СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. 5. Глобальные проблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал "Глобальные проблемы" включает теорию и практику, предназначен для уроков обществознания и подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 5. Глобальные проблемы»

7


Тема №5 «Глобальные проблемы»

п\п

Проблема

1

Понятие и виды глобальных проблем



Глобальные проблемы

  1. комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающих весь мир в целом. Эти проблемы носят комплексный характер, т.е. в их исследовании и решении должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания и все мировое сообщество

  2. совокупность проблем человечества, которые встали пред ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации


При­чи­ны возникновения глобальных проблем:

  1. огром­ные мас­шта­бы че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти

  2. не­спо­соб­ность че­ло­ве­ка ра­ци­о­наль­но рас­по­ря­дить­ся этой де­я­тель­но­стью

  3. всемирная общность людей, целостность современного мира


Американский ученый Тойн­би сфор­му­ли­ро­вал «тео­рию вы­зо­ва-от­ве­та»: при­род­ная среда самим фак­том сво­е­го су­ще­ство­ва­ния по­сы­ла­ет вызов че­ло­ве­ку, ко­то­рый со­зда­ет ис­кус­ствен­ную среду, бо­рясь с при­ро­дой и при­спо­саб­ли­ва­ясь к ней.


Виды глобальных проблем


Область

проявления

В чем выражаются

Возникают во взаимоотношениях между социальными группами и государствами

  • Скрываемая вражда блоков (по национальному, финансовому и религиозному признаку) которая ведет к конфронтации, системе локальных конфликтов, терроризму;

  • Резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благосостояния населения, что ведет к антагонизму высокоразвитых и низкоразвитых стран «Восток-Запад», «Север-Юг»

Воз­ни­ка­ю­щие в ре­зуль­та­те вза­и­мо­дей­ствия че­ло­ве­ка и при­ро­ды

  • Экологические - техногенное загрязнение окружающей среды

Проявления экологической проблемы:

– загрязнение почв;

– вырубка лесов;

– загрязнение вод суши и Мирового океана;

– загрязнение атмосферы;

– исчезновение многих видов животных и растений.

Возможные пути решения экологической проблемы:

– формирование экологического сознания;

– создание безотходных производств;

– создание и развитие национальных парков и заповедников;

  • Продовольственные

  • Истощение невосполнимых природных ресурсов (воздуха, воды, энергоносителей – угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, минерального сырья и руд)

  • Проблемы использования общественных богатств (мирового океана, космического пространства)

Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом

  • Проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни

  • Демографическая проблема (перенасыщенность или отрицательное сальдо в определенных регионах мира)

  • Проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием «здоровье человечества» (проблема СПИДа)

  • Проблема нормального психического развития личности


2

Общие признаки глобальных проблем

Взаимосвязь глобальных проблем современности


Общие признаки


  1. глобальные проблемы едины для всего мира, т.е. имеют планетарный характер (последствия аварии на Чер­нобыльской АЭС сказались за сотни тысяч километ­ров)

  2. создают угрозу всему человечеству (СПИД уносит жиз­ни людей во всех странах, независимо от формы прав­ления, уровня экономического развития и политичес­кого режима)

  3. требуют объединения усилий для их решения (пробле­му загрязнения Мирового океана не решит одно госу­дарство)

  4. побуждают к поиску взаимопонимания или согласо­вания интересов (объединение различных государств для борьбы с терроризмом)

  5. поиск путей их решения способствует становлению единой цивилизации (формирование глобального мышления).

  6. нуж­да­ют­ся в эф­фек­тив­ных и не­от­лож­ных ре­ше­ни­ях


Взаимосвязь глобальных проблем современности

1) эко­но­ми­че­ская от­ста­лость раз­ви­ва­ю­щих­ся стран по­рож­да­ет ис­поль­зо­ва­ние тех­но­ло­гий, на­но­ся­щих боль­шой урон при­ро­де;

2) быст­рый рост на­ро­до­на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах усу­губ­ля­ет эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, уве­ли­чи­ва­ет от­ста­ва­ние от раз­ви­тых го­су­дарств;

3) низ­кий со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский уро­вень ряда раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, от­сут­ствие раз­ви­тых си­стем здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния ведет к росту опас­ных за­бо­ле­ва­ний, таких, как СПИД.

4) угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са за­став­ля­ет раз­ви­тые в эко­но­ми­че­ском от­но­ше­нии стра­ны со­вре­мен­но­го мира пе­ре­во­дить вред­ные, эко­ло­ги­че­ски опас­ные про­из­вод­ства в стра­ны «тре­тье­го мира», что обост­ря­ет про­бле­му «Север — Юг»;

5) угро­за меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма в со­вре­мен­ных усло­ви­ях тесно пе­ре­пле­те­на с про­бле­мой предот­вра­ще­ния ядер­ной войны, со­хра­не­ния мира (тер­ро­ри­сты пы­та­ют­ся по­лу­чить до­ступ к тех­но­ло­ги­ям про­из­вод­ства ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния);

6) де­мо­гра­фи­че­ская про­бле­ма в со­вре­мен­ном мире выступает, пре­жде всего, как про­бле­ма бур­но­го де­мо­гра­фи­че­ско­го роста стран «тре­тье­го мира», ко­то­рый уве­ли­чи­ва­ет их от­ста­ва­ние от раз­ви­тых в эко­но­ми­че­ском от­но­ше­нии стран.



Тренинг по теме №5 «Глобальные проблемы человечества»

п/п

Задание

1

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

  1. экологические проблемы 2) глобальные проблемы 3) продовольственные проблемы

4)демографические проблемы 5) экономические проблемы

2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

  1. эко­ло­ги­че­ский кри­зис 2) угро­за новой ми­ро­вой войны 3) рост нар­ко­мании

  1. рас­про­стра­не­ние СПИДа 5) угро­за XXI века

3

Премьер-министр страны Н.Н. заявил о необходимости проведения реформ, способствующих решению глобальных экологических проблем. Какие из перечисленных мер способствуют решению данной задачи?

  1. ужесточение юридической ответственности за нарушение норм выбросов в атмосферу промышленными предприятиями.

  2. проведение реформ, направленных на более эффективное развитие сельского хозяйства.

  3. во всех сферах производства в стране Н. широко применяются механизмы.

  4. финансирование программы посадки лесов.

  5. участие в международной программе помощи бедным странам.

  6. введение программы стимулирования фермеров к использованию нехимических удобрений.

4

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, от­ли­ча­ю­щие гло­баль­ные про­бле­мы от дру­гих про­блемах че­ло­ве­че­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тре­бу­ют для сво­е­го раз­ре­ше­ния сов­мест­ных уси­лий го­су­дарств мира

2) воз­ник­ли во вто­рой по­ло­ви­не про­шло­го века

3) от­ра­жа­ют про­ти­во­ре­чие между по­треб­но­стя­ми людей и воз­мож­но­стя­ми

4) вы­зва­ны не­хват­кой при­род­ных ре­сур­сов

5) носят мас­штаб­ный ха­рак­тер


Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, от­ли­ча­ю­щие гло­баль­ные про­бле­мы от дру­гих про­блемах че­ло­ве­че­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1. глобальные проблемы требуют своего разрешения и совместных усилий государств мира

  2. глобальные проблемы являются порождением коллективистского сознания в традиционном обществе

  3. глобальные проблемы отражают противоречие между потребностями людей и возможностями

  4. все глобальные проблемы вызваны нехваткой природных ресурсов

  5. глобальные проблемы являются вызовами современному обществу и представляют собой угрозу для его существования

5

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной про­бле­ме и за­пи­ши­те цифры,  под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ре­ше­ние гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной про­бле­мы свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем до­сти­же­ний на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са.

2) дан­ная про­бле­ма про­яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в стра­нах Се­вер­но­го по­лу­ша­рия.

3) остро­та про­бле­мы опре­де­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но при­род­но-кли­ма­ти­че­ски­ми раз­ли­чи­я­ми ре­ги­о­нов Земли.

4) про­бле­ма тре­бу­ет раз­ви­тия и внед­ре­ния пе­ре­до­вых ме­то­дов аг­ро­тех­ни­ки.

5) дан­ная про­бле­ма вза­и­мо­свя­за­на с ми­ро­вой де­мо­гра­фи­че­ской про­бле­мой.

6

Какие из пе­ре­чис­лен­ных мер на­прав­ле­ны на пре­одо­ле­ние про­бле­мы «Север-Юг»? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) под­го­тов­ка ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, на­прав­лен­ных на со­зда­ние новых ра­бо­чих мест в эко­но­ми­че­ски не­раз­ви­тых стра­нах

2) де­я­тель­ность меж­ду­на­род­ных пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, на­прав­лен­ная на борь­бу с тер­ро­риз­мом

3) предо­став­ле­ние тор­го­вых пре­фе­рен­ций для стран с сы­рье­вым ха­рак­те­ром экс­пор­та

4) со­кра­ще­ние рас­хо­дов на пре­одо­ле­ние без­гра­мот­но­сти

5) раз­ра­бот­ка про­грамм по­ста­вок ору­жия

6) огра­ни­че­ние вы­бро­са за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ в ат­мо­сфе­ру


7

На меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции об­суж­да­лись меры по пре­одо­ле­нию про­бле­мы обес­пе­че­ния че­ло­ве­че­ства ре­сур­са­ми. Что могло быть вклю­че­но в про­грам­му этой кон­фе­рен­ции? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние аль­тер­на­тив­ных ис­точ­ни­ков энер­гии

2) про­грамма под­держ­ки раз­ви­ва­ю­щих­ся стран

3) со­кра­ще­ние во­ен­ных рас­хо­дов

4) вы­де­ле­ние средств на лик­ви­да­цию не­гра­мот­но­сти

5) эко­но­мия прес­ной воды на про­из­вод­ствен­ные и бы­то­вые нужды

6) со­зда­ние под­зем­ных хра­ни­лищ дож­де­вых и талых вод

8

В про­шлом году в круп­ном ев­ро­пей­ском го­ро­де про­шла кон­фе­рен­ция, в ко­то­рой при­ня­ло уча­стие боль­шин­ство стран мира. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что кон­фе­рен­ция была по­свя­ще­на гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским про­бле­мам? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на кон­фе­рен­ции об­суж­да­лись про­бле­мы ко­рен­ных на­ро­дов Се­ве­ра, свя­зан­ные с гло­баль­ным по­теп­ле­ни­ем.

2) наи­боль­шее вни­ма­ние при­влек­ло вы­ступ­ле­ние, по­свящённое рас­ши­ре­нию си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния в стра­нах Цен­траль­ной Аф­ри­ки.

3) по ре­зуль­та­там кон­фе­рен­ции было при­ня­то ре­ше­ние ак­ти­ви­зи­ро­вать про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность в при­ро­до­охран­ных зонах.

4) стра­ны-участ­ни­ки за­яви­ли о не­об­хо­ди­мо­сти вы­де­ле­ния в го­су­дар­ствен­ных бюд­же­тах средств на при­ро­до­охран­ные цели.

5) стра­ны-участ­ни­цы при­ня­ли ре­ше­ние о сов­мест­ной раз­ра­бот­ке ин­но­ва­ци­он­ных энер­го­сбе­ре­га­ю­щих ре­ше­ний в быту.

6) на кон­фе­рен­ции осу­ди­ли по­пыт­ки не­ко­то­рых стран ра­бо­тать над раз­ра­бот­кой ядер­но­го ору­жия.

9

 В стра­не Z про­шла меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция, на ко­то­рой, среди про­чих во­про­сов, об­суж­да­лось огра­ни­че­ние вы­броса вред­ных ве­ществ в ат­мо­сфе­ру. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит вам уста­но­вить, что кон­фе­рен­ция была по­свя­ще­на гло­баль­ным про­бле­мам че­ло­ве­че­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) в кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли более ста раз­лич­ных стран.

2) на кон­фе­рен­ции были пред­ло­же­ны спо­со­бы ока­за­ния эко­но­ми­че­ской по­мо­щи сла­бо­раз­ви­тым стра­нам.

3) участ­ни­ка­ми кон­фе­рен­ции об­суж­да­лось сни­же­ние рож­да­е­мо­сти в груп­пе ин­ду­стри­аль­но раз­ви­тых стран.

4) на кон­фе­рен­ции ре­шал­ся во­прос о вве­дении еди­ных прин­ци­пов взи­ма­ния та­мо­жен­ных по­шлин.

5) участ­ни­ки кон­фе­рен­ции об­су­ди­ли во­прос раз­ви­тия меж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ства в об­ла­сти осво­е­ния кос­ми­че­ско­го про­стран­ства.

6) на кон­фе­рен­ции были при­ня­ты тре­бо­ва­ния без­опас­но­сти в сфере атом­ной энер­ге­ти­ки.

10

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми про­яв­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­кой гло­баль­ных проблем

Проявления

Глобальные проблемы


А) по­сте­пен­ное ис­то­ще­ние за­па­сов нефти и ме­тал­лов

Б) ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти экс­тре­мист­ских групп (за­хват за­лож­ни­ков, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взры­вов в ме­стах мас­со­во­го скоп­ле­ния людей)

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки

Г) уве­ли­че­ние раз­ры­ва в уров­не ва­ло­во­го на­ци­о­наль­но­го до­хо­да на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

Д) рост за­бо­ле­ва­ний, вы­зван­ных от­хо­да­ми вред­ных про­из­водств

1) угро­за ми­ро­во­го тер­ро­ризма

2) угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зиса

3) про­блема «Север — Юг»


А

Б

В

Г

Д










11

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми гло­баль­ных проб­лем и их кон­крет­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Проявление

Вид глобальной проблемы

А) мас­штаб­ная вы­нуж­ден­ная ми­гра­ция из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в раз­ви­тые.

Б) гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та.

В) вы­со­кий уро­вень кон­цен­тра­ции мас­со­вой бед­но­сти и ни­ще­ты в стра­нах Тро­пи­че­ской Аф­ри­ки.

Г) со­кра­ще­ние би­о­раз­нообразия Земли.

Д) огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья.

1) эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы

2) про­блема «Север-Юг»

3) энер­ге­ти­че­ская про­бле­ма


А

Б

В

Г

Д








16

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  Ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния во вза­и­мо­дей­ствии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства с при­ро­дой по­лу­чи­ли на­зва­ние тех­но­ген­ных ре­во­лю­ций. Каж­дая такая ре­во­лю­ция, по­рож­ден­ная раз­ви­ти­ем че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, при­во­ди­ла к из­ме­не­нию роли че­ло­ве­ка в при­ро­де. Пер­вой из по­доб­ных ре­во­лю­ций стала ре­во­лю­ция нео­ли­ти­че­ская, или _________________(А). Её ре­зуль­та­том стало за­рож­де­ние ________________(Б) хо­зяй­ства, фор­ми­ро­ва­ние новых видов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей – ско­то­вод­ства и зем­ле­де­лия. Че­ло­век смог сам обес­пе­чи­вать себя про­дук­та­ми пи­та­ния. Сле­дом за зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ством воз­ни­ка­ют ремёсла, раз­ви­ва­ет­ся тор­гов­ля.

Сле­ду­ю­щей тех­но­ген­ной ре­во­лю­ци­ей была ________________(В) ре­во­лю­ция. Её на­ча­ло при­хо­дит­ся на век Про­све­ще­ния. Суть этой ре­во­лю­ции за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­хо­де от руч­но­го труда к ма­шин­но­му, в раз­ви­тии круп­ной фаб­рич­ной про­мыш­лен­но­сти, когда ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние по­сте­пен­но за­ме­ня­ют на про­из­вод­стве ряд функ­ций че­ло­ве­ка. Эта ре­во­лю­ция спо­соб­ство­ва­ла росту и раз­ви­тию круп­ных го­ро­дов – ____________________(Г), раз­ви­тию новых видов транс­пор­та и связи, упро­ще­нию кон­так­тов между жи­те­ля­ми раз­ных стран и кон­ти­нен­тов.

Сви­де­те­ля­ми тре­тьей тех­но­ген­ной ре­во­лю­ции стали люди, жив­шие в XX веке. Это пост­ин­ду­стри­аль­ная, или _________________(Д), ре­во­лю­ция, свя­зан­ная с по­яв­ле­ни­ем «умных машин» – ком­пью­те­ров, раз­ви­ти­ем мик­ро­про­цес­сор­ных тех­но­ло­гий, элек­трон­ных средств связи. В оби­ход проч­но вошло по­ня­тие «ком­пью­те­ри­за­ция» – мас­со­вое при­ме­не­ние ком­пью­те­ров на про­из­вод­стве и в быту. По­яви­лась все­мир­ная сеть Ин­тер­нет, от­крыв­шая огром­ные воз­мож­но­сти для по­ис­ка и по­лу­че­ния любой ин­фор­ма­ции. Новые тех­но­ло­гии су­ще­ствен­но об­лег­чи­ли труд мил­ли­о­нов людей, при­ве­ли к росту _______________________(Е) труда. Для при­ро­ды по­след­ствия этой ре­во­лю­ции слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы.

1) ме­га­по­лис 2) про­из­во­ди­тель­ность 3) мет­ро­по­лия

4) сто­и­мость 5) аг­рар­ная 6) при­сва­и­ва­ю­щее

7) ин­фор­ма­ци­он­ная 8) про­мыш­лен­ная 9) про­из­во­дя­щее

А

Б

В

Г

Д

Е








17

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Учёные вы­де­ля­ют не­сколь­ко групп гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства. Пер­вая груп­па про­блем свя­за­на с от­но­ше­ни­я­ми между го­су­дар­ства­ми. Устра­не­ние _______(А) эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, со­хра­не­ние мира — это од­но­вре­мен­но ре­ше­ние и про­бле­мы здо­ро­вья людей, и про­бле­мы ка­че­ства осво­е­ния при­род­ных ре­сур­сов. Оста­нов­ка________(Б) также пре­дот­вра­ща­ет за­гряз­не­ние при­род­ной среды в пла­не­тар­ном мас­шта­бе.

Вто­рая груп­па вклю­ча­ет в себя про­бле­мы не­по­сред­ствен­но­го______(В) при­ро­ды и об­ще­ства. Это, на­при­мер, ис­то­ще­ние________(Г) недр Земли и Ми­ро­во­го оке­а­на.

В дан­ном слу­чае про­бле­ма при­ро­ды и об­ще­ства — это про­бле­ма био­ло­ги­че­ских основ жизни обусловленных ___________(Д).

Тре­тья груп­па про­блем от­ра­жа­ет вза­и­мо­дей­ствие че­ло­ве­ка и об­ще­ства. К ним от­но­сят, на­при­мер, про­бле­мы __________(Е), здра­во­охра­не­ния, куль­тур­но­го на­сле­дия».

1) сред­ство 2) вза­и­мо­дей­ствие 3) со­ци­аль­ные усло­вия

4) не­рав­но­мер­ность 5) об­ще­ство 6) на­ро­до­на­се­ле­ние

7) гонка во­ору­же­ний 8) об­ще­ствен­ный про­гресс 9) при­род­ные ре­сур­сы

 

А

Б

В

Г

Д

Е








18

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

А

Б

В

Г

Д

Е







  «На нашей пла­не­те су­ще­ству­ют стра­ны, резко раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по сво­е­му об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ско­му________(А) и со­от­вет­ствен­но по уров­ню ____ (Б) на­се­ле­ния. С одной сто­ро­ны, су­ще­ству­ет срав­ни­тель­но не­боль­шая груп­па___ (В), с дру­гой – боль­шое число го­су­дарств, в ко­то­рых эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­ста­ло­стью, а ка­че­ство жизни на­се­ле­ния яв­ля­ет­ся низ­ким. Эко­но­ми­ка ___ (Г) ос­но­вы­ва­ет­ся на до­бы­че и экс­пор­те сы­рье­вых ре­сур­сов. На­се­ле­ние от­ста­лых и сред­не­раз­ви­тых стран со­став­ля­ет ____ (Д). На­се­ле­ние пла­не­ты со­став­ля­ет уже 7 мил­ли­ар­дов. Общая тен­ден­ция со­вре­мен­но­го раз­ви­тия та­ко­ва, что раз­рыв между «зо­ло­тым мил­ли­ар­дом» и осталь­ной ча­стью че­ло­ве­че­ства ____ (Е)»


1) раз­ви­тые стра­ны 2) мень­шин­ство 3) от­ста­лые стра­ны

4) по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство 5) со­кра­ща­ет­ся 6) уро­вень

7) бла­го­со­сто­я­ние 8) раз­рыв 9) раз­ви­тие

26 (1)

 С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­связь гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

26 (2)

 По­ка­жи­те на трех при­ме­рах тес­ную связь об­ще­ства и при­ро­ды.

27


Со­вре­мен­ный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, во­оружённых кон­флик­тов. Мно­гие мыс­ли­те­ли от­но­сят ло­каль­ные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным про­бле­мам, угро­зам, сто­я­щим перед всем че­ло­ве­че­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой по­зи­ции.

27

(2)

Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведёт к радиоактивному загрязнению существенной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.

28

 Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

28 (2)

Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Взаимосвязь человека и общества с природой». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

28 (3)

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Про­бле­ма об­ще­ствен­но­го про­грес­са». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29

эссе

«Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф.Энгельс)


ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ №28


1

«Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти»


1) Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы как часть гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства.

2) Сущ­ность «де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва» и его связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми.

3) Чем вы­зван де­мо­гра­фи­че­ский кри­зис в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах?

4) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия «де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва»:

а) мас­со­вые голод, бо­лез­ни, не­гра­мот­ность, от­сут­ствие нор­маль­но­го жилья;

б) без­ра­бо­ти­ца;

в) мас­со­вые ми­гра­ции;

г) про­бле­мы ас­си­ми­ля­ции при­ез­жих.

5) Пути пре­одо­ле­ния со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем:

а) ре­ше­ние про­бле­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния чис­лен­но­сти на­ро­до­на­се­ле­ния;

б) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем.

2

«Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга и пути её ре­ше­ния»


1) Про­бле­ма Се­ве­ра и Юга — одна из гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

2) Сущ­ность про­бле­мы Се­ве­ра и Юга и ее связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми.

3) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия на­зван­ной про­бле­мы:

а) «де­мо­гра­фи­че­ский взрыв»;

б) голод, ни­ще­та, не­гра­мот­ность, бо­лез­ни;

в) без­ра­бо­ти­ца и ми­гра­ция в эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные стра­ны мира.

4) Пути пре­одо­ле­ния эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти, бед­но­сти и ни­ще­ты стран «тре­тье­го мира»:

а) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

б) уста­нов­ле­ние но­во­го ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го по­ряд­ка;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии про­блем Се­ве­ра и Юга.

3

«Вли­я­ние при­ро­ды на че­ло­ве­ка и об­ще­ство»


1. Понятие природы и общества

2. Вли­я­ние при­род­ных фак­то­ров на про­цесс ан­тро­по­ге­не­за:

а) вы­де­ле­ние че­ло­ве­ка из мира жи­вот­ных;

б) фор­ми­ро­ва­ние рас;

в) фор­ми­ро­ва­ние язы­ков;

г) осо­бен­но­сти мен­таль­но­сти и ха­рак­те­ра;

3. Вли­я­ние при­ро­ды (окру­жа­ю­щей среды) на об­ще­ствен­ные про­цес­сы:

а) темпы и ка­че­ство со­ци­аль­ной ди­на­ми­ки;

б) раз­ме­ще­ние про­из­во­ди­тель­ных сил и хо­зяй­ствен­ная спе­ци­а­ли­за­ция;

в) при­род­ные ка­та­клиз­мы и их со­ци­аль­ные по­след­ствия.

4. Этапы вза­и­мо­дей­ствия при­ро­ды и об­ще­ства:

а) при­сво­е­ние го­то­вых про­дук­тов;

б) рост про­из­во­­ди­тель­ных сил;

в) пе­ре­ход от сти­хий­но­го по­треб­ле­ния при­род­ных ре­сур­сов к ор­га­ни­за­ции це­ле­на­прав­лен­но­го хода при­род­ных про­цес­сов;

5. Зна­че­ние при­ро­ды для че­ло­ве­ка и об­ще­ства:

а) кла­до­вая ре­сур­сов;

б) есте­ствен­ная среда оби­та­ния;

в) ис­точ­ник вдох­но­ве­ния и кра­со­ты.

4

«Эко­ло­ги­че­ский кри­зис как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти»

1.Понятие экологического кризиса

2. Связь экологического кризиса с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми

3. Чем вы­зван эко­ло­ги­че­ский кри­зис?

а) рост мас­шта­бов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.

б) по­тре­би­тель­ское от­но­ше­ние к при­ро­де.

4. Про­яв­ле­ния и по­след­ствия эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са.

5. Пути пре­одо­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са:

а) из­ме­не­ние от­но­ше­ния людей к при­ро­де;

б) наука на служ­бе эко­ло­гии;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии эко­ло­ги­че­ских про­блем.

5

«Про­бле­ма меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма как гло­баль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­сти


1. Понятие терроризм

2. Меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм как угро­за ми­ро­во­му со­об­ще­ству.

3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма:

а) раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия между стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми мира;

б) агрес­сив­ное внед­ре­ние цен­но­стей и норм за­пад­но­го об­ще­ства в не­за­пад­ный мир, при­тес­не­ние не­за­пад­ных куль­тур и цен­но­стей;

в) по­ли­ти­че­ское до­ми­ни­ро­ва­ние за­пад­ных стран в гло­баль­ном мире.

4. Осо­бен­но­сти тер­ро­риз­ма на со­вре­мен­ном этапе:

а) над­на­ци­о­наль­ный ха­рак­тер;

б) ис­поль­зо­ва­ние со­вре­мен­ных се­те­вых тех­но­ло­гий и ре­сур­сов;

в) на­ли­чие зна­чи­тель­ных фи­нан­со­вых, ин­тел­лек­ту­аль­ных, люд­ских ре­сур­сов;

г) ис­поль­зо­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных про­грамм­ных уста­но­вок.

 5. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов:

а) ор­га­ни­за­ция пси­хо­ло­ги­че­ских атак с ис­поль­зо­ва­ни­ем медиа-тех­но­ло­гий;

б) под­го­тов­ка и про­ве­де­ние тер­ро­ри­сти­че­ских актов;

в) ор­га­ни­за­ция атак в Ин­тер­не­те на круп­ные фи­нан­со­вые цен­тры, банки.

6. Пути и спо­со­бы борь­бы ми­ро­во­го со­об­ще­ства с тер­ро­ри­ста­ми.

7. Роль РФ в про­ти­во­дей­ствии тер­ро­ри­сти­че­ской угро­зе.

6

«Экологический кризис как глобальная проблема современности», «Проблема экологии в современном мире»

1) Понятие «экономический кризис»

2) Проявления экологической проблемы:

– загрязнение почв;

– вырубка лесов;

– загрязнение вод суши и Мирового океана;

– загрязнение атмосферы;

– исчезновение многих видов животных и растений.

3) Возможные пути решения экологической проблемы:

– формирование экологического сознания;

– создание безотходных производств;

– создание и развитие национальных парков и заповедников;

4) Основы международного сотрудничества по вопросам экологии.


























КЛЮЧИ


26 (2)

1) При­род­ные усло­вия обу­слов­ли­ва­ют за­ня­тия людей (на­при­мер, ры­бо­лов­ство у жи­те­лей при­бреж­ных тер­ри­то­рий);

2) По­лез­ные ис­ко­па­е­мые, их на­ли­чие или от­сут­ствие, их раз­ра­бот­ка во мно­гом опре­де­ля­ют со­сто­я­ние эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия (на­при­мер, по­ло­же­ние стран, экс­пор­те­ров нефти);

3) При­род­ные ка­та­клиз­мы могут на­не­сти огром­ный ущерб об­ще­ству (на­при­мер, раз­ру­ше­ния в связи с зем­ле­тря­се­ни­я­ми, цу­на­ми).

27

1) любой ло­каль­ный кон­фликт, ло­каль­ная война могут стать аре­ной при­ме­не­ния ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния (хи­ми­че­ско­го, бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го, ядер­но­го);

2) в ло­каль­ный кон­фликт могут втя­нуть­ся тре­тьи стра­ны, и тогда он пе­ре­рас­тет в ре­ги­о­наль­ный или даже ми­ро­вой;

3) любой ло­каль­ный кон­фликт яв­ля­ет­ся поч­вой для фи­нан­со­вой под­пит­ки тер­ро­ри­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций, ла­ге­рей под­го­тов­ки бо­е­ви­ков, уси­ле­ния опас­но­сти де­я­тель­но­сти меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­стов и т. Д.

27(2)


Во-первых, экологическая проблема, так как отбросы в океан сказываются на его жителях, загрязнение воды, растений неизбежно поведет к вымиранию рыб, ракушек.

Во-вторых, мировая продовольственная проблема. Данная проблема не сводится только к тому, что в Африке детям нечего кушать. К этой проблеме можно также отнести и питание зараженными или испорченными продуктами, что тесно связано с проблемой экологии. Найдем связь: рыба заражена - человек, не зная этого ее кушает, как следствие человек тоже заражен либо испытывает дискомфорт. Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения планеты, а также питание продуктами недолжного качества оказывает огромное влияние на биологические и социальные аспекты воспроизводства всего человечества, его жизненный тонус, производительность труда, а отсюда возможно и вывести демографическую проблему.

Так же можно затронуть и проблему мирового океана.


28


«Глобальные проблемы современности»


1) Понятие «глобальные проблемы»

2) Основные черты глобальных проблем:

– затрагивают все человечество;

– не могут быть решены усилиями одной страны;

– необходимость быстрого решения.

3) Причины возникновения глобальных проблем:

– исчерпаемость природных ресурсов;

– создание оружия массового поражения;

– разрушительная деятельность человека по отношению к природе.

4) Основные глобальные проблемы современности:

– предотвращение ядерной войны и обеспечение мира;

– преодоление экономической отсталости слаборазвитых стран;

– терроризм;

– экологические проблемы;

– энергетическая и сырьевая проблемы.

5) Международное сотрудничество и возможные пути решения глобальных проблем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя