Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности
Учебные вопросы:
- 1. Техника движения в пешем походе
- 2. Порядок движения походной группы
- 3. Препятствия на равнинных маршрутах
- 4. Особенности горных маршрутов
Техника движения в пешем походе
- Пешеходный туризм в настоящее время является наиболее распространенным, что объясняется его доступностью.
- При движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5-4 км/ч, а по болоту, лесу, песку падает на треть, а тои больше.
Техника движения в пешем походе
- При ходьбе туловище туриста слегка наклоняется вперед, чтобы уравновесить вес рюкзака. Шаг должен быть средней длины. Ступни несколько разворачиваются наружу и ставятся с пятки на носок. Опорная нога полностью не выпрямляется.
Техника движения в пешем походе
- Следует избегать долгого хождения по очень твёрдой поверхности – это сохранит ноги от мышечной боли и потертостей.
Техника движения в пешем походе
- На трудных участках пути не следует разговаривать: разговоры сбивают ритм дыхания и раздражают уставших туристов
Порядок движения походной группы
- Туристы передвигаются колонной по одному. При движении надо находиться друг от друга в пределах зрительной и голосовой связи.
Нельзя двигаться вне колонны, так как это увеличивает риск травмы и потери ориентировки!!!
Порядок движения походной группы
- Ритмичность движения очень важна для сохранения сил и работоспособности. Поэтому нужно соблюдать режим переходов, который состоит из 40-45 минут движения и 15-20 минут отдыха на малых привалах.
Порядок движения походной группы
Хотя режим движения зависит от различных факторов, в первую половину дня придется проходить 2/3 дневного перехода, а это 4-5 часов пути.
Линия движения зависит от рельефа. Несложные участки можно проходить по азимуту, а сложные – лучше по тропам.
Препятствия на равнинных маршрутах
- По лесным зарослям двигаются группой.
- Каждый должен следить за впередиидущим и повторять его движения. Надо придерживать ветки, чтобы не ударить идущего сзади. А одну руку для защиты лица выставляют вперед.
Препятствия на равнинных маршрутах
Встретившись с водной преградой, надо продумать все варианты перехода: найти на карте мост, осмотреть берег на наличие тропинок к воде – может быть брод. Вброд можно переходить неглубокие реки со спокойным течением.
Препятствия на равнинных маршрутах
Переправляться можно по одному с шестом для страховки или группой из 2-4 человек шеренгой, держа друг друга поверх плеч за лямки рюкзаков, и двигаться наискось против течения.
Препятствия на равнинных маршрутах
- Через узкие протоки, ручьи и неширокие реки можно перебраться по дереву или бревну. Перед переправой обрубают лишнее, убирают гнилую кору, скользкие места посыпают песком. При переходе рюкзак одевают на одно плечо, чтобы при падении в воду его быстро сбросить.
Препятствия на равнинных маршрутах
- Через спокойную реку можно и вплавь.
Для транспортировки груза сооружают плоты
Особенности горных маршрутов
- В горах надо ходить только проложенными тропами и с проводниками. Главные препятствия – крутой рельеф и непогода. Кроме того, жителям равнин требуется некоторое время на адаптацию.
Особенности горных маршрутов
Режим движения и отдыха в горах определяется часовыми циклами (45 минут пути – 15 минут отдыха). На затяжных подъёмах через каждые 10-15 минут хода делают минутную остановку, чтобы восстановить дыхание
Особенности горных маршрутов
В горах возможны камнепады. На южном и восточном склоне – в первой половине дня, а на западном – во второй.
Вероятность камнепада возрастает во время дождя и в оттепель.
Особенности горных маршрутов
В горах нельзя разбивать бивак в устьях высохших рек, т.к. вовремя дождя высохшее русло превращается в бурную, полноводную горную реку, сметающую всё со своего пути.
Особенности горных маршрутов
В горах при выборе пути лучше всего использовать тропы, проложенные местными жителями и пастухами.
По тропам группа, как правило, идет в колонну по одному.
Внимание! В горах недопустимо
одиночное хождение туристов!!!
Домашнее задание:
Изучить §2.2, выполнить в тетради задание раздела «После уроков»:
- «Используя материалы параграфа и Интернета подготовьте сообщение на тему: «Меры безопасности, которые нужно соблюдать туристам при пеших походах в горах».