Подготовка к АУДИРОВАНИЮ в формате ГИА и ЕГЭ
ПЛАН
- Определение аудирования
- Умения аудирования
- Задания по аудированию в формате ГИА и ЕГЭ
- Рекомендации по их успешному выполнению
- Пособия по развитию умений аудирования
Аудирование - восприятие на слух и понимание устной речи
- Аудирование в учебном процессе
- прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух
Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина:
«Аудирование» - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность».
Н.Д.Гальскова и Н.И. Гез:
«Аудирование - сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:
- Аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание.
Предусматривается развитие следующих умений:
- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте, догадываться о его содержании по заголовку;
- выбирать главные факты, опуская второстепенные;
- выборочно понимать необходимую информацию в рекламных или других сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст.
ГИА и ЕГЭ по иностранным языкам
Цель:
проверка уровня
сформированности иноязычной коммуникативной компетенции
выпускников в основных видах речевой деятельности
ГИА: Аудирование
В экзаменационной работе проверяются
- умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста
- умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию.
ЗАДАНИЯ по аудированию
Задание 1.
Понимание основного содержания прослушанного текста
- 1 задание с кратким ответом
- максимальный балл 4
- уровень сложности 1
Задание 2
Понимание основного содержания прослушанного текста
- 1 задание с кратким ответом
- максимальный балл 5
- уровень сложности 2
- Время выполнения задания 1 и 2 – 15 мин.
Задание 3
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации.
- 6 заданий с выбором ответа
- максимальный балл 6
- примерное время выполнения 15 мин
- уровень сложности 1 и 2
ЕГЭ
В Аудировании в качестве объектов контроля выделяются:
- понимание основного содержания прослушанного текста;
- понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;
- полное понимание прослушанного текста.
ЗАДАНИЯ
Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых
первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трёх предложенных.
Задание 1
- Задание на установление соответствия
- Базовый уровень сложности
- Понимание основного содержания прослушанного текста
- максимальный балл 6
- примерное время – 10 мин.
Задание 2
- Задание с выбором ответа ( True / False / Not stated )
- Повышенный уровень
- Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации
- максимальный балл 7
- примерное время – 8 мин
Задание 3
- Задание с множественным выбором ответа
- Высокий уровень
- Полное понимание прослушанного текста
- максимальный балл 7
- примерное время 12 мин
РЕКОМЕНДАЦИИ
Прослушивание должно происходить с чёткой предварительной коммуникативной установкой:
для понимания основного содержания ( listening for gist ) ,
для выборочного извлечения необходимой информации (listening for specific information),
для полного детального понимания (listening for detailed comprehension)
Частные умения
- умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;
- умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);
- умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;
- умение прогнозировать развитие высказывания;
- умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;
- умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
Частные умения
- умение понимать не только эксплицитно (явно), но и имплицитно (завуалированно) представленную в тексте информацию;
- умение догадаться при необходимости об отношении говорящего к предмету разговора, взаимоотношениях и социальных ролях партнёров по общению, месте протекания беседы и т.д.;
- умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);
- умение делать выводы из услышанного;
- умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания);
- умение воспринимать и понимать в тексте ключевые слова.
- Listening for gist;
- Listening for specific information;
- Anticipating and predicting;
- Understanding attitude and purpose;
- Identifying roles and relationships;
- Identifying location;
- Note-taking and blank-filling;
- Deducing meaning;
- Understanding intonation and stress.
Стратегии выполнения задания 1( B1 ) Солововой Е.Н.
До прослушивания текстов
- заранее ознакомиться с форматом задания;
- прочитать утверждения и попытаться определить: что их объединяет;
- чем они отличаются;
- в процессе изучения утверждений подчеркивать ключевые слова;
- глядя на заголовки попытаться предвосхитить основное содержание текста.
Во время первого прослушивания
- по мере прослушивания каждого текста отмечать все возможные варианты ответа;
- делать нужные исправления в ответах по ходу прослушивания остальных текстов, т.к. некоторые первоначальные варианты могут отпадать методом исключения.
Во время второго прослушивания
- Обратить особое внимание на те тексты, где изначально были выбраны несколько возможных соответствий;
- Слушая текст, записывать ключевые слова, которые помогают обосновать выбор того или иного соответствия .
После прослушивания
- записать окончательный вариант ответа в таблицу после задания;
- определить лишнее утверждение;
- проверить точность записи ответов и перенести их в бланк.
Задания А1 – А7
До прослушивания текстов
- Определить общее содержание текста по первой строке установки;
- бегло просмотреть все утверждения, а затем каждое утверждение последовательно, чтобы уточнить суть запрашиваемой информации; сформулировать уточняющие вопросы.
- Если в утверждении есть информация (чаще всего именно уточняющая деталь), которая отсутствует в тексте – это является основанием для выбора ответа NOT STATED.
Во время первого прослушивания
Отмечать все возможные варианты ответа, принимая во внимание уточняющие детали и вопросы.
Во время второго прослушивания
- Обратить особое внимание на задания, где изначально были выбраны несколько вариантов ответа.
- Слушая текст, записывать ключевые слова, позволяющие обосновать правильность выбора ответа.
После прослушивания
Проверить однозначность выбора ответа и перенести ответы в бланк.
Задания А8-А14
- До прослушивания текстов
- Определить примерное содержание текстов по первой строке установки к заданию;
- Бегло просмотреть все утверждения, а затем каждый вопрос без вариантов ответа, чтобы уточнить суть запрашиваемой информации;
- Просмотреть предложенные варианты ответа и определить их различия. Подчеркивать ключевые слова.
- Все задания идут последовательно по тексту. Опережения на одно задание достаточно (если не хватает времени).
Во время первого прослушивания
- Отмечать все возможные варианты ответа в задании, ориентируясь только на текст, а не на общий кругозор по теме.
Во время второго прослушивания
- Обратить особое внимание на задания, где изначально были выбраны несколько вариантов ответа.
- Слушая текст, записывать ключевые слова, позволяющие обосновать правильность выбора ответа.
После прослушивания
Перенести ответы в бланк. Если однозначного ответа нет, выбрать любой, но не оставлять пропусков.
- « He wasn ’ t poor at all »
« He was rich »
Предложения, имеющие отрицательный смысл, но не содержащие грамматического отрицания
« He failed to come »
« He lacked courage »
Развитие умений аудирования
- Учебник
- Коммуникативные курсы
- Пособия по развитию умений
- Издательства: Macmillan
Longman
Oxford University Press
Cambridge University Press
Express Publishing
- Longman Oxford University Press Cambridge University Press Express Publishing
- Longman Oxford University Press Cambridge University Press Express Publishing
- Longman Oxford University Press Cambridge University Press Express Publishing
- Longman Oxford University Press Cambridge University Press Express Publishing
- Macmillan Exam Skills for Russia. Speaking and listening. / Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles. – Изд - во Макмиллан , 2008
- Состоит из 2 частей;
- включает в себя 30 тематически организованных уроков.
- Уроки 1-14 первой части пособия включают в себя упражнения, направленные на развитие основных умений аудирования и говорения.
- Каждый урок второй части (уроки 15 - 30) содержит более сложные по сравнению с материалом первых четырнадцати уроков упражнения, направленные на совершенствование умения понимать иноязычную речь на слух и свободно общаться на английском языке в реальных ситуациях.
Пособие содержит:
- задания в формате ЕГЭ, направленные на развитие умений и навыков аудирования и говорения;
- различные виды парной работы, направленные на совершенствование умений и навыков устной речи;
- разнообразные по тематике и жанрам тексты на аудирование, способствующие повышению мотивации учащихся;
- раздел «Know-how» содержащий практические советы и рекомендации учащимся по технике выполнения экзаменационных заданий;
- раздел «Wordperfect» с заданиями на отработку основных лексических единиц;
- раздел «Grammar focus » обеспечивающий повторение грамматических структур и правильность их употребления в речи;
- справочные разделы «Speaking Guide» и «Listening Guide» способствующие совершенствованию умений и навыков устной речи учащихся;
- приложения «Speaking Skills Development» и «Listening Skills Development» с дополнительными заданиями и тестами, направленными на повторение и закрепление пройденного материала.
Cambridge English skills series
Real Speaking and Listening
- 1 - Elementary
- 2 - Pre-intermediate
- 3 - Intermediate to upper-intermediate
- 4 - Advanced
2 sections:
- Social and Travel
- Work and Study
- Get ready to listen and speak warm up
- Learning tip
- Focus on activities
- Class bonus communication activities
- Did you know boxes
- Extra practice
- Can-do checklists
- Useful language
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Let’s practice!