СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ - 2021, занятие 2. Позиционные системы счисления, задание 14. Практикум.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ - 2021, занятие 2.

Позиционные системы счисления, задание  14. Практикум.

Разбор задач в соответствии с демо-версией ЕГЭ - 2021.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ - 2021, занятие 2. Позиционные системы счисления, задание 14. Практикум.»

Подготовка к ЕГЭ – 2021, Занятие 2.

Позиционные системы счисления, задание 14 (версия ДЕМО).

Обозначим через N основание системы счисления.

Тогда наибольшая цифра в системе счисления с основанием N равна N-1.

Следует помнить, что:

  • Любое основание N в своей  системе счисления выглядит  как 10, т.е.

N10 = 10N

(например: 210=102, 310=103, 810=108, 1610=1016  и  так далее).


  • Степень любого основания N в своей  системе счисления выглядит как  единица и количество нулей,  равных  степени, т.е.  

Nk =   1 0…0N

k

(например: 4=22=1002, 8=23 =10002, 16=24=100002 и  так далее).


  • Число, стоящее перед k-той степенью основания, в своей системе счисления выглядит как последовательность из  k  самых больших цифр этой системы  счисления, т.е.

Nk - 1 =  (N-1)…(N-1)N

k

Тогда      2k – 1 =  1…12   

k                          

(например: 3=22-1=112, 7=23 -1=1112, 15=24-1=11112 и  так далее).


  • Число NkNm = Nk · (Nk-m – 1) записывается в системе счисления с основанием N как k-m старших цифр этой системы счисления, за которыми следует k нулей:

Nm Nk = (N-1)…(N-1) 0…0N

mk k

Тогда

2m – 2k = 1…1 0…02

mk k

(например: 103 - 102 = 900, 103 - 101 = 990, 105 - 103 = 99000, 25 – 22 = 111002, 35 – 32 = 222003  и  так далее).


Примеры и способы решения задач.


Задача 1.

Сколько единиц в двоичной записи числа 81025 + 21024 – 3 ?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней, с учетом того, что 3 = 4 - 1:

81025 + 21024 – 3 = 23075 + 21024 – 22 + 20

Количество единиц в разности 21024 – 22 будет 1024-2 = 1022 единицы + 1 единица (число 24032) + 1 единица от числа 20, то всего получаем 1022+1+1 = 1024 единицы.

Ответ: 1024.

Задача2.

Сколько единиц в двоичной записи числа 82014 – 2614 + 45?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней, с учетом того, что 45 = 32 + 8 + 4 + 1:

82014 – 2614 + 45 = 26042 - 2614 + 25 + 23+ 22 + 20

Количество единиц в разности 26042 - 2614 будет 6042 – 614 = 5428 единиц + 4 единицы от чисел 25, 23, 22 и 20 , то всего получаем 5428+4 = 5432 единицы.

Ответ: 5432.

Задача 3.

Значение арифметического выражения 410 + 290 - 16 записали в системе счисления с основанием 2. Сколько цифр «1» содержится в этой записи?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней:

220 + 290 – 24 = 290 + 220 – 24

Тогда 290 = 12 , в разности 220 – 24 будет 16 (20-4) единиц и 4 нуля. Следовательно, в полученном результате получаем всего 16 + 1 = 17 единиц.

Ответ: 17

Задача 4.

Значение арифметического выражения 6410 + 260 - 16 записали в системе счисления с основанием 8. Сколько цифр «7» содержится в этой записи?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 8 и упорядочим их в порядке убывания степеней, учитывая, что 16 = 8 + 8:

412 + 260 - 16 = 820 + 830 – 16 = 830 + 820– 81 – 81

Ищем в разности крайнюю левую степень восьмерки и крайнюю правую 820 – 81, при этом среднюю 81 на время «теряем».

Определяем количество семерок в разности 820 – 81, получаем 20 - 1 = 19 семерок.

Так как «внутри» этой разности есть еще 81, то просто вычитаем одну семерку: 19 – 1 = 18.

Ответ: 18.



Задача 5.

Сколько единиц в двоичной записи числа 42018 + 8305 – 2130 – 120?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней, с учетом того, что 45 = 32 + 8 + 4 + 1:

42018 + 8305 – 2130 – 120 = 24036 + 2915 – 2130 - 27 + 23

Ищем в разности (2915 – 2130 - 27 ) крайнюю левую степень двойки и крайнюю правую 2915– 27, при этом среднюю 81 на время «теряем».

Определяем количество семерок в разности 2915– 27, получаем 915-7 = 908 единиц.

Так как «внутри» этой разности есть еще 2130, то просто вычитаем одну единицу:

908 – 1 = 907.

Прибавляем 2 единицы от чисел 24036 и 23, то всего получаем 907 + 2 = 909 единиц.

Ответ: 909.

Задача 6.

Значение арифметического выражения 99 – 39 + 919 – 19 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр «2» содержится в этой записи?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 3 и упорядочим их в порядке убывания степеней, учитывая, что 19 = 27 – 8 + 1+1:

99 – 39 + 919 – 27 + 9 - 1 -1 = 318 + 338 – 33 + 32 – 30 = 338 + 318 – 33 + 32 – 30 – 30

Разбиваем нашу запись на две разности 318 – 33 и 32 – 30 и вычисляем их отдельно:

Количество двоек в разности 318 – 33 будет 18-3 = 15, в разности 32 – 30 будет равно 2, всего 15 + 2 = 17 двоек. Вычитаем из них еще раз 30 = 1. При этом последняя цифра меняется как 2-1=1, в результате получаем 17-1 = 16 двоек.

Ответ: 16.

Задача 7.

Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 4512 + 8512 – 2128 – 250 ?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней, учитывая, что 250 = 256 – 4 – 2 = 28 – 22 - 21:

4512 + 8512 – 2128 – 256+ 4 + 2 = 21024 + 21536 – 2128 – 28 + 22 + 21 =

= 21536 + 21024 – 2128 – 28 + 22 + 21

Ищем в разности 21024 – 2128 – 28 крайнюю левую степень двойки и крайнюю правую 21024 –28 , при этом среднюю 2128 на время «теряем».

В разности 21024 –28 будет 1024-8 = 1016 единиц и 8 нулей.

Так как «внутри» этой разности есть еще 2128, то просто заменяем одну единицу (на 128 месте) на ноль и получаем 1015 единиц и 9 нулей.

С этого момента можно решать задачу двумя способами:

1) Между 21536 и 21024 (до конца числа) есть еще 1536-1024=512 нулей, два из которых заняты единицами (22+21), тогда получаем еще 512-2 = 510 нулей.

Итого в результате вычислений получаем 510+9 = 519 нулей.

Можно показать это вычисление на схеме, где вычисляемая выше разность выделена желтым цветом:

Всего 1 ед. + 1534 нуля + 2 ед.в конце _

1 ед.+1022 нуля + 2 ед.в конце

21536 _ + _ 21024 – 2128 – 28 + 2 2+ 21

1 ед. + 510 нулей + 1015 ед. + 9 нулей + 2 ед.

2) Посчитать общее число единиц после выполнения вычислений и вычесть их общей длины исходного двоичного числа.

21536 + 21024 – 2128 – 28 + 22 + 21

1 ед. + 1015 ед. + 2 ед . = 1018 ед.

Так как 21536 = 10…0 2 равна 1537 знаков, то в нем будет 1537-1018 = 519 нулей.

1+ 1536

Ответ: 519.

Задача 8.

Сколько единиц в двоичной записи числа 42016 + 22018 – 8600 + 6 ?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней, учитывая, что 6 = 4 + 2:

42016 + 22018 – 8600 + 6 = 24032 + 22018 – 21800 + 22 + 21

После перевода числа 24032 в двоичную систему оно будет состоять из 1 единицы и 4032 нулей.

Количество единиц в разности 22018 – 21800 будет 2018-1800 = 218 единиц + 1 единица (число 24032) + 2 единицы от чисел 22 и 21, то всего. Итого получаем 218+3 = 221 единицу.

Ответ: 221.

Задача 9.

Сколько единиц в двоичной записи числа 42016 – 22018 + 8800 – 80?

Решение.

Приведем все числа в заданном примере к одному виду с основанием 2 и упорядочим их в порядке убывания степеней, учитывая, что 80 = 64 + 16:

42016 – 22018 + 8800 – 80= 24032- 22018 + 22400 – 26 - 24 = 24032 + 22400 - 22018– 26 - 24

Далее рассмотрим два способа решения задачи.

Способ 1.

После перевода числа 24032 в двоичную систему оно будет состоять из 1 единицы и 4032 нулей.

Из записи 22400 - 22018– 26 - 24 возьмем разность первого и последнего чисел 22400 - 24 и получаем 2396 единиц. Вычитаем из них 2 единицы, которые дают числа 26 и 24 , остается 2394 единицы.

Тогда всего получаем 1 + 2394 = 2395 единиц.

Способ 2.

Будем решать данную задачу путем последовательных вычитаний.

После перевода числа 24032 в двоичную систему оно будет состоять из 1 единицы и 4032 нулей.

Количество единиц в разности 24000 – 22018 будет 4000-2018 = 382 и 2018 нулей.

Оставляем 381 единицу, остается 1 единица и 2018 нулей, что равно числу 22018.

Далее, в разности 22018 - 26 будет 2012 единиц и 6 нулей.

Оставляем 2011 единиц, остается число 26. Тогда разность 26 – 2 4 получаем 2 единицы.

Складываем все единицы и получаем 1 + 381 + 2011 + 2 = 2395 единиц.

Ответ: 2395.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя