Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
«Рассмотрено» Руководитель МО Кулебякина А.В./________ / Протокол №____от «___» ______ 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 4 Кармадонова Е.А./________/ «___» ______ 2018г. | «Утверждено» на заседании методического совета МОУ СОШ № 4 Протокол №_____ от «___» ______ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ № 4 УКМО, реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования.
Рабочая программа включает в себя:
Планируемые результаты изучения предмета (курса)
Содержание учебного предмета (курса)
Тематическое планирование
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 10-11 класса МОУ СОШ № 4 УКМО составлена на основе программы факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. Составитель С.И.Львова.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» относится к предметной области «Филология» и находится в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно учебному плану образовательной организации на уровне среднего общего образования отводится:
В 10 классе отводится 68 часов
В 11 классе отводится 68 часов
Всего 102 часов.
Планируемые результаты изучения элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 10-11 классов.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
• взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
• роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
• имена выдающихся ученых-лингвистов;
• типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
• источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
• лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь: говорение и письмо
• создавать высказывания на лингвистическую тему;
• соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
• выявлять подтекст;
• владеть всеми видами речевой деятельности и остовами культуры устной и письменной речи;
• создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
• писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
• принимать участие в диспуте, дискуссии;
аудирование и чтение
• владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
• извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
• выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
• анализировать особенности употребления основных единиц языка;
• анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 10-11 классов развиваются общеучебные умения:
• коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
• интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
• информационные (извлечение информации из различных источников);
• организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
Контроль за результатами обучения осуществляется посредством решения тестов в формате ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
• взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
• роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
• имена выдающихся ученых-лингвистов;
• типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
• источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
• лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь: говорение и письмо
• создавать высказывания на лингвистическую тему;
• передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
• соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
• оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
• выявлять подтекст;
• владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
• создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
• писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
• принимать участие в диспуте, дискуссии;
• составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение
• владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
• извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
• выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речевед-ческий, анализ художественного текста);
• анализировать особенности употребления основных единиц языка;
• анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
• коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
• интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
• информационные (извлечение информации из различных источников);
• организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
Контроль за результатами обучения осуществляется посредством решения тестов в формате ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Особенности письменного общения (4 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
от смысла→к средствам его выражения / в устной форме
\ в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (64 часа)
Орфография как система правил правописания (4ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (36 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас- -кос-, -лаг- -лож-, -бир- -бер-, -тир- -тер-, -стел- -стил- и др. (зависимость от последующего согласного); 3) –гар- -гор-, -твар- -твор-, -клан- -клон-, -зар- -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).
Правописание приставок.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з / с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов.
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно – словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: - и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- / обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чёс-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (20 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико – семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико – орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (4 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная
11 класс (68 ч)
Речевой этикет в письменном общении (4 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Текст. Написание сочинения на основе исходного текста(20часов)
Новые требования к сочинению. Формулировка задания к сочинению. Шкала оценивания заданий с развернутым ответом.
Термины, встречающиеся в формулировке задания в критериях оценивания.
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Как правильно понять исходный текст. Виды текста. Информативность текста. «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения. Формулировка основной проблемы исходного текста. Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы.
Комментируем основную проблему текста. Комментарий – результат исследования. Способ развития мысли. Построение логической схемы по тексту.
Типичные ошибки.
Позиция автора и способы её выражения. Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Цель языкового анализа исходного текста. Средства выразительности, их роль. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.
Типичные ошибки.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Цель вступления. Цель заключения. Точность и выразительность речи.
Типичные ошибки.
Экспертная оценка сочинения. Проверка работы и исправление ошибок.
Типы ошибок.
Пунктуация (44ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Раздел | Название темы | Ч | Предметные рез-ты |
1-2 | Особенности письменного общения (4 часа) | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 2 | Знать взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке; роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира |
3 | Виды речевой деятельности. | 1 |
4 | Формы речевого общения. | 1 |
5-6 | Орфография (64 часа) | Русское правописание. Орфография и пунктуация. | 2 | Уметь соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи; владеть всеми видами речевой деятельности и остовами культуры устной и письменной речи. Владеть разными видами чтения и использовать их при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров. Извлекать необходимую информацию из различных источников. Выполнять все виды разбора, анализировать особенности употребления основных единиц языка. |
7-8 | Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого их них. | 2 |
9-11 | | Безударные проверяемые и непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах. | 3 |
12-13 | | Правила, нарушающие единообразие написания корня (И и Ы в корне после приставок). | 2 |
14-19 | | Чередование гласных в корне слова | 6 |
20 | | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 1 |
21 | | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 1 |
22 | | Правописание приставок. | 1 |
23 | | Роль смыслового анализа слова при различении приставок ПРИ- и ПРЕ-. | 1 |
24 | | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | 1 |
25 | | Роль морфемно – словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. | 1 |
26 | | Правописание суффиксов: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. | 1 |
27 | | Правописание суффиксов имен существительных: –ЧИК - и –ЩИК-. Суффиксы –ЕК- и –ИК-, -ЕЦ- и –ИЦ- | 1 |
28 | | Правописание суффиксов имен прилагательных: –ИВ- и –ЕВ-; -К- и –СК-. | 1 |
29 | | Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -ОВАТ- (-ЕВАТ-), -ЕВИТ- , -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ИСТ-, -ОНЬК- (-ЕНЬК-). | 1 |
30 | | Особенности образования степеней сравнения прилагательных и наречий. | 1 |
31 | | Правописание суффиксов глаголов: –ОВА- (-ЕВА-) и –ЫВА-(-ИВА-). | 1 |
32 | | Написание суффиска –Е- или –И- в глаголах с приставкой обес-/обез-; -ться т –тся в глаголах. | 1 |
33 | | Типичные суффиксы глагола и их написание: - И-, -Е-, -А-, -КА-, -ВА-, -ИРОВА-, -ИЧА-, -АНУ-. | 1 |
34 | | Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. | 1 |
35 | | Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени | 1 |
36-37 | | Правописание Н и НН в полных и кратких формах причастий и прилагательных. | 2 |
38 | | Различение окончаний –е и –и в именах существительных. | 1 |
39 | | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
40 | | Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | 1 | |
41 | | О и Е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; | 1 | |
42 | | Правописание Ы и И после Ц. Употребление разделительных ь и ъ. | 1 | |
43 | | Правописание согласных на стыке морфем. | 1 | |
44 | | Написание сочетаний ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ, ЧК, НН. Употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем | 1 | |
45 | | Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 1 | |
46 | | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 1 | |
47-49 | | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. | 3 | |
50-51 | | Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы и союза). | 2 | |
52-53 | | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | 2 | |
54-55 | | Особенности написания производных предлогов | 2 | |
56-57 | | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов | 2 | |
58-59 | | Образование и написание сложных имен существительных, имен прилагательных, наречий. | 2 | |
60-61 | | Смысловые и грамматические отличия сложных имен прилагательных и созвучных словосочетаний | 2 | |
62-63 | | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи | 2 | |
64 | | Работа со словарем «Слитно или раздельно?» | 1 | |
65-66 | | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 2 | |
67-68 | | Работа со словарем «Строчная или прописная?» | 2 | |
11 класс
№ | Раздел | Название темы | Ч | Предметные рез-ты |
1 | Речевой этикет в письменном общении (4 ч) | Речевой этикет как правила речевого поведения. | 1 | Знать взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке; роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира; |
2-3 | Речевой этикет в частной и деловой переписке | 2 |
4 | Речевой этикет в письменном общении | 1 |
5 | Текст. Написание сочинения на основе исходного текста(20часов) | Требования к сочинению | 1 | Уметь выявлять подтекст; владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; создавать тексты различных жанров; принимать участие в диспуте, дискуссии. |
6-7 | Как правильно понять исходный текст. Информативность текста. | 2 |
8-9 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения. | 2 |
10-11 | Формулировка основной проблемы исходного текста. | 2 |
12 | | Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы. | 1 |
13-14 | | Комментируем основную проблему текста. | 2 |
15 | | Способ развития мысли. | 1 | |
16-18 | | Позиция автора и способы её выражения. | 3 | |
19-20 | | Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 2 | |
21-22 | | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 2 | |
23-24 | | Экспертная оценка сочинения. | 2 | |
25 | Пунктуация (44ч) | Основное назначение пунктуации | 1 | Уметь употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. |
26 | | Принципы русской пунктуации | 1 |
27 | | Знаки отделительные и выделительные | 1 |
28 | | Знаки препинания в конце предложения | 1 |
29-30 | | Знаки препинания между членами предложения. | 2 |
31 | | Однородные члены предложения, не соединенные союзами | 1 |
32 | | Однородные члены предложения, соединенные союзами | 1 |
33-34 | | Пунктуационные особенности предложений с обобщающим словом | 2 |
35-36 | | Однородные и неоднородные определения | 2 |
37-38 | | Знаки препинания при обособленных определениях | 2 |
39-40 | | Способы обособления приложений | 2 |
41 | | Обособление обстоятельств | 1 |
42 | | Обособление дополнений, уточняющих, поясняющих членов предложения | 1 |
43 | | Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом | 1 | |
44 | | Пунктуационные особенности предложений с вводными словами | 1 | |
45 | | Речевые формулы обращений, знаки препинания при обращениях | 1 | |
46 | | Контрольная работа «Знаки препинания в простом предложении» | 1 | |
47-48 | | Виды сложных предложений | 2 | |
49-50 | | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | 2 | |
51-54 | | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | 4 | |
55-56 | | Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях | 2 | |
57-58 | | Знаки препинания внутри сложных синтаксических конструкций | 2 | |
59 | | Контрольная работа «Знаки препинания в сложных предложениях» | 1 | |
60-61 | | Прямая и косвенная речь | 2 | |
62 | | Оформление на письме прямой речи и диалога | 1 | |
63 | | Разные способы оформления на письме цитат | 1 | |
64-65 | | Анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации | 2 | |
66 | | Авторские знаки. | 1 | |
67-68 | | Комплексный анализ текста | 2 | |