СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Основные темы лирики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по литературе. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по литературе. Основные темы лирики»

Подготовка к ЕГЭ по литературе.  Основные темы лирики

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Основные темы лирики

Тема поэта и поэзии Тема любви Пейзажная лирика Философская лирика Гражданская лирика (тема Родины) Тема дружбы Тема одиночества Тема свободы
  • Тема поэта и поэзии
  • Тема любви
  • Пейзажная лирика
  • Философская лирика
  • Гражданская лирика (тема Родины)
  • Тема дружбы
  • Тема одиночества
  • Тема свободы
Тема поэта и поэзии   Не всякому дано быть настоящим поэтом Поэт-избранник, провидец, пророк, учитель. Поэзия-дар Идеал свободы и независимости поэта от мнения толпы Ценность поэзии-нести людям добро Поэты используют разные приемы при раскрытии темы поэта и поэзии, их объединяют философские мысли об особом месте поэта в обществе, об огромном значении поэзии в жизни всего общества. Быть поэтом тяжело, путь его тернист, однако, как отмечают авторы, поэт обязан выполнять свое предназначение: воздействовать с помощью своих поэтических произведений на души окружающих людей.

Тема поэта и поэзии

  • Не всякому дано быть настоящим поэтом
  • Поэт-избранник, провидец, пророк, учитель. Поэзия-дар
  • Идеал свободы и независимости поэта от мнения толпы
  • Ценность поэзии-нести людям добро

Поэты используют разные приемы при раскрытии темы поэта и поэзии, их объединяют философские мысли об особом месте поэта в обществе, об огромном значении поэзии в жизни всего общества. Быть поэтом тяжело, путь его тернист, однако, как отмечают авторы, поэт обязан выполнять свое предназначение: воздействовать с помощью своих поэтических произведений на души окружающих людей.

Тема поэта и поэзии

1.А.С.Пушкин «Поэту»  Автор пишет о трудной судьбе поэта, которого может ждать и слава, и осуждение. Поэт должен быть выше похвалы и суда глупцов, идти вперёд дорогой свободы и любимых дум, оставаться твёрдым и спокойным. Поэт не должен ждать наград, он сам себе судья, если поэт идёт верной дорогой , то и награды в нём самом, он сам должен уметь оценивать свои творения.  Текст  

А.С. Пушкин. «Поэт». Анализ  ЗДЕСЬ .

2.М.Ю.Лермонтов «Пророк» Поэт , по мнению, автора, -пророк, провозглашающий любовь и правду. Он осознаёт своё предназначение, однако общество не понимает его, не прислушивается к нему. Мало того, многие презирают за  правду. Поэт испытывает боль, горечь от этого. Он одинок. И хотя живёт в этой «пустыне»  одиночества, но продолжает говорить правду. Текст

3.А.А.Ахматова « Мне ни к чему одические рати…» Автор пишет об особенностях поэтического творчества, о том, что в стихах она пишет о ,казалось бы, простых вещах- «одуванчике у забора», «запахе дёгтя», о лопухе и лебеде,  но всё это- окружающая  природа, а значит, жизнь во всей её простоте и прелести. Это те ценности, которые должен воспевать поэт. Не «одические рати» её стихи, а описание привычной жизни во всей её полноте. Текст

Стихотворение Б.  Ш. Окуджавы «Музыкант» обращено к теме поэта и поэзии. Следуя традициям русской классической поэзии, Окуджава видит высокое предназначение поэта. Настоящее искусство проникает глубоко в сердца и сознание людей. Видимо, такую музыку извлекает музыкант из своей скрипки, всецело отдаваясь этой музыке. Только такое творчество способно дойти до каждого:

А ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего её беречь.

4.Б.Ш. Окуджава «Музыкант

Ключевые  аспекты

Образ поэта, определение  сущности  поэзии

А.А.Блок

В.В.Маяковский

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся  художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Б.Л.Пастернак

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь»)  и презренья.

Цели поэзии, её  роль в жизни общества.

Он весь – дитя добра и света,

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в  незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

Он весь – свободы торжество!  

Всё сущее - увековечить,

Вывод

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

В  литературе  XX века,  так  же  как  и  в  литературе  XIX века,  цели  поэзии,  образ  поэта,  проблемы  его  взаимоотношений  с  обществом (народом, «толпой»)  остаются  актуальными  темами  лирики.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

В ранних  стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

«Светить всегда,

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Следуя  традициям  А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова,  поэты  XX века  глубоко  осознавали  своё  высокое  предназначение  и  одновременно  тяжесть  удела  поэта,  драматичность  его  судьбы.

светить везде …»

В  создании  образа  поэта  ощущается  тенденция:  от  поэта - избранника,  противопоставленного  миру,  обществу,  к  осознанию  необходимости  сближения  с  ним.  При  этом  своё  место  в  литературе,  цели  творчества  определялись  поэтами  по-разному  (глубокое  философское  постижение  действительности  и  служение  конкретным  идеям). Во  многом  это  обусловлено  временем,  на  которое  приходилось  их  творчество. Система  отторгала  то,  что  ей  противоречило, ей  были  чужды,  а  порой  враждебны  яркие  индивидуальности. Отсюда  следовало    явное  или  скрытое  осознание  поэтами  своего  одиночества.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

Любовная лирика разлука любящих воспоминания о былой любви встреча через годы любовный цикл... Любовная лирика –  жанр в поэзии, в котором выражаются самые тонкие человеческие чувства, любовные, романтические переживания . Без стихов на эту тему поэту не состояться, тема любви близка каждому, за века создано столько стихов о любви, что сказать свое и по-своему сложно, еще сложнее — сказать прекрасно, выразив глубинные чувства души, подобрав такие слова, которые — только твои, удается немногим!

Любовная лирика

  • разлука любящих
  • воспоминания о былой любви
  • встреча через годы
  • любовный цикл...

Любовная лирика –  жанр в поэзии, в котором выражаются самые тонкие человеческие чувства, любовные, романтические переживания .

Без стихов на эту тему поэту не состояться, тема любви близка каждому, за века создано столько стихов о любви, что сказать свое и по-своему сложно, еще сложнее — сказать прекрасно, выразив глубинные чувства души, подобрав такие слова, которые — только твои, удается немногим!

А.С.Пушкин

К***(« Я помню чудное мгновенье…»

ТЕКСТ

Гимн любви, женской красоте. Любовь как счастье, наслаждение, божество. Любовь даёт силы и радость , вдохновение. Любовь не умирает, она может возродиться снова через много лет, для неё нет временных границ.«Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты»,- именно такой стала для героя любимая. Жизнь без её любви была полна «мрака заточенья», дни «тянулись тихо».Появилась она — и сердце снова «бьётся в упоенье», воскресли всё —  «и жизнь, и слёзы, и любовь».

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

ТЕКСТ

Любовь для  поэта -чувство, способное сделать его счастливым. Любовь — это основа жизни, сердце просто не может не любить. Вся душа полна любовью. И пусть иногда бывают  минуты грусти и печали, любовь способна сделать человека счастливым.И сердце вновь горит и любит — оттого,Что не любить оно не может.

«Я вас любил…»

ТЕКСТ

Поэт пишет о силе любовного чувства, которое  ещё не угасло в душе поэта. И хотя любовь оказалась невзаимной, лирический герой желает любимой только счастья и любви. Он хочет уберечь любимую от своих бед и печалей, тревог и сомнений. Пусть другим, но женщина должна быть любима. Бескорыстность, искренность чувств поражают читателей  в данном стихотворении.Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим

М.Ю.Лермонтов

«Нищий»

ТЕКСТ

Стихотворение о безответной любви. Горе, слёзы и тоску принесло  любовное  чувство лирическому герою Обманутые надежды  сделали его несчастным. Тоска, грусть пронизывают всё стихотворение. Сравнение с нищим, получившим вместо подаянья камень, подчёркивает безразличие и даже бессердечность женщины, которую герой так любит.Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.

«Из-под таинственной, холодной полумаски…»

ТЕКСТ

Поэт пишет о любви в далёком прошлом, в пору юности, когда он радовался милому голосу любимой, восхищался «пленительными глазками». Каким же счастливым он был тогда.! Но прошло время, годы разлучили влюблённых. Однако он снова и снова слышит её голос в душе, вспоминает прекрасные минуты, надеется увидеться  с нею хотя бы просто друзьями. Стихотворение о безвозвратно ушедшей любви, но такой прекрасной. И всё мне кажется: живые эти речив года минувшие слыхал когда-то я.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»

ТЕКСТ

Стихотворение о безвозвратно ушедшей любви. Память о ней лирический герой хранить в своём сердце. Помнит страданье, которое принесло ему это чувство. Прошли годы, и никто уже не может возродить в его душе любовь, потому что герой в чертах женщин ищет те, далёкие , угаснувшие очи, уста, давно уже немые. Горечь , страдание приносит воспоминание о прошедшей любви. Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Ф.И. Тютчев

«О, как убийственно мы любим…»

ТЕКСТ

Стихотворение наполнено печали, грусти, раскаяния от того, что лирический герой принёс столько страданий любимой. Быстротечное чувство со стороны героя стало трагедией для женщины. Отчаяние поселилось в её душе. Началась «жизнь отреченья, жизнь страданья». Презренье толпы привело к тому, что «очарование ушло», исчезла «улыбка уст и блеск очей». Любовь , приведшая к несчастью, «убийственная любовь»- вот какими были чувства человека, которому так поверила женщина.Мы  то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей.

«К.Б.(Я встретил вас – и всё былое…)»

ТЕКСТ

Любовь не умирает, если она настоящая. Пусть проходят годы, но так же прекрасна любимая, то же в ней «очарованье», та ж в душе любовь. Встретившись после долгой разлуки, любящие когда-то друг друга люди вновь испытали сильное чувство. Такой теплотой повеяло в душе! Снова жизнь заговорила, снова захотелось глядеть на любимую «как бы во сне». Любовь – это жизнь, она способна возрождать снова и снова человека.И то же в вас очарованье,и та ж в душе моей любовь!

«Она сидела на полу…»

 

ТЕКСТ

Почему так часто столько обид , горя, страдания мы приноси  самым любимым людям? Лирический герой любит возлюбленную, но не способен ей дать полного счастья. Он видит, как она страдает, как с горечью сжигает его письма — последние ниточки, связывающие её с любимым. В них было столько любви, радости, столько пережитого вместе. И всё осталось в прошлом. Ничего нельзя изменить. Любовь — это страдание, мука. Она способна принести столько горя даже любящим друг друга людям.О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!..

А . А.Фет

«Шёпот, робкое дыханье…»

ТЕКСТ

Поэт описывает мгновенье любви, приносящее столько счастья. Хочется, чтобы оно продлилось как можно дольше. Не нужно движение вокруг, всё словно застыло в этой удивительной минуте наслаждения, когда шёпот и робкое дыханье любимой можно слышать без конца, любоваться изменениями «милого лица». Любовь- это слёзы радости и счастья.И лобзания, и слёзы,И заря, заря!..

«Сияла ночь. Луной был полон сад. …»

ТЕКСТ

Лирический герой вспоминает прошедшую любовь, чувства, испытанные когда-то, словно вновь охватили его душу. Хотелось жить, любить, обнять. Любовь сохранилась через многие годы. Забылись прежние обиды. Снова хотелось любить, обнять. Любовь как высшее наслаждение, как счастье. Любовь, способная возродится через многие годы — именно о ней писал автор. Годы без любви — «томительные и скучные». Любовь – это жизнь.И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,Тебя любить, обнять, и плакать над тобой.

 

«Ещё майская ночь».

 

ТЕКСТ

Весна — возрождение природы. Именно весной так остро чувствуется желание любить и быть любимым. Красота майской ночи словно дарит любовь, которая снова вот-вот поселится в душе лирического героя. Он томится желанием любви, всё вокруг ему кажется таким прекрасным. Ожидание сильного чувства, надежда на его появление — один из  мотивов  стихотворения.И в воздухе за песнью соловьинойРазносится тревога и любовь.

 

Пейзажная лирика   величие и мудрость природы влияние природы на человека красота природы Пейзажной лирикой называется разновидность поэтического творчества, где пейзаж становится объектом изображения. Пейзажная лирика отличается олицетворением природы и окружающей действительности, высокой образностью, передачей национального колорита и внутреннего мира лирического героя при помощи пейзажа.

Пейзажная лирика

  • величие и мудрость природы
  • влияние природы на человека
  • красота природы

Пейзажной лирикой называется разновидность поэтического творчества, где пейзаж становится объектом изображения.

Пейзажная лирика отличается олицетворением природы и окружающей действительности, высокой образностью, передачей национального колорита и внутреннего мира лирического героя при помощи пейзажа.

Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.

 

1.А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом»

Сила чувств лирического героя созвучна с пробуждающейся природой. Радость, счастье, любовь испытывает человек, видя вокруг красоту природы, его сердце просто переполнено радостью жизни. Душа его счастлива.

2.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

 

Природа в стихах поэта — живая, она очеловечена, имеет свою душу, язык. Человек должен научиться понимать её, жить с ней  в гармонии, это сделает его счастливым. Поэту горько, что многие люди не видят, не слышат природы, они немы. Их ничто, даже голос матери, не встревожит. Неумение видеть красоту природы, прислушиваться в ней приводит к душевной чёрствости, бессердечности.

3.С.А.Есенин «Клён ты мой опавший…»

Текст

 

Поэт олицетворяет природу, говорит с клёном, видит много похожего в судьбах. Только он ещё не опавший, как клён,  « а вовсю зелёный», молодой, полный  сил и желания жить. Поэт словно ищет утешения и дружеского участия   у природы. Чувствуется грусть, которую испытывает лирический герой, непонимание окружающих, если он , как к другу, обращается к клёну, беседует с ним.

Текст

 

Текст

Общее.

Поэты восхищаются красотой природы, одухотворяют её. Природа созвучна внутреннему настроению  человека. Любое состояние можно ярче почувствовать на лоне природы. Она  и успокоит, и вдохновит, и даст силы человеку. Единение с природой делает человека счастливым.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой

1.М.Ю.Лермонтов «Тучи»

Многого похожего  в своей судьбе  с  тучами видел поэт .Прежде всего, это одиночество и нахождение вдали от Родины. Но разница в том, что тучи сами выбрали этот путь, нет у них Родины, а поэт тоскует по родине, сердце его переполнено болью. Непонимание окружающих, тоску  и одиночество — вот что испытывал поэт. Наблюдение за одиноко и свободно плывущими по небу тучами, равнодушными, холодными, ещё более усиливают эти чувства.

Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились»

 

Человек – часть  природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».

3.А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Текст

Текст

Весна для А.Ахматовой — время переживаний, переосмысления прошлого, надежды на будущее. Дни предчувствия весны — это дни ожидания изменений в судьбе, ощущение лёгкости, когда всё вокруг кажется иным, воспринимается иначе.  «И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь». Весна — ожидание изменений в жизни, обновления, такого же, как и в природе.

Общее.

 

Природа помогает человеку острее чувствовать, воспринимать жизнь и всё происходящее — от тоски и одиночества до радости и счастья. Природа созвучна любому состоянию человека. Ощущение одиночества и тоски, восхищения и ожидания – всё  усиливается картинами природы.

Текст

Философская лирика   Основные мотивы философской лирики: а) наслаждения жизнью, гармония в человеке духовного и физического начал; гармонии и равновесия в жизни б) времени, мига, вечности; в) власти времени над всем живущим; г) возрождение, обновление человека под влиянием новых чувств, впечатлений, творческих порывов; д) памяти и забвения; е)появление в лирике трагических нот, мотивов пустоты и одиночества; ж) смысл жизни и её быстротечности (смерти); з)свободы.

Философская лирика

  • Основные мотивы философской лирики:
  • а) наслаждения жизнью, гармония в человеке духовного и физического начал; гармонии и равновесия в жизни
  • б) времени, мига, вечности;
  • в) власти времени над всем живущим;
  • г) возрождение, обновление человека под влиянием новых чувств, впечатлений, творческих порывов;
  • д) памяти и забвения;
  • е)появление в лирике трагических нот, мотивов пустоты и одиночества;
  • ж) смысл жизни и её быстротечности (смерти);
  • з)свободы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!