СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-рассуждению на ЕГЭ 11 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока поможет при подготовке к ЕГЭ в подборе аргументов для сочинения-рассуждения.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению на ЕГЭ 11 класс.»

Урок по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. Задание №25. Аргумент

Цель урока: научить на основе чужого текста создавать свой , осмысливая авторскую позицию и доказывая свое мнение; работа со словарем; сбор литературного материала на основе прочитанных произведений;

Методы и приемы развития критического мышления через чтение и письмо.

Литература: Д.С.Лихачев, текст из цикла «Письма о добром и прекрасном».



Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вызов. На доске записаны слова из стихотворения Николая Глазкова «Честь»

Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

- Мы часто произносим слово честь: дело чести, честь по чести, береги честь…

-Что такое честь?

-Действительно ли жизнь бессмысленна без чести?

- А может это понятие устарело в 21 веке?

( Варианты ответов. Записи в тетради своих предположений).

Итак, о каких нравственных категориях мы сегодня будем говорить? ( О чести и совести)

Класс делится на 2 группы. (5 человек)

1 группа. Собрать информацию для аргументации в сочинении о чести.

2 группа. Собрать информацию для аргументации в сочинении о совести.

План работы.

  1. Выписать определения из толкового словаря.

  2. Из истории возникновения категорий чести и совести.

  3. Нужны ли честь и совесть? Зачем?

  4. Подобрать синонимы и антонимы

  5. Афоризмы, цитаты, пословицы о чести (о совести).

  6. Пример из литературы. Контраргументы.

  7. Линия различия.

Варианты ответов.

Работа с толковым словарем.

Честь – это понятие, оценивающее такие качества личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство, независимость.

Совесть – способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки своих поступков, поведения; одно из выражений нравственного самосознания личности; внутренняя самооценка.

  1. Род/вид.

Честь и совесть – это нравственные категории, определяющие качества личности.

  1. История.

В оформлении категорий чести и совести сыграл воинский эпос. Воин еще в древности претендовал на особую честь, а военное сословие занимало особое положение, так как воины могли погибнуть в сражениях ( отдавали свою жизнь, защищая Родину).

В Средневековье воплощением чести, совести и достоинства стали рыцари. Рыцарское средневековье. Герой М.Сервантеса Дон Кихот.

Русские богатыри.

  1. Функция. Нужны ли честь и совесть? Зачем?

Без чести и совести человеческий род давно бы угас: совесть – это внутренний голос настоящего человека, голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела.

  1. Синонимы, антонимы.

Совесть – стыд.

Антонимы : бессовестность, распущенность, наглость, безбожность.

Честь- почет, уважение, величие.

Антонимы: бесчестие, позор, неуважение, бесславие, бесстыдство

  1. Антитеза.

Человек, лишенный и чести, и совести, и думающий только о своем благополучии.

( Т.Драйзер , роман «Финансист») В. Распутин, повесть «Живи и помни»

7.Свидетельство (афоризмы, пословицы, стихи)

«Самое главное украшение человека- это чистая совесть» Цицерон

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». А.С.Пушкин

Береги честь смолоду.

За совесть да за честь – хоть голову снесть.

Нечистая совесть спать не дает.

«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!» Г.Державин.



  1. Примеры.

Стихи Е.Евтушенко «Муки совести»

Муки совести

Евгений Евтушенко

Мы живем, умереть не готовясь,
Забываем поэтому стыд,
Но мадонной невидимой совесть
На любых перекрестках стоит.

И бредут ее дети и внуки
При бродяжьей клюке и суме —
Муки совести — странные муки
На бессовестной к стольким земле.

От калитки опять до калитки,
От порога опять на порог
Они странствуют, словно калики,
У которых за пазухой — бог.

Не они ли с укором бессмертным
Тусклым ногтем стучали тайком
В слюдяные окошечки смердов,
А в хоромы царей — кулаком?

Не они ли на загнанной тройке
Мчали Пушкина в темень пурги,
Достоевского гнали в остроги
И Толстому шептали: «Беги!»

Палачи понимали прекрасно:
«Тот, кто мучится,— тот баламут.
Муки совести — это опасно.
Выбьем совесть, чтоб не было мук».

Но как будто набатные звуки,
Сотрясая их кров по ночам,
Муки совести — грозные муки
Проникали к самим палачам.

Ведь у тех, кто у кривды на страже,
Кто давно потерял свою честь,
Если нету и совести даже —
Муки совести вроде бы есть.

И покуда на свете на белом,
Где никто не безгрешен, никто,
В ком-то слышится: «Что я наделал?»
Можно сделать с землей кое-что.

Я не верю в пророков наитья,
Во второй или в тысячный Рим,
Верю в тихое: «Что вы творите?»,
Верю в горькое: «Что мы творим?»

И целую вам темные руки
У безверья на скользком краю,
Муки совести — светлые муки
За последнюю веру мою.

1966



В. Распутин, «Живи и помни». Пример бесчестия.

Андрей Гуськов – совершил преступление: дезертировал во время В,О.войны. «На войне человек не волен распоряжаться собой, а он распорядился». Его жена, Настена, приходит на помощь мужу. «Как его вызволить его из этой беды, как жить, чтобы помочь?» Она жертвует собой во имя спасения близкого человека, перешагивает все нравственные принципы: лжет, изворачивается. Андрей – человек без чести и совести загнал в тупик и себя, и близких. Что-то звериное было в этом герое, живущем в дикой тайге вдали от людей в вечном страхе …Две судьбы: тупик и трагедия, две смерти: духовная и физическая. Ушла из жизни Настена, прикрывая его преступление и унесла с собой тайну преступления мужа.

Д.С.Лихачев : « По- моему , совесть в каждом человеке является его внутренним компасом».

Л.Н.Толстой, роман «Война и мир», его герой Андрей Болконский – воплощение чести и достоинства русского офицера.

Пример бесчестия – Анатоль Курагин. Его бесчестный поступок по отношению к Наташе.



В.Дегтев, рассказ «Аморальный приказ». Поступок капитана.

Мог ли он поступить по-другому?

3. Работа с текстом . Осмысление, понимание. (По группам)

Как осмысливает понятие чести автор? Найдите цитату.

Что говорит о совести?

Определить авторскую позицию

Текст Д.С. Лихачева

1.Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей
подруге. 2.Учительница литературы предложила этой подруге написать
сочинение об очень крупном советском писателе. 3.И в этом сочинении
школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению
в истории литературы, написала, что у него были ошибки. 4.Учительница
сочла всё это неуместным и очень её бранила. 5. И вот подруга той
школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках
великих людей?6. Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об
ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не
ошибался. 7.Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной
жизни.Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не
совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.
Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего,
даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь
колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни.
А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед
человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах
окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть
обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек
должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва — это
героический поступок. Но на него нужно идти.
Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей
совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что
человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не
свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который
оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит
в отчаяние. Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут
и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря
веры в людей, в порядочность — это самое страшное.
Да, говорят: «Береги честь смолоду». Но если даже не удалось
сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте,
переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.
Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень
ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. Между тем
в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. И он мне
потом рассказал об этом поступке. Сам признался. Позже мы плыли
с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал,
что вы со мной и разговаривать не станете». Я даже не понял, о чём он:
моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался
в грехах молодости. Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из
того, что делал...
Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. Но как же
украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.
Тревоги совести...Они подсказывают, учат; они помогают не
нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно
живущего человека.



  1. Рефлексия. Творческая работа.


Проблема. (Вопрос, над которым размышляет автор)


Авторская позиция

Выражаю свое отношение к авторской позиции и аргументирую своё мнение, ссылаясь на литературу и жизненный опыт





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!