Ударение
Для чего нужно знать ударения? Чтобы речь была правильной и понятной остальным
Прочитать с четким выделением ударения: арбУз, берлОга, ворОна, горОх, дЕрево, енОт, жилЕт, зАяц, Истина, кармАн, лопАта, мЕбель, недЕля, Облако, пенАл, рабОта, синИца, томАт, ученИк,.
1) В каком слове правильно стоит ударение?
а) слѐды б) перѐход в) зайцы̀ г) то̀рты
2) Выбери слово, подходящее к схеме, подчеркни
__|_'_|__
__|_'_|__
__|__|_'_
__|__|_'_
Выбери слово с особым ударением. Подчеркни
Если в слове есть буква «ё», ударение падает всегда на нее.
Если в слове один слог (одна гласная), ударение падает на нее.
а) Редис б) свёкла в) томат
а) Апрель б) март в) февраль
а) Актёр б) книга в) цветок
а) Карандаш б) гора в) мел
Значение какого слова зависит от места ударения?
а) Книга б) тетрадь в) кружки г) доска
а) Улица б) замок в) локоть г) ручка
а) Город б) парта в) уроки г) гвоздики
6) Списать. Один-много (образец: карта-карты).
Карта- _________________ картина -_______________ нора -__________________
игра- __________________ торт - __________________ папа - __________________
парта - _________________ пирог - _________________ гора - __________________
тигр - __________________ корка - _________________
Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы в слабых позициях - орфограммы. Орфограмма — написание слов по правилам письменной речи. По-русски говорят «правописание»
грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е?
вода, трава – слышу А, что писать? А или О?
мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным.
Сравните: моря – море, столы – стол, слоны – слон.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть, где можно сделать ошибку.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.
У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.
Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.
1 шаг: Произнести проверяемое слово. Есть ли гласные в безударных слогах? Если есть – какие?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
1) В словах поставь ударение, найди и подчеркни проверочное слово, вставь нужную гласную.
Р__чной – река, речушка, реки.
Т__мно – темнота, тёмный, потемнело.
П__чник – печной, печка.
С__нева – синеть, синий, подосиновик.
2) слова-помощники, которые помогут тебе быстро найти проверочное слово:
один – много сосна – сОсны
много – один дела – дЕло
большой – маленький ковёр – кОврик
какой? доброта – дОбрый
что делает? строитель – стрОит
вчера – сегодня просил – прОсит
сегодня – вчера везёт – вЁз
Вставь пропущенную безударную гласную в корне.
один – много (зима – зИмы)
в__сна – ________________ зв__зда – ______________________ ч__сло – __________________
гр__за – _________________ стр__на – ______________________ пл__чо –___________________
в__дро – ________________ з__рно – ______________________ в__да – ____________________
ст__кло – _______________ ст__на – _______________________ к_ за – ____________________
много – один (столы – стОл)
р__ды – __________________ п___ля – _____________________ сл__ды – ___________________
гр__бы – ________________ д__лги – _____________________ ш__ги – ____________________
л__сты – ________________ л___са – ______________________ бл___ны – __________________
м__ чи – _________________ м__сты – _____________________ д__жди – ___________________
большой – маленький (стекло – стЁклышко)
св__ча – ________________ пт__нец – _____________________ зм__я – ____________________
п__ро – _________________ пл__чо – ______________________ __сёл – ____________________
какой? (смельчак – смЕлый)
гол__д – ________________ кр___снота – ____________________ д___карь – _________________
хол__д – ________________ бл___днеть – ____________________ __гонь – ___________________
что делает? (липучка – лИпнет)
к__пель – _______________ н__силки – ____________________ в__ренье – _________________
к__лючка – ______________ попл___вок – ___________________ б__рьба – _________________
вчера – сегодня (вязал – вЯжет)
пл__сал – _______________ ск__зал – ______________________ пл__тил – ________________
хв__лил – _______________ т__щил – ______________________ н__сил – _________________
д__рил – ________________ ч__ртил – ______________________ к__лол – _________________
сегодня – вчера (пасёт – пАс)
цв__тёт – ________________ м__тёт – _______________________ пл__тёт – ________________
3) Вставь в слова пропущенные буквы, подчеркни ударные слоги.
Груш_, ш_рина, п_альто, гор_д, печ_ать, тысяч_, площ_дь, ч_вство, ч_дак, щ_ка, дев_чка, з_вод.
4) Измени слова так, чтобы безударные гласные стали ударными.
Слова – _______________
Моря – _______________
Стада - _______________
Поля - _______________
Дела - ______________