)  Страна, территория которой обозначена цифрой «4», в период событий, отображённых на схеме, была союзницей фашистской Германии.

    6)  События, обозначенные на схеме стрелками, начались в мае.Конец формы

Укажите название войны, в ходе которой произошли события, обозначенные на схеме.

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период, когда происходили события, которым посвящена схема.

Укажите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3», 
в период, когда происходили события, которым посвящена схема.

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   1) Действия войск противника Российской империи, обозначенные на схеме, стали причиной событий, вошедших в историю как «Великое отступление» русской армии.

   2) После окончания данной войны город, обозначенный на схеме
цифрой «1», стал столицей независимого государства.

   3) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», вступило в данную войну на стороне Германии.

   4) Государство, территория которого обозначена на схеме цифрой «5», вступило в данную войну в год её начала.

   5) В год, к которому относятся события, обозначенные на схеме, противник России занял г. Бердичев.

   6) Участником событий, обозначенных на схеме стрелками, был генерал М.Д. Скобелев.


Заполните пропуск в предложении: «Южная часть острова, обозначенного на схеме цифрой "2", была возвращена Японией Советскому Союзу в тысяча девятьсот _______________ г.» Ответ запишите словом (словами).

Укажите название города, где была построена атомная электростанция, обозначенная на схеме.

Напишите сокращённое название (аббревиатуру) железной дороги, обозначенной на схеме цифрой «7».

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   1) Гидроэлектростанция, обозначенная на схеме цифрой «4», была введена
в эксплуатацию в 1930-х гг.

   2) Цифрой «1» на схеме обозначен космодром «Плесецк».

   3) В легенде схемы цифрой «3» обозначен нефтегазоносный район, разработка которого началась в 1960-х гг.

   4) В городе, обозначенном на схеме цифрой «5», в годы восьмой пятилетки был построен автомобильный завод.

   5) К 1991 г. территория СССР увеличилась по сравнению с той, которая обозначена на данной схеме.

   6)Цифрой «6» на схеме обозначена страна, занимавшая враждебные позиции по отношению к СССР в послевоенный период.


Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё
13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни
в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Автор воспоминаний пишет о «советской зависимости» упомянутого в тексте Временного правительства. Используя знания по истории, укажите не менее трёх примеров проявления этой зависимости.

Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.  

 1) На схеме отражены события блокады Ленинграда.

   2) Смоленск был захвачен противником ко 2 июля.

   3) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошёл в состав СССР в 1940 г.

   4) К 12 июля противнику удалось захватить Витебск.

   5) В период, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками, Франция уже капитулировала перед противником.

   6) На схеме обозначены стрелками события Московской битвы.

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот ________________ г.» Ответ запишите словом (словосочетанием).

Укажите фамилию советского генерала, командовавшего Западным фронтом в самом начале войны, события которой обозначены на схеме.

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».




Укажите почтовую марку, посвящённую событию, произошедшему в том же веке, когда умер писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала. В ответе запишите цифру, которой обозначена эта марка.

 




















1)

 

2)

 

 

 

 

 

 

3)

4 )

 

 

Ответ:

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   1) Данный номер журнала «Крокодил» вышел во второй четверти XX в.

   2) В основу карикатуры положен эпизод из поэмы «Мёртвые души».

   3) Писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала, за одно из своих произведений был раскритикован
В.Г. Белинским.

   4) Карикатура на обложке журнала посвящена внешнеполитическим отношениям СССР.

   5) Писатель, годовщине со дня рождения которого посвящена обложка журнала, был современником А.С. Пушкина.



Из статьи политического деятеля

«Задачей второго трёхлетия существования Советского государства
и было показать, как эта вооружённая организация победы революционных масс сложится в новый общественный порядок, как начнёт складываться новый строй общественных отношений, несущий в самом себе начала длительной, фундаментальной устойчивости, покоящийся не только на подъёме революционной энергии в течение нескольких месяцев или пары лет, но обеспечивающий победу в длительной революционной борьбе. Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что нащупаны те формы сосуществования крупного, государственно-общественного и мелкого частного (крестьянского, ремесленного) хозяйства, которые позволяют им сосуществовать очень долгий период, на протяжении которого роль этого мелкого частного хозяйства ещё будет очень значительной.

…Переход на новый этап развития советских финансов позволяет нам сегодня осуществить и столь сложную операцию, как организация крестьянского займа. Крестьянский заём имеет и важное значение для экономики всей советской страны и для крестьянского хозяйства: он играет крупнейшую роль как один из способов поддержания хлебных цен на правильном уровне. Если крестьянство заблаговременно запасётся облигациями Крестьянского займа, уплата сельскохозяйственного налога осенью, после нового урожая сможет пройти без резкого снижения хлебных цен, которое легко может наступить при выбрасывании единовременно громадных масс хлеба для уплаты налога. Чем больше сможет крестьянское хозяйство использовать остатки хлеба старого урожая или другие ресурсы для закупки облигаций государственного займа, тем меньше надобности будет в спешной продаже осенью хлеба и т.п. по менее выгодным ценам, тем легче удастся крестьянству и советскому правительству удержать осенью хлебные цены на должной высоте. Перевод налога в текущем году полностью на деньги даёт возможность советскому правительству
и государственным и кооперативным организациям заблаговременно подготовиться к закупке хлеба осенью в достаточных размерах, но
и крестьянство имеет все основания подготовиться в меру возможности уже
с весны к уплате денежного налога осенью».

Укажите название политики большевиков по отношению к крестьянству, пришедшей на смену политике, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите любые две причины, предпосылки отказа большевиков от проведения социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке.

Укажите упомянутое автором статьи изменение в налогообложении. Почему, по мнению автора, осенью может наступить резкое снижение хлебных цен? Назовите способ, с помощью которого, по мнению автора, можно не допустить резкого снижения хлебных цен.

Укажите десятилетие, когда была написана данная статья. Укажите название социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите Председателя Совета Народных Комиссаров в год, когда был осуществлён переход к этой социально-экономической политике.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 1) Карикатура на обложке журнала иллюстрирует лозунг «Обновление социализма и возвращение к ленинскому курсу!», выдвинутый руководством КПСС.

   2) Политический деятель, которому установлен памятник, изображённый на карикатуре, был первым руководителем советского правительства.

 3) Политический деятель, которому установлен памятник, участвовал
в разгроме троцкистской оппозиции.

   4) В год, когда вышел данный номер журнала, состоялись первые выборы Президента РСФСР.

   5) В современной России демонтированы все памятники политическому деятелю, изображённому на карикатуре

Укажите марку, выпущенную в память о событии, произошедшем при жизни политического деятеля, памятник которому изображён на карикатуре.
В ответе запишите цифру, которой обозначена эта марка.

 

1)

2 )

 

 3)

 

4)

 

Ответ:

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча девятьсот ____________ г.» Ответ запишите словом (словами).

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   1) Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой «2», существовала
в летнее время.

   2) Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой «3», существовала
в весенний период.

   3) В период событий, обозначенных на схеме, уже был открыт Второй фронт в Европе.

   4) На схеме обозначена часть территории Украинской ССР.

   5) Столица соседнего с СССР государства, обозначенная на схеме, в XVIII в. входила в состав Российской империи.

   6) На схеме обозначена операция советских войск «Кутузов».

Укажите фамилию советского военачальника, руководившего разгромом окружённой под Сталинградом вражеской группировки, а в период событий, обозначенных на схеме, командовавшего 1-м Белорусским фронтом.

 

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Участниками события, юбилею которого посвящена данная марка, были А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.

   2) Изображённый на марке памятник установлен в городе, который в 2014 г. вошёл в состав Российской Федерации.

   3) Событие, юбилею которого посвящена данная марка, произошло в ходе войны, завершившейся поражением России.

   4) Город, в котором установлен изображённый на марке памятник, не был захвачен немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны.

   5) Территория, где происходило событие, юбилею которого посвящена данная марка, впервые вошла в состав Российской империи в годы правления Петра I.

Какой из номеров журнала, обложки которых представлены ниже, был издан в том же десятилетии, в котором была выпущена данная почтовая марка?
В ответе запишите цифру, которой обозначена обложка этого номера журнала.

 

1) 2)

  3) 4)

  4)

Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Историческая ситуация, обозначенная на схеме, относится к тысяча девятьсот _________________ годам». Ответ запишите словом.

Укажите название государства, обозначенного на схеме цифрой «5».

Укажите фамилию военачальника, войска которого на заключительном этапе Гражданской войны были разгромлены Красной армией на территории, обозначенной на схеме цифрой «3».

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

   1)Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», вошло в состав СССР 
в 1940 г.

   2) Штриховкой, обозначенной в легенде схемы цифрой «1», показана только территория Грузии.

   3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», до 1918 г. был столицей России.

   4) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошёл в состав России в XVII в.

   5) Территория Бессарабии, заштрихованная на схеме, вошла в состав СССР в 1945 г.

   6) Все города, обозначенные и подписанные на данной схеме, в настоящее время носят те же названия.

Конец формы


Из записок иностранца

«____________ был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони  и, заставив побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и Тверское; 
в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.

___________ ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые] стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был преграждён.

Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии ордынцев больным».

Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его «гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.

Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор? Приведите любые три примера его успешной деятельности

Следствием какого события стало освобождение Московского государства от зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял Московскому государству





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя