СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка детей с ОВЗ в конкурсе профмастерства и включение их в образовательный процесс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Подготовка детей с ОВЗ в конкурсе профмастерства и включение их в образовательный процесс" был представлен в онлайн-марафоне " Дайджест педагогических идей"  рамках Большой учительской недели.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей с ОВЗ в конкурсе профмастерства и включение их в образовательный процесс»

Подготовка детей с ОВЗ в конкурсе профессионального мастерства и включение их в образовательный процесс.

Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и ОВЗ является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях общего образования, начиная с дошкольного возраста, содержание и качество реализации предпрофессиональных и основных этапов профессионального образования.

Современные целевые установки в области профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью связаны с обеспечением преемственности различных этапов их профессионально-образовательной карьеры, что предполагает выстраивание следующей вертикали: учреждения дошкольного и общего образования и профориентационная работа в них – успешное обучение в организациях среднего профессионального и высшего образования – выход на открытый рынок труда через сопровождение трудоустройства – постдипломная поддержка инвалида на месте работы.

Целевые установки, задачи, организационные, нормативные и правовые аспекты профессионального образования отражены в современной законодательной базе и формально способны поддерживать и регулировать процессы приобретения доступных профессий лицами с инвалидностью и ОВЗ, защищать их право на трудовую деятельность и регламентировать необходимые для этого условия. Задачи социальной интеграции инвалидов постепенно становятся доминирующими в нашей стране, ранее ориентированной на компенсационную модель социальной помощи инвалидам, предполагающую расширение системы льгот.

Разработаны различные направления и формы работы обучающихся с ОВЗ, примерные адаптированные программы для организаций СПО, определены перечни профессий, потенциально доступных лицам с ОВЗ конкретных категорий, внедряются модели дуального образования, предполагающего теоретическую подготовку в образовательном учреждении и практическую – на рабочих местах и др.

Общими показателями личностной готовности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к освоению профессии являются способности к произвольному, контролируемому выполнению познавательных и социально-коммуникативных задач. Приобретение таких способностей на уровне, соотносящемся с возможностями разных категорий детей с ОВЗ, необходимо для освоения любой доступной им профессии вне зависимости от уровня ее сложности, следует рассматривать как важное инвариантное условие их последующего профессионального образования.

Педагог должен ориентировать обучающихся на конкретную профессию, формировать у них общие и профессиональные компетенции, показать наиболее удобный и правильный путь получения знаний, умений и навыков, грамотно использовать и оформлять, умение самостоятельно находить и анализировать полученную информацию.

 

В системе профессионального обучения в последние годы приоритетом является конкурсное движение, это важный инструмент достижения целевых показателей качества образования.

Конкурсы профессионального мастерства проводятся в целях:

- предъявления обучающимися компетенций, освоенных в процессе обучения и профессиональной деятельности;

- выявления готовности подростков к самостоятельным действиям и решению проблемных ситуаций;

- расширения практики взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями в условиях партнерства;

-повышения востребованности выпускников на рынке труда.

Одним из конкурсов профессионального мастерства является чемпионат «Абилимпикс» в компетенции Портной, в ходе которого обучающиеся демонстрируют профессиональные компетенции за определённое время и с должным качеством.

Абилимпикс – это олимпиады среди инвалидов по профессиональному мастерству по различным категориям, данное название движения – это сокращение от английского Olympics of Abilities («Олимпиада возможностей»).

Основными задачами движения «Абилимпикс» являются:

1) улучшить у инвалидов их профессиональные навыки и повысить стремление к профессиональной независимости;

2) поднять на более высокий уровень участие в социально - экономической жизни и их общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов;

3) уделять особое внимание их профессиональному развитию и поддерживать полную интеграцию инвалидов в жизнь общества;

4) способствовать дружбе между участниками и международному обмену;

5) способствовать вовлечению соответствующих органов в процесс повышения профессиональных навыков и карьерного роста инвалидов.


Я считаю, что проведение этого конкурса необходимо, потому что он является первым этапом совершенствования профессиональных навыков, обучающихся.


В апреле 2022года был проведен VI Региональный чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Я выполняла подготовку обучающейся Теблоеваой Моники, для участия в чемпионате .


Конкурсное задание состояло из одного модуля, пошив женской блузки из льняной ткани. Время выполнения задания составляет 2 часа.

Участнице необходимо было самостоятельно выполнить задание, используя свой практический опыт:

- по изготовлению швейного изделия;

- работы с эскизами, распознавая составные части деталей конструкции изделия;

- определения свойств, применяемого материала;

- работы на различном швейном оборудовании с применением средств малой механизации;

- выполнения влажно тепловых работ.



При подготовке, обучающихся к чемпионату, я выявила некий алгоритм действий:

- провезти анализ конкурсных заданий для компетенции Портной, на предмет возможности выполнения указанных работ и сделан вывод о возможности выполнения данных видов работ на базе учебных мастерских лицея.

- подготовку к выполнению конкурсного задания целесообразно проводить, используя факультативную форму обучения.

- для дальнейшей успешной реализации на конкурсе необходимо составление карты дефицитов, чтобы заранее закупить все необходимые материалы и приспособления.

- провести анализ профессиональных качеств обучающихся групп  и определение участников в чемпионате «Абилимпикс».

Для того чтобы оценить уровень подготовки обучающихся, мною были подготовлены тестовые, ситуационные задания. Велось наблюдение за качеством выполнения практических заданий уроках теоретического обучения и учебной практики.

Выявилось что у обучающихся с ОВЗ наблюдаются резкие перепады настроения, возникает чувство неуверенности в своих знания и умениях и поэтому считаю необходимым по мере надобности индивидуальные беседы педагога психолога с обучающимися, для создания положительной мотивации участия в чемпионате.

- организовать подготовку обучающихся к участию к чемпионату «Абилимпикс»,

Для подготовки к чемпионату мною осуществлялось освоение разработанной программы, основанной на конкурсном задании VI Регионального чемпионата «Абилимпикс» по компетенции Порной.


 Чемпионат «Абилимпикс» позволяет выявлять и поощрять талантливых обучающихся, повысить их самооценку и заявить о себе, как о профессионале, поэтому они являются одним из наиболее перспективных инновационных направлений в современном образовании для подростков с инвалидностью.


Для меня был полезен опыт участия в Региональном чемпионате «Абилимпикс», где я принимала участие в качестве эксперта, что дало мне ряд преимуществ:

  • участники центра находились в моем поле зрения;

  • я имела возможность оценивать работу других участников, что очень важно при подготовке к последующим конкурсам и анализу успехов и неудач;

  • происходил обмен опытом в работе с другими экспертами, сопровождающими и работодателями.


Вывод: 

  1. Участие обучающихся в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» является важным этапом изучения программы подготовки обучающихся по профессии « Портной» . Чемпионат вносит неоценимый вклад в образование и воспитание обучающихся, так как стимулирует к накоплению опыта, поиску нестандартных решений задач. Впоследствии подростки проявляют большую самостоятельность и интерес к обучению.

  2. Система подготовки обучающихся к чемпионату «Абилимпикс» с использованием проектных технологий  эффективна и позволяет решать актуальную в профессиональном обучении подростков  с ОВЗ проблему совершенствования подготовки квалифицированных рабочих  и повышения уровня их профессиональных компетенций с целью эффективного использования в будущей практической деятельности.

  3. Основополагающую роль играет индивидуальный подход преподавателя и мастера производственного обучения к каждому обучающему.

  4. При организации подготовки обучающихся лиц с ОВЗ, в образовательном учреждении, осуществляющим профессиональное обучение, необходимо взаимодействие между администрацией, мастером производственного обучения, педагогом психологом.

  5. При подготовке большого числа участников конкурса, необходимо рассмотреть вопрос увеличения числа экспертов, которые их сопровождают.

  6. Для формирования инклюзивной культуры в профессиональном образовании посредством привлечения волонтеров к проведению конкурсов для людей с ОВЗ и инвалидностью по компетенциям «Абилимпикс», необходимо организовать участие обучающихся, не прошедших отборочный этап выбора участников чемпионата, в волонтерском движении, что поможет им стать быть сопричастными к конкурсу, а в дальнейшем быть социально активными.

 

 Кто принимает участие в Объединённом чемпионате «Абилимпикс»?
Финалисты и победители Регионального чемпионата 2021 года, прошедшие отбор.
Победители Регионального чемпионата «Абилимпикс» 2022 года.
2. Что такое Подготовительный этап чемпионата «Абилимпикс»?
В этом году Отборочный этап называется Подготовительным.
3. Кто принимает участие в Подготовительном этапе чемпионата «Абилимпикс»?
В Подготовительном этапе участвуют все конкурсанты 2022 года и конкурсанты 2021 года по дополнительным компетенциям.
Без Подготовительного этапа едут на финал только конкурсанты 2021 года по основным компетенциям.
4. Где найти конкурсные задания для Подготовительного этапа?
Конкурсные задания доступны на сайте Национального чемпионата «Абилимпикс» в разделе «Подготовительный этап»: https://abilympics-russia.ru/mmpid/20?sp=eyJsb2NhbC1j..
5. Где искать конкурсные задания по основным компетенциям для участников, прошедших отборочный этап в 2021 году?
Также на сайте Национального чемпионата «Абилимпикс», во вкладке «Национальный чемпионат»: https://abilympics-russia.ru/mmpid/32?sp=eyJsb2NhbC1j..
6. В каком формате пройдёт Объединённый чемпионат «Абилимпикс»?
Подготовительный этап пройдёт в дистанционной форме.
Финал чемпионата пройдёт в очном формате в Москве.
7. Когда пройдёт Подготовительный этап чемпионата и состоится финал?
Подготовительный этап - 19-29 сентября 2022 года.
Финал Объединённого чемпионата - 28-31 октября 2022 года.
8. Как узнать площадку проведения Подготовительного этапа чемпионата?
Ответственным за проведение чемпионата «Абилимпикс» в учреждениях нужно позвонить в наш Центр и уточнить место проведения.

Наши телефоны: раб: +7 496 549 25 05 моб: +7 977 57 809 28


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!