СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка и выполнение самостоятельной работы. Выполнение и защита индивидуального проекта по общеобразовательному учебному предмету «Астрономия».

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка и выполнение самостоятельной работы. Выполнение и защита индивидуального проекта по общеобразовательному учебному предмету «Астрономия».»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский автотехнический колледж»

И.В. Авдулова



Подготовка и выполнение самостоятельной работы. Выполнение и защита индивидуального проекта

по общеобразовательному учебному предмету «Астрономия».

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по специальности: 22.02.06 Сварочное производство.














Курск - 2020

Рассмотрено на заседании цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____ от ______________

Председатель цикловой комиссии

______________ О.А. Морозова

Автор-составитель: И.В. Авдулова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».

Рецензент: О.А. Морозова – преподаватель физики, ОБПОУ «КАТК»

Подготовка и выполнение самостоятельной работы. Выполнение и защита индивидуального проекта по общеобразовательному учебному предмету «Астрономия»: Методические указания для самостоятельной работы студентов по специальности 22.02.06 Сварочное производство / сост. И.В. Авдулова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2020. – 31 с.



Методические указания составлены на основе рабочей программы по общеобразовательному предмету «Астрономия» в соответствии с ФГОС СПО, и представляют собой общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по специальности 22.02.06. «Сварочное производство». Данные указания содержат характеристику и описание самостоятельной работы студентов по подготовке и выполнению самостоятельной работы по всему курсу астрономии, требования к представлению и оформлению результатов, а также критерии оценки работ студентов и список использованной литературы. Материалы предназначены для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.





















Авдулова И.В., 2020г.



ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2020 г

Содержание

Пояснительная записка

4

Введение

5

1. Виды самостоятельных работ.

8

1.1. Методические рекомендации по написанию доклада.

8

1. 2. Методические рекомендации по написанию реферата.

10

1.2. Методические рекомендации по созданию мультимедийной продукции

2. Выполнение индивидуального проекта

13

17

2.1. Выбор темы и типа проекта.

2.2. Этапы работы над проектом.

2.3. Состав и структура основных элементов индивидуального проекта.

2.4. Критерии оценивания индивидуального проекта.

2.5. Примерная тематика индивидуальных проектов.


17

17

18

20

21

Библиографический список литературы

Приложения

23

24







Пояснительная записка

Знания, которые были добыты самостоятельно, делают студента активно мыслящим специалистом, он способен творчески решать профессиональные задачи. Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения в колледже и направлена на решение следующих задач:

– мотивация студентов к освоению учебных программ;

– повышение ответственности студентов за свое обучение;

– развитие общих и профессиональных компетенций студентов;

– создание условий для формирования способности студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;

– закрепление, расширение и углубление знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях с преподавателями;

– приобретение новых знаний;

– развитие собственных приемов и методов познания;

– приобретение устойчивых профессиональных умений и навыков;

– развитие у студентов творческого мышления;

– воспитание у студентов стремления к познанию, поиску, интереса к специальности.

Сущность самостоятельного обучения это возможность человека без посторонней помощи получать информацию из разных источников. Наличие у студентов элементарных навыков самостоятельной учебной деятельности и создание обстановки «вынужденной самостоятельности» имеют огромное значении при выполнении самостоятельных решений. Все эти навыки формируются при подготовке и выполнение теоретических и практических заданий, в ходе внеаудиторной работы. Успех введение самостоятельной работы студентов зачастую зависит от ее организации.

Количество часов, отведенных на ВСР по общеобразовательной дисциплине ОУД.08 «Астрономия» для студентов по профессии 22.02.06 «Сварочное производство» составляет 16 часов.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) выполняемая студентом внеурочное время.

Ведущая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю. Правильная организация, умелое планирование позволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы. Сущность организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств. Данные методические рекомендации являются практическим руководством по разработке методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям/профессиям в соответствии с ФГОС СПО.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Учебный проект или исследование – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Индивидуальный проект является основным объектом оценки универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных результатов), сформированных у обучающихся в ходе освоения образовательных программ по учебным предметам. Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из требований ФГОС СПО.

Результатами выполнения индивидуального проекта являются:

сформированность у обучающегося навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления;

способность обучающегося к инновационной, аналитической, творческой,

интеллектуальной деятельности;

сформированность у обучающегося навыков проектной деятельности,

самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования;

работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любой учебной дисциплине. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил оформления списка литературы и источников, цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) проект к защите не допускается.

Введение

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОУП. 08 Астрономия предназначены для обучающихся по специальности 22.02.06 Сварочное производство.

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине ОУП. 08 Астрономия.

Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

• метапредметных:

− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

• предметных:

− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

− осознание роли отечественной науки освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, методические указания и порядок выполнения работы, формы контроля, критерии оценки выполненных работ, требования к выполнению и оформлению заданий, срок выполнения работы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение. Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице 1.



Номер

и наименование раздела

Наименование (содержание)

самостоятельной работы

Кол-во

час

Форма контроля

Раздел 1. История развития астрономии

Подготовка доклада (на одну из предложенных тем)

4

проверка наличия докладов у каждого студента;

опрос нескольких студентов.

Раздел 2. Устройство Солнечной системы.

Подготовка доклада по теме: «Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне».

2




проверка наличия докладов у каждого студента;

опрос нескольких студентов.

Создания мультимедийной продукции по теме: «Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной»

3

проверка презентации у каждого студента;

выступление нескольких студентов на занятии и оставшихся- на зачетном занятии

Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной.


Подготовка реферата (на одну из предложенных тем)

4

защита реферата

Создания мультимедийной продукции по теме: «Экзопланеты»

3

проверка наличия презентации у каждого студента; выступление нескольких студентов на занятии и оставшихся- на зачетном занятии

Выполнение индивидуального проекта (согласно учебного плана)





1. Виды самостоятельных работ.

1.1. Методические рекомендации по написанию доклада.

Вид: подготовка доклада (на одну из предложенных тем).

Срок выполнения: подготовить к следующему теоретическому занятию.

Ориентированный объем работы: одна-две страницы текста на бумажном или электронном носителе.

Исходные требования: обучающиеся самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем докладов» утвержденным преподавателем учебного предмета. Который основан на примерной программе общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Протокол №2 от 18 апреля 2018 г.

Указания к выполнению работы:

выбрать тему;

изучить материал по данной теме из источников;

подготовить устное сообщение.

Перечень тем докладов:

1. Астрономия — древнейшая из наук.

2. Современные обсерватории.

3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.

4. История календаря.

5. Хранение и передача точного времени.

6. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.

Методические рекомендации по подготовке сообщения.

Время выступления составляет около 3-5 минут.

Устный доклад должен соответствовать трем важным принципам:

во-первых, правильность, т.е. соответствие языковым нормам;

во-вторых, смысловая адекватность, т.е. соответствие содержания выступления реальности;

в- третьих, эффективность, т.е. соответствие достигнутых результатов поставленной цели.

Устный доклад готовится в два этапа: подготовка самого выступления и взаимодействия во время выступления с аудиторией.

Работа по подготовке выступления начинается с формулировки темы. Основной ошибкой в выборе темы является попытка охватить огромное количество вопросов и поверхностное их рассмотрение, а конкретизация и углубление одной темы полностью отсутствует.

Выступление с докладов состоит из трех частей это вступление (15% общего), основная часть (70%) и заключение (15%).

В начале выступления автор должен представиться, сказать место учебы и свой статус. Далее озвучить тему своего доклада и четко определить главную идею своего доклада. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение, который позволяет определить тональность выступлению. Стержневых идей может быть больше одной.

Требования к основным идеям выступления:

1. идея должна показывать главную мысль и соответствовать основной цели выступления.

2. само суждение должным кратким и легким в понимании.

3. главное условие - отсутствие противоречия.

Для аргументации основной мысли своего доклада необходимо использовать фото-, видео- фрагменты, аудиозаписи материал. Использование таблиц и статистики нагруженной цифрами лучше не зачитывать, а лишь ссылаться на них как источники информации. Так как обилие цифр не заинтересует слушателя, а утомит, лишь иногда можно использовать для примера пару цифровых значений.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед использованием «жаргона» необходимо убедиться, что аудитория поймет, о чем идет речь. Те термины, которые непонятны будут всем, необходимо пояснить.

Часто встречающимися ошибками в основной части доклада являются выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления.

На заключительном этапе выступления необходимо сформулировать выводы, которые являются следствием основной мысли выступления. Четко сформулированный вывод хорошее оставит впечатление и даст возможность запомнить ваше выступление. В заключении необходимо повторить стержневую мысль ответа. В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность.

После выступления желательно провести самоанализ, ответив на следующие вопросы:

1. Вызывает ли мое выступление интерес?

2. Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

3. Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

4. Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо учитывать форму подачи информации. Это может быть устное изложение материала с опорой на печатный текст и слайды презентации или же чтение подготовленного текста. Причем чтение с листа, чаще всего отталкивает аудиторию, поэтому это наименее эффективная подача материала доклада. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к рукописному тексту и не дает возможности быстро реагировать на реакцию аудитории на его ответ. Еще одним примером хорошей подачи информации является яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Было установлено, что короткие фразы воспринимаются слушателями легче, следуют быть осторожными со сложными предложениями, преподносить материал нужно преподносить частями. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

В докладе должны быть выделены и озвучены следующие моменты:

1. основная мысль доклада;

2. необходимость и нужность изучения данной темы в профессии.

Форма контроля:

1. проверка наличия докладов у каждого студента;

2. опрос нескольких студентов.

Критерии оценки за устное выступление:

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

- обнаруживает верное понимание естественнонаучной терминологии, физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание теорий и законов, умение их подтвердить конкретными примерами, применять при решении ситуативных задач;

- излагает материал грамотным языком, точно используя физическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

- правильно истолковывает графики, таблицы, диаграммы;

- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу естествознания, а так же с материалом, усвоенным при изучении других примеров;

- отвечает самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя;

возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся допускает 1 -2 недочета и может самостоятельно или с помощью преподавателя их исправить.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает и раскрывает основные понятия и теории, но в ответе обнаруживает отдельные пробелы в усвоении курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

Оценка «2» ставится в том случае, если не выполнены требования к оценке «3».

1.2. Методические рекомендации по написанию реферата.

Вид: Выполнение реферата

Срок выполнения: подготовить к зачетному занятию.

Ориентировочный объем работы: до 10 листов текста на бумажном или электронном носителе.

Исходные требования: Подготовить реферат на определенную тему.

Выбор темы реферата определяется обучающимися самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем рефератов» и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется. Студенты вправе самостоятельно выбрать любую тему реферата, выходящую за рамки Перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для исследования, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.

Перечень тем рефератов:

1. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.

2. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.

3. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.

4. Методы поиска экзопланет.

5. История радиопосланий землян другим цивилизациям.

6. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.

7. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.

8. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

Структура реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице 2.

Таблица 2. Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

Методические рекомендации по выполнению реферата

1. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

- размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

- междустрочный интервал - одинарный

- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого - 1 см, верхнего – 2 см, нижнего-2 см.

- отформатировано по ширине листа, без переносов.

- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

- в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

- нумерация страниц текста.

2. В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

3. Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

4. Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в библиографии.

Изложение необходимо вести от третьего лица либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения.

5. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

1) законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2) специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

3) статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

6. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

7. В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел обучающийся в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Форма контроля: защита реферата

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. После утверждения темы реферата преподавателем обучающиеся приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть завершена за неделю до предполагаемой даты защиты с учетом возможной доработки замечаний преподавателя.

До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя «К защите допущен», его подпись и дата.

Рефераты, темы которых не менее, чем за одну неделю до защиты не утверждены преподавателем, к защите не допускаются. В этом случае преподаватель может выдать тему реферата по своему усмотрению.

Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.

Реферат оценивается по системе:

оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами;

оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении;

оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы;

оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

1.3. Методические рекомендации по созданию мультимедийной продукции.

Вид: Создание мультимедийной продукции.

Срок выполнения: 1-2 недели.

Ориентировочный объем работы: до 10 слайдов в презентации.

Исходные требования: Подготовить презентацию на определенную тему.

Материалы-презентации готовятся студентом использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов- презентаций могут быть представлены результаты внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Дополнительное задание по созданию вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Перечень наименований презентаций:

  1. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной

  2. Экзопланеты

Методические рекомендации по созданию мультимедийной продукции.

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- объем текста на слайде – не больше 7 строк;

- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

- удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

- к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Критерии оценки презентации.

Критерии оценки

Содержание оценки

Количество баллов

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

0-2

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

0-2

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

0-2

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

0-2

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

0-2

Максимальное количество баллов: 10

Критерии оценки при создании мультимедийной продукции:

оценка «отлично» выставляется, если обучающийся набрал 9-10 баллов;

оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся набрал 7-8 баллов;

оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся набрал 5-7;

оценка « неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся набрал менее 5 баллов



2. Выполнение индивидуального проекта.

2.1. Выбор темы и типа проекта.

Тематика индивидуальных проектов по учебному предмету Астрономия разрабатывается преподавателем, согласно. Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из предоставленных или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы, реже мероприятия, например, учебная экскурсия.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские, и стать их органичной частью. Результатом информационно-поискового проекта могут стать статьи, видео, публикации и т.д.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участника проекта. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Его результатом могут стать газеты, видеофильмы, звукозаписи, спектакли, программы действий, проекты закона, справочные материалы, раздаточные материалы по предмету, атласы и т.п.

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, пособие, мультимедийный продукт и др.);

творческая работа (компьютерная анимация, видеофильм и др.);

материальный объект, макет, иное конструкторское изделие (атлас, карта; видеофильм, выставка; газета, журнал; модель, мультимедийный продукт; прогноз; справочник, сравнительно-сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия).

Выбор темы индивидуального проекта закрепляется распоряжением замдиректора колледжа.

После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по его выполнению.

2.2. Этапы работы над проектом.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 4 этапа.

1. Подготовительный этап это выбор темы и руководителя проекта.

2. Планирование уточнение темы проекта, её конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели и задач проекта; определение способа представления результатов (формы проекта); поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных - решений), построение алгоритма деятельности; определение источников необходимой информации; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

3. Основной практический этап это сбор и изучение информации; поэтапное выполнение задач проекта; систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром- работы, промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта; внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта; оформление результатов.

4. Заключительный этап подготовки презентационных материалов: защита/презентация проекта; оценка качества выполнения проекта.

2.3. Состав и структура основных элементов индивидуального проекта.

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:

ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. (Полное наименование главы) 2. (Полное наименование главы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Приложения

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.

На титульном листе индивидуального проекта указывается полное наименование учебного заведения, специальность, учебная дисциплина, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя (Приложение 2).

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).

Введение индивидуального проекта имеет объем 1-2 страницы. В нем отражаются следующие признаки: актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах; цель и совокупность поставленных задач для ее достижения; предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.; объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение; период исследования - указываются временные рамки; теоретическая основа - труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; информационная база - обзор использованных нормативных актов и т.п.; объем и структура индивидуального проекта - композиционный состав - введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав и параграфов. Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав. Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность.

Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования. Не принято писать работу от первого лица. В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна. Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания необходимо использовать весь имеющийся запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.

Заключение. Здесь в сжатой форме формулируются выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, дается общая оценка полученным результатам исследования, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, выдвигаются предложения и рекомендации.

Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3). Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия.

В приложении могут приводиться копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др. Объем письменной исследовательской работы – от 10 до 20 печатных страниц формата А4, шрифтом Times New Roman 14 с интервалом между строк – 1,5. В случаи заимствования теста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета.

Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую предмет защиты проекта. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме: почему избрана эта тема; какой была цель исследования; какие ставились задачи; какие гипотезы проверялись; какие использовались методы и средства исследования; каким был план исследования; какие результаты были получены; какие выводы сделаны по итогам исследования; что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.

Основное содержание презентации:

1 слайд – титульный. Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация: полное название образовательной организации; название цикловой комиссии; тема индивидуального проекта; ФИО обучающегося; ФИО руководителя индивидуального проекта; год выполнения работы.

2 слайд – ВВЕДЕНИЕ. Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта: Актуальность; цели и задачи проекта; объект проекта; предмет проекта; период проекта.

3- 6 слайды (основная часть) - непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).

7 слайд (ВЫВОДЫ) - итоги проделанной работы; основные результаты в виде нескольких пунктов; обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию.

Оформление слайдов. Правила выбора цветовой гаммы: цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации.

Основная цель – читаемость презентации; желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый); цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо); оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.

Шрифт. Используемые шрифты: Times New Roman, Arial, Arial Narrow. Лучше читается шрифт без засечек (например Arial). Начертания: обычный, курсив, полужирный. Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда. Оптимальные шрифты (заголовок – 24-32; подзаголовок – 22-24; основной текст – 18-24; подписи данных – 20-22).

Таблицы. Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового или табличного редактора. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должно быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размешаются на светлом или белом фоне.

Анимация объектов и переход слайдов. В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов нежелательна. В информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре презентации. В остальных случаях использование анимации не допускается. Для смены слайдов используется режим «вручную». Переход для смены слайдов в режиме «по времени» не допускается в демонстрационных роликах. Разрешается использование стандартных эффектов перехода, кроме эффектов «жалюзи», «шашки», «растворение», «горизонтальные полосы». Для всех слайдов применяется однотипный эффект их перехода. Звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется.

2.4. Критерии оценивания индивидуального проекта.

Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта. При оценке индивидуального итогового проекта выделяется 2 уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный, главное отличие которых состоит в степени самостоятельности обучающихся в ходе выполнения проекта. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые отражаются в ведомости.

Таблица 4. Критерии оценки защиты проекта.

Критерий

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы (оценка сформированности познавательных учебных действий)

умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробаци ю принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и /или осваивать новые способы действий; показано умение достигать более глубокого понимания изученного.

работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;

продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

сформированность предметных знаний и способов действий умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

продемонстрировано понимание содержания выполненной работы;

в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности; ошибки отсутствуют

сформированность в умении самостоятельно

продемонстрированы навыки определения темы и планирования

работа спланирована недостаточно тщательно

работа тщательно спланирована и последовательно реализована

2.5. Примерная тематика индивидуальных проектов.

1. Астрономия — древнейшая из наук.

2. Современные обсерватории.

3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.

4. История календаря.

5. Хранение и передача точного времени.

6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.

7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.

9. Античные представления философов о строении мира.

10. Точки Лагранжа.

11. Современные методы геодезических измерений.

12. История открытия Плутона и Нептуна.

13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.

14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.

15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.

16. Самые высокие горы планет земной группы.

17. Современные исследования планет земной группы АМС.

18. Парниковый эффект: польза или вред?

19. Полярные сияния.

20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.

21. Экзопланеты.

22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.

23. История открытия и изучения черных дыр.

24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.

25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.

26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.

27. Методы поиска экзопланет.

28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.

29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.

30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.

31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.

Библиографический список литературы

Основные источники

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник дл общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. —М. : Дрофа, 2017.

  2. Левитан Е. П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс.: учебник для общеоб-разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М.: Просвещение, 2018.

  3. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е. В. Алексеева, П. М. Скворцов, Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова], под ред. Т. С. Фещенко. — М.\ Издательский центр «Академия», 2018.

  4. Чаругин В. М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В. М. Чаругин. — М.: Просвещение, 2018.

Для внеаудиторной самостоятельной работы.

  1. «Астрономия — это здорово!» http://menobr. ru/files/astronom2. pptx http://menobr. ru/files/blank. pdf.

  2. «Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr. ru/files/astronom1. pptx

Для преподавателей.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).

  3. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.

  4. Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.

  5. Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г.— http://www. firo. ru/

  6. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017.

  7. Кунаш М. А. Астрономия 11класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута /М. А. Кунаш — М. : Дрофа, 2018.

  8. Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д:Учитель, 2018.

  9. Левитан Е. П. Методическое пособие по использованию таблиц — file:///G:/Астрономия/astronomiya_tablicy_metodika. pdf

  10. Сурдин В. Г. Галактики / В.Г.Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

  11. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет / В.Г.Сурдин. — М. : Физматлит, 2013.

  12. Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. —Издательство ЛКИ, 2017.

Интернет – ресурсы

  1. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS/

  2. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://college.ru/astronomy/course/content/content.html#.XNvFTE1R2Uk

  3. Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru

  4. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru

  5. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.

Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] —Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс]—Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0

  1. Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.astronews.ru

  2. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://астрономия.рф

  3. Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] —Режим доступа: http://www.astronet.ru

  4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.krugosvet.ru

  5. Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. cosmoworld. ru/spaceencyclopedia

  6. http://www.astro.websib.ru/

  7. http://www.myastronomy.ru

  8. http://earth-and-universe.narod.ru/index.html

  9. http://catalog.prosv.ru/item/28633

  10. http://www.planetarium-moscow.ru/

  11. https://sites.google.com/site/auastro2/levitan




Приложение 1.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА

Образовательное бюджетное профессионального образовательное учреждение

«Курский автотехнический колледж»















РЕФЕРАТ/ДОКЛАД

ОУД.10 АСТРОНОМИЯ


Тема














Выполнил: студент(ка)_______________

Группа_______

Профессия/специальность___________

Преподаватель – И.В. Авдулова










Курск, 2020


2 страница

СОДЕРЖАНИЕ :

Введение………………………………………………………………….стр. 3

Актуальность темы………………………………………………………стр.4

Цель, задачи реферативной работы……………………..………………стр. 5

Изложение темы……………………………………………………….…стр.6

Выводы……………………………………………………………………стр. 9

Источники информации………………………………………………....стр.10



Приложение 2. Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: ________________________________________















ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине Астрономия

на тему

«___________________________________________»













Исполнитель: ____________________ студент ______ курса, группа ___________

(Ф.И.О.)


Руководитель: _______________________________ (Ф.И.О. должность, уч. степень)



Работа защищена «_____» _________ 20__г. с оценкой _____________ ____________

(оценка) (подпись)







КУРСК, 2020

Приложение 3. Образец оформления содержания индивидуального проекта



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………................3 ГЛАВА I. РОЖДЕНИЕ ЗВЁЗД…………..……………………...…..…….........................5

1.1. Молекулярное облако - звёздная колыбель….….…………………………………….5

1.2. Рождение протозвезды ………………...…….................................................................8


ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД …………………………………………..…................11

2.1. Гарвардская спектральная классификация звезд …………………...............…….....11

2.2. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Характеристика звёзд главной последовательности…..……..……………..........................................................................13

2.3. Строение звезд. Модели некоторых типов звезд ……………………………..…….15


ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ ЗВЕЗДЫ …...................18

3.1. Белые карлики ……………………………………..…………………….....................18

3.2. Нейтронные звезды…….………………………………………...................................21

3.3. Черные дыры ………………………………………………………………………….24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......................25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….............................26


ПРИЛОЖЕНИЯ………………...........................................................................................28



Приложение 4.

Методические рекомендации по поиску информации в глобальной сети Интернет Лучше всего начинать с работы в Интернет-каталоге. Наиболее полные и хорошо систематизированные каталоги Интернета находятся на сайтах www.aport.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.rambler.ru (русскоязычные), www.altavista.com (англоязычный) и др. Выбор каталога зависит от вкусов пользователя, степени проработанности его тематической структуры, скорости доступа к ресурсам каталога и т.д. Чтобы попасть на эту страничку, вам надо вписать URL(адрес) данного сайта в адресную строку вашего Интернет-обозревателя (браузера), которая находится в верхней части окна. На главной странице необходимо найти ссылку на подкаталог «Наука и образование».

Находим на этой странице ссылку на рубрики. Кликаем на неё. Загружается следующая страница, на которой будут ссылки на подрубрики. Под списком рубрик появятся ссылки на конкретные Интернет-ресурсы. Вы выбираете интересующий вас ресурс (при этом можно пользоваться краткой аннотацией, рейтингом популярности сайта, информацией о времени его последнего обновления) и кликаете на его ссылке. Откроется новое окно браузера, в которое будет загружен выбранный вами сайт.

Помимо тематического поиска в любом Интернет-каталоге есть контекстный поиск.

Для контекстного поиска необходимо набрать в окне браузера адрес любого из русскоязычных каталогов.

Для сохранения интересующих Интернет-страниц достаточно кликнуть мышкой на меню «файл» и выбрать пункт «сохранить как». Часто бывает так, что всю страницу сохранять необязательно, так как интерес вызывают лишь отдельные её элементы. Текстовая часть страницы без графики и средств мультимедиа сохраняется как файл языка HTML. Если вам необходимо сохранить только графические элементы страницы (рисунки, фотографии и т.д.), достаточно кликнуть на интересующей вас картинке правой клавишей мыши. Появится диалоговое окно, в котором следует выбрать пункт «Сохранить рисунок как». Для того чтобы в следующий раз точно попасть на нужную вам страницу Интернета, достаточно добавить ссылку на страницу в папке «Избранное» (она расположена вверху экрана, на рабочей панели браузера). Если вы хотите запомнить много страниц и к тому же систематизировать их, то воспользуйтесь сайтом www.zakladki.ru, где вы сможете сохранить гиперссылку на любую Интернет-страницу. В этом случае вы сможете работать со ссылками, подобранными не только вами, но и другими пользователями (при условии, что доступ к ним не закрыт паролем). 31



Приложение 5.

Речевые стандарты, характерные для доклада

Тема:

Доклад называется/носит название…;

Темой доклада является…

Доклад посвящен такому актуальному вопросу, как…;

Доклад посвящен характеристике проблемы…;

Доклад посвящен решению вопроса…;

Доклад посвящен анализу литературы…;

В докладе рассматривается…/говорится о…/дается оценка, анализ…/обобщается…

Проблема:

В центре внимания автора находятся…;

На первый план автором выдвигаются…;

Главные усилия автора направлены на…;

В своей работе автор ставит/затрагивает/освещает следующие проблемы…/ останавливается на следующих проблемах…

Актуальность:

Данная тема/проблема представляет особую актуальность, так как…;

Данная тема/проблема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов);

В современной науке особенную остроту приобретает тема…;

Работа посвящена актуальной теме…;

Актуальность темы обусловлена…

Первоисточники:

Автор привлекает к анализу следующие материалы…;

Материалом исследования послужили…;

В основе доклада лежат материалы исследований…;

Данной проблемой занимались такие ученые, как…

Описание подходов к решению проблемы:

В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу исследуемой проблемы, однако, можно выделить несколько подходов к ее решению;

Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах…, второй подход прослеживается в трудах…, третий подход лежит в основе работ…;

В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений/точек зрения.

Изложение различных точек зрения:

Первая точка зрения принадлежит… и заключается…;

Вторая точка зрения представлена в работах… и сводится к…;

Сущность третьего подхода раскрывается в работах… и состоит в… Отношение к различным точкам зрения: Согласие (положительная оценка)

Нельзя не согласиться с мнением автора о том…;

Безусловным/очевидным/главным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем...;

Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория...;

В статье дается интересный анализ современного этапа;

Автором предложен нестандартный подход к анализу поднятых проблем...;

Автор справедливо отмечает.../убедительно показывает.../ аргументированно обосновывает.../четко определяет .../детально анализирует.../ доказательно критикует.../удачно решает вопрос.../ обоснованно опровергает тезис о том, что...;

Автор, безусловно, прав, утверждая, что...

Трудно согласиться с…;

Хочется опровергнуть взгляды автора на…;

Следует отметить недостатки в позиции/аргументации автора в…;

Нельзя принять данные утверждения, потому что…;

Дискуссионной/спорной представляется точка зрения автора на …;

Автор упускает из виду…/ не подтверждает выводы фактами/ необоснованно утверждает, что…;

Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов;

Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки;

Справедливо указывая на..., автор ошибочно полагает, что...;

В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными;

Несмотря на разногласие в ряде положений данной работы, нельзя недооценивать ее значение и актуальность для...

Сомнение вызывает целесообразность/продуктивность/корректность такого подхода...;

К недостаткам следует отнести излишнюю категоричность выводов автора о...;

Говоря о сложных проблемах, автор не дает четкой характеристики...;

Автор упускает из вида...

Выводы:

Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения…;

Считаем, что наиболее убедительной является точка зрения ...;

Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение… о…;

В итоге можно прийти к выводу/заключению о том, что самой оригинальной/интересной/любопытной является идея/концепция выдвинутая…;

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что…;

На основе этих данных принимаем точку зрения…;

Можно сделать заключение, что…;

В целом, на наш взгляд, это интересный подход;

Таким образом, рассматриваемая работа/ подход автора заслуживает положительной/ высокой оценки…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!