1
МБОУ
«СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова
ст. Архонская» МО Пригородный район РСО-Алания.
Открытый урок русского языка
в 7 классе по теме
Учитель русского языка и литературы: Ряшко Наталья Васильевна
2020-2021 учебный год
Директор школы Чернуцкая Н.А.
Предмет русский язык Класс 7 «А» Учитель: Ряшко Н.В.
Тема урока: Подчинительные союзы Тип урока: урок «открытия» новых знаний Задачи урока: -продолжить знакомство о союзах; сформировать выявление различий между сочинительными и подчинительными союзами; - изучение типов подчинительных союзов; - способствовать развитию внимания пунктуационной грамотности учащихся; -воспитание нравственности через понятия: любовь, доброта. Планируемые результаты: Личностные: • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу. • Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору Предметные: 1. Отличать подчинительные союзы от сочинительных. 2. Разграничивать виды сложных предложений. 3. Формировать умение ставить смысловые вопросы в сложноподчиненных предложениях. Метапредметные: 1. Формировать умение формулировать тему урока, цели, задачи 2. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 3. Развивать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли. 4. Сохранять и развивать умение сотрудничать в команде. 5. Формулировать, высказывать свою точку зрения. 6. Извлекать нужную информацию. 7. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять его с учетом решаемых задач.
Ресурсы урока Учебно-методические: «Русский язык 7 класс» авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Бархударов С.Г. Материально-технические:: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
1.Организация класса
2. «Третий лишний». (5 минут)
1. будто, потому что, но
2. вследствие , когда , что
3. если, оттого что, и (простые, составные)
- Найдите лишнее и объясните ваш выбор.
Запись числа и классной работы.
3 Повторение теории по опорной схеме.
- Что такое союз ?
- Какие союзы были в задании?( Сочинительные , подчинительные)
- Выпишите союзы из 1 задания по группам
Но (противит.) И (соединит.)
будто, потому что, когда, что , оттого что , если
- Определите группу по значению сочинительных союзов, добавьте необходимое.
Либо (разделит.)
- Что объединяет группу сочинительных союзов? (соединяют однородные чл.пр., 2 простых предложения в составе сложного, при этом предложения не зависят друг от друга ).
- Что объединяет группу подчинительных союзов? (соединяют 2 простых предложения в составе сложного, при этом одно предложение зависит от другого).
Запись темы урока. «Подчинительные союзы.»
- Знаем ли мы группы подчинительных союзов? Нет.
4 Определите цель нашего урока
- определить группы, на которые делятся подчинительные союзы;
- создать способ определения группы подчинительного союза.
Знать группы подчинительных союзов очень важно, так как в старших классах мы будем изучать виды подчинительных предложений. И от того, насколько будет понята сегодня тема зависит тема «СПП с разными придаточными».
-
Работа с учебником
На с 155 чтение теории, определение вопросов
Упр.378(устно) пр.1,4 цель, изъяснительное
6 Усвоение нового.(работа в группах)
А) Наблюдение.
Задание: Чтение предложений.
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.
Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада. Когда грохот резко обрывался, я замирал. В этот момент мне показалось, что земля и небо живые. Всюду волновались деревья, словно рокотал гул голосов. Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.
- Это текст? Докажите.(предложения связаны по смыслу, последовательность событий)
- Определите тип речи и стиль текста.( тип речи- повествование, происходят действия; стиль – художественный, чувства, мысли; художественные средства – сравнение ,эпитеты небо и земля живые , волшебное пробуждение, метафора – пробуждение земли)
Шесть групп
- Прежде чем вы приступите к работе, вспомните, как составляются схемы СПП.
1. Составьте таблицу. Запишите предложения ,написанные на доске, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Алгоритм работы 2. Подчеркните грамматическую основу, выпишите союз, составьте схему, определите значение союза.
Предложение
союз
схема
значение
1.
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.
Потому что, оттого что
причина
2.
Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.
Чтобы
Для того чтобы
Цель
3.
Когда грохот резко обрывался, я замирал.
Когда
Пока
время
4.
В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.
Что
чтобы
изъяснительное
5.
Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.
Словно
Сравнение
6.
Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.
Если
раз
условие
7 Выводы.
- С какой целью мы провели данную работу? ( определяли значение союзов)
- Что заметили общего? (все предложения СПП)
- Чем они отличаются? (значением)
- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?
( причинные , целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)
8 Слайд Разряды подч. с.
- О каких разрядах по значению мы еще не упоминали? (уступки и следствия)
Несмотря на то что было пасмурно, наш класс отправился на прогулку.
Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
9 ФИЗМИНУТКА
Сочинительные союзы – руки в стороны, подчинительные – хлопок над головой
И, чтобы, зато, потому что, когда, но, будто ,как , едва, либо, однако , ввиду того что
10 Конструирование предложений
- Ответьте на вопросы ,придумав предложения, соответствующие данным схемам.
Слайд
1 Для чего нужно много читать?
2 Когда ты читаешь худ. литературу?
Какие по значению союзы?
11 Продолжите предложения , добавив придаточные предложения.
-Какие предложения называются придаточными?
1 Знаете ли вы …
2 Сегодня по телевидению сообщили…
Значение союзов.
12 -Могут ли подчинительные союзы иметь син?
Докажите. Приведите примеры.
Потому что ( оттого что, так как)
как будто (будто бы, будто, словно, точно)
- Составьте предложения с синонимичными союзами.
13 Составьте СПП , используя слова из «Словаря трудных слов» или «Словаря корней»
14 Итог урока
Какие цели урока мы с вами ставили?
- определить группы, на которые делятся подчинительные союзы;
- создать способ определения группы подчинительного союза.
-Какую роль в тексте играют подчинительные союзы? большую роль союзы играют в сложноподчиненных предложениях, они выражают различные отношения между главной частью предложения и придаточной.
-Чем отличаются ССП от СПП?
Д/З параграф 63 упр 379