СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка и итоговому изложению по русскому языку (ГВЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к изложенным фактам, собственное отношение к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка и итоговому изложению по русскому языку (ГВЭ)»

Урок 9 Г класс. Русский язык. Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения.

Урок 3-й. Сочинение.

Цели урока: совершенствовать умения воспринимать текст на слух, пересказывать его, строить высказывания, передающие отношение к изложенным фактам, собственное отношение к окружающему миру.

Знать: правила изложения авторского текста, возможности продолжения авторской мысли по заданному вопросу

Уметь: развивать мысль изложенного текста, высказывая собственную точку зрения на поставленный вопрос.

Цели урока:

образовательные:

1) работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;

2) подготовка к выполнению творческого задания по написанию сочинения – рассуждения;

развивающие:

1) развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

2) развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

3) развитие умения аргументировать, доказывать, находить примеры из жизни, литературы, художественных фильмов, истории;

4) развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

5) развитие умения строить высказывания, передающие отношение к прочитанным фактам;

воспитательные:

  1. воспитание бережного отношения к русскому языку;

  2. воспитание доброго отношения к окружающему миру;

  3. воспитания взаимопонимания, взаимовыручки.

Оборудование: раздаточный материал, возможна презентация.

1.1. Отрывки из мультфильмов.

1.2. Вводная беседа. Введение в тему.

- Что объединяет эти отрывки из мультфильмов? О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какие однокоренные слова можете выделить?

- Когда мы говорили уже о красоте?

- Изложение с элементами сочинения это новый для вас вид работы?

- Нет, пишем такие работы постоянно.

- Что значит написать текст изложения?

Это значит пересказать его.

- Чему нас учит написание изложения?

- Учит пересказывать прочитанный и прослушанный текст.

- Чему учит написание сочинения?

- Учит самостоятельно составлять свой связный текст.

- Что такое текст?

- Это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, с помощью местоимений, синонимов.

- Что такое предложение?

- Предложение – это слова связанные между собой по смыслу и грамматически, отличаются законченной мыслью. В конце предложения нужно ставить точку.

- На какую тему вы будете писать сочинение? Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?

Где будет написано задание? Прочитайте вопрос.

- Как вы понимаете слова: « Дайте аргументированный ответ на вопрос». Что значит дать аргументированный ответ?

- Это значит подобрать доказательства, примеры.

- Какой тип речи вы используете, чтобы написать ответ на поставленный вопрос?

- Рассуждение.

2. Работа в парах составление плана текста.

- Вспомним, из каких частей состоит текст- рассуждение. Поработайте в парах.

Соедините стрелками понятие и его определение. Расставьте номера частей в соответствии с планом текста-рассуждения.

Понятие


Определение

  1. Тезис


Повторяет тезис, обобщает, подводит итог

2. Доказательства


Утверждение, полный ответ на вопрос ( 1-3 предложения)

3. Вывод


Объяснение, аргументы, примеры, цитаты


- Проверим себя по доске. Кто желает расставить в нужном порядке понятия и определения?

3. Работа над тезисом сочинения.

- С чего начинаем работу над сочинением?

- С внимательного чтения вопроса и определением ключевых слов.

- Прочитаем вопрос и определим ключевые слова.

Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?


- Что такое красота, по-вашему? Где вы встречались с красотой? Какие ассоциации у вас со словом красота? Подберите примеры красоты. Что может быть красивым? Как вы понимаете, что такое красота? Что можно отнести к понятию красота?


Цветы, картины, музыка, поэзия, человеческая красота, архитектура, природа, живопись, внешняя красота, внутренняя красота.

КОРЗИНА ИДЕЙ

- Какие чувства заставляет испытывать вас красота? - Вспомните, какие чувства, эмоции у вас вызывает встреча с искусством, природой? Попробуем составить словарь чувств.

КОРЗИНА ИДЕЙ

- Вспомните, какие чувства, эмоции у вас вызывает встреча с искусством, природой? Попробуем составить словарь чувств.

Удовольствие, радость, спокойствие, умиротворение, Волнение Удивление Изумление, Восторг Взволнованность счастье волнение. Интерес Оживленность Живость Спокойствие Удовлетворенность Облегчение Любовь Безмятежность Расположение Обожание Восхищение Благоговение

- Сколько предложений можно составить в тезисе? На какой вопрос будете отвечать?

Почему?

- Какое предложение получится при составлении ответа на вопрос? (Сложное) С помощью какого союза вы сформулируете своё предложение – полный ответ? (потому что) Как пишется этот союз? Какой знак препинания поставим в сложноподчинённом предложении?

- Используя материалы из корзины идей, глаголы на доске, попробуйте составить тезис вашего сочинения.

Приносит, доставляет, создаёт, помогает, делает, изменяет, позволяет, улучшает

Продолжите предложение «Красота окружает нас везде. Это и природа, и искусство, и человеческая красота, и красота в доме. Почему же так важно, чтобы в мире было больше красоты? Я думаю., что красота приносит людям радость, счастье умиротворение, делает людей лучше, добрее, особенно если это настоящая, добрая, светлая красота.»

-

4. Физминутка.


5. Работа над 2-й частью. Доказательства.


- Вторая часть нашего текста-рассуждения – доказательства, примеры. Где можно их найти?

- В жизни, в книгах, в фильмах, из истории, в тексте изложения.

- С чего начинаем?

- Какова тема текста изложения, которое мы написали на прошлом уроке? О чём текст?

- Люди сберегли одуванчик

- Какова идея текста? Основная мысль текста? Чему учит текст? Что главное хотел показать автор?

Найдите эту основную мысль в тексте.

- Радостно становится на сердце у людей, когда вокруг цветут цветы. Радостно стало на сердце у людей от вида цветов. И серый скучный город стал золотым и весёлым.

- А красота в тексте приходит к людям сама? (Нет, они увидели, поняли и сберегли красоту).

- Можно ли пересказывать текст? Составьте предложение с примерами о красоте так, чтобы передать основную мысль текста. (Автор текста об одуванчике показывает на, что цветы украсили город, приносили людям радость на сердце. Но люди и сами постарались, чтобы создать эту красоту вокруг себя)

- А. П. Чехов : «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...
А. П. Чехов

Ф. М. Достоевский писал: «Красота спасёт мир». Как вы понимаете эту фразу?

- Приведите примеры из . жизни, из литературы, из истории.

Итог урока.















  • Злость

  • Гнев

  • Возмущение

  • Ненависть

  • Обида

  • Сердитость

  • Досада

  • Раздражение

  • Мстительность

  • Оскорбленность

  • Воинственность

  • Бунтарство

  • Сопротивление

  • Зависть

  • Надменность

  • Неповиновение

  • Презрение

  • Отвращение

  • Подавленность

  • Уязвленность

  • Подозрительность

  • Циничность

  • Настороженность

  • Озабоченность

  • Тревожность

  • Страх

  • Нервозность

  • Трепет

  • Обеспокоенность

  • Испуг

  • Тревога

  • Волнение

  • Стресс

  • Боязнь

  • Ужас

  • Подверженность навязчивой идее

  • Ощущение угрозы

  • Ошеломленность

  • Опасение

  • Уныние

  • Ощущение тупика

  • Запутанность

  • Потерянность

  • Дезориентация

  • Бессвязность

  • Ощущение ловушки

  • Одиночество

  • Изолированность

  • Грусть

  • Печаль

  • Горе

  • Угнетенность

  • Мрачность

  • Отчаяние

  • Депрессия

  • Опустошенность

  • Беспомощность

  • Слабость

  • Ранимость

  • Угрюмость

  • Серьезность

  • Подавленность

  • Разочарование

  • Боль

  • Отсталость

  • Застенчивость

  • Чувство отсутствия к вам любви

  • Покинутость

  • Болезненность

  • Нелюдимость

  • Удрученность

  • Усталость

  • Глупость

  • Апатия

  • Самодовольство

  • Скука

  • Истощение

  • Расстройство

  • Упадок сил

  • Сварливость

  • Нетерпеливость

  • Вспыльчивость

  • Тоска

  • Хандра

  • Стыд

  • Вина

  • Униженность

  • Ущемленность

  • Смущение

  • Неудобство

  • Тяжесть

  • Сожаление

  • Укоры совести

  • Рефлексия

  • Скорбь

  • Отчужденность

  • Неловкость

  • Удивление

  • Шок

  • Поражение

  • Остолбенение

  • Изумление

  • Потрясение

  • Впечатлительность

  • Сильное желание

  • Энтузиазм

  • Взволнованность

  • Возбужденность

  • Страсть

  • Помешательство

  • Эйфория

  • Трепет

  • Дух соперничества

  • Твердая уверенность

  • Решимость

  • Уверенность в себе

  • Дерзость

  • Готовность

  • Оптимизм

  • Удовлетворенность

  • Гордость

  • Сентиментальность

  • Счастье

  • Радость

  • Блаженство

  • Забавность

  • Восхищение

  • Триумф

  • Удачливость

  • Удовольствие

  • Безобидность

  • Мечтательность

  • Очарование

  • Оцененность по достоинству

  • Признательность

  • Надежда

  • Заинтересованность

  • Увлеченность

  • Интерес

  • Оживленность

  • Живость

  • Спокойствие

  • Удовлетворенность

  • Облегчение

  • Мирность

  • Расслабленность

  • Довольство

  • Комфорт

  • Сдержанность

  • Восприимчивость

  • Прощение

  • Любовь

  • Безмятежность

  • Расположение

  • Обожание

  • Восхищение

  • Благоговение

  • Ревность

  • Привязанность

  • Безопасность

  • Уважение

  • Дружелюбие

  • Симпатия

  • Сочувствие

  • Нежность

  • Великодушие

  • Одухотворенность

  • Озадаченность

  • Смятение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!