Урок 9 Г класс. Русский язык. Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения.
Урок 3-й. Сочинение.
Цели урока: совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к изложенным фактам, собственное отношение к окружающему миру.
Знать: правила изложения авторского текста, возможности продолжения авторской мысли по заданному вопросу
Уметь: развивать мысль изложенного текста, высказывая собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Цели урока:
образовательные:
1) работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;
2) подготовка к выполнению творческого задания по написанию сочинения – рассуждения;
развивающие:
1) развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
2) развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
3) развитие умения аргументировать, доказывать, находить примеры из жизни, литературы, художественных фильмов, истории;
4) развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
5) развитие умения строить высказывания, передающие отношение к прочитанным фактам;
воспитательные:
воспитание бережного отношения к русскому языку;
воспитание доброго отношения к окружающему миру;
воспитания взаимопонимания, взаимовыручки.
Оборудование: раздаточный материал, возможна презентация.
1.1. Отрывки из мультфильмов.
1.2. Вводная беседа. Введение в тему.
- Что объединяет эти отрывки из мультфильмов? О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какие однокоренные слова можете выделить?
- Когда мы говорили уже о красоте?
- Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?
- Нет, пишем такие работы постоянно.
- Что значит написать текст изложения?
Это значит пересказать его.
- Чему нас учит написание изложения?
- Учит пересказывать прочитанный и прослушанный текст.
- Чему учит написание сочинения?
- Учит самостоятельно составлять свой связный текст.
- Что такое текст?
- Это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, с помощью местоимений, синонимов.
- Что такое предложение?
- Предложение – это слова связанные между собой по смыслу и грамматически, отличаются законченной мыслью. В конце предложения нужно ставить точку.
- На какую тему вы будете писать сочинение? Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?
Где будет написано задание? Прочитайте вопрос.
- Как вы понимаете слова: « Дайте аргументированный ответ на вопрос». Что значит дать аргументированный ответ?
- Это значит подобрать доказательства, примеры.
- Какой тип речи вы используете, чтобы написать ответ на поставленный вопрос?
- Рассуждение.
2. Работа в парах составление плана текста.
- Вспомним, из каких частей состоит текст- рассуждение. Поработайте в парах.
Соедините стрелками понятие и его определение. Расставьте номера частей в соответствии с планом текста-рассуждения.
Понятие | | Определение |
Тезис | Повторяет тезис, обобщает, подводит итог |
2. Доказательства | Утверждение, полный ответ на вопрос ( 1-3 предложения) |
3. Вывод | Объяснение, аргументы, примеры, цитаты |
- Проверим себя по доске. Кто желает расставить в нужном порядке понятия и определения?
3. Работа над тезисом сочинения.
- С чего начинаем работу над сочинением?
- С внимательного чтения вопроса и определением ключевых слов.
- Прочитаем вопрос и определим ключевые слова.
Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?
- Что такое красота, по-вашему? Где вы встречались с красотой? Какие ассоциации у вас со словом красота? Подберите примеры красоты. Что может быть красивым? Как вы понимаете, что такое красота? Что можно отнести к понятию красота?
Цветы, картины, музыка, поэзия, человеческая красота, архитектура, природа, живопись, внешняя красота, внутренняя красота.
КОРЗИНА ИДЕЙ
- Какие чувства заставляет испытывать вас красота? - Вспомните, какие чувства, эмоции у вас вызывает встреча с искусством, природой? Попробуем составить словарь чувств.
КОРЗИНА ИДЕЙ
- Вспомните, какие чувства, эмоции у вас вызывает встреча с искусством, природой? Попробуем составить словарь чувств.
Удовольствие, радость, спокойствие, умиротворение, Волнение Удивление Изумление, Восторг Взволнованность счастье волнение. Интерес Оживленность Живость Спокойствие Удовлетворенность Облегчение Любовь Безмятежность Расположение Обожание Восхищение Благоговение
- Сколько предложений можно составить в тезисе? На какой вопрос будете отвечать?
Почему?
- Какое предложение получится при составлении ответа на вопрос? (Сложное) С помощью какого союза вы сформулируете своё предложение – полный ответ? (потому что) Как пишется этот союз? Какой знак препинания поставим в сложноподчинённом предложении?
- Используя материалы из корзины идей, глаголы на доске, попробуйте составить тезис вашего сочинения.
Приносит, доставляет, создаёт, помогает, делает, изменяет, позволяет, улучшает
Продолжите предложение «Красота окружает нас везде. Это и природа, и искусство, и человеческая красота, и красота в доме. Почему же так важно, чтобы в мире было больше красоты? Я думаю., что красота приносит людям радость, счастье умиротворение, делает людей лучше, добрее, особенно если это настоящая, добрая, светлая красота.»
-
4. Физминутка.
5. Работа над 2-й частью. Доказательства.
- Вторая часть нашего текста-рассуждения – доказательства, примеры. Где можно их найти?
- В жизни, в книгах, в фильмах, из истории, в тексте изложения.
- С чего начинаем?
- Какова тема текста изложения, которое мы написали на прошлом уроке? О чём текст?
- Люди сберегли одуванчик
- Какова идея текста? Основная мысль текста? Чему учит текст? Что главное хотел показать автор?
Найдите эту основную мысль в тексте.
- Радостно становится на сердце у людей, когда вокруг цветут цветы. Радостно стало на сердце у людей от вида цветов. И серый скучный город стал золотым и весёлым.
- А красота в тексте приходит к людям сама? (Нет, они увидели, поняли и сберегли красоту).
- Можно ли пересказывать текст? Составьте предложение с примерами о красоте так, чтобы передать основную мысль текста. (Автор текста об одуванчике показывает на, что цветы украсили город, приносили людям радость на сердце. Но люди и сами постарались, чтобы создать эту красоту вокруг себя)
- А. П. Чехов : «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...
А. П. Чехов
Ф. М. Достоевский писал: «Красота спасёт мир». Как вы понимаете эту фразу?
- Приведите примеры из . жизни, из литературы, из истории.
Итог урока.