СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению на тему «Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?» Направление "Цели и средства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к итоговому сочинению на тему «Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?» Направление «Цели и средства»

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению на тему «Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?» Направление "Цели и средства"»

Направление «Цели и средства»

Тема (2 часа): Подготовка к итоговому сочинению на тему «Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?»

Ход урока

I. Введение в тему…

  • Цель и средства…Что это такое?

  • Давайте посмотрим, какое толкование даётся слову «цель»в словаре С.И.Ожегова

Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

  • Прежде чем идти к намеченной цели, что человек должен сделать?

  • Давайте составим схему, в которой отразится путь того, как добиться результата, воплощая цель в жизнь. Назовем мы данную схему «Четыре НАДО».

НАДО чётко представлять то, ЧЕГО ты хочешь. Это ЦЕЛЬ

НАДО знать, КАК добиться цели. Это СРЕДСТВА


Приём «Четыре НАДО!»



РЕЗУЛЬТАТ







НАДО незамедлительно начинать действовать.

Это ДЕЙСТВИЯ.

НАДО знать, ЧТО ЕСТЬ для того, чтобы добиться цели. Это РЕСУРСЫ











  • Может ли человек жить без цели?

  • Какие цели человек чаще всего ставит перед собой?

  • Какая цель, на ваш взгляд, самая главная? Почему?

  • Какими они могут быть?

РОМАШКА ЦЕЛЕЙ

«Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина

ложная



Средство – обман и лесть

Средство - добрые поступки



Письмо «Цель и самооценка» Д.С.Лихачева

истинная

«Горе от ума» А.С.Грибоедова

образ Молчалина

низменная







Жизненная цель





корыстная

«Мёртвые души» Н.В.Гоголя

«Чудесный доктор» А.И.Куприна

высокая





«Крыжовник» А.П.Чехова

примитивная











  • Зависит ли судьба человека от того, какие жизненные цели он поставил перед собой и к каким средствам прибегает, чтобы достичь их?

  • Давайте прочитаем два письма Д.С.Лихачева из цикла «Письма о добром и прекрасном» и выпишем те советы, которые дает известный учёный.

Письмо третье

САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Письмо шестое

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.



  • Какой будет жизнь человека, живущего без цели?

  • Какой будет жизнь, если человек ставит перед собой примитивную цель?

  • Какую цель мы назовем ложной?

  • В чём проявляется истинная цель?

  • Какие средства применяются при достижении той или иной цели?

  • Запишите ответы на эти вопросы (1-2 предложения), оформив их в виде доводов-тезисов.

  • Какие аргументы можно подобрать к каждому из доводов?

III. «Погружение в текст» повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

1) Приём «Предмет как проблема»

  • Представьте, что вы очень бедны, очень… И деньги вам нужны … тоже очень. И ваша цель – добыть денег. Любой ценой?

  • На столе стоит ящичек, на котором написано «ЯЩИК ПАНДОРЫ». Знаете ли вы что-нибудь о Пандоре и ящике, носящем её имя?

Википедия:

Пандо́ра (др.-греч. Πανδώρα — «всем одарённая», или вседающая), в древнегреческой мифологии — первая женщина, созданная по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (πίθος) (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а под захлопнутой крышкой осталась на дне одна надежда.

В новое время стала крылатой фраза «Открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными).



  • Как вы думаете, что в нём лежит? (Карта с изображением пиковой дамы).

  • Для чего предназначены карты и какой смысл вкладывают люди в словосочетание «пиковая дама»?

  • Как связано это словосочетание с литературой? (А.С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама»)

  • Давайте обратимся к повести и посмотрим, как ведёт себя главный герой, какую цель он ставит перед собой и какую роль играет пиковая дама в достижении этой цели.



2) Выборочное чтение произведения и беседа (заполнение таблицы)

  • Итак, какую цель ставит перед собой Германн, главный герой, в начале повести?

  • Каковы средства достижения этой цели? Найдите ответ в тексте.

    «…расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал, и доставит мне покой и независимость!»

  • Значит, цель его жизни – «покой и независимость», а средство - «расчёт, умеренность и трудолюбие”.

  • Что, по мнению Германна, даёт человеку независимость?

  • Меняется ли средство достижения богатства, когда он узнает о графине и её тайне трех карт?

  • Что предпринимает, чтобы узнать эту тайну?

  • Сразу ли он приходит к этому решению – использовать Лизу как мостик, ведущий к графине?

главы

цель

средства

глава 2

мечтал «упрочить свою независимость»

«не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти»


«покой и независимость!»

«расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал»

узнать тайну трёх карт и разбогатеть

«В одном увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь».

Средство – Лиза, которая проведет его к графине

глава 3

«Германн требовал свидания»

«Лизавета Ивановна каждый день получала от него письма… в них выражались и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения

«В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести, и снова умолкло. Он окаменел»

Средство – графиня

«Вы можете, - продолжал Германн, - составить счастье моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сряду»

«Я не мот; я знаю цену деньгам. Ваши три карты для меня не пропадут».

«…я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну. Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить как святыню...»

«— Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать...»

«— Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? — да или нет?

Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла».

Глава 4

«Деньги, — вот чего алкала его душа!»

«Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

«— Вы чудовище! — сказала наконец Лизавета Ивановна».

Глава 5

«Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести, твердившей ему: ты убийца старухи! Имея мало истинной веры, он имел множество предрассудков. Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь, — и решился явиться на ее похороны, чтобы испросить у ней прощения».

«— Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твердым голосом, — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне...»

Глава 6


















«Тройка, семерка, туз — скоро заслонили в воображении Германца образ мертвой старухи. Тройка, семерка, туз — не выходили из его головы и шевелились на его губах».

«Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила. Он стал думать об отставке и о путешествии. Он хотел в открытых игрецких домах Парижа вынудить клад у очарованной фортуны. Случай избавил его от хлопот».

«— Позвольте поставить карту, — сказал Германн…»

«— Сколько-с? — спросил, прищуриваясь, банкомет, — извините-с, я не разгляжу.

— Сорок семь тысяч, — отвечал Германн.

При этих словах все головы обратились мгновенно, и все глаза устремились на Германна. «Он с ума сошел!» — подумал Нарумов».

«Германн вынул из кармана банковый билет и подал его Чекалинскому, который, бегло посмотрев его, положил на Германнову карту.

Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.

— Выиграла! — сказал Германн, показывая свою карту».

«На другой день вечером он опять явился у Чекалинского.

Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево.

Германн открыл семерку.

Все ахнули. Чекалинский видимо смутился. Он отсчитал девяноста четыре тысячи и передал Германну. Германн принял их с хладнокровием и в ту же минуту удалился».

«В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали»…

«Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.

— Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту.

— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.

эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его...

— Старуха! — закричал он в ужасе».

Заключение

«Германн сошел с ума».



  • Почему Германн проиграл?

  • С какой целью Пушкин несколько раз повторяет слово «расчёт»?

  • В чем просчитался Германн?

  • К какому выводу мы пришли? (Германн использует людей как средство. Идя к цели, он начинает преследовать Лизу, потом пытается использовать старую графиню).

  • В чём трагедия Германна? (В погоне за счастьем он теряет всё: деньги, душу, разум)

  • Можно ли с помощью преступления обрести «спокойствие и независимость», которые были целью Германна в начале повести?

III. Домашнее задание

1. Написать сочинение на одну из тем:

1 «Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?»

2. «Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?»

3. Оправдывает ли цель средства?

4. Можно ли судить о человеке по его цели?

5. Согласны ли вы со словами Эриха Фромма: «Никакой человек не может быть средством для целей другого человека».


2. В качестве аргументов можно обратиться к произведениям:

1) Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

2) А.П.Платонов. Сказка «Неизвестный цветок».

3) Б.Васильев. Рассказ «Экспонат №»

4) А.С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама»


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!