Что такое научный стиль? Каковы общие черты научного стиля?
Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность. Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.
Какова сфера применения текстов научного стиля?
Сфера применения научного стиля речи – область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Назовите и охарактеризуйте подстили научного стиля.
Перечислите и охарактеризуйте жанры научных произведений.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
Монография – научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
Научная статья – небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
Диссертация – квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.
К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Учебно-научный подстиль:
Доклад – развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных. Цель доклада заключается в информировании и предоставлении рекомендаций или предложений.
Учебное пособие – это средство обучения, предназначенное для усвоения, углубления и расширения знаний.
Конспект – краткое содержание или краткая запись урока, лекции, статьи.
Курс лекций – это сборник текстов лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Освещает содержание учебной дисциплины.
Научно-популярный подстиль:
Научно-популярные книги – это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
Научно-популярные журналы.
Детские энциклопедии.
Статьи.
Научно-информативный подстиль:
Энциклопедия – научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
Словарь – сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
Справочник – книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
Каталог – список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.
В чем заключается специфика подготовки научной статьи, тезисов, магистерской диссертации?
Что такое «старое» и «новое» в научном тексте (по Е.А.Баженовой, М.П.Котюровой)?
Основное содержание эпистемической ситуации составляет новое научное знание, получение и обоснование которого являются целью ученого. Под новым мы понимаем знание, полученное лично автором (авторами), впервые зафиксированное в тексте и характеризующееся признаками эвристичности и персонифицированности.
Старым – знание, полученное предшественниками и зафиксированное в ранее созданных текстах, которые являются предметом критического усвоения автора.
Назовите и охарактеризуйте виды «старого» знания (термин/понятие, дефиниция, умозаключение, выводное суждение).
Понятие (или термин) = явление, элемент научной картины мира; обозначается словом или словосочетанием. В ходе анализа научной статьи ищем только такие понятия/термины, которые имеют указание на их автора!
Дефиниция = толкование понятия, определение термина
Выводное суждение = некий вывод, мысль; выводное суждение в научной речи, как правило, соответствует одному предложению.
Умозаключение = демонстрация размышления; маркеры хода мыслительного процесса в речи – следовательно, из этого вытекает, что…, таким образом, поэтому, так как, потому что и др. Умозаключение в научной речи, как правило, соответствует одному сложному предложению или двум и более простым, следующим друг за другом.
Каковы функции «старого» знания?
Перечислите и охарактеризуйте блоки «нового».
Вместе с тем содержание нового знания, независимо от вида науки и жанра произведения, получает выражение в ряде стандартных блоков научного текста, среди которых обязательными являются следующие:
формулировка проблемы и/или постановка задачи;
определение и дифференциация понятий с установлением между ними логико-семантических отношений;
представление идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции;
доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации;
характеризация изучаемого объекта;
демонстрация эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания;
выводы.
Актуальность
{Проблема}
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Новизна
Гипотеза
Теоретическая база исследования
Степень научной разработанности проблемы
Эмпирическая база исследования
Методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук)
Теоретическая значимость
Практическая значимость
РЕЗУЛЬТАТЫ исследования (!)
Перспективы исследования
Знаете ли вы какие-либо ГОСТы оформления списка литературы?
В России нюансы оформления научной работы прописаны в едином Межгосударственном стандарте –ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.100-2018. На основании данного нормативного документа должен оформляться каждый список литературы.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 |
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ |
ГОСТ 7.1-2003 |
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ |
При подготовке статьи к печати как следует оформлять список литературы – по алфавиту или по порядку упоминания в тексте?
Источники распределяются по алфавиту.
Дополнительные условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.
Помимо алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения литературы в списке по типовой принадлежности. Первыми указываются нормативно-правовые акты. Затем вносятся научные источники, учебные пособия и ссылки на Интернет-ресурсы.
Что такое цитата и пересказ текста? Какие требования предъявляются к тому и другому в научном тексте?
Цитата – это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.
Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.
При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.
Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.
Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.
В научных работах распространен такой вид цитирования, как парафраз. Так называется пересказ цитаты своими словами. В этом случае ссылка на автора также обязательна, как и сохранение смысла при пересказе. Парафраз уместен в следующих случаях:
предоставление обобщенной информации при ссылке на несколько источников;
краткое изложение объемной теоретической концепции;
объемные цитаты, неприменимые для прямого упоминания.
Изменение цитаты допустимо только в особых случаях. Как правило это нежелательно, но существуют случаи, когда ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. «Библиографическая ссылка.
Общие требования и правила составления» и методические пособия разрешают внесение авторских изменений в цитату:
При развертывании сокращенных слов в полные. В данном случае необходимо взять дополненную часть слова в квадратные скобки.
При изменении падежа слов в цитате. Изменение допустимо только в том случае, если цитата подчиняется синтаксическому строю фразы, в которую она включена.
При цитировании работ, изданных до реформы русской орфографии 1918 г.
При обозначении опечаток и ошибок в тексте документа. Ошибка не исправляется, но ставится правильно написанное слово в квадратных скобках или вопросительный знак в скобках
«Пересказ – изложение содержания прочитанного или услышанного текста. Пересказ может быть свободным (изложение своими словами) или близкий к тексту. Пересказ применяется при обучении устной монологической речи и в качестве контроля при обучении аудированию.
Перечислите основные и факультативные элементы схемы авторизации.
Авторизация – «модусная категория, с помощью которой излагаемая информация в предложении квалифицируется в отношении источников или способов ее получения.
1. Цитата / парафраз
2. «Левая граница». Указание на автора (вводный компонент)
3. «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008
Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.
1. Вводный авторизационный компонент: указание на автора или научную школу.
2. Цитата / пересказ (идеи, мысли и т.п.).
3. Завершающий авторизационный компонент: отсылка (в скобках или в сноске) к источнику (по ГОСТ Р 7.0.5-2008), =ссылка.
4. Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.
Что такое «левая» и «правая» границы «старого» знания?
«Левая граница». Указание на автора (вводный компонент) «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008.
Каковы основные правила оформления цитат?
Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.
Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.
При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.
Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.
Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.
Перечислите основные языковые средства и функции метатекста.
МЕТАТЕКСТ – часть текста, назначение которой выявлять его структуру и смысловую организацию.
Что такое отрицательная, положительная и нейтральная оценка в научном тексте?
Оценка – это действие субъекта: приписывание положительных или отрицательных свойств тому или иному объекту, выражение отношения к данному объекту, фиксация объекта на оценочной шкале и в аксиологическом поле. Как известно, оценка старого знания может быть позитивной, когда автор заявляет о ценности идей предшественников; негативной, связанной с неприятием предшествующего знания, а значит, отграничением от него. Кроме того, "общая положительная оценка объекта может быть снижена дефектами ("отдельными недостатками"); общая отрицательная оценка не исключает плюсов ("отдельных достоинств") объекта" (Арутюнова 1999:196). Это позволяет выделить оценку смешанного типа, репрезентирующую частичное согласие либо частичное несогласие автора с позицией предшественника и ориентацию субъекта на развитие позитивного, с его точки зрения, содержания старого знания.
Назовите основные композиционные блоки реферата статьи.
Вводная часть реферата
Тема статьи, ее общая характеристика
Проблема статьи
Композиция статьи
Описание основного содержания статьи
Иллюстрация автором своих положений
Заключение, выводы автора
Выводы и оценки референта