Тема занятия: Звуки Т-ТЬ.
Цель: Дифференциация звуков Т-ТЬ в слогах, словах и предложениях. Анализ обратного слога типа ОТ, слов типа КОТ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Учить детей дифференцировать звуки Т – ТЬ на слух и в произношении.
2. Закреплять умение давать акустико-артикуляционную характеристику согласных звуков.
3. Учить анализировать обратные слоги.
4. Продолжать учить детей определять место звука в слове.
5.Закреплять умение составлять схему слов и схему предложения.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Развивать зрительное восприятие, остроту зрения.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Материалы и оборудование: фрагменты ракеты с написанными гласными буквами, игрушечный микрофон, мяч, предметные картинки на звуки Т-ТЬ, зеркало, настенное панно «Город звуков», пособие «Домики слов»,звуковые линейки «Ежик», обруч, компьютерная презентация «Зрительная гимнастика «Космический полет», настольная игра «Силуэты», фишки (красные, синие, зеленые), перфокарты, медали для детей.
Содержание деятельности:
1. Оргмомент. Психогимнастический этюд в сочетании с мимической гимнастикой
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Улыбнемся!
Для чего это они к нам пришли в гости? Давайте удивимся! К сожалению, наше хорошее настроение иногда омрачает пасмурная погода. Давайте нахмуримся. Но нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады, улыбнемся.
А теперь повторим ещё раз:
Мы умеем удивляться!
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Язычок проснулся, поворочался с боку на бок, потолкался в одну щёчку, потом в другую, попытался пробраться через зубки, которые не выпускали его на волю. Зубки даже немного покусали язычок. Наконец язычок высунулся изо рта и всем показался: «Вот я, такой длинный и красивый язычок!» Смотрит по сторонам, ищет, с кем бы поговорить. Увидел своих друзей и поздоровался с ними.
3.Введение в тему. Проблемная ситуация.
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, а на чем, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
Куда можно отправиться на ракете?
Повторение пройденного. Гласные звуки.
Прежде чем отправиться в космический полет, нам нужно ракету собрать. Вы сможете это сделать, если сумеете определить, какой гласный звук повторяется в рифмовке чаще всего. За каждый правильный ответ я буду давать вам часть ракеты.
Устала утка на пруду учить своих утят, (у)
утята плавать на виду у мамы не хотят.
Аист, азбука, айва, (а)
Начинается на - а
Когда ноги вы, когда ноги мы, (ы)
Когда ноги ты, тогда ноги ВЫМЫТЫ.
Иней лег на ветви ели, (и)
Иглы за ночь побелели.
Вот так дом- одно окно, (о)
А в окне идет кино
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
5. Выделение звуков Т-ТЬ из слов. Артикуляционно-акустическая характеристика.
Какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми, умными, бесстрашными, спортивными, любознательными, целеустремленными и др.) Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым и умным? (Закаляться, делать гимнастику, заниматься спортом, соблюдать режим дня, много учиться и т.д.)
Проверим, готовы ли вы в космонавты, отгадайте мои загадки.
Отворилась тихо дверь В джунглях Индии живет,
И вошел усатый зверь, На охоте круглый год,
Сел у печки, жмурясь сладко, что за полосатый кот? (тигр)
И умылся серой лапкой (кот)
Кот – выделить последний звук, дать характеристику (губы улыбаются, кончик языка упирается в верхние зубы, голос молчит – звук согласный, глухой, твердый). Тигр – выделить первый звук, дать характеристику (губы улыбаются, кончик языка упирается в верхние зубы, передняя часть языка прижата к небу, голос молчит – звук согласный, глухой, мягкий)
6.Дифференциация звуков на уровне слога
А теперь попробуем выучить язык инопланетян (повторяем слоговые цепочки в игрушечный микрофон) ТА-ТА-ТЯ, ТО-ТО-ТЕ, ТИ-ТИ-ТЫ,
ТЮ-ТЮ-ТУ, ТЫ-ТЫ-ТИ, ТУ-ТУ-ТЮ, АТ-АТ-АТЬ, ОТ-ОТ-ОТЬ, УТЬ-УТЬ-УТ
7. Дифференциация звуков на уровне слова. Игра «Доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви…
Дидактическое упражнение «Звуковые домики»
А теперь проверим вашу сообразительность! Из набора картинок нужно выбрать картинки со звуком Т, и со звуком ТЬ и вставить каждую в свой домик. Приступить к выполнению задания!
После выполнения проверка: Назовите картинки в синем домике. (Самолет, трактор, лопата, робот, ракета, зонт). А теперь назовите картинки в зеленом домике. (Телефон, телевизор, тигр, дятел, платье, утюг). С какими звуками выбирали картинки? (Т и ТЬ).
Определение места звука в слове. Работа со звуковой линейкой «Ежик»
3 слова –фронтальная работа, по1 картинке – индивидуально.
Деление слов на слоги
Чтобы открылся люк и мы попали в ракету нужно назвать пароль (разделить слова на слоги хлопками в ладоши)
Ра-ке-та, кос-мо-нав-ты, кос - мос, старт.
8. Физпауза и зрительная гимнастика.
Начинаем отсчет до 5, повышая силу голоса: 1, 2, 3, 4, 5, и прыгаем в ракету (запрыгиваем в обруч). У-У-Уух! Теперь мы в ракете!
Как живешь? -Вот так!
А плывёшь? - Вот так!
Как бежишь? -Вот так!
В даль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь в след?
Утром спишь?
А шалишь?
Смотрите в иллюминатор, как красиво! (компьютерная презентация «Зрительная гимнастика «Космос»)
9. Д/игра «Силуэты»
Ребята, пора подкрепиться. Подберите картинки к силуэтам.
10. Звуковой анализ слогов АТ, ОТ, УТ, слов КОТ, ТИГР
А чем занимаются космонавты? (научной работой) И мы с вами займемся исследовательской деятельностью, составим схемы слогов и слов.
Слоги анализируем вместе, а слова в парах.
11. Рефлексия.
Пора возвращаться. Давайте подумаем, о чем вы сегодня расскажете дома маме, папе, сестре или брату. Помогите мне, пожалуйста, составить рассказ. Я начну, а вы добавляйте.
Сегодня мы с ребятами построили (что?)… . На ракете мы полетели (куда?) … . Мы были (кем?)… . Во время полета мы …(играли, смотрели в иллюминаторы, ели). Какие звуки мы проговаривали, различали, слушали, выделяли ? Назовите 5 слов со звуком Т. 5 слов со звуком ТЬ.
Молодцы, ребята. Вы заслуживаете награды – медалей «Исследователь космоса»