Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Блок «Право»
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «субъекты гражданского права»;
1) смысл понятия, например: субъекты гражданского права – это обладатели гражданских прав и обязанностей.
2) составьте два предложения:
2) Субъектами гражданского права могут быть граждане (физические лица), юридические лица, государства.
− одно предложение, содержащее информацию о видах субъектов гражданского права;
3) Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
− одно предложение, раскрывающее сущность понятия дееспособности.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «Юридическая ответственность»;
1) Юридическая ответственность — неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые он обязан претерпеть, налагаемые в рамках установленного государством процессуального порядка.
2) составьте два предложения:
2) К видам юридической ответственности относят дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную.
− одно предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности;
3) Каждый человек, совершивший правонарушение должен понести наказание, — в этом заключается принцип неотвратимости юридической ответственности.
− одно предложение, суть принципа неотвратимости юридической ответственности.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «Юридическая ответственность»;
1) Юридическая ответственность — неблагоприятные последствия для правонарушителя, которые он обязан претерпеть, налагаемые в рамках установленного государством процессуального порядка.
2) составьте два предложения:
2) К видам юридической ответственности относят дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную.
− одно предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности;
3) Каждый человек, совершивший правонарушение должен понести наказание, — в этом заключается принцип неотвратимости юридической ответственности.
− одно предложение, суть принципа неотвратимости юридической ответственности.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «юр.ответственность»;
1. Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.
2) составьте два предложения:
2. Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
− одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;
3. Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
− одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юр. отв.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) В юридической науке выделяют гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность;
2) составьте два предложения:
3) Принцип справедливости означает, что наказание должно быть соразмерно совершённому деянию.
− одно предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности;
− одно предложение, раскрывающее принцип справедливости юридической ответственности.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «юридическая ответственность»;
2) Одной из целей юридической ответственности является восстановление нарушенного права;
2) составьте два предложения:
3) Уголовная ответственность — меры, применяемые государственными органами к лицу в связи c совершением им преступления.
− одно предложение, содержащее информацию об одной из целей юридической ответственности;
− одно предложение, раскрывающее особенности любого из видов юридической ответственности.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «сделка»;
1) действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.;
2) составьте два предложения:
2) «Сделки бываю устные, простые письменные и нотариальные письменные»;
− одно предложение, содержащее информацию о формах сделок;
3) «Односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны».
− одно предложение, раскрывающее сущность односторонней сделки.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «гражданско-правовая сделка»;
1. гражданско-правовая сделка — это действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
2) составьте два предложения:
2. по форме гражданско-правовая сделка может быть письменной или устной.
— одно предложение, содержащее информацию о формах гражданско-правовых сделок;
3. реальные сделки считаются заключёнными с момента передачи вещи (денег) из рук в руки.
— одно предложение, раскрывающее один из видов сделок.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «отрасль права»;
1) система правовых норм, регулирующая целую сферу общественных отношений;
2) составьте два предложения:
2) «К основным отраслям российского права относят конституционное, гражданское, административное, трудовое, семейное, уголовное право и др.»;
− одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права;
3) «Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает меру наказания за их совершение».
− одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «брак»;
1) «Брак − это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, зарегистрированный в органах ЗАГС и порождающий между ними взаимные права и обязанности супругов»;
2) составьте два предложения:
2) «Брачным возрастом в РФ признается совершеннолетие, то есть достижение лицами, вступающими в брак, 18 лет»;
− одно предложение, содержащее информацию о брачном возрасте;
3) «Обстоятельствами, препятствующими вступлению в брак, является наличие хотя бы у одного из лиц, уже зарегистрированного брака, недееспособность хотя бы одного из лиц, близкое родство между ними и т.д.».
− одно предложение, содержащее информацию об обстоятельствах препятствующих вступлению в брак.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «гражданство»;
1) гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей;
2) составьте два предложения:
2) «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства»;
− одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства;
3) «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству».
− одно предложение, раскрывающее любой из принципов российского гражданства.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «гражданство»;
2) приобретение гражданства возможно в результате приёма в гражданство Российской Федерации;
2) составьте два предложения:
3) решение дел о приобретении или прекращении гражданства находится в ведении Президента Российской Федерации.
− одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства;
− одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «правовая культура личности»;
1) Правовая культура личности - степень развития личности, отражающая уровень правосознания, соблюдение человеком правовых норм, готовность к правоохранительной деятельности.
2) составьте два предложения:
2)— Личность, обладающая развитой правовой культурой способна отстаивать свои права, остановить правонарушение, действовать не пассивно, а активно.
− одно предложение, содержащее информацию о роли правовой культуры для личности;
— На основе правовой культуры личности складывается правовая культура общества в целом.
− одно предложение, раскрывающее влияние правовой культуры личности на общество.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «нормативно-правовой акт»;
1) Смысл понятия, например:
2) составьте два предложения:
Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий правовые нормы и охраняемый силой государственной власти.
− одно предложение, содержащее информацию о видах нормативно-правовых актах;
2) Два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о нормативно-правовом акте, обладающим высшей юридической силой в РФ.
— Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
— Нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой в РФ − это Конституция РФ..
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «трудовой договор»;
1) Трудовой договор − это договор между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель предоставляет работу, а работник за плату выполняет ее, соблюдая действующее законодательство.
2) составьте два предложения:
2) Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
− одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого допускается заключения трудового договора по общему правилу;
3) Установленная зарплата, указываемая в трудовом договоре, должна быть не меньше минимального размера заработанной платы, установленного государством
− одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «трудовой договор»;
3) Трудовой договор может быть заключён с обучающимся, достигшим возраста четырнадцати лет, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу;
− одно предложение, раскрывающее любую особенность заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «альтернативная гражданская служба (АГС)»;
1) особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву;
2) составьте два предложения:
2) Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву;
− одно предложение, содержащее информацию о сроках АГС;
3) Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
− одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «конституционный строй»;
1) система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства;
2) составьте два предложения:
2) Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ‚ система судов общей юрисдикции и др.);
− одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ;
3) В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
− одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «правоохранительные органы»;
1) группа преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека;
2) составьте два предложения:
2) В систему правоохранительных органов РФ входят полиция, прокуратура, ФСБ, таможня и т. п.
− одно предложение, содержащее информацию о системе правоохранительных органов РФ;
3) Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами.
− одно предложение, раскрывающее задачу любого из правоохранительных органов РФ
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «формы (источники) права»;
1) форма (источник) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения;
2) составьте два предложения:
2) Нормативные правовые акты принято разделять на законы и подзаконные акты
− одно предложение, содержащее информацию о видах нормативных правовых актов;
3) Нормативный правовой акт - акт компетентного государственного органа или акт, принятый путём референдума, содержащий нормы права;
− одно предложение, раскрывающее сущность нормативного правового акта как формы (источника) права.
25 (C5). Определение признаков, явлений и понятий по контексту
1) раскройте смысл понятия «собственность»;
1) собственность - это экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела материальных и духовных ценностей, юридическое право определённых лиц на такую принадлежность.
2) составьте два предложения:
2) Выделяют такие права собственности как владение, распоряжение и пользование.
− одно предложение, содержащее информацию о правах собственника;
3) Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации), муниципальная и частная собственность.
− одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.