СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока:подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ, отработать умения систематизировать и обобщать знания о видах грамматических ошибок,применять эти знания при устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

МБОУ «Лицей № 39 им. Б.Астемирова»





Авторская разработка

открытого урока по теме:

«Подготовка к ЕГЭ»

11 класс

Учитель русского языка и литературы: Магомедова П.Р.































Махачкала



Ход урока

  1. Орг момент.

  2. Слово учителя

Этот учебный год для вас очень ответственный. Время пролетит незаметно, и настанет день, когда вам нужно будет сдавать ЕГЭ. Как вы знаете, задания по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется и владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике. Исходя из этого, проведем урок-практикум по подготовке к ЕГЭ.

- Давайте обратимся к тексту Д.С.Лихачева:

1.Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. 2. Речь письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. 3. Важно хорошо владеть устной и письменной речью, так как это показатель интеллигентности и культуры человека. 4. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его опрятность в широком смысле этого слова. (Слайд )

- Какова основная мысль данного текста?

- В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

2. Грамотный человек должен правильно произносить слова.

- Какой раздел русского языка учит нас правильно говорить?

3. Давайте проверим, правильно ли Вы произносите следующие слова:

(Орфоэпическая работа. Поставить ударение )

Договóр, баловáть, тóрты, мозаúчный, красúвее, тýфля, сирóты, бухгàлтеров, столяр, закýпорить, чéрпая, молящий, принýдив. (Слайд)

4. Определить к каким частям речи относятся предложенные вам слова.

5. В русском языке много различных грамматических форм, и их образование зачастую вызывает затруднения. Чтобы правильно выполнить 6 задание необходимо знать нормы формообразования многих частей речи. Как мы уже сказали, перед нами слова, относящиеся к разным частям речи. Так давайте образуем грамматические формы некоторых слов.

- Выпишите существительные: договóр, бухгàлтеров, столяр

- Образуйте форму множественного числа именительного падежа. ( слайд )

договóр- договоры

бухгàлтеров-бухгалтеры написание форм этих слов нужно запомнить

столяр-столяра

Б) Выпишите прилагательные в форме сравнительной степени

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в образовании форм сравнительной и превосходной степеней прилагательного? ( Слайд - таблица)

- Образуйте всевозможные формы сравнительной и превосходной степеней этого прилагательного.

красивее - более красивый

красивейший - самый красивый

(слайд)

В) Выпишите причастия. (слайд - таблица)



- От чего зависит правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.( слайд - таблица)

Молящий- молить

Г) Выпишите деепричастия.

- От чего зависит правописание суффиксов деепричастий? .( слайд - таблица)

чéрпая – черпать принýдив - принудить

Д) Помимо рассмотренных нами частей речи в этом задании встречаются и формы повелительного наклонения глагола, склонение числительных и местоимений.

- Какое притяжательное местоимение имеет только одну форму?( их )

-Как склоняются личные местоимения?( меняется слово )

-Как склоняются сложные числительные?( изменяются обе части )

-Как склоняются составные числительные?( изменяются все слова )

- Как Вы думаете, сколько дней осталось до экзамена по русскому языку? Так давайте просклоняем это число.( слайд )

Им.п. сто шестьдесят семь дней

Род.п. ста шестидесяти семи дней

Дат.п. ста шестидесяти семи дням

Вин.п. сто шестьдесят семь дней

Тв.п. ста шестьюдесятью семью днями

Пр.п. ста шестидесяти семи днях

-С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

-От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения и форму единственного числа.( слайд )

Бежать- беги(те), ехать- поезжай(те), лазать- лазай(те), лечь- ляг(те),

полоскать- полощи(те) (Слайд)

6.Самостоятельная работа

Укажите пример без ошибки

А

Б

В

Г

опытные бухгалтера

пара чулков

офицерские кители

более глубже

прилетевшие ястребы

килограмм помидор

шофера бастуют

самый молодой

заключили договора

шесть блюдец

знакомые аптекари

менее добрейший

наши тренера

ведро абрикос

молодые офицеры

наиболее величайший поступок

Д

Е

Ё

Ж

длиньше

спроси у его

обеих братьев

более пятиста студентов

самый интереснейший

находиться внутри ее


обоих чашек

к трехстам домам

более выше

узнай насчет него

обеим подругам

свыше семисот домов

ближайшая станция

подойти к ихнему дому

по обоим сторонам

не хватает четыреста рублей

Укажите пример с ошибкой

А

Б

В

Г

питательные кремы

много белорусов

ваши адреса

высочайшая вершина

старые профессоры

пара сапог

летние месяца

наилучший результат

известные ректоры

несколько носков

все возрасты

более умный

корабельные якоря

без туфлей

ректоры вузов

более интенсивнее

Д

Е

Ё

Ж

красивше всех

обе сестры

более двухсот учеников

выделить восьмистам ученикам

умнейший ребенок

возле них

с пятистами тридцатью рублями

в полутора метрах

самый высокий памятник

составьте его план

о трехстах тридцати книгах

более пятьдесят метров

более прогрессивный ученый

скучаю по вас

на девятистах гектарах

с двумястами спортсменами

ОТВЕТЫ: ( слайд )

Укажите пример без ошибки

А

Б

В

Г

1.Опытные бухгалтера

1. пара чулков

1. офицерские кители

1. более глубже

2.Прилетевшие ястребы

2.килограмм помидор

2. шофера бастуют

2. самый молодой

3.Заключили договора

3. шесть блюдец

3. знакомые аптекари

3. менее добрейший

4.Наши тренера

4. ведро абрикос

4. молодые офицеры

4. наиболее величайший поступок

Д

Е

Ё

Ж

1.Длиньше

1.Спроси у его

1. Обеих братьев

1. более пятиста студентов

2. Самый интереснейший

2.Находиться внутри ее


2.Обоих чашек

2. к трехстам домам

3.Более выше

3. Узнай насчет него

3. Обеим подругам

3. свыше семисот домов

4.Ближайшая станция

4.Подойти к ихнему дому

4. по обоим сторонам

4. не хватает четыреста рублей

Укажите пример с ошибкой

А

Б

В

Г

1.Питательные кремы

1.много белорусов

1. ваши адреса

1.высочайшая вершина

2.Старые профессоры (а)

2.пара сапог

2.летние месяца (ы)

2.наилучший результат

3.известные ректоры

3.несколько носков

3.все возрасты

3.более умный

4.карабельные якоря

4.без туфлей (туфель)

4.ректоры вузов

4.более интенсивнее(ый)

Д

Е

Ё

Ж

1.красивше всех

1.обе сестры

1.более двухсот учеников

1.выделить восьмистам ученикам

2.умнейший ребенок

2.возле них

2.с пятистами тридцатью рублями

2. в полутора метрах

3.самый высокий памятник

3.составьте его план

3. о трехстах тридцати книгах

3.более пятьдесят метров

4.более прогрессивный ученый

4. скучаю по вас (вам)

4.на девятистах гектарах

4.с двумястами спортсменами



7.Как отмечает Д.С. Лихачев : «Вернейший способ узнать человека -его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит».

Чтобы научиться правильно и красиво говорить, нужно обогащать свой словарный запас, научиться играть со словом, потому что незнание лексического значения слова приводит к речевым ошибкам. Давайте попробуем исправить ошибки, допущенные в следующих предложениях: (слайд)

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

  2. На примере конкретных примеров я показал своеобразие чеховского пейзажа.

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов надо много читать.

Слайд 8. Задание: по лексическому значению определить, какое это слово, записать на доске, составить словосочетание.

  1. Состоящий из двух частей; увеличенный в два раза; (двойной, двойная польза, двойные двери).

  2. Содержащий в себе два различных качества, часто противоречащих друг другу; касающийся двоих (двойственный, двойственное чувство, двойственный союз).

  3. Содержащий глину (глинистый, глинистый грунт).

  4. Сделанный из глины (глиняный, глиняная посуда).

  5. Поступок, нарушающий правила поведения, провинность (проступок, ужасный проступок).

  6. Действие, совершенное кем-нибудь (поступок, дерзкий поступок).

  7. Питательный, калорийный ( сытный, сытный завтрак ).

  8. Вполне утоливший голод, неголодный. (сытый, сытый человек )

- Что вы можете сказать об этих словах? (паронимы).

9. Употребите правильно один из паронимов. Слайд

1) Мальчишка прятал испуганный и… взгляд и упорно молчал.

(виновный - виноватый)

2) Следствие показало, что друг потерпевшего оказался… в случившемся.

(виновный - виноватый)

3) Каждый выпускник школы должен владеть приемами… переработки текста.

(информационный - информативный)

4) Выступление профессора было чрезвычайно … и поэтому очень полезным

(информационный - информативный)

10. К сожалению, мы допускаем не только речевые ошибки, но и грамматические.

- Что мы должны знать, чтобы выполнить 7-е задание.

Некоторые из них сегодня мы рассмотрим.

- Что мы должны знать, чтобы не допустить ошибку в предложении с причастным оборотом?

- Что мы должны знать, чтобы не допустить ошибку в предложении с деепричастным оборотом?

- Что мы должны знать, чтобы не допустить ошибку в предложении с однородными членами?

- Как не допустить ошибку в употреблении падежной формы существительного с предлогом?

- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

- Что мы должны знать, чтобы не допустить ошибку в предложении с несогласованным приложением?

11. Для закрепления данных правил выполним следующее задание:

1) В конференции « Шаг в будущее» принимали участие не только ученики старших классов, а также ученики начальных классов.

2) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

3)Этот ученик с детских лет увлекался и любил литературу.

4) Получив задание, я быстро прочитал записанное условие на доске.

5) Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

6) Благодаря этого влияния Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

7) По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

8) Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

9) Пытаясь понять это сочинение, у меня заболела голова.

10) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

11) В учебнике «Риторике» много внимания уделяется вопросам культуры речи.

12) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

12.Самостоятельная работа. Задание

Вариант 1.

1.Найти предложения с ошибкой в употреблении причастного оборота.

2.Найти предложения с ошибкой в употреблении однородных членов.

3.Найти предложения с ошибкой в употреблении несогласованного приложения.

Вариант 2.

1.Найти предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

2.Найти предложения с ошибкой в употреблении падежной формы существительного с предлогом.

3.Найти предложения с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.



1)Решая задачу, ему было трудно.

2)Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.

3)Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

4) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

5) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.

6) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

7) Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обращаю внимания на нарядную елку.

8) Высказав мысль о необходимости разностороннего образования она очень слабо аргументировала.

9) Направляемых студентов на практику необходимо хорошо подготовить теоретически.

10) В музее изобразительных искусств представлены не только полотна живописцев, а и творения мастеров Клуба авторской куклы.

11) Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

12) Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает жизнь лучше, развивает гуманность.

Домашнее задание.

  1. Составить карточки с предложениями, в которых допущены ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов, однородных членов, существительных с предлогами и видовременных форм глагола.

  2. Написать сочинение-рассуждение по высказыванию Д.С.Лихачева: «В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его опрятность в широком смысле этого слова»









Отзыв на урок русского языка в 11 классе

по теме: «Готовимся к ЕГЭ»

Дата проведения: г. Класс: 11

Цель урока: Образовательная – провести повторение тем по русскому языку с целью подготовки учащихся к ЕГЭ; отработать умения систематизировать, обобщать знания о видах грамматических ошибок, применять эти знания при устной и письменной речи.

 Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти учащихся. Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания,  воспитание культуры общения

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Видкомбинированный.

Учитель: Магомедова П.Р.

Цель посещения: знакомство с опытом работы учителя во время прохождения аттестации.

Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах и парах с последующей  взаимопроверкой, включает в себя также графический диктант;  по дидактической цели – комбинированный урок.

На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность урока и воспитательные моменты с высказыванием великих людей. Темп урока высокий и в тоже время посилен для учащихся. При демонстрации наглядности учащиеся привлекаются к  разговору. Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение урока. Материал содержит красочную презентацию, подробно описывающую все этапы решения, справочный и наглядный материал.

Учитель продумал, таким образом, организацию урока, чтобы учащиеся получили информацию в доступной и интересной форме. Во время занятия было повторение пройденного материала и подготовка к ЕГЭ. Учащиеся в группах выполняли задания на карточках (на обратной стороне карточки даны правильные ответы).

Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся, а также на подготовку учащихся к экзамену по русскому языку-ЕГЭ. Каждый ученик смог с помощью теста оценить реальные свои возможности. Сценарий урока насыщен наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, используются инновационные технологии: интерактивная доска. В течение всего урока поддерживается активность и внимание учащихся. Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему. Обратную связь учитель получает через диалог с учащимися. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.

При проведении урока соблюдены все требования СанПиН. Рационально распределено время урока и проведена психологическая разгрузка.

Урок является инновационным, интересным.


Завуч по УВР____________________/./

Зав. кафедры гум. __________________/. /

Учителя:







































Отзыв на урок русского языкаьв 11 классе

по теме: «Готовимся к ЕГЭ»

Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. В течение всего урока поддерживается активность и внимание учащихся. Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждая этап урока реализован как по времени, так и по объему.

   Триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов. Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. Чётко поставлены образовательные и развивающие цели, которые были направлены на действия всех учащихся. Поставленные цели были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. Образовательные цели были операциональны, так как точно определили, что учащиеся должны усвоить и закрепить виды грамматических ошибок, должны научиться применять их как в устной, так и в письменной речи. Эти цели были определены и находились в зоне ближайшего развития каждого ребёнка, так как на уроке задания давались и на базовом, и на творческом уровне с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Реальные результаты – на уроке активно участвовали все учащиеся. Ответы учеников на уроке в основном были положительные.

Тип урока – урок обобщения и закрепления знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа. Включает следующие этапы урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью. Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Основной способ проведения урока – урок сочетания различных форм занятий, включает в себя также практическое занятие с работой в парах.

Решение дидактической задачи обеспечило переход к главному этапу.  На этапе было обеспечено восприятие, осмысление знаний и способов действий репродуктивного и конструктивного уровня, частично были использованы задания творческого уровня. Все аспекты ТДЦ урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы: словесные, наглядные, практические, логические, опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений. Темп урока посилен для учащихся. При демонстрации наглядности учащиеся привлекаются к  разговору. Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение урока: проектор подключен к компьютеру, учебники, классная доска.

Первичный контроль, проверка понимания показали, что материал усвоен. Чередование словесных, практических методов, форм организации познавательной деятельности способствовали предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока.

Формы организации познавательной деятельности соответствовали содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся. Учитель продумал, таким образом организацию урок, чтобы учащиеся получили информацию в доступной  форме и в то же время задания были высокого уровня.

Методы обучения, используемые учителем, были разнообразны (словесные, наглядные, практические, логические и другие) и способствовали лучшему усвоению учебного материала.

Для домашнего задания было предложено на выбор два задания, одно из которых требовало творческого подхода. Всё это способствовало изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.

Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. ТДЦ урока реализована полностью.



Завуч по УВР____________________/./

Зав. кафедры гум. __________________/. /

Учителя:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!