-
Что такое научный стиль? Каковы общие черты научного стиля?
Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность. Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.
-
Какова сфера применения текстов научного стиля?
Сфера применения научного стиля речи – область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
-
Назовите и охарактеризуйте подстили научного стиля.
-
Перечислите и охарактеризуйте жанры научных произведений.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
Монография – научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.
Научная статья – небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
Диссертация – квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.
К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Учебно-научный подстиль:
Доклад – развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных. Цель доклада заключается в информировании и предоставлении рекомендаций или предложений.
Учебное пособие – это средство обучения, предназначенное для усвоения, углубления и расширения знаний.
Конспект – краткое содержание или краткая запись урока, лекции, статьи.
Курс лекций – это сборник текстов лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Освещает содержание учебной дисциплины.
Научно-популярный подстиль:
Научно-популярные книги – это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей.
Научно-популярные журналы.
Детские энциклопедии.
Статьи.
Научно-информативный подстиль:
Энциклопедия – научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря.
Словарь – сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением.
Справочник – книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера.
Каталог – список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку.
-
В чем заключается специфика подготовки научной статьи, тезисов, магистерской диссертации?
-
Что такое «старое» и «новое» в научном тексте (по Е.А.Баженовой, М.П.Котюровой)?
Основное содержание эпистемической ситуации составляет новое научное знание, получение и обоснование которого являются целью ученого. Под новым мы понимаем знание, полученное лично автором (авторами), впервые зафиксированное в тексте и характеризующееся признаками эвристичности и персонифицированности.
Старым – знание, полученное предшественниками и зафиксированное в ранее созданных текстах, которые являются предметом критического усвоения автора.
-
Назовите и охарактеризуйте виды «старого» знания (термин/понятие, дефиниция, умозаключение, выводное суждение).
Понятие (или термин) = явление, элемент научной картины мира; обозначается словом или словосочетанием. В ходе анализа научной статьи ищем только такие понятия/термины, которые имеют указание на их автора!
Дефиниция = толкование понятия, определение термина
Выводное суждение = некий вывод, мысль; выводное суждение в научной речи, как правило, соответствует одному предложению.
Умозаключение = демонстрация размышления; маркеры хода мыслительного процесса в речи – следовательно, из этого вытекает, что…, таким образом, поэтому, так как, потому что и др. Умозаключение в научной речи, как правило, соответствует одному сложному предложению или двум и более простым, следующим друг за другом.
-
Каковы функции «старого» знания?
-
Перечислите и охарактеризуйте блоки «нового».
Вместе с тем содержание нового знания, независимо от вида науки и жанра произведения, получает выражение в ряде стандартных блоков научного текста, среди которых обязательными являются следующие:
-
формулировка проблемы и/или постановка задачи;
-
определение и дифференциация понятий с установлением между ними логико-семантических отношений;
-
представление идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции;
-
доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации;
-
характеризация изучаемого объекта;
-
демонстрация эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания;
-
выводы.
-
Актуальность
-
{Проблема}
-
Цель
-
Задачи
-
Объект
-
Предмет
-
Новизна
-
Гипотеза
-
Теоретическая база исследования
-
Степень научной разработанности проблемы
-
Эмпирическая база исследования
-
Методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук)
-
Теоретическая значимость
-
Практическая значимость
-
РЕЗУЛЬТАТЫ исследования (!)
-
Перспективы исследования
-
Знаете ли вы какие-либо ГОСТы оформления списка литературы?
В России нюансы оформления научной работы прописаны в едином Межгосударственном стандарте –ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.100-2018. На основании данного нормативного документа должен оформляться каждый список литературы.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 |
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ |
ГОСТ 7.1-2003 |
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ |
-
При подготовке статьи к печати как следует оформлять список литературы – по алфавиту или по порядку упоминания в тексте?
Источники распределяются по алфавиту.
Дополнительные условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.
Помимо алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения литературы в списке по типовой принадлежности. Первыми указываются нормативно-правовые акты. Затем вносятся научные источники, учебные пособия и ссылки на Интернет-ресурсы.
-
Что такое цитата и пересказ текста? Какие требования предъявляются к тому и другому в научном тексте?
Цитата – это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
-
Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.
-
При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.
-
Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.
-
Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.
В научных работах распространен такой вид цитирования, как парафраз. Так называется пересказ цитаты своими словами. В этом случае ссылка на автора также обязательна, как и сохранение смысла при пересказе. Парафраз уместен в следующих случаях:
предоставление обобщенной информации при ссылке на несколько источников;
-
краткое изложение объемной теоретической концепции;
-
объемные цитаты, неприменимые для прямого упоминания.
-
Изменение цитаты допустимо только в особых случаях. Как правило это нежелательно, но существуют случаи, когда ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. «Библиографическая ссылка.
Общие требования и правила составления» и методические пособия разрешают внесение авторских изменений в цитату:
-
При изменении падежа слов в цитате. Изменение допустимо только в том случае, если цитата подчиняется синтаксическому строю фразы, в которую она включена.
-
При цитировании работ, изданных до реформы русской орфографии 1918 г.
-
При обозначении опечаток и ошибок в тексте документа. Ошибка не исправляется, но ставится правильно написанное слово в квадратных скобках или вопросительный знак в скобках
«Пересказ – изложение содержания прочитанного или услышанного текста. Пересказ может быть свободным (изложение своими словами) или близкий к тексту. Пересказ применяется при обучении устной монологической речи и в качестве контроля при обучении аудированию.
-
Перечислите основные и факультативные элементы схемы авторизации.
Авторизация – «модусная категория, с помощью которой излагаемая информация в предложении квалифицируется в отношении источников или способов ее получения.
1. Цитата / парафраз
2. «Левая граница». Указание на автора (вводный компонент)
3. «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008
Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.
1. Вводный авторизационный компонент: указание на автора или научную школу.
2. Цитата / пересказ (идеи, мысли и т.п.).
3. Завершающий авторизационный компонент: отсылка (в скобках или в сноске) к источнику (по ГОСТ Р 7.0.5-2008), =ссылка.
4. Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.
-
Что такое «левая» и «правая» границы «старого» знания?
«Левая граница». Указание на автора (вводный компонент) «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008.
-
Каковы основные правила оформления цитат?
-
Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.
-
Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.
-
При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.
-
Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.
-
Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.
-
Перечислите основные языковые средства и функции метатекста.
МЕТАТЕКСТ – часть текста, назначение которой выявлять его структуру и смысловую организацию.
-
Что такое отрицательная, положительная и нейтральная оценка в научном тексте?
Оценка – это действие субъекта: приписывание положительных или отрицательных свойств тому или иному объекту, выражение отношения к данному объекту, фиксация объекта на оценочной шкале и в аксиологическом поле. Как известно, оценка старого знания может быть позитивной, когда автор заявляет о ценности идей предшественников; негативной, связанной с неприятием предшествующего знания, а значит, отграничением от него. Кроме того, "общая положительная оценка объекта может быть снижена дефектами ("отдельными недостатками"); общая отрицательная оценка не исключает плюсов ("отдельных достоинств") объекта" (Арутюнова 1999:196). Это позволяет выделить оценку смешанного типа, репрезентирующую частичное согласие либо частичное несогласие автора с позицией предшественника и ориентацию субъекта на развитие позитивного, с его точки зрения, содержания старого знания.
-
Назовите основные композиционные блоки реферата статьи.
-
Вводная часть реферата
-
Тема статьи, ее общая характеристика
-
Проблема статьи
-
Композиция статьи
-
Описание основного содержания статьи
-
Иллюстрация автором своих положений
-
Заключение, выводы автора
-
Выводы и оценки референта