СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка и редактирование текстов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка и редактирование текстов»

  1. Что такое научный стиль? Каковы общие черты научного стиля?

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность. Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др.


  1. Какова сфера применения текстов научного стиля?

Сфера применения научного стиля речи  – область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций). 

  1. Назовите и охарактеризуйте подстили научного стиля.



  1. Перечислите и охарактеризуйте жанры научных произведений.

К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

Монография – научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд. 

Научная статья – небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.

Диссертация – квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи. 

К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.

Учебно-научный подстиль:

Доклад – развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на документальных данных. Цель доклада заключается в информировании и предоставлении рекомендаций или предложений. 

Учебное пособие – это средство обучения, предназначенное для усвоения, углубления и расширения знаний. 

Конспект – краткое содержание или краткая запись урока, лекции, статьи. 

Курс лекций – это сборник текстов лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Освещает содержание учебной дисциплины. 

Научно-популярный подстиль:

Научно-популярные книги – это литературные произведения о науке, об ученых, научных достижениях и исследованиях, предназначенные для широкого круга читателей. 

Научно-популярные журналы. 

Детские энциклопедии. 

Статьи. 

Научно-информативный подстиль:

Энциклопедия – научное справочное обозрение всех или отдельных отраслей знаний в форме словаря. 

Словарь – сборник слов с их переводом, толкованием и пояснением. 

Справочник – книга, в которой содержатся краткие сведения научного, общественного, производственного или прикладного характера. 

Каталог – список информации об объектах, цель которого состоит в облегчении поиска этих объектов по определенному признаку. 


  1. В чем заключается специфика подготовки научной статьи, тезисов, магистерской диссертации?

  2. Что такое «старое» и «новое» в научном тексте (по Е.А.Баженовой, М.П.Котюровой)?

Основное содержание эпистемической ситуации составляет новое научное знание, получение и обоснование которого являются целью ученого. Под новым мы понимаем знание, полученное лично автором (авторами), впервые зафиксированное в тексте и характеризующееся признаками эвристичности и персонифицированности.

Старым – знание, полученное предшественниками и зафиксированное в ранее созданных текстах, которые являются предметом критического усвоения автора.

  1. Назовите и охарактеризуйте виды «старого» знания (термин/понятие, дефиниция, умозаключение, выводное суждение).

Понятие (или термин) = явление, элемент научной картины мира; обозначается словом или словосочетанием. В ходе анализа научной статьи ищем только такие понятия/термины, которые имеют указание на их автора!

Дефиниция = толкование понятия, определение термина

Выводное суждение = некий вывод, мысль; выводное суждение в научной речи, как правило, соответствует одному предложению.

Умозаключение = демонстрация размышления; маркеры хода мыслительного процесса в речи – следовательно, из этого вытекает, что…, таким образом, поэтому, так как, потому что и др. Умозаключение в научной речи, как правило, соответствует одному сложному предложению или двум и более простым, следующим друг за другом.

  1. Каковы функции «старого» знания?

  2. Перечислите и охарактеризуйте блоки «нового».

Вместе с тем содержание нового знания, независимо от вида науки и жанра произведения, получает выражение в ряде стандартных блоков научного текста, среди которых обязательными являются следующие:

  • формулировка проблемы и/или постановка задачи;

  • определение и дифференциация понятий с установлением между ними логико-семантических отношений;

  • представление идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции;

  • доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации;

  • характеризация изучаемого объекта;

  • демонстрация эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания;

  • выводы.

  • Актуальность

  • {Проблема}

  • Цель

  • Задачи

  • Объект

  • Предмет

  • Новизна

  • Гипотеза

  • Теоретическая база исследования

  • Степень научной разработанности проблемы

  • Эмпирическая база исследования

  • Методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук)

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость

  • РЕЗУЛЬТАТЫ исследования (!)

  • Перспективы исследования


  1. Знаете ли вы какие-либо ГОСТы оформления списка литературы?

В России нюансы оформления научной работы прописаны в едином Межгосударственном стандарте –ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.100-2018. На основании данного нормативного документа должен оформляться каждый список литературы.

ГОСТ Р 7.0.5-2008

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ

ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ

ГОСТ 7.1-2003

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ

ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ


  1. При подготовке статьи к печати как следует оформлять список литературы – по алфавиту или по порядку упоминания в тексте?

Источники распределяются по алфавиту.
Дополнительные условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.
Помимо алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения литературы в списке по типовой принадлежности. Первыми указываются нормативно-правовые акты. Затем вносятся научные источники, учебные пособия и ссылки на Интернет-ресурсы.

  1. Что такое цитата и пересказ текста? Какие требования предъявляются к тому и другому в научном тексте?

Цитата – это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

  • Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.

  • Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.

  • При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.

  • Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.

  • Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.

В научных работах распространен такой вид цитирования, как парафраз. Так называется пересказ цитаты своими словами. В этом случае ссылка на автора также обязательна, как и сохранение смысла при пересказе. Парафраз уместен в следующих случаях:
предоставление обобщенной информации при ссылке на несколько источников;

  • краткое изложение объемной теоретической концепции;

  • объемные цитаты, неприменимые для прямого упоминания.

  • Изменение цитаты допустимо только в особых случаях. Как правило это нежелательно, но существуют случаи, когда ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. «Библиографическая ссылка.

Общие требования и правила составления» и методические пособия разрешают внесение авторских изменений в цитату:

  • При развертывании сокращенных слов в полные. В данном случае необходимо взять дополненную часть слова в квадратные скобки.

  • При изменении падежа слов в цитате. Изменение допустимо только в том случае, если цитата подчиняется синтаксическому строю фразы, в которую она включена.

  • При цитировании работ, изданных до реформы русской орфографии 1918 г.

  • При обозначении опечаток и ошибок в тексте документа. Ошибка не исправляется, но ставится правильно написанное слово в квадратных скобках или вопросительный знак в скобках

«Пересказ – изложение содержания прочитанного или услышанного текстаПересказ может быть свободным (изложение своими словами) или близкий к тексту. Пересказ применяется при обучении устной монологической речи и в качестве контроля при обучении аудированию.

  1. Перечислите основные и факультативные элементы схемы авторизации.

Авторизация – «модусная категория, с помощью которой излагаемая информация в предложении квалифицируется в отношении источников или способов ее получения.
1. Цитата / парафраз
2. «Левая граница». Указание на автора (вводный компонент)
3. «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008
Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.
1. Вводный авторизационный компонент: указание на автора или научную школу.
2. Цитата / пересказ (идеи, мысли и т.п.).
3. Завершающий авторизационный компонент: отсылка (в скобках или в сноске) к источнику (по ГОСТ Р 7.0.5-2008), =ссылка.
4. Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.

  1. Что такое «левая» и «правая» границы «старого» знания?

«Левая граница». Указание на автора (вводный компонент) «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008.

  1. Каковы основные правила оформления цитат?

  • Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.

  • Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.

  • При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.

  • Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.

  • Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.

  1. Перечислите основные языковые средства и функции метатекста.

МЕТАТЕКСТ – часть текста, назначение которой выявлять его структуру и смысловую организацию.

  1. Что такое отрицательная, положительная и нейтральная оценка в научном тексте?

Оценка – это действие субъекта: приписывание положительных или отрицательных свойств тому или иному объекту, выражение отношения к данному объекту, фиксация объекта на оценочной шкале и в аксиологическом поле. Как известно, оценка старого знания может быть позитив­ной, когда автор заявляет о ценности идей предшественников; негативной, связанной с неприятием предшествующего знания, а значит, отграничением от него. Кроме того, "общая положитель­ная оценка объекта может быть снижена дефектами ("отдельны­ми недостатками"); общая отрицательная оценка не исключает плюсов ("отдельных достоинств") объекта" (Арутюнова 1999:196). Это позволяет выделить оценку смешанного типа, репрезен­тирующую частичное согласие либо частичное несогласие авто­ра с позицией предшественника и ориентацию субъекта на разви­тие позитивного, с его точки зрения, содержания старого знания.

  1. Назовите основные композиционные блоки реферата статьи.

  • Вводная часть реферата


  • Тема статьи, ее общая характеристика


  • Проблема статьи


  • Композиция статьи


  • Описание основного содержания статьи


  • Иллюстрация автором своих положений


  • Заключение, выводы автора


  • Выводы и оценки референта





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя