СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в конференции учителей исторических и филологических дисциплин. Мастер класс по подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ»

Работу нашего мастер-класса хотелось бы начать со слов русского философа Александра Пятигорского «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...».

В связи с тем, что постоянно задания ЕГЭ по истории и обществознанию претерпевают изменения, учитель должен осознавать важность того, что вся подготовка к сдаче ЕГЭ не должна сводиться к разбору заданий в 10-11 классах. Практика показывает, что успешно освоить предмет история и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс.

При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6 класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий). В условиях ограниченности временем очень важно дорожить им, ценить его и проводить занятия максимально эффективно.

Поэтому свою работу строю так, чтобы по возможности вызвать интерес и любознательность у обучающихся, без чего невозможно обучение в принципе, но, конечно, существуют и определенные требования, без которых невозможно вести работу, так я объясняю ученикам, что вся история России делится на пять периодов и требую, чтобы выпускник умел в них ориентироваться, то есть знать, какие события в каком периоде происходили. Вот эти периоды:

Итак, раскроем каждый из них.

I период охватывает временные рамки с IX по XIII вв. То есть от образования Древнерусского государства  и до нашествия монголо-татар.

II период - с  XIII по начало XVI вв. Этот период охватывает события, связанные с образованием Московского государства, которое следует после периода раздробленности. Завершение объединения, как известно, завершилось в 1521 году с вхождением Рязани в состав Московского государства. Кроме того, на этот же период приходится освобождение от Монголо-татарского ига (1240 - 1480гг.)

III период охватывает события XVI и XVII вв. -  дальнейшего развития Московского государства, которое ещё называли "Московией". Ключевое событие - Смутное время (1598 - 1613гг.)

IV период - эпоха Империи, которая началась с эпохи Петра I Великого и завершилась февральской революцией 1917 гг. Это самый большой период отечественной истории, здесь крайне много ключевых событий и процессов!

Последний V  период - Советский, который начинается с октября 1917 г. и завершается 8 декабря 1991 г., то есть от Октябрьской Революции до Распада СССР (Беловежских соглашений).

Таким образом, я вам крайне рекомендую, прежде чем приступать к подготовке к ЕГЭ по истории выучить эти периоды, чтобы потом все новые события и процессы укладывались в эту схему. "А где же, - спросите вы, - период с февраля 1917 г. по октябрь 1917?". Этот период многие именуют переходным - от царизма к большевизму через буржуазное "правление" Временного правительства.

Много работая над созданием системы индивидуальных письменных заданий по истории, я приняла для себя и могла бы рекомендовать учителям некоторые общие методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.

Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем.

На уроках постоянно составляем многочисленные таблицы, схемы, логические цепочки и т.д., которые помогают структурировать материал. Например, 6 класс – тема «Восточные славяне». Работая по контурной карте, заполняем таблицу с заданием:

Восточные славяне

Племена

Места заселения

Главный город

Основные занятия

Кому платили дань или с кого собирали

по Петровской эпохе – 7 класс, необходимо показать взаимосвязанность его внешней, внутренней и культурной политики. Предлагается заполнить несколько таблиц.

Органы государственной власти при Петре I


Орган государственной власти

Его функции

Кем осуществлялись ранее





Социальная структура при Петре I


Сословие

Обязанности

Привилегии




Вполне естественно, что успеть заполнить все данные таблицы всем классом на одном уроке практически невозможно. Поэтому рекомендуется организовать работу по вариантам. Также заполнение таблиц можно предложить нескольким учащимся у доски с последующим активным участием класса в проверке правильности выполненной работы.

Следующим методическим приемом является отработка дат, хронологии. В практике любого учителя истории есть обязательные хронологические диктанты, которые обучающиеся не любят. Чтобы заинтересовать, повысить их мотивацию к изучению дат основных исторических событий, я использую в 6-8 классах учебные тренажёры и проверочные тесты формата ОГЭ.

Например, 7 класс - часть А - работа с датами. Первый уровень образовательного ресурса представляет собой тренажёр, с помощью которого ученик может повторить основные даты, факты, понятия, характерные признаки исторических явлений, причины и следствия событий и усовершенствовать свои умения и навыки.

Второй уровень – проверочный тест, за который он получит отметку.






Умение работать с историческим источником эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ 2019. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.

Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории 2019? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из летописи, труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.

Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях ЕГЭ по истории 2019 — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).


В заданиях разработчики КИМов могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.

Итак, задание с историческим текстом:

И сразу обсудим методику работы с ним. Используется приём «маркера». Выделяем ключевые слова — Царь, опричнина, видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.

Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:

1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху Смуты с 1606 по 1610 годы.

2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.

3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.

Итак, ответ 4.

Ученикам для работы даётся памятка«Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».

Среди инновационных методов подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию можно выделить несколько самых распространенных в преподавательской практике

Во-первых, это известный метод «Галкина», который стоит использовать при решении тестовых заданий. Метод включает в себя два этапа: «50х50» и «Метод исключения». Данный метод поможет выпускнику убрать варианты ответов, явно не подходящих к вопросу.

Во-вторых, кейс-метод выступает и специфическим практическим методом

организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Цели кейс-метода:

Развитие навыков анализа и критического мышления;

Соединение теории и практики;

 Представление примеров принимаемых решений;

 Демонстрация различных позиций и точек зрения;

 Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Этапы проведения кейсов

             Структура кейса:

- контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);

- случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);

- факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.);

- решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).

Необходимо не только обеспечить усвоения учащимися необходимых знаний, но и развить критическое мышление, способность анализировать, понимать происходящие в обществе изменения. В третьих, ПОПС-формула эссе. Критерии оценивания эссе по обществознанию во многом совпадают с алгоритмом работы по данной технологии. Также ПОПС -формула используется при организации дебатов, дискуссий.

Оценивание (критерии ЕГЭ)

ПОПС-формула


1. Раскрытие смысла высказывания

2. Представление и аргументация своей позиции (с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни общества, собственный опыт).

3. Уровень приводимых суждений и аргументов (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при конкретном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания ( с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения).

О – ОБОСНОВАНИЕ

(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

П – ПРИМЕР (факты,

иллюстрирующие ваш довод)

С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).


Я считаю, что…


…потому, что…




…например, …


… поэтому…



Технология ПОПС- формулы в подготовке старшеклассников к написанию

Один из методов развивающего обучения который я использую – метод постановки учебных задач: установите, объясните, определите, найдите, исключите и т.д. Здесь очень подходит прием «кластера». Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь. С помощью кластеров можно представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

На стадии рефлексии работа с кластерами завершается, учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческую работу.

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге

получается структура, которая графически отображает наши размышления,

определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

А еще я среди своих детей пропагандирую девиз: «Ошибиться не стыдно, стыдно не думать!»

Я считаю, что бережное отношение к мнению ученика повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству, да и сам процесс познания становиться живым делом. На своих уроках я должна «влюбить» учеников в историю и обществознание, зародить в ребенке самые прекрасные человеческие чувства: патриотизм, преданность, верность, чистота.



Куликовская битва

С кем

Ход

Значение

Участники

Итог

Предводитель

Когда

Составление кластера





















Часто на уроках я использую приемы мнемотехники для запоминания исторических дат.

Принцип колодцев”

При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например, Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953). “Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.

Тренинг.

№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).

№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 — 1964).

№ 3. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года. (Условная связь между датой смерти {912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).

№ 4. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года (Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 — зеркальное подобие. Прожил 53 г., т, е. 51+2).

№ 5. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет).

№ 6. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).

Задания иллюстративные: материалом для составления заданий служат изображения памятников архитектуры, скульптуры, произведений живописи, фотографий. Каждое задание содержит иллюстрацию, характеризующую какое-то историческое событие или время, по которой необходимо установить к какому именно событию это изображение относится. Каждое задание имеет правильный ответ, благодаря чему можно точно найти и установить свои ошибки и пробелы в знаниях.


Очень помогают в работе с такими заданиями Карточки по культуре.

Например:



Таблицы по культуре дают систематизированное представление о её достижениях в различные исторические эпохи. Например, в 8, 10 классах

использую таблицу «Художественные группы и отдельные художники в русской живописи рубежа XIX - XX веков.




Ученики 6-8 классов с интересом работают с иллюстративным материалом,

а свои знания проверяют учебными играми. Например, очень познавательная разработка электронной игры по теме «Русская культура XVIII века», её автор Мартынова Светлана Вячеславовна - учитель истории из Владимирской области.




Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории –-историческое сочинение. Невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию.

Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий согласно критериям ЕГЭ.

Заключение.

И главное. Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!


Нам, учителям, не хочется, чтобы на ЕГЭ по истории эксперты читали такие ответы:

- «Петр I жил нормально. Когда родился и умер, не могу сказать. Знаю, что запретил носить шапку и юбку. Его убили у себя в комнате. Он сделал везде черные ходы, а у себя в комнате не сделал».


- «При Иване происходило искоренение инакомыслия путем коррупции»

- «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;

- «Екатерина II продала Курильские острова Японии»;

- «В 1941 году даже интеллигенты сражались с интервентами - «Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино»;

- «Екатерина II была удостоена Александром I звания «бабушки России»»;

Закончить сегодняшний мастер-класс мне хочется словами немецкого педагога, либерального политика Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

И как нельзя лучше, на мой взгляд, подходят слова эпиграфа сегодняшнего мастер-класса, с которыми можно обратиться к нашим выпускникам: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!