Тренировочные задания
Синтаксис и пунктуация
1. Определите, нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или подчинительным союзом и союзным словом). Подчеркните грамматические основы.
1). Она (Каштанка) знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.
2). Я уже подумал, что если в решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
3). Какая это великая истина, что когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант.
4). На задаваемые вопросы он (Дерсу) отвечал, что если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя.
5). Ночами темно так, что сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев.
6). Корчагин знал, что если он слезет с лошади, то принимать участие в маневрах не сможет.
7). Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь.
8). Я вошел в свою комнату и почувствовал, что пока меня не было в Тифлисе, комната умерла.
9). Случилось так, что когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.
10). Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу.
11). Егорушка вспомнил, что когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами.
12). В его (о. Христофоре) позе было что-то вызывающе надменное и презрительное и в то же время в высшей степени жалкое и комическое, потому что чем внушительнее становилась его поза, тем ярче выступали на первый план его короткие брючки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, ощипанная фигурка.
13). Выпив молча стаканов шесть, Кузьмичев расчистил перед собой на столе место, взял мешок, тот самый, который когда он спал под бричкой, лежал у него под головой, развязал на нем веревочку и потряс им.
14). У Васи был еще другой мир, свой собственный, никому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что когда он глядел и восхищался, трудно было не завидовать ему.
15). Спать его (Егорушку) положили на сундуке и предупредили, чтоесли он ночью захочет покушать, то чтобы сам вышел в коридорчик и взял там на окне цыпленка, накрытого тарелкой.
16). К ним (часам) все так привыкли, что если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не замкнешь. (М.Булгаков)
17). В это самое мгновение мне пришло на мысль, что когда я обернусь назад, то непременно увижу Смита.
18). Она (старуха) подняла глаза и увидала, что как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи.
19). Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух.
20). Окраска зверька до того походила на цвет коры, что если бы он оставался неподвижным, то его совершенно нельзя было бы заметить.
21). Администрация решила, что так как Красноярск лежит на большом сибирском тракте, то ссыльных лучше перевести в Минусинск.
22). Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обычно не отменяется.
23). Сначала страшно показалось Вакуле, когда он поднялся от земли и пролетел, как птица, под самым месяцем, так что если бы он не наклонился, то задел бы его шапкой.
24). Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы оставался один хвост.
25). За огородом следовали крестьянские избы, которые хотябыли выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей.
2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения, составьте схемы всех предложений.
1) Савельич внёс за мною погребец потребовал огня чтоб готовить чай который никогда так не казался мне нужен.
2) Я расплатился с хозяином который взял с нас такую умеренную плату что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его.
3) Луна уже катилась по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу.
4) В голове моей родилось подозрение что этот слепой не так слеп как оно кажется; напрасно я старался уверить себя что бельмы подделать нельзя да и с какой целью?
5) Он махнул рукою и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик что я до сих пор не понимаю как она не потонула.
6) Пока он рассматривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница которую встретил он не дворе.
7) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться да и был прав потому что Александра Степановна скоро убежала с штаб-ротмистром бог весть какого кавалерийского полка и обвенчалась с ним где-то наскоро.
8) Не знаю чем бы разрешилось всеобщее томление если бы Яков вдруг не кончил на высоком необыкновенно тонком звуке словно голос у него оборвался.
10) Уже восток начинал бледнеть когда я заснул.
11) Каждый кто честен встань с нами вместе против огня войны.
12) Бывают дни когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.
13) Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко.
14) Поезд был уже вдали где сужаются рельсы.
15) Теперь когда машины повернули к перевалу море осталось позади.
16) Очнулся он когда солнце уже стояло высоко.
18) Верить хотелось ибо книги внушили мне веру в человека.
19) Начиналась уже осень хотя стоял ещё август. (М.- С.)
3. Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).
1) Вскочили на коней поскакали к берегу откуда должна была начаться переправа.
2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тёмных полей.
3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна.
4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо стараясь узнать которая из них ведьма.
5) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревьев.
6) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо.
8) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая.
9) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться.
10) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников.
11) Иван Игнатьич отправился за башкирцем который сидел в амбаре. 10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в малом.
4. Определите части речи в предложениях, укажите вид придаточных предложений, выпишите 4 словосочетания с подчинительной связью управление.
Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего коня.
2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу.
3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица.
4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки.
5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели.
6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело.
7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу.
8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.
9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам.
10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши» уже давно переменили позиции.
11) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.
5. Замените придаточные определительные, где это возможно, обособленными определениями..
1) Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором.
2) Бело-розовый хребет гор, который виднелся из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца.
3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого.
4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность.
5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой
товарищ обратил особенное внимание.
6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тёмных полей.
7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря.
8) Я выбрал развесистое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца.
9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта.
10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей.
11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую:
Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял
жизнь своему хозяину и всему дому.
С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю