СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 39. "Безработица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Безработица" включает теорию и практику и предназначен для уроков и подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 39. "Безработица"»

1


Занятие по теме №39 «Безработица»


п/п

Проблема

Содержание

1

Характеристика населения как рабочей силы



Все население страны состоит из трудоспособных граждан и нетрудоспособных.

Трудоспособное население — это те, кто составляет рабочую силу, и граждане, выпавшие из состава рабочей силы (не хочет работать, не может тотчас к ней приступить, т.е. домохозяйки, студенты).

Рабочая сила — общее число лиц в работоспособном возрасте от 16 лет и до принятого возраста выхода на пенсию, работающих или безработных. В ее состав входят занятые и безработные.

Занятые — люди, имеющие работу, в том числе занятые на неполный рабочий день.

Безработные — это люди, не имеющие работу, состоящие на учете в центрах занятости, готовые приступить к работе немедленно.

2

Понятие безработица

  1. это такая ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее.

  2. со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние, пред­по­ла­га­ю­щее от­сут­ствие ра­бо­ты у людей, со­став­ля­ю­щих эко­но­ми­че­ски ак­тив­ное на­се­ле­ние.

  3. такая ситуация в экономике, при которой часть способных и желающих трудиться людей не могут найти ра­боту, соответствующую их способностям.

  4. к ка­те­го­рии без­ра­бот­ных от­но­сят­ся люди, по­те­ряв­шие ра­бо­ту, со­сто­я­щие на учете в цен­трах за­ня­то­сти, но ак­тив­но ее ищу­щие и го­то­вые к ней при­сту­пить не­мед­лен­но.

3

Причины безработицы

  1. Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими ЗП. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую плату, сами выбирают состояние безработицы

  2. Слишком низкий спрос на рабочую силу

  3. Негибкость, характерная для рынка труда (несоответствие между потребностями людей, ищущих работу и потребностями работодателей)

4

Виды безработицы

(по критерию социально-экономических причин)

Цик­ли­че­ская без­ра­бо­ти­ца свя­за­на с эко­но­ми­че­ским спа­дом, кри­зи­сом одной из фаз (эта­пов) эко­но­ми­че­ско­го цикла.

Фрик­ци­он­ная без­ра­бо­ти­ца — не­за­ня­тость, вы­зван­ная лич­ны­ми при­чи­на­ми, когда граж­да­не ищут под­хо­дя­щие ва­кан­сии или ожи­да­ют вы­хо­да на ра­бо­ту; ра­бот­ни­ку, уво­лен­но­му или по­ки­нув­ше­му пред­при­я­тие по своей воле, тре­бу­ет­ся время для на­хож­де­ния но­во­го ра­бо­че­го места.

Струк­тур­ная — не­за­ня­тость, воз­ни­ка­ю­щая когда число ра­бо­чих мест для ра­бот­ни­ков опре­де­лен­ной ка­те­го­рии ока­зы­ва­ет­ся куда мень­ше чем ра­бот­ни­ков. свя­за­на с из­ме­не­ни­ем спро­са на ра­бо­чую силу. Технологическая безработица является разновидностью структурной, возникает под влиянием научно-технического прогресса за счет вытеснения рабочей силы машинами, внедрения новых технологий, более производительного оборудования.

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике.

Се­зон­ная без­ра­бо­ти­ца свя­за­на со спро­сом на ра­бо­чую силу в за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни года.

5

Формы безработицы


От­кры­тая — без­ра­бо­ти­ца, при ко­то­рой без­ра­бот­ные фик­си­ру­ют­ся ор­га­на­ми служ­бы за­ня­то­сти.

За­стой­ная — без­ра­бо­ти­ца, при ко­то­рой нель­зя найти ра­бо­ту дли­тель­ной время, без­ра­бот­ные пе­ре­би­ва­ют­ся вре­мен­ны­ми, слу­чай­ны­ми за­ра­бот­ка­ми.

Скрытая - работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

6

Последствия безработицы

Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:

  • реальный ВНП существенно меньше потенциального;

  • снижение налоговых поступлений в бюджет;

  • снижение уровня жизни населения, сокращается потребительский спрос, уровень сбережений;

  • потеря профессиональных знаний и навыков;

  • ухудшение психологического состояния безработного: конфликты в семье, алкоголизм, наркомания, самоубийства, рост преступности.


Умеренная безработица имеет позитивное значение, т.к. способствует

  • развитию конкуренции на рынке труда;

  • формированию «резерва» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

  • усилению трудовой мотивации работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

7

Государственная политика в отношении безработных



Служба занятости

  1. профессиональное обучение и переобучение безработных по востребованным специальностям;

  2. выплата пособий по безработице, установление социальных гарантий;

  3. субсидии, информационно-правовая и материальная поддержка малого бизнеса;

  4. организация общественных работ и молодёжных практик.


Особое место в регулировании занятости и безработицы занимает

служба занятости - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.

В большинстве стран службы занятости являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством Министерства труда или аналогичного ему органа. Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4) изучение спроса и предложения на рынке труда и сообщение информации о них;

5) тестирование лиц, желающих получить работу;

6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7) выплата пособий.



Тренинг по теме «Безработица»

п/п

Задание

1

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Рабочая силабезработныезанятыетрудоспособное населениепроизводители материальных благ.

2

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «безработица».

1) рынок труда 2) занятость 3) фондовая биржа 4) трудовые ре­сур­сы

5) пособие 6) коммерческий банк

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «безработица». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) рынок труда 2) акция 3) занятость 4) тру­до­вые ресурсы 5) Центробанк

6) пособие

4

Найдите в приведенном списке виды безработицы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) естественная 2) фрикционная 3) производственная 4) циклическая 5) структурная

5

Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.

 1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над её предложением.

2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.

3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.

4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения.

5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъёма.

6

Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Безработицей называют социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не может найти себе работу.

2) Сезонная безработица характерна для периода экономического кризиса и является следствием спада производства.

3) Массовая безработица приводит к снижению уровня жизни части населения.

4) Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации порождает циклическую безработицу.

5) Неосведомлённость безработных о подходящих им вакансиях может быть причиной фрикционной безработицы.

7

Выберите в приведённом списке верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Безработица может представлять макроэкономическую проблему.

  2. К экономически активному населению относятся учащиеся дневных отделений вузов.

  3. Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника.

  4. Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

  5. К экономически активному населению относятся пенсионеры.

8

Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сезонная 2) скрытая 3) фрикционная 4) добровольная 5) циклическая

6) открытая

9

Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.

 1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.

4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

10

Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление сезонной безработицы на рынке труда.

  1. Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

  2. Трактористам, потерявшим работу из-за банкротства сельхозпредприятия, предлагают активно искать работу в конце зимы.

  3. В поселке на берегу моря большинство жителей работают в кафе, ресторанчиках и отелях тогда, когда на курорт массово приезжают туристы.

  4. В связи с запретом на игорный бизнес, были закрыты все городские казино, и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.

  5. В связи с длительной экономической рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

  6. Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

11

Установите соответствие между характеристиками и видами безработицы:

 ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) выпускники творческих вузов долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую

Б) в связи с экономическим кризисом фирмы сократили численность персонала

В) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие шахты закрылись, а шахтёры остались без работы

Г) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу

Д) в службе занятости безработные отказываются от рабочих вакансий и просят подобрать работу менеджеров

 

1) сезонная

2) структурная

3) фрикционная

A

Б

В

Г

Д






4) циклическая


12

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее видами: 

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

A) связана с по­ис­ком ра­бо­ты специалистом, впер­вые по­явив­шем­ся на рынке труда

Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных умений

B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле

Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем предприятий

Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од депрессии

 

1) фрикционная

А

Б

В

Г

Д






2) циклическая


13

Установите со­от­вет­ствие между видом без­ра­бо­ти­цы и ее признаками: 

ПРИЗНАКИ

 

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) воз­ни­ка­ет при спаде производства

Б) охва­ты­ва­ет все сферы производства

В) вы­зы­ва­ет­ся из­ме­не­ни­я­ми в струк­ту­ре спро­са и тех­но­ло­гии про­из­вод­ства

Г) может при­во­дить к силь­ным со­ци­аль­ным по­тря­се­ни­ям

Д) ведет к не­об­хо­ди­мо­сти по­яв­ле­ния новых профессий

 

1) циклическая

А

Б

В

Г

Д






2) структурная


14

У На­деж­ды сын-дошкольник, и она по со­гла­со­ва­нию с ру­ко­вод­ством пред­при­я­тия за­ня­та на про­из­вод­стве не­пол­ный ра­бо­чий день. Какие еще категории, по­ми­мо ча­стич­но занятых, вклю­ча­ют­ся в чис­лен­ность ра­бо­чей силы страны? За­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми ука­за­ны такие категории.

 1) домохозяйки 2) работающие по гиб­ко­му графику

3) не име­ю­щие работы, но ак­тив­но ее ищущие 4) отбывающие срок за­клю­че­ния в тюрьмах

5) студенты днев­ных от­де­ле­ний вузов 6) находящиеся в оче­ред­ном отпуске

15

В го­су­дар­стве М. до­воль­но вы­со­кий уро­вень безработицы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным безработным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) уволившиеся по соб­ствен­но­му желанию

2) нашедшие работу, но не при­сту­пив­шие к ней

3) уволенные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услуги

4) вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую квалификацию

5) уволенные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стране

6) занятые не­пол­ный ра­бо­чий день

16

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Безработица представляет собой ___________ (А) явление, которое наступает в случае превышения ___________ (Б) трудовых услуг над спросом и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы существенное влияние оказывают уровень ___________ (В), освоение новых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономической конкуренции.

A

Б

В

Г

Д

Е







___________ (Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соответствует ___________ (Д) безработицы, который связан с поиском наиболее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям, ___________ (Е) изменениями спроса и др. Естественная безработица не является постоянной величиной. Она зависит от уровня развития экономики страны: Государство должно следить, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный».

 1) сезонный 2) социально-экономический 3) общество

4) научно-технический прогресс 5) спрос 6) предложение

7) естественный уровень 8) полная занятость 9) производственный



Часть 2

п/п

Задание

25

(1)


Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «безработица»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния видов безработицы, и одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти фрик­ци­он­ной безработицы.

25

(2)


Какой смысл вкла­ды­ва­ют об­ще­ство­ве­ды в по­ня­тие «без­ра­бо­ти­ца». При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о по­след­стви­ях без­ра­бо­ти­цы, и дру­гое, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти циклической без­ра­бо­ти­цы.

26

(1)


Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми любые три спо­со­ба борь­бы с безработицей.

26 (2)


На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида без­ра­бо­ти­цы (сна­ча­ла на­зо­ви­те вид без­ра­бо­ти­цы, а затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер).

26 (3)

Назовите и проиллюстрируйте примерами три негативных последствия безработицы. (Сначала назовите последствие, а затем приведите соответствующий пример). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

28


Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Без­ра­бо­ти­ца». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя