"Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева"
Урок русского языка в 5-м классе
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, особенности).
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев — выдающийся советский и российский писатель. Автор произведений: «До будущей весны», «Тают снега», «Царь-рыба» и др. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 30-х), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами. [
РОДНЫЕ БЕРЕЗЫ
Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро.
Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку, среди праздной толпы, подчеркнуто веселой, бесцельно плывущей куда-то. Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку.
Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки. Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть. Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости.
В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира: платаны, чинары, кипарисы, магнолии, пальмы. Эти заморские растения удивляли, но не радовали.
Бродил я по приморскому парку и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиною в детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторваться глазу. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить. Березы часто поливали, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца.
Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже.
Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа. Даже за ремешками картузов у парней — березовые ветки. Подкараулив девок с водою, парни бросали им в ведра свои ветки, а девушки старались не расплескать воду из ведер — счастье выплеснуть! В кадках вода долго пахла березовым листом. Крыльцо и пол сеней были застелены молодыми ветками папоротника. По избам чадило таежным летом, уже устоявшимся, набравшим силу. В этот день — в Троицу — народ уходил за деревню с самоварами и гармошками.
Ах, как сладко пахнет береза!
Работа с текстом. Часть 1
– От чьего лица идет рассказ?
(От лица автора)
– Почему главному герою дали путевку?
(Он заболел)
– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
– В каком словаре мы можем узнать значение слов?
(“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)
«Словарь русского языка»
Путёвка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2.Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).
– Каково лексическое значение слова санаторий ?
Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.
Работа с текстом. Часть 1
– Где находится санаторий?
(На юге страны)
Бывал ли там раньше автор?
(Нет, он там впервые)
– Куда пошел гулять главный герой?
(В парк)
Почему парк называется приморским?
– Чем поразил автора этот парк?
(Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
– Какие деревья там росли?
(Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)
Фикус
Платан
Чинара
Кипарис
Пальма
Работа с текстом. Часть 1
– Как характеризует автор все эти растения?
(Деревья с африканским отливом в широких листьях)
Как вы понимаете это выражение?
– Что поразило главного героя при виде фикусов?
(Они росли не в кадках, а на улице)
– Автор пишет, что платаны и чинары “воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.
Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь событию, герою, реже предмету.
– На что похожи семена чинар?
(На мохнатые шарики с ниточками)
– Какие пальмы увидел главный герой?
(Низкие, высокие, разлапистые)
– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм?
(С шевелюрами современных молодых людей)
– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.
Работа с текстом. Часть 2
– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части?
(В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)
Такой прием называется противопоставлением.
– Что увидел автор среди заморских кущ?
(Березы)
– Как вы понимаете значение слова куща ?
в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение , которое значит “то, что кустится”.
Запись в тетрадях
1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами?
(Глазел, дивился, увидел)
Какое из названных слов является стилистически нейтральным?
(Увидел)
А какие употребляются в просторечии?
(Глазел, дивился)
– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”?
(Березы здесь не растут)
– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос?
(Во фразеологическом словаре)
Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному
– Почему автор называет березы сиротами?
(Так как они одиноки среди заморских растений)
– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.
Запись в тетрадях
2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…
– Каково лексическое значение слова лопотали ? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить?
(Говорили неясно)
Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?
– Знакомо ли вам значение слова долу ? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.
– То есть, березы опустили вниз ветви.
– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз ? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чём-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.
– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях
… Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…
– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений?
Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.
– Как появились березки в парке?
3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…
– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях
… листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…
– Как вы думаете: почему?
(Они будто стремились на Родину)
– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.
4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
– Что представляют собой козырьки ворот ? Наличники окон ?
козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.
– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа ”?
Определение типа речи 2 части текста.
– Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?
Запись в тетрадях.
Прогулка по парку.
Березки на полянке.
История деревьев.
Воспоминания автора.
– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите.
(Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).
– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут
(какие они: стволы, листики березки)?
– Какой еще тип речи представлен в тексте?
(Описание)
Какой является ведущим?
( Повествование)
(2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)
– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.
- Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
- Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
- Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
- Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
- Прогулка по парку.
- Березки на полянке.
- История деревьев.
- Воспоминания автора.
Определение стиля
– Вспомним автора текста.
(В.П. Астафьев)
– Кто он?
(Писатель)
– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев?
(Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)
– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь?
(Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)
Анализ выразительных средств
– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические средства и заполним таблицу.
Лексические
синонимы
глазел, дивился, увидел
фразеологизмы
глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз
эпитеты
заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности
метафоры
пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности
олицетворения
березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились
сравнения
кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку
устаревшие слова
долу
просторечные слова
глазел, дивился
Подведение итогов.
– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.
художественный
повествование с элементами описания
Любовь к родной земле
Нужно уметь любоваться красотами родных мест
Домашнее задание
– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он , можете употреблять контекстные синонимы главный герой , В.П. Астафьев .
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
- 1. Русский язык: Учеб: для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – М.: Просвещение, 1999.
- 2. Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык МЕДИА, 2009.
- 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
- 4. http://festival.1september.ru/articles/560805 /
- 5. http://yandex.ru/yandsearch?text= Тема.%20%20Идея.%20рассказа%20Астафьева%20родные%20березы%205%20класс%20изложение& clid=9403&lr=54
- 6. http:// www.uchportal.ru/load/32-1-0-59734
- 7. http:// www.shishkova.ru/students/synopsis07.htm
- 8. http:// sci-book.com/russkiy-yazyik/rodnyie-berezyi-73609.html
- 9. http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F6502%2F166501681.d%2F0_7cc08_9afa3201_XL&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-660-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1426008295406&viewport=wide&p=1&text=пальмы&noreask=1&pos=51&rpt=simage&lr=54
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%F2%E0%F4%FC%E5%E2,_%C2%E8%EA%F2%EE%F0_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7