Методика
обучения
сочинению-
рассуждению.
Белоусова Нина Петровна.
Выполнила презентацию
учитель русского языка
и литературы
Белоусова Нина Петровна .
Что такое проблема ?
Проблема – вопрос, который интересует автора
исходного текста и вызывает его раздумья, размышления.
- Как определить проблему?
- Ответить на вопрос «Что вызывает раздумья и размышления автора?»
- Или «Зачем автор написал этот текст?»
Формулировка проблемы текста писателя П. Васильева
«Уродина».
- Над каким вопросом размышляет автор текста?
(Что есть настоящая красота?)
Формулируем проблему.
-П. Васильев, русский писатель-прозаик, поднимает
проблему истинной и ложной красоты.
УРОДИНА
(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…
(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.
(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
(30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие...
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:
(35)— Уродина!..
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39)— Сейчас приедет неотложка.
(40)— Спасибо.
(41)— Как вы себя чувствуете?
(42)—Лучше.
(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.
(47)— Вы здесь?! — взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.
(48)— Моя внучка, — светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.
(49)— Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? — спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
(51)— Бабусик, я пойду, — обратилась она к Полине Ивановне. (52)— Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!
(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.
(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.
( По П.Васильеву )
Речевые клише при формулировке проблемы, затронутой автором
исходного текста и выбранной пишущим для комментирования:
- В своем тексе писатель … рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)
- - Текст писателя… заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
- - Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.
Способы формулировки проблемы.
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор
исходного текста и который требует решения).
2. Сочетание слова проблема с именем существительным,
употребленным в р.п.: проблема (чего?)
Пример возможного начала сочинения-рассуждения.
Что такое красота человека? Это прекрасная внешность или душевные качества? Над этими вопросами бились лучшие умы человечества.
Эту важную нравственно-философскую проблему поднимает в своем тексте писатель-прозаик П Васильев.
Избегайте типичных ошибок.
-Помните, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами.
Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо
этого слова слово тема, иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку в фоновом материале и снимут один балл по критерию К12.
Комментарий проблемы.
Вопросы.
Примеры комментария
- Как удается автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
-На каком жизненном материале автору удается раскрыть проблему? (какой случай из жизни описан?)
Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме , писатель рассказывает историю
-Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
На примере грубого, циничного поступка двадцатилетней красавицы Васильев убеждает читателя, что истинная красота - в душе, в благородном поступке, в умении сострадать.
его встречи с девушкой яркой красоты, которую «разве слепой не заметит».
Герой рассказа не грубит юной красавице в ответ на ее бесцеремонность и откровенное хамство. Он помогает больной соседке, до конца исполняя свой человеческий долг.
-Какие имена известных людей, факты употребляются автором и зачем?
-Какие эмоции вызывают у автора описываемые события и почему?
Эмоции скупы. Он «поражен ее красотой» и несколько иронично говорит о поведении девушки после телефонного звонка: «величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок». Автор предоставляет читателю самому делать вывод. Вот и все. Читатель сам делает вывод , кто есть кто.
-Насколько актуальна эта проблема в наше время?
Проблема красоты как нравственно-философской категории не менее актуальна и для нашего времени.
-Относится ли эта проблема к разряду вечных и почему?
Эта проблема относится к разряду вечных, потому что вечен человек, любовь, сострадание, черствость, эгоизм.
Речевые клише для комментария.
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу,…рассказывает историю (повествует о…, приводит факты…, на примере случая из жизни…показывает, что…)
- Эта проблема актуальна сегодня, и известный писатель
не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема…очень серьезна и затрагивает каждого из нас…
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению.
Позиция автора .
Позиция автора – это отношение автора к проблеме , о которой он размышляет.
Если вам трудно сформулировать позицию автора, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.
Авторская позиция может выражаться прямо или косвенно (в текстах художественного и публицистического стилей).
Речевые клише, используемые для выражения позиции автора.
- Позиция автора данного текста выражена ясно
и раскрывается в следующем предложении:
(далее идет цитата из текста).
- Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но
читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что…
- - Писатель приводит довольно веские доводы в пользу того, что…
- Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего) … Он убежден…
Формулировка собственного мнения .
-Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…
- Я согласен с автором данного текста в том, что…
- Я с интересом прочитал текст писателя … Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что (дальше идет формулировка важного тезиса).
- - В доказательство справедливости своей точки зрения приведу примеры из своей собственной жизни.
Доказательство собственной точки зрения .
-В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример… Вспомним роман (рассказ, повесть)
(указывается автор и название литературного произведения). В этом произведении…
- Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. Вспомним рассказ (повесть, роман)…
Заключение.
- В заключение вышесказанного еще раз подчеркну: …
- -Все вышесказанное позволяет сделать вывод…
- -Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой…
Рекомендации по предотвращению типичных ошибок.
-Каждый аргумент стоит начинать с нового абзаца.
- Надо помнить, что при обращении к литературному произведению нужно не только указать название произведение и автора, но и создать развернутое высказывание (проанализировать поступки героев).