СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию фонематических процессов и произносительных навыков «Космическое путешествие»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность по развитию фонематических процессов и произносительных навыков  с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (с нарушением зрения)   «Космическое путешествие».Тема занятия:  Дифференциация звуков Т-ТЬ в слогах, словах и предложениях. Анализ обратного слога типа ОТ, слов типа КОТ.

Просмотр содержимого документа
«Подгрупповое логопедическое занятие по развитию фонематических процессов и произносительных навыков «Космическое путешествие»»

Тема занятия: Звуки Т-ТЬ.

Цель: Дифференциация звуков Т-ТЬ в слогах, словах и предложениях. Анализ обратного слога типа ОТ, слов типа КОТ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Учить детей дифференцировать звуки Т – ТЬ на слух и в произношении.

2. Закреплять умение давать акустико-артикуляционную характеристику согласных звуков.

3. Учить анализировать обратные слоги.

4. Продолжать учить детей определять место звука в слове.

5.Закреплять умение составлять схему слов и схему предложения.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

  2. Развивать зрительное восприятие, остроту зрения.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.


Материалы и оборудование: фрагменты ракеты с написанными гласными буквами, игрушечный микрофон, мяч, предметные картинки на звуки Т-ТЬ, зеркало, настенное панно «Город звуков», пособие «Домики слов»,звуковые линейки «Ежик», обруч, компьютерная презентация «Зрительная гимнастика «Космический полет», настольная игра «Силуэты», фишки (красные, синие, зеленые), перфокарты, медали для детей.

Содержание деятельности:

1. Оргмомент. Психогимнастический этюд  в сочетании с мимической гимнастикой

-Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Улыбнемся!

Для чего это они к нам пришли в гости? Давайте удивимся! К сожалению, наше хорошее настроение иногда омрачает пасмурная погода. Давайте нахмуримся. Но  нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады, улыбнемся.

А теперь повторим ещё раз:

Мы умеем удивляться!

Мы умеем улыбаться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем улыбаться!

  1. Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Язычок проснулся, поворочался с боку на бок, потолкался в одну щёчку, потом в другую, попытался пробраться через зубки, которые не выпускали его на волю. Зубки даже немного покусали язычок. Наконец язычок высунулся изо рта и всем показался: «Вот я, такой длинный и красивый язычок!» Смотрит по сторонам, ищет, с кем бы поговорить. Увидел своих друзей и поздоровался с ними.


3.Введение в тему. Проблемная ситуация.

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, а на чем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Распустила алый хвост, 
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)

Куда можно отправиться на ракете?

  1. Повторение пройденного. Гласные звуки.

Прежде чем отправиться в космический полет, нам нужно ракету собрать. Вы сможете это сделать, если сумеете определить, какой гласный звук повторяется в рифмовке чаще всего. За каждый правильный ответ я буду давать вам часть ракеты.

Устала утка на пруду учить своих утят, (у)

утята плавать на виду у мамы не хотят.          

Аист, азбука, айва,  (а)                                                

Начинается на -  а                                

Когда ноги вы, когда ноги мы, (ы)

Когда ноги ты, тогда ноги ВЫМЫТЫ.

Иней лег на ветви ели, (и)

Иглы за ночь побелели.

Вот так дом- одно окно, (о)

А в окне идет кино

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

5. Выделение звуков Т-ТЬ из слов. Артикуляционно-акустическая характеристика.

Какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными, целеустремленными и др.) Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым и умным?  (Закаляться, делать гимнастику, заниматься спортом, соблюдать режим дня, много учиться и т.д.)

Проверим, готовы ли вы в космонавты, отгадайте мои загадки.
Отворилась тихо дверь                           В джунглях Индии живет,

И вошел усатый зверь,                        На охоте круглый год,

Сел у печки, жмурясь сладко,             что за полосатый кот?  (тигр)

И умылся серой лапкой (кот)

Кот – выделить последний звук, дать характеристику (губы улыбаются, кончик языка упирается в верхние зубы, голос молчит – звук согласный, глухой, твердый). Тигр – выделить первый звук, дать характеристику (губы улыбаются, кончик языка упирается в верхние зубы, передняя часть языка прижата к небу, голос молчит – звук согласный, глухой, мягкий)

6.Дифференциация звуков на уровне слога

А теперь попробуем выучить язык инопланетян (повторяем слоговые цепочки в игрушечный микрофон) ТА-ТА-ТЯ, ТО-ТО-ТЕ, ТИ-ТИ-ТЫ,
ТЮ-ТЮ-ТУ, ТЫ-ТЫ-ТИ, ТУ-ТУ-ТЮ, АТ-АТ-АТЬ, ОТ-ОТ-ОТЬ, УТЬ-УТЬ-УТ

7. Дифференциация звуков на уровне слова. Игра «Доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ:  лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви…

Дидактическое упражнение «Звуковые домики»

А теперь проверим вашу сообразительность! Из набора картинок нужно выбрать картинки со звуком Т, и со звуком ТЬ и вставить каждую в свой домик. Приступить к выполнению задания!

После выполнения проверка: Назовите картинки в синем домике. (Самолет, трактор, лопата, робот, ракета, зонт). А теперь назовите картинки в зеленом домике. (Телефон, телевизор, тигр, дятел, платье, утюг). С какими звуками выбирали картинки? (Т и ТЬ).
Определение места звука в слове. Работа со звуковой линейкой «Ежик»

3 слова –фронтальная работа, по1 картинке – индивидуально.

Деление слов на слоги

Чтобы открылся люк и мы попали в ракету нужно назвать пароль  (разделить слова на слоги хлопками в ладоши)
Ра-ке-та, кос-мо-нав-ты, кос - мос, старт.

8. Физпауза и зрительная гимнастика.

Начинаем отсчет до 5, повышая силу голоса: 1, 2, 3, 4, 5, и прыгаем в ракету (запрыгиваем в обруч). У-У-Уух! Теперь мы в ракете!

Как живешь?   -Вот так!

А плывёшь?   - Вот так!

Как бежишь?  -Вот так!

В даль глядишь?

Ждешь обед?

Машешь в след?

Утром спишь?

А шалишь?

Смотрите в иллюминатор, как красиво! (компьютерная презентация «Зрительная гимнастика «Космос»)

9. Д/игра «Силуэты»

Ребята, пора подкрепиться. Подберите картинки к силуэтам.

10. Звуковой анализ слогов АТ, ОТ, УТ, слов КОТ, ТИГР

А чем занимаются космонавты? (научной работой) И мы с вами займемся исследовательской деятельностью, составим схемы слогов и слов.

Слоги анализируем вместе, а слова в парах.

11. Рефлексия.

Пора возвращаться. Давайте подумаем, о чем вы сегодня расскажете дома маме, папе, сестре или брату. Помогите мне, пожалуйста, составить рассказ. Я начну, а вы добавляйте.

Сегодня мы с ребятами построили (что?)… . На ракете мы полетели (куда?) … . Мы были (кем?)… . Во время полета мы …(играли, смотрели в иллюминаторы, ели). Какие звуки мы проговаривали, различали, слушали, выделяли ? Назовите 5 слов со звуком Т. 5 слов со звуком ТЬ.

Молодцы, ребята. Вы заслуживаете награды – медалей «Исследователь космоса»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!