СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка доклада на тему: «Современная лекция: формы и методы проведения в рамках подготовки к демонстрационному экзамену»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступала перед преподавателями на тему "Подготовка и проведение демоэкзамена". Во  время выступления были заданы вопросы по теме. Можно использовать для докладов.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка доклада на тему: «Современная лекция: формы и методы проведения в рамках подготовки к демонстрационному экзамену»»

Доклад на тему: «Современная лекция: формы и методы проведения в рамках подготовки к демонстрационному экзамену»

Выполнила Лузина Елена Викторовна преподаватель

ГБПОУ Краснокамского политехнического техникума.

Демонстрационный экзамен позволяет обучающимся продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции и показать уровень готовности к будущей работе.

В связи с переходом к компетентностно-ориентированному обучению, которое предполагает направленность на результат, а не на содержание обучения, постепенно начинается процесс изменения формы итоговой государственной аттестации путем внедрения демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен проводится по стандартам чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills.

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена является возможностью объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу образовательной организации, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определяются точки роста и дальнейшего развития образовательного учреждения.

Что в свою очередь говорит о необходимости разработки методического сопровождения для подготовки к демонстрационному экзамену, причем разрабатываемые адаптированные задания должны соответствовать материально-технической базе техникума (колледжа и т.д.) и учитывать уровень подготовленности студентов.

В современном образовании осуществляется переход от традиционных способов измерения и отражения результатов обучения, для которых характерна сфокусированность «на входе», к методам, ориентированным «на выход». Происходит перенос акцента с содержания на результат. Именно это является одним из главных изменений в процессе обучения, связанное с введением компетентностного подхода.

Компетентностный подход позволяет решить важную задачу: актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования.

Главной проблемой системы образования является то, что объём информации неумолимо растет, и она устаревает быстрее, чем ее успевают осваивать. Поэтому ценность представляет уже не знание, а компетентность человека, его умение искать, выбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Выявить и развить способности каждого студента, сформировать самостоятельную, творческую и социально-активную личность, которая будет способна к дальнейшему участию в развитии современного общества, а так-же самореализоваться в жизни, все это является приоритетной задачей образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нацелены на подготовку высококвалифицированного специалиста. Именно поэтому, основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) является переход к компетентностноориенти-рованному подходу в обучении. Характерной особенностью является то, что, оценка результатов освоения образовательной программы выражается степенью сформированных у будущих выпускников компетенций, которые базируются на запросах работодателей, потребностях современного общества и самого студента.

Под компетенцией в ФГОС понимают способности применения знаний, умений, личностных качеств и практического опыта для успешной деятельности в определенной области. Компетентность выпускника образовательной организации СПО является фундаментом его конкурентоспособности на рынке труда.

Качество подготовки студентов и выпускников оценивается в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций студентов. Учебный процесс не может существовать без оценивания, ведь именно он регулирует и показывает результативность деятельности. Оценивание является контролем качества образования.

Контроль позволяет установить «обратную связь» между преподавателем и студентом, которая дает возможность оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков. Данные, полученные после анализа результатов контроля, позволяют вносить коррективы в организацию учебного процесса

Для начала происходит разделение работ по технологическому циклу:

• планирование;

• подготовка;

• выполнение работ;

• контроль и исправление ошибок;

• результат;

• контроль качества результата.

Существует несколько видов оценивания, которые должны осуществляться в определенный период учебного процесса. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом СПО в учреждениях среднего профессионального образования оценивание студентов осуществляется с помощью текущего контроля знаний, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, как форма итоговой аттестации, отражает основные идеи чемпионата WorldSkills.

WorldSkills — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.

Миссия Worldskills — повысить профиль и признание квалифицированных людей и показать, насколько важны навыки достижения экономического роста и личного успеха.

В послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills — это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Данный экзамен позволяет:

• смоделировать реальные производственные условия для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

• дать независимую экспертную оценку выполнения заданий, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

• определить уровень знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями

Использование демонстрационного экзамена в государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций позволит дать независимую оценку качества подготовки кадров, поможет найти решение нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур, что является огромным плюсом для организации.

Выпускники, которые пройдут итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена обретут возможность:

• показать уровень освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без дополнительных аттестационных испытаний;

• подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями, а также приобрести приглашение о трудоустройстве уже во время выпуска из образовательной организации;

• вместе с получением диплома о среднем профессиональном образовании обрести документ, который подтвердит квалификацию, признанный предприятиями, которые осуществляют деятельность в соответствии со стандартами WorldSkills Россия.

Демонстрационный экзамен — это процедура, позволяющая обучающемуся в условиях, приближенным к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции. Данная возможность позволяет выпускникам показать уровень готовности к работе, а работодателям квалифицированных будущих сотрудников.

Принципы демонстрационного экзамена:

• трёхстороннее сотрудничество работодателя, студента и преподавателя;

• независимость экзамена от способа подготовки соискателя;

• индивидуальный подход.

Вместе с возможностями существуют определенные обязательства и требования при проведении и организации демонстрационного экзамена. Данные обязательства возлагаются как на учебное учреждение, в котором проводится экзамен, так и на студентов.

Для определения порядка проведения и организации демонстрационного экзамена необходимо изучить соответствующие нормативно-правовые документы.

Так, этапы организации и проведения демонстрационного экзамена подробно описаны в документе «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia», в котором представлены основные этапы — организационный, проведение демонстрационного экзамена и оценка экзаменационных заданий.

Организационный этап начинается с определения перечня компетенций, определяемых решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере профессионального образования.

Площадки для проведения демонстрационного экзамена выбираются, исходя из итогов отбора, осуществляемого Центром проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в соответствии с установленным порядком. Далее составляется региональный график проведения демонстрационного экзамена в субъекте Российской Федерации, в котором отмечается количество студентов и выпускников, сдающих демонстрационный экзамен.

Для проведения экзамена за три месяца до начала выбираются эксперты на каждую из площадок. Главные эксперты определяются из числа сертифицированных экспертов, предпочтительность дается не занятым в системе среднего профессионального образования кандидатам.

За полгода до проведения демонстрационного экзамена Союзу «WorldSkills Russia» необходимо предоставить разработку заданий экзамена, критерии оценки и инфраструктурные листы по всем компетенциям, а также опубликовать перечисленные документы в специальный раздел официального сайта.

Как минимум за два месяца до начала экзамена составляется план мероприятий по подготовке и проведению экзамена, а также в центр проведения демонстрационного экзамена отправляются списки студентов и выпускников, сдающих демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia.

Для каждой площадки в соответствии с заявленным количеством участников подготавливается и утверждается план размещения и комплектования рабочих мест.

Проведение демонстрационного экзамена начинается с подготовительного этапа. На данном этапе происходит дооснащение и настройка оборудования, распределение рабочих мест и проводятся инструктажи по охране труда и технике безопасности.

В день экзамена экспертная группа проводит проверку участников на наличие запрещенных инструментов, оборудования и материалов. Участникам выделяется время для знакомства с экзаменационным заданием, письменной инструкцией к заданию и объясняются правила поведения и Кодекса этики движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) во время демонстрационного экзамена.

Во время экзамена участникам воспрещается контактировать друг с другом, а также с членами Экспертной группы без разрешения Главного эксперта. Участникам в процессе экзамена необходимо соблюдать требования проведенных инструктажей. Весь процесс демонстрационного экзамена должен соответствовать принципам честности, справедливости и информационной открытости.

Далее идет процедура оценки экзаменационных заданий в соответствии со схемой начисления баллов, которые разрабатываются на основе характеристик компетенций, определяемых техническим описанием. При оценивании заданий необходимо обеспечить отсутствие преимуществ для каждого участника. Выставленные оценки и/или баллы в последующем вносятся в систему CIS где формируются все необходимые бланки и формы. Запрещается присутствие участника при оценивании заданий демонстрационного экзамена.

Итоговый документ, в котором указаны все результаты выполнения экзаменационных заданий для каждого участника, формируется автоматически с помощью систем CIS и eSim. Ознакомиться с результатами участник экзамена может с помощью системы eSim в своем личном профиле.

С началом введения демонстрационного экзамена учреждения специального профессионального образования начинают активно разрабатывать задания для аттестации выпускников. Колледжам и техникумам необходимо учитывать, что разрабатываемые задания должны соответствовать возможностям выпускников. На большинстве сайтов не представлены задания для демонстрационного экзамена, либо представлены задания с официального сайта WorldSkills Russia, которые подходят не для всех учебных учреждений в связи с различием материальной базы и возможностями студентов.

Данные задания содержат все необходимые материалы и по структуре соответствуют заданиям для демонстрационного экзамена, но, тем не менее, не подходят для техникума по причине неполноценного содержания документов с заданиями. Также отсутствуют какие-либо материалы для подготовки к экзаменам, что приведет к плохим результатам сдачи экзамена.

Одним из средств поставки преподавателем электронных образовательных услуг может быть блог. После анализа популярных платформ для создания блога был выбран наиболее подходящий — Blogger.com. Для создания блога в данном сервисе необходимо только создать новую учетную запись или авторизоваться с уже существующей в Google. Простой в использовании сервис, предназначенный для регулярного размещения авторских материалов общекультурного или профессионального назначения, для публикации мультимедийных образовательных ресурсов и другого, с возможностью комментировать содержание страниц блога.

Целью блога «Демонстрационный экзамен» является размещение материалов для подготовки к демонстрационному экзамену и непосредственно самих экзаменационных заданий для студентов.

Блог предназначен для свободного доступа конкретных студентов к необходимым материалам для подготовки к демонстрационному экзамену. Возможности сервиса Blogger.com позволяют ограничить доступ к содержимому блога для конкретных студентов. Доступ к блогу устанавливается авторами блога. В разработанном блоге представлены методические материалы для подготовки к демонстрационному экзамену. Надо учитывать, что блог должен содержать конкурсное задание для будущего экзамена, лабораторные работы, которые помогут при подготовке к экзамену, задания для самоконтроля и дополнительную нормативную документацию.

Возможности сервиса позволяют комментировать сообщения и записи на всех страницах блога. На каждой странице есть область для размещения комментариев. Данная функция позволит студентам обсуждать возникшие вопросы как с педагогом, так и друг с другом. Блог является личным, и доступ к нему осуществляется через приглашения, которые могут отправлять все авторы блога. Для общего доступа студентам создается почта «***» и пользователь «Студент» на сервисе. Некоторые студенты могут быть добавлены как читатели с помощью индивидуальных аккаунтов.

Конкурсное задание для демонстрационного экзамена должно содержать элементы заданий, которые используются при проведении чемпионатов World Skills в соответствующей компетенции. При разработке заданий необходимо учитывать уровень знаний студентов для того, чтобы выполнение работы не было слишком легким, либо чрезмерно трудным.

Разные версии программного обеспечения содержат свои нюансы, которые необходимо учитывать при составлении заданий.

Конкурсное задание включает в себя следующие разделы:

1. Введение.

2. Формы участия в конкурсе.

3. Задание для конкурса.

4. Модули задания и необходимое время.

5. Критерии оценки.

Во введении указывается компетенция и краткое ее описание. Формой участия в конкурсе является индивидуальный конкурс. В разделе «Задание для конкурса» описывается что необходимо сделать участнику и как это будет оцениваться. Далее по модулям расписываются задания и указывается количество времени, за которое необходимо выполнить то, или иное задание.

Предоставленное конкурсное задание непосредственно на экзамене дополняется индивидуальными данными, которые составляют 30% изменений.

В качестве основы для разработки структуры индивидуального конкурсного задания оптимально использовать задания, представленные на официальном сайте чемпионата WorldSkills для демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по компетенции «Программные решения для бизнеса». Задание сосотоит из 4-х секций (для экзамена используют 2 секции). В приложенных инструкциях к участнику указаны результаты, к которым необходимо прийти в результате сессии для того, чтобы приступить к выполнению заданий следующей сессии.

Практические результаты представляют собой задания, которые необходимо выполнить, чтобы прийти к результату, описанному ранее в инструкции к участнику. Задания разделены на этапы и имеют краткое описания требований.

Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

Прежде всего, соответствующая процедура обеспечивает качественную экспертную оценку в соответствии с международными стандартами, так как в предлагаемой модели экспертное участие, в том числе представителей работодателей требует подтверждения квалификации по стандартам Ворлдскиллс Россия.

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов Ворлдскиллс без прохождения дополнительных аттестационных испытаний,

б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации,

в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Предприятия, участвующие в оценке экзамена, по его результатам могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.


Для организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия используются и применяются следующие понятия.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию.

Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Комплект оценочных (контрольно-измерительных) материалов - совокупность заданий, их спецификации, технических описаний оцениваемых компетенций, критериев и инструментов оценивания, обеспечивающих в целом оценку результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия.

Центр проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (Центр проведения демонстрационного экзамена, ЦПДЭ) – организация, располагающая площадкой для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия (далее - площадка проведения демонстрационного экзамена), материально-техническое оснащение которой соответствует требованиям Союза «Ворлдскиллс Россия».

Техническое описание (ТО) - документ, определяющий название компетенции, последовательность выполнения задания, критерии оценки, требования к профессиональным навыкам участников, состав оборудования, компоненты, оснастку, основное и дополнительное оборудование, требования по нормам охраны труда и технике безопасности, разрешенные и запрещенные к использованию материалы и оборудование.

Инфраструктурный лист (ИЛ) - список необходимых материалов и оборудования для проведения демонстрационного экзамена по определенной компетенции по стандартам Ворлдскиллс Россия.

Эксперт – лицо, подтвердившее знания, умения и навыки по какой-либо компетенции в соответствии с требованиями Союза “Ворлдскиллс Россия» (сертифицированный эксперт Ворлдскиллс), а также лицо, прошедшее специализированную программу обучения, организованную Союзом «Ворлдскиллс Россия» и имеющее свидетельство о праве проведения демонстрационного экзамена, корпоративных и региональных чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс Россия.

Главный эксперт на площадке (Главный эксперт) – эксперт, определенный в соответствии с порядком, установленным Союзом «Ворлдскиллс Россия» ответственным по организации и проведению демонстрационного экзамена на определенной площадке по какой-либо компетенции и наделенный соответствующими полномочиями.

Технический эксперт – эксперт, отвечающий за техническое состояние оборудования и соблюдение всеми присутствующими на площадке лицами правил и норм охраны труда и техники безопасности (далее - ОТ и ТБ).

Экспертная группа – группа экспертов для оценки выполнения заданий демонстрационного экзамена на площадке по определенной компетенции.

eSim – это система мониторинга, сбора и обработки результатов демонстрационного экзамена.

CIS (Competition Information System) - это специализированное программное обеспечение для обработки информации во время демонстрационного экзамена. Доступ к системе предоставляется Союзом «Ворлдскиллс Россия» по официальному запросу от организаторов экзамена.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!