СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-рассуждению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению-рассуждению, методика обучения.................................................................................................................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению»

 Методика  обучения  сочинению-  рассуждению.  Белоусова Нина Петровна.  Выполнила презентацию  учитель русского языка  и литературы Белоусова  Нина Петровна .

Методика

обучения

сочинению-

рассуждению.

Белоусова Нина Петровна.

Выполнила презентацию

учитель русского языка

и литературы

Белоусова Нина Петровна .

Что такое проблема ? Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья, размышления. Как определить проблему?  Ответить на вопрос «Что вызывает раздумья и размышления автора?» Или «Зачем автор написал этот текст?»

Что такое проблема ?

Проблема – вопрос, который интересует автора

исходного текста и вызывает его раздумья, размышления.

  • Как определить проблему?
  • Ответить на вопрос «Что вызывает раздумья и размышления автора?»
  • Или «Зачем автор написал этот текст?»
Формулировка проблемы текста писателя П. Васильева  «Уродина». Над каким вопросом размышляет автор текста? (Что есть настоящая красота?) Формулируем проблему. -П. Васильев, русский писатель-прозаик, поднимает  проблему истинной и ложной красоты.

Формулировка проблемы текста писателя П. Васильева

«Уродина».

  • Над каким вопросом размышляет автор текста?

(Что есть настоящая красота?)

Формулируем проблему.

-П. Васильев, русский писатель-прозаик, поднимает

проблему истинной и ложной красоты.

УРОДИНА

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(35)— Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)— Сейчас приедет неотложка.

(40)— Спасибо.

(41)— Как вы себя чувствуете?

(42)—Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(47)— Вы здесь?! — взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(48)— Моя внучка, — светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(49)— Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? — спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(51)— Бабусик, я пойду, — обратилась она к Полине Ивановне. (52)— Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!

(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.

( По П.Васильеву )

Речевые клише при формулировке проблемы, затронутой автором  исходного текста и выбранной пишущим для комментирования: В своем тексе писатель … рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?) - Текст писателя… заставил меня задуматься над проблемой (чего?) - Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.

Речевые клише при формулировке проблемы, затронутой автором

исходного текста и выбранной пишущим для комментирования:

  • В своем тексе писатель … рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)
  • - Текст писателя… заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
  • - Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.
Способы формулировки проблемы. 1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения). 2. Сочетание слова проблема с именем существительным,  употребленным в р.п.: проблема (чего?)

Способы формулировки проблемы.

1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор

исходного текста и который требует решения).

2. Сочетание слова проблема с именем существительным,

употребленным в р.п.: проблема (чего?)

Пример возможного начала сочинения-рассуждения. Что такое красота человека? Это прекрасная внешность или душевные качества? Над этими вопросами бились лучшие умы человечества. Эту важную нравственно-философскую проблему поднимает в своем тексте писатель-прозаик П Васильев.

Пример возможного начала сочинения-рассуждения.

Что такое красота человека? Это прекрасная внешность или душевные качества? Над этими вопросами бились лучшие умы человечества.

Эту важную нравственно-философскую проблему поднимает в своем тексте писатель-прозаик П Васильев.

Избегайте типичных ошибок. -Помните, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова слово тема, иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.

Избегайте типичных ошибок.

-Помните, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами.

Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо

этого слова слово тема, иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.

Комментарий проблемы.

Вопросы.

Примеры комментария

- Как удается автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

-На каком жизненном материале автору удается раскрыть проблему? (какой случай из жизни описан?)

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме , писатель рассказывает историю

-Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?

На примере грубого, циничного поступка двадцатилетней красавицы Васильев убеждает читателя, что истинная красота - в душе, в благородном поступке, в умении сострадать.

его встречи с девушкой яркой красоты, которую «разве слепой не заметит».

Герой рассказа не грубит юной красавице в ответ на ее бесцеремонность и откровенное хамство. Он помогает больной соседке, до конца исполняя свой человеческий долг.

-Какие имена известных людей, факты употребляются автором и зачем?

-Какие эмоции вызывают у автора описываемые события и почему?

Эмоции скупы. Он «поражен ее красотой» и несколько иронично говорит о поведении девушки после телефонного звонка: «величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок». Автор предоставляет читателю самому делать вывод. Вот и все. Читатель сам делает вывод , кто есть кто.

-Насколько актуальна эта проблема в наше время?

Проблема красоты как нравственно-философской категории не менее актуальна и для нашего времени.

-Относится ли эта проблема к разряду вечных и почему?

Эта проблема относится к разряду вечных, потому что вечен человек, любовь, сострадание, черствость, эгоизм.

Речевые клише для комментария. - Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу,…рассказывает историю (повествует о…, приводит факты…, на примере случая из жизни…показывает, что…) Эта проблема актуальна сегодня, и известный писатель не обошел ее вниманием… Действительно, проблема…очень серьезна и затрагивает каждого из нас… - Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению.

Речевые клише для комментария.

- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу,…рассказывает историю (повествует о…, приводит факты…, на примере случая из жизни…показывает, что…)

  • Эта проблема актуальна сегодня, и известный писатель

не обошел ее вниманием…

  • Действительно, проблема…очень серьезна и затрагивает каждого из нас…

- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению.

Позиция автора . Позиция автора – это отношение автора к проблеме , о которой он размышляет. Если вам трудно сформулировать позицию автора, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Авторская позиция может выражаться прямо или косвенно (в текстах художественного и публицистического стилей).

Позиция автора .

Позиция автора – это отношение автора к проблеме , о которой он размышляет.

Если вам трудно сформулировать позицию автора, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.

Авторская позиция может выражаться прямо или косвенно (в текстах художественного и публицистического стилей).

Речевые клише, используемые для выражения позиции автора. Позиция автора данного текста выражена ясно  и раскрывается в следующем предложении:  (далее идет цитата из текста). Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что… - Писатель приводит довольно веские доводы в пользу того, что… Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего) … Он убежден…

Речевые клише, используемые для выражения позиции автора.

  • Позиция автора данного текста выражена ясно

и раскрывается в следующем предложении:

(далее идет цитата из текста).

  • Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но

читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что…

  • - Писатель приводит довольно веские доводы в пользу того, что…
  • Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего) … Он убежден…
Формулировка собственного мнения . -Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… Я согласен с автором данного текста в том, что… Я с интересом прочитал текст писателя … Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что (дальше идет формулировка важного тезиса). - В доказательство справедливости своей точки зрения приведу примеры из своей собственной жизни.

Формулировка собственного мнения .

-Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…

  • Я согласен с автором данного текста в том, что…
  • Я с интересом прочитал текст писателя … Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что (дальше идет формулировка важного тезиса).
  • - В доказательство справедливости своей точки зрения приведу примеры из своей собственной жизни.
Доказательство собственной точки зрения . -В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример… Вспомним роман (рассказ, повесть) (указывается автор и название литературного произведения). В этом произведении… - Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним рассказ (повесть, роман)…

Доказательство собственной точки зрения .

-В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример… Вспомним роман (рассказ, повесть)

(указывается автор и название литературного произведения). В этом произведении…

- Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним рассказ (повесть, роман)…

 Заключение. В заключение вышесказанного еще раз подчеркну: … -Все вышесказанное позволяет сделать вывод… -Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой…

Заключение.

  • В заключение вышесказанного еще раз подчеркну: …
  • -Все вышесказанное позволяет сделать вывод…
  • -Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой…
 Рекомендации по предотвращению типичных ошибок. -Каждый аргумент стоит начинать с нового абзаца. - Надо помнить, что при обращении к литературному произведению нужно не только указать название произведение и автора, но и создать развернутое высказывание (проанализировать поступки героев).

Рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

-Каждый аргумент стоит начинать с нового абзаца.

- Надо помнить, что при обращении к литературному произведению нужно не только указать название произведение и автора, но и создать развернутое высказывание (проанализировать поступки героев).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!