СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания 20-22. Тема «Правление Николая I»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания 20-22.  Тема «Правление Николая I»

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания 20-22. Тема «Правление Николая I»»

Задания 20-22. Тема «Правление Николая I»


  1. Из проекта А.Х. Бенкендорфа «Об устройстве высшей полиции»


«События 14-го декабря и страшный заговор, подготовлявший уже более 10 лет эти события, вполне доказывают ничтожество нашей полиции и необходимость организовать новую полицейскую власть по обдуманному плану, приведенному как можно быстрее в исполнение.

Тайная полиция почти немыслима, честные люди боятся ее, а бездельники легко осваиваются с нею.

Вскрытие корреспонденции составляет одно из средств тайной полиции и притом самое лучшее, так как оно действует постоянно и обнимает все пункты империи…

Для того чтобы полиция была хороша и обнимала все пункты империи, необходимо, чтобы она подчинялась системе строгой централизации, чтобы её боялись и уважали и чтобы уважение это было внушено нравственными качествами её главного начальника.

Он должен бы носить звание министра полиции и инспектора корпуса жандармов в столице и в провинции. Одно это звание дало бы ему возможность пользоваться мнениями честных людей, которые пожелали бы предупредить правительство о каком-нибудь заговоре или сообщить ему какие-нибудь интересные новости. Злодеи, интриганы и люди недалекие, раскаявшись в своих ошибках или стараясь искупить свою вину доносом, будут по крайней мере знать, куда им обратиться. К этому начальнику стекались бы сведения всех жандармских офицеров, рассеянных во всех городах России и во всех частях войска: это дало бы возможность заметить на эти места людей честных и способных, которые часто брезгают ролью тайных шпионов, но, нося мундир, как чиновники правительства, считают долгом ревностно исполнять эту обязанность.

Чины, кресты, благодарность служат для офицера лучшим поощрением, нежели денежные награды, но для тайных агентов не имеют такого значения и они нередко служат шпионами за и против правительства…

Итак, первое и важнейшее впечатление, произведенное на публику этой полицией, будет зависеть от выбора министра и от организации самого министерства; судя по ним, общество составит себе понятие о самой полиции»


20. К какому веку относится этот документ? Назовите имя правившего тогда императора.

Ответ:



21. Созданию, какого органа власти в России способствовал этот документ? Каковы были цели её создания? Укажите не менее двух целей.

Ответ:




22. Используя знания по истории, назовите не менее трех других мероприятий, которые были приведены для достижения обозначенных целей.

Ответ:





2. Из указа Николая I «Об обязанных крестьянах»

«1. Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другою работой.

2.В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей они понуждаются к тому земскою полицией, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

3.Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ними и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян…

6.Помещики утверждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельской… полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в поступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ними тяжб и споров…»

20. Назовите год принятия данного указа. Какая цель преследовалась его изданием?

Ответ:





21. Укажите не менее трех обязанностей крестьянина в соответствии с документом.

Ответ:






22. Каковы были права помещика в отношении крестьянина? Что нового вносил указ во взаимоотношения помещика и крестьянина? Приведите в общей сложности не менее трех положений.

Ответ:


















3. Из статьи С.П. Шевырёва


«… Мы сохранили в себе незапятнанными три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас ещё древняя мать наша Русь и с ним отпустила нас в опасную дорогу Запада…

Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено её будущее благоденствие, есть чувство её государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории… У нас только Царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа своему царю…

Третье коренное чувство наше есть сознание нашей народности и уверенность в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить привычный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом…

Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно её будущее…

20. Назовите историческое понятие, которому посвящена статья С.П. Шевырёва. В царствование какого императора оно было сформулировано?

Ответ:





21. Используя текст источника, укажите три основных положения, которые характеризуют систему взглядов, указанную в статье. Чьи идеи легли в её основу? Кто сыграл особую роль в формулировании основных принципов этой системы взглядов?

Ответ:









22. Каких идеологических взглядов, судя по тексту, придерживался автор? Свою позицию обоснуйте. Приведите всего не менее двух положений.

Ответ:









4. Из «Докладной записки потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве» М.И. Жихарева


«Известно, что с начала царствования Николая I так называемая реакция против переворота, произведенного Петром Великим… внезапно обнаружилась со всею полнотою и решительностью…

Русская история, - говорили русские новые мыслители, - не только заслуживает внимания народов, но она еще есть для них единственная… Жизнь всех остальных народов померкнет и превратится в ничто сравнительно с жизнью русского народа, если внимательно, разумно и любовно её постигнуть. С самого первого происхождения Руси, и даже до него, в славянском племени лежали зародыши таких великих и благих начал, про которые никогда и не снилось народам Запада, постоянно целями и соображениями земными с путей добра и правды совращаемые и ввергаемые в пути порока, преступления или нечестия… Европа… иного себе спасения, кроме России, не имеет…

Но сама Россия в продолжение своего исторического существования не избегнула страшного нравственного несчастия, … чуть её не низведшего до бедственного уровня Европы… Это страшное бедствие, этот неизмеримый удар был, как известно всякому, реформа Петра Великого, того государя, которого в непонятном ослеплении и в заблуждении, не чуждом преступления, столько продолжительное время считали великим преобразователем России и самым славным и полезным из русских властителей, но который, на самом-то деле, ничем иным не был, как злым гением русской земли, первоначальным изменником родным началам и родным верованиям…

Как ни страшен был, однако же, удар и как ни велико извращение народной личности, отчаянного в положении России ничего нет… Чтобы всё пришло опять в прежнее положение, после которого, впрочем, и желать больше будет нечего, стоит только возвратиться к родным началам и родным верованиям…


20. Назовите течение общественной мысли, охарактеризованное автором, и хронологические рамки царствования, с которым он связывает его возникновение.

Ответ:





21. Укажите фамилии не менее трёх представителей этого течения, известные вам из курса истории России, а также название направления общественной мысли, с которыми они полемизировали.

Ответ:





22. Какие идеи характеризует автор воспоминаний? Приведите не менее двух идей. Какие другие идеи, вдвинутые представителями этого направления общественной мысли России, вам известны. Назовите не менее трёх идей.

Ответ:




5. Из документа XIX века


«Монархическое неограниченное правительство… является не врагом, не противником, а другом и защитником свободы, свободы духовной, истинной, выражающейся в открытом, возвещаемом мнении. Свобода политическая не есть свобода. Только при… неограниченной монархии, вполне представляющей народу всю его нравственную жизнь, может на земле существовать свобода истинная для народа.

… Нужно, чтобы правительство поняло вновь свои коренные отношения к народу и восстановило их. Ничего более не нужно. Стоит лишь уничтожить гнёт, наложенный государством на землю, и тогда легко можно стать в истинные русские отношения к народу. Тогда восстановится сам собою полный доверенности и искренний союз между государством и народом.

… В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве… обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки…

… Всё зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо на свободу политическую и притязаний в России нет».

20. Укажите, как назывались представители общественного движения, выражавшие данные взгляды. К какому времени (десятилетия) складывания данного общественного движения.

Ответ:





21. Привлекая знания по истории, укажите, каков был итог деятельности представителей данного направления. Приведите не менее трех положений.

Ответ:






22. Используя текст документа, приведите не менее трех положений, характеризующих взгляды представителей данного направления общественной мысли.

Ответ:














6. Из воспоминаний очевидцев событий (XIX в.)


«Наши отважные и уверенные в себе моряки, недавние синопские победители, полагали, что внезапным нападением на обремененного десантом неприятеля можно было произвести в нем страшное смятение и окончательно разгромить его. Душой этой мысли был В.А. Корнилов; того же мнения держался П.С. Нахимов… Горячее желание моряков померяться с врагами, собравшими все усилия против России, не исполнилось. Князь Меншиков не надеялся, чтобы наш парусный флот мог состязаться с неприятельским, преимущественно паровым… Но князь Меншиков! Глее были его проницательность и предусмотрительность? Обстоятельства дают ему год времени… обдумывать свое положение и свои действия – и все ограничивается преимущественно флотом и портом, где главная работа всё же оставалась за Корниловым. Между тем общих изменений во флоте нельзя было сделать: заменить паруса винтами было неоткуда»

«Недостаток в разрывных снарядах и мортирах большого калибра был для нас весьма ощутителен, так что мы прицельными своими выстрелами только могли вредить неприятельским пушечным батареям, мортирным же не могли сделать почти ничего».

«Совершен был вокруг южной оборонительной линии крестный ход, по окончании которого Корнилов обратился к войскам с энергическою речью, заключив её следующими замечательными словами: «Знайте, ребята, что отступления не будет, и если кто услышит, что я скомандую отступление, - пусть меня заколет». С необыкновенным воодушевлением были приняты слова Корнилова. «Умрем за родное место», - отвечали севастопольцы».

«Считаю не лишним сказать несколько слов о храбрости наших солдат. Мы, офицеры, не только любили и уважали их, но мы с ними сроднились… Они, видя весь ужас положения, страдали тою же сердечною скорбью об исходе осады, как и мы. – Молодцами они были все, в особенности наши матросы, которых к несчастию осталось под конец весьма мало».

20. В царствование каких императоров велась война, о которой говорится в отрывках? Назовите не менее двух стран-союзниц, воевавших против России.

Ответ:




21. Как очевидцы событий относились к своим соратникам, защитникам города? На основании приведённых отрывков укажите не менее трех проявлений их отношения.

Ответ:







22. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин поражения России в указанной войне.

Ответ:






7. Из воспоминаний очевидцев событий (XIX в.)


«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахомов, Истомин, Хрулёв? … Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?... Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…»

«С каждым часом делается всё труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел неприятели отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; п кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…»

20. Укажите названия и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.

Ответ:




21. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

Ответ:







22. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов воспоминаний, объясняется это чувство? Приведите не менее трех положений.

Ответ:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!