СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис. Пунктуационные нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана с целью оказания помощи выпускникам при подготовке к ЕГЭ по некоторым заданиям, связанным с синтаксисом и пунктуацией.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис. Пунктуационные нормы»

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис. Пунктуационные нормы Презентация учителя русского языка МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области» Нугаевой Н.В.

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис. Пунктуационные нормы

Презентация учителя русского языка МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области» Нугаевой Н.В.

Трудно даётся синтаксис и пунктуация? Повторим – и всё получится! Выбери задание! ТЕОРИЯ Грамматическая основа 19 18 20 21 16 Литература Выход 2/11/20 Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Трудно даётся синтаксис и пунктуация? Повторим – и всё получится!

Выбери задание!

ТЕОРИЯ Грамматическая основа

19

18

20

21

16

Литература

Выход

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ТЕОРИЯ Грамматическая основа . Подлежащее Грамматически независимый член предложения, который обозначает предмет речи. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Выражается: Формой именительного падежа существительного и местоимения: Я помню чудное мгновенье. Субстантивированным словом (другой частью речи в значении существительного): Смелый к победе стремится. Инфинитивом: Друга спасти – это высшая честь. Несвободным словосочетанием (фразеологизмом, цельным собственным наименованием, синтаксически неделимым словосочетанием): Два облака белых плывут по лазури. Числительным: Пять – моя любимая цифра. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ТЕОРИЯ

Грамматическая основа . Подлежащее

  • Грамматически независимый член предложения, который обозначает предмет речи.
  • Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Выражается:
  • Формой именительного падежа существительного и местоимения: Я помню чудное мгновенье.
  • Субстантивированным словом (другой частью речи в значении существительного): Смелый к победе стремится.
  • Инфинитивом: Друга спасти – это высшая честь.
  • Несвободным словосочетанием (фразеологизмом, цельным собственным наименованием, синтаксически неделимым словосочетанием): Два облака белых плывут по лазури.
  • Числительным: Пять – моя любимая цифра.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Грамматическая основа.  Сказуемое Т Грамматически зависимый от подлежащего член предложения, который обозначает действие или предикативный признак предмета речи, т. е. подлежащего. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ПРЕДМЕТ ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? Типы сказуемого: Простое глагольное сказуемое. Лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного во всех временах, сослагательного и повелительного или фразеологизмом. От лип душистых мёдом тянет . Сейте разумное, доброе, вечное.  Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу! 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Грамматическая основа. Сказуемое

Т

  • Грамматически зависимый от подлежащего член предложения, который обозначает действие или предикативный признак предмета речи, т. е. подлежащего.
  • Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ПРЕДМЕТ ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ?
  • Типы сказуемого:

Простое глагольное сказуемое. Лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного во всех временах, сослагательного и повелительного или фразеологизмом.

От лип душистых мёдом тянет . Сейте разумное, доброе, вечное. Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Т Грамматическая основа. Сказуемое Составное  (состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа и т.д., а другая несёт основное лексическое значение): Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол (грамматическое значение) + инфинитив (лексическое значение): Я люблю работать . Вспомогательный глагол выражает дополнительные лексические значения: начало, продолжение и конец действия: Артист кончил петь. Желательность, возможность, необходимость действия: Этак всякий может петь. Эмоциональную оценку действия: Я люблю читать. Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные или слова состояния: Я рад был выступить в роли ведущего. В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.  2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Т

Грамматическая основа. Сказуемое

  • Составное (состоит из двух частей, одна из которых выражает грамматическое значение наклонения, времени, числа и т.д., а другая несёт основное лексическое значение):

Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол (грамматическое значение) + инфинитив (лексическое значение): Я люблю работать .

Вспомогательный глагол выражает дополнительные лексические значения:

  • начало, продолжение и конец действия: Артист кончил петь.
  • Желательность, возможность, необходимость действия: Этак всякий может петь.
  • Эмоциональную оценку действия: Я люблю читать.

Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные или слова состояния: Я рад был выступить в роли ведущего. В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Грамматическая основа. Сказуемое Т Составное именное сказуемое = глагол-связка (грамматическое значение) + именная часть (лексическое значение). Вспомогательная часть выражается: Глаголом-связкой быть, который не имеет яркого лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка): Класс был дружный . Москва – столица России. Вода была тёплая . НО Вчера был туман. Глаголами-связками стать, казаться, становиться, делаться, являться, считаться, называться и т.д. Глаголами движения, состояния (прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.): Зима стояла затяжная . Именная часть выражается существительными, причастиями, прилагательными, словами состояния, цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Юность всегда самоотверженна . Вся комната янтарным блеском озарена.  2/11/20 Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Грамматическая основа. Сказуемое

Т

Составное именное сказуемое = глагол-связка (грамматическое значение) + именная часть (лексическое значение).

Вспомогательная часть выражается:

  • Глаголом-связкой быть, который не имеет яркого лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка): Класс был дружный . Москва – столица России. Вода была тёплая . НО Вчера был туман.
  • Глаголами-связками стать, казаться, становиться, делаться, являться, считаться, называться и т.д.
  • Глаголами движения, состояния (прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.): Зима стояла затяжная .

Именная часть выражается существительными, причастиями, прилагательными, словами состояния, цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Юность всегда самоотверженна . Вся комната янтарным блеском озарена.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся! Пр Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? (1)Существует множество неписаных правил, как принимать подарки. (2)Одни считают, что надо незаметно убрать пакет в сторону и, когда гости разойдутся, посмотреть, что же тебе подарили. (3)Другие, наоборот, думают, что надо тут же посмотреть подарок и выразить своё отношение к нему. (4)Мы на стороне последних. существует множество неписаных правил (предложение 1) надо убрать пакет (предложение 2) надо посмотреть (предложение 3) надо убрать и посмотреть (предложение 2) Проверь себя! Правильный ответ: 4 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся!

Пр

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)Существует множество неписаных правил, как принимать подарки. (2)Одни считают, что надо незаметно убрать пакет в сторону и, когда гости разойдутся, посмотреть, что же тебе подарили. (3)Другие, наоборот, думают, что надо тут же посмотреть подарок и выразить своё отношение к нему. (4)Мы на стороне последних.

  • существует множество неписаных правил (предложение 1)
  • надо убрать пакет (предложение 2)
  • надо посмотреть (предложение 3)
  • надо убрать и посмотреть (предложение 2)

Проверь себя!

Правильный ответ: 4

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся! Пр ЕГЭ Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? (1)Существует множество неписаных правил, как принимать подарки. (2)Одни считают, что надо незаметно убрать пакет в сторону и, когда гости разойдутся, посмотреть, что же тебе подарили. (3)Другие, наоборот, думают, что надо тут же посмотреть подарок и выразить своё отношение к нему. (4)Мы на стороне последних. существует множество правил (предложение 1) Надо незаметно убрать пакет и посмотреть (предложение 2) Другие думают посмотреть (предложение 3) надо тут же посмотреть подарок и выразить отношение (предложение 3) Проверь себя! Правильный ответ: 1 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся!

Пр

ЕГЭ

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

(1)Существует множество неписаных правил, как принимать подарки. (2)Одни считают, что надо незаметно убрать пакет в сторону и, когда гости разойдутся, посмотреть, что же тебе подарили. (3)Другие, наоборот, думают, что надо тут же посмотреть подарок и выразить своё отношение к нему. (4)Мы на стороне последних.

  • существует множество правил (предложение 1)
  • Надо незаметно убрать пакет и посмотреть (предложение 2)
  • Другие думают посмотреть (предложение 3)
  • надо тут же посмотреть подарок и выразить отношение (предложение 3)

Проверь себя!

Правильный ответ: 1

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Общий второсте пенный член Общий второсте пенный член и и Задание 16 Пунктуация в простом и сложном предложениях Сложное предложение Простое предложение и , и и , и и , , и и  2/11/20 Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Общий

второсте

пенный

член

Общий

второсте

пенный

член

и

и

Задание 16

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Сложное предложение

Простое предложение

и

,

и

и

,

и

и

,

,

и

и

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 16 то , то Запятая в простом предложении с однородными членами. и и , , и и и Запомни градационные союзы! и и хотя и …, но … если не …, то … не только …, но и … столько же …, сколько … не то что …, а … как …, так и … не так …, как … не столько …, сколько … насколько …, настолько … 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 16

то

,

то

Запятая в простом предложении с однородными членами.

и

и

,

,

и

и

и

Запомни градационные союзы!

и

и

хотя и …, но …

если не …, то …

не только …, но и …

столько же …, сколько …

не то что …, а …

как …, так и …

не так …, как …

не столько …, сколько …

насколько …, настолько …

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся Задание 16 Испанские завоеватели уничтожили многие памятники ( ) и сожгли на костре большое количество рукописей. С неба свет лился прямыми потоками ( ) и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса. Солнце взошло ( ) и стало светло. Рассвет ( ) и солдаты пошли в бой снова. Неужели вы этого не знали ( ) и я вам сказал новость. Район со своими увалами ( )и ухабами, с лесами ( ) и полянами обладал десятками микроклиматов. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся

Задание 16

  • Испанские завоеватели уничтожили многие памятники ( ) и сожгли на костре большое количество рукописей.
  • С неба свет лился прямыми потоками ( ) и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса.
  • Солнце взошло ( ) и стало светло.
  • Рассвет ( ) и солдаты пошли в бой снова.
  • Неужели вы этого не знали ( ) и я вам сказал новость.
  • Район со своими увалами ( )и ухабами, с лесами ( ) и полянами обладал десятками микроклиматов.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

16 Проверь себя! Задание 16 Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.  Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. (есть общий второстепенный член)  Простое предложение с однородными членами, перед союзами И запятая не нужна. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

16

Проверь себя!

Задание 16

  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
  • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. (есть общий второстепенный член)
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзами И запятая не нужна.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся Задание 16 Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу. Горный поток шумел и пенился и бился о скалы. Она взяла вилку и нож и начала есть. Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову. У него хорошие оценки как по русскому языку так и по алгебре. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Книга интересна как для взрослых так и для детей. Тропа вела его то частым лесом то гречичным полем.  Покоя на привале нам не было ни днём ни ночью. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся

Задание 16

  • Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу.
  • Горный поток шумел и пенился и бился о скалы.
  • Она взяла вилку и нож и начала есть.
  • Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
  • У него хорошие оценки как по русскому языку так и по алгебре.
  • Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
  • Книга интересна как для взрослых так и для детей.
  • Тропа вела его то частым лесом то гречичным полем.
  • Покоя на привале нам не было ни днём ни ночью.
  • Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя! ЕГЭ Задание 18 Трава лежала не только на подоконниках , но и на глиняном полу. Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Она взяла  вилку и нож и  начала  есть . Лицо Николая и голос , тепло и свет в комнате успокаивали Власову. У него хорошие оценки как по русскому языку , так и по алгебре. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Книга интересна как для взрослых, так и для детей. Тропа вела его то частым лесом , то гречичным полем .  Покоя на привале нам не было ни днём ни ночью . Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет . 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя!

ЕГЭ

Задание 18

  • Трава лежала не только на подоконниках , но и на глиняном полу.
  • Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.
  • Она взяла вилку и нож и начала есть .
  • Лицо Николая и голос , тепло и свет в комнате успокаивали Власову.
  • У него хорошие оценки как по русскому языку , так и по алгебре.
  • Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.
  • Книга интересна как для взрослых, так и для детей.
  • Тропа вела его то частым лесом , то гречичным полем .
  • Покоя на привале нам не было ни днём ни ночью .
  • Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет .

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 18 Запятая при вводных конструкциях Причины  невыполнения задания : незнание вводных слов, неразличение синтаксически разных явлений, при этом часто схожих семантически (например, «однако» — вводное слово и союз). Слово «однако» является вводным, если стоит в середине или в конце предложения. Союз «однако» можно заменить союзом «но». Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, следовательно, не являются членами предложения, то в качестве членов предложения (чаще всего сказуемых или обстоятельств). Проще всего проверить синтаксическую роль таких слов путём изъятия их из состава предложения: во втором случае структура предложения чаще всего распадается. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 18

Запятая при вводных конструкциях

  • Причины невыполнения задания : незнание вводных слов, неразличение синтаксически разных явлений, при этом часто схожих семантически (например, «однако» — вводное слово и союз). Слово «однако» является вводным, если стоит в середине или в конце предложения. Союз «однако» можно заменить союзом «но».
  • Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, следовательно, не являются членами предложения, то в качестве членов предложения (чаще всего сказуемых или обстоятельств). Проще всего проверить синтаксическую роль таких слов путём изъятия их из состава предложения: во втором случае структура предложения чаще всего распадается.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся Задание 18 Он может быть скоро вернётся. Он может быть при желании весьма исполнительным. Тема не новая однако интересная. Он однако сильно заблуждается. Действительно погода резко меняется. Удостоверение действительно на один месяц. Что и как ему показалось , никто так и не узнал. Он оглянулся: от него удалялась девушка как ему показалось Натальина горничная. К счастью погода установилась ясная и тихая.  Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся

Задание 18

  • Он может быть скоро вернётся.
  • Он может быть при желании весьма исполнительным.
  • Тема не новая однако интересная.
  • Он однако сильно заблуждается.
  • Действительно погода резко меняется.
  • Удостоверение действительно на один месяц.
  • Что и как ему показалось , никто так и не узнал.
  • Он оглянулся: от него удалялась девушка как ему показалось Натальина горничная.
  • К счастью погода установилась ясная и тихая.
  • Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя! Задание 18 Он, может быть , скоро вернётся. Он может быть при желании весьма исполнительным. Тема не новая,  однако  интересная. Он, однако , сильно заблуждается. Действительно,  погода резко меняется. Свидетельство действительно на один месяц. Что и как ему показалось , никто так и не узнал. Он оглянулся: от него удалялась девушка, как ему показалось , Натальина горничная. К счастью,  погода установилась ясная и тихая.  Дорога к счастью  была долгой и требовала упорства и сил. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя!

Задание 18

  • Он, может быть , скоро вернётся.
  • Он может быть при желании весьма исполнительным.
  • Тема не новая, однако интересная.
  • Он, однако , сильно заблуждается.
  • Действительно, погода резко меняется.
  • Свидетельство действительно на один месяц.
  • Что и как ему показалось , никто так и не узнал.
  • Он оглянулся: от него удалялась девушка, как ему показалось , Натальина горничная.
  • К счастью, погода установилась ясная и тихая.
  • Дорога к счастью была долгой и требовала упорства и сил.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ЕГЭ Задание 18 Запомни! Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми частицы: ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже и др. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ЕГЭ

Задание 18

Запомни!

  • Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми частицы:

ведь, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, исключительно, как бы, даже и др.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 19 (знаки препинания в сложноподчинённом предложении)  При выполнении задания, прежде всего, необходимо определить структуру предложения: найти грамматические основы и средства связи – союз или союзное слово. Очень важно определить то место, которое является границей между главным и придаточным предложениями. Запомни: союзное слово который не имеет строго фиксированного положения и может оказаться не на первом месте в придаточном предложении. [ ], (которая ). [ ], (…с которой …). [ , (которая ), ]. [ , (… которых …), ]. [ ], (у которой …). [ ], (… которых …). Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области 2/11/20

Задание 19 (знаки препинания в сложноподчинённом предложении)

При выполнении задания, прежде всего, необходимо определить структуру предложения: найти грамматические основы и средства связи – союз или союзное слово. Очень важно определить то место, которое является границей между главным и придаточным предложениями.

Запомни: союзное слово который не имеет строго фиксированного положения и может оказаться не на первом месте в придаточном предложении.

  • [ ], (которая ).
  • [ ], (…с которой …).
  • [ , (которая ), ].
  • [ , (… которых …), ].
  • [ ], (у которой …).
  • [ ], (… которых …).

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

2/11/20

Рассмотрим примеры  Комнатные растения (1) плоды и листья (2) которых (3) ядовиты для человека (4) нельзя ставить в детскую комнату.  Владимир Яковлевич задумал книгу о людях (1) знакомство (2) с которыми(3) запомнилось ему на всю жизнь. Комнатные растения, (1) плоды и листья которых (3) ядовиты для человека, (4) нельзя ставить в детскую комнату. Владимир Яковлевич задумал книгу о людях, (1) знакомство (2) с которыми(3) запомнилось ему на всю жизнь. Ответ: 14 Ответ: 1 Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области 2/11/20

Рассмотрим примеры

Комнатные растения (1) плоды и листья (2) которых (3) ядовиты для человека (4) нельзя ставить в детскую комнату.

Владимир Яковлевич задумал книгу о людях (1) знакомство (2) с которыми(3) запомнилось ему на всю жизнь.

Комнатные растения, (1) плоды и листья которых (3) ядовиты для человека, (4) нельзя ставить в детскую комнату.

Владимир Яковлевич задумал книгу о людях, (1) знакомство (2) с которыми(3) запомнилось ему на всю жизнь.

Ответ: 14

Ответ: 1

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

2/11/20

Потренируемся В европейской культуре сформировался антропоцентристский взгляд (1) на мир (2) согласно (3) которому человек (4) рассматривался высшей ценностью мироздания. Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы. Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шёл густой лес. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу. Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений. Тем временем командир вызвал Каштанова (1) взвод (2) которого (3) отправлялся завтра на рубку леса (4) чтобы заготовить топливо. Под этикетом понимают совокупность правил поведения (1) при помощи (2) которых (3) регулируются взаимоотношения с окружающими. Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более 60 тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства с XI века. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся

  • В европейской культуре сформировался антропоцентристский взгляд (1) на мир (2) согласно (3) которому человек (4) рассматривался высшей ценностью мироздания.
  • Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
  • Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шёл густой лес.
  • Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу.
  • Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений.
  • Тем временем командир вызвал Каштанова (1) взвод (2) которого (3) отправлялся завтра на рубку леса (4) чтобы заготовить топливо.
  • Под этикетом понимают совокупность правил поведения (1) при помощи (2) которых (3) регулируются взаимоотношения с окружающими.
  • Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более 60 тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства с XI века.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ЕГЭ Проверь себя! В европейской культуре сформировался антропоцентристский взгляд (1) на мир, (2 ) согласно которому человек рассматривался высшей ценностью мироздания. Я вернулся на уютную полянку, (1 ) около которой недавно собирал грибы. Енисей вился белой лентой среди высоких берегов, (2 ) вдоль которых  шёл густой лес. Хлестакову удалось провести даже городничего, (2) плутовство которого известно всему городу. Нам понадобился проводник, (1) в надёжности которого не было бы сомнений. Тем временем командир вызвал Каштанова, (1) взвод которого  отправлялся завтра на рубку леса, (4) чтобы заготовить топливо . Под этикетом понимают совокупность правил поведения, (1) при помощи которых регулируются взаимоотношения с окружающими. Государственная Третьяковская галерея, (1) коллекция которой насчитывает более 60 тысяч художественных произведений, (4) отражает развитие русского искусства с XI века.   2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ЕГЭ

Проверь себя!

  • В европейской культуре сформировался антропоцентристский взгляд (1) на мир, (2 ) согласно которому человек рассматривался высшей ценностью мироздания.
  • Я вернулся на уютную полянку, (1 ) около которой недавно собирал грибы.
  • Енисей вился белой лентой среди высоких берегов, (2 ) вдоль которых шёл густой лес.
  • Хлестакову удалось провести даже городничего, (2) плутовство которого известно всему городу.
  • Нам понадобился проводник, (1) в надёжности которого не было бы сомнений.
  • Тем временем командир вызвал Каштанова, (1) взвод которого отправлялся завтра на рубку леса, (4) чтобы заготовить топливо .
  • Под этикетом понимают совокупность правил поведения, (1) при помощи которых регулируются взаимоотношения с окружающими.
  • Государственная Третьяковская галерея, (1) коллекция которой насчитывает более 60 тысяч художественных произведений, (4) отражает развитие русского искусства с XI века.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 20 [ ], (что, (когда) и ( ), ) . [ ], (что (когда) и ( ), ТО  ) .  При выполнении задания важно правильно определять грамматические основы и границы между частями в сложном предложении. Запомни: запятая не ставится на стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного , если придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место (это сопровождается обычно наличием второй части союза – то, но, так ).  [ ], и, (пока  ), [ ].  [ ], и (пока  ), [ТО ].  [ и, (когда ), ],  (как ) . [ ], и (когда ), ТО [  ] , (что ) .   [ ], (что, (если), ) . [ ], (что (если), ТО), (что ) .  [ ], но, (когда ), [  ],  (что). [ ], но (когда ), [ТО  ],  (что). сказ 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Задание 20

  • [ ], (что, (когда) и ( ), ) .
  • [ ], (что (когда) и ( ), ТО ) .

При выполнении задания важно правильно определять грамматические основы и границы между частями в сложном предложении.

Запомни: запятая не ставится на стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного , если придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место (это сопровождается обычно наличием второй части союза – то, но, так ).

  • [ ], и, (пока ), [ ].
  • [ ], и (пока ), [ТО ].

  • [ и, (когда ), ], (как ) .
  • [ ], и (когда ), ТО [ ] , (что ) .

  • [ ], (что, (если), ) .
  • [ ], (что (если), ТО), (что ) .

  • [ ], но, (когда ), [ ], (что).
  • [ ], но (когда ), [ТО ], (что).

сказ

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Рассмотрим примеры Бобров знал (1) что (2) когда с террасы увидят его верхом на лошади (3) между барышнями начнётся длинный спор о том (4) кто это едет. Бобров знал (1) что (2) когда с террасы увидят его верхом на лошади (3) то между барышнями начнётся длинный спор о том (4) кто это едет. Бобров знал , что , когда с террасы увидят его верхом на лошади , между барышнями начнётся длинный спор о том , кто это едет . Бобров знал, что между барышнями начнётся длинный спор о том , кто это едет , когда с террасы увидят его верхом на лошади . Бобров знал, что когда с террасы увидят его верхом на лошади, ТО между барышнями начнётся длинный спор о том, кто это едет. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Рассмотрим примеры

  • Бобров знал (1) что (2) когда с террасы увидят его верхом на лошади (3) между барышнями начнётся длинный спор о том (4) кто это едет.
  • Бобров знал (1) что (2) когда с террасы увидят его верхом на лошади (3) то между барышнями начнётся длинный спор о том (4) кто это едет.
  • Бобров знал , что , когда с террасы увидят его верхом на лошади , между барышнями начнётся длинный спор о том , кто это едет .
  • Бобров знал, что между барышнями начнётся длинный спор о том , кто это едет , когда с террасы увидят его верхом на лошади .
  • Бобров знал, что когда с террасы увидят его верхом на лошади, ТО между барышнями начнётся длинный спор о том, кто это едет.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Туман таял (1) и (2) когда лодка шла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
  • Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы спустились с пристани (3) увидели (4) как сияют огни на мачтах подбегающего парохода.
  • Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
  • Уже стемнело (1) и (2) если бы не узкая жёлтая полоска (3) на западе среди разорванных туч (4) то Варвара Яковлевна навряд ли прочла бы эту листовку.
  • Могучая и неисчерпаемая атомная энергия могла бы перестроить всю жизнь на Земле (1) но (2) когда эта энергия попала в руки людей (3) оказалось (4) что она способна приносить вред.
  • Всю ночь шёл снег (1) и (2) когда мы проснулись (3) то оказалось (4) что все дорожки замело.
  • С Лёвиным всегда бывало так (1) что (2) когда первые выстрелы были неудачны (3) он горячился (4) досадовал (5) и стрелял целый день дурно.
  • Однако ж после некоторого молчания (1) я ему сказал (2) что (3) если отец станет её требовать (4) то надо будет отдать.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя! В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Туман таял, и, когда лодка шла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
  • Над Волгой уже синела летняя ночь, и, когда мы спустились с пристани, увидели, как сияют огни на мачтах подбегающего парохода.
  • Все меня любили , и, хотя я безмерно шалил, мне прощалось всё, что бы я ни сделал.
  • Уже стемнело, и если бы не узкая жёлтая полоска на западе среди разорванных туч, то Варвара Яковлевна навряд ли прочла бы эту листовку.
  • Могучая и неисчерпаемая атомная энергия могла бы перестроить всю жизнь на Земле, но, когда эта энергия попала в руки людей, оказалось, что она способна приносить вред.
  • Всю ночь шёл снег, и когда мы проснулись, то оказалось, что все дорожки замело.
  • С Лёвиным всегда бывало так, что, когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно.
  • Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет её требовать, то надо будет отдать.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ЕГЭ Проверь себя! 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 4 1, 2, 3, 4 1, 3, 4 1, 2, 3, 4 2, 4 2/11/20 Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

ЕГЭ

Проверь себя!

  • 1, 2, 3, 4
  • 1, 2, 3, 4
  • 1, 2, 3, 4
  • 1, 4
  • 1, 2, 3, 4
  • 1, 3, 4
  • 1, 2, 3, 4
  • 2, 4

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Тире и двоеточие в БСП Задание 21 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении Неожиданное присое- динение, быстрая смена событий Поясняет содержание 1-ой части (а именно, как-то) противопоставление И вижу; смотрим; слышит; (+ знать; чувствовать; Дополняет содержание 1-ой части (что) Следствие, вывод из того, о чём говорится в 1 части. Указывает на причину того, о чём говорится в 1-ой части (потому что, так как) Условие совершения действия (если) Сравнение с тем, о чём говорится Время совершения действия (когда) 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Тире и двоеточие в БСП

Задание 21

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Неожиданное присое-

динение, быстрая смена событий

Поясняет содержание 1-ой части (а именно, как-то)

противопоставление

И вижу; смотрим; слышит; (+ знать; чувствовать;

Дополняет содержание 1-ой части (что)

Следствие, вывод из того, о чём говорится в 1 части.

Указывает на причину того, о чём говорится в 1-ой части (потому что, так как)

Условие совершения действия (если)

Сравнение с тем, о чём говорится

Время совершения действия (когда)

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся Задание 21 Чин следовал ему он службу вдруг оставил. Одно было несомненно назад он не вернётся. Молвит слово соловей поёт. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. Любишь кататься люби и саночки возить. Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда. Косили версту выкосили грош. Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. Брался Пика за шитьё нитки путались и рвались, садился в шашки играть проигрывал. 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Потренируемся

Задание 21

  • Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
  • Одно было несомненно назад он не вернётся.
  • Молвит слово соловей поёт.
  • Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  • Любишь кататься люби и саночки возить.
  • Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.
  • Косили версту выкосили грош.
  • Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки.
  • Брался Пика за шитьё нитки путались и рвались, садился в шашки играть проигрывал.

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя! ЕГЭ Задание 21 Чин следовал ему - он службу вдруг оставил. Одно было несомненно: назад он не вернётся. Молвит слово - соловей поёт. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. Любишь кататься - люби и саночки возить. Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. Косили версту - выкосили грош. Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. Брался Пика за шитьё - нитки путались и рвались, садился в шашки играть - проигрывал 2/11/20  Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Проверь себя!

ЕГЭ

Задание 21

  • Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
  • Одно было несомненно: назад он не вернётся.
  • Молвит слово - соловей поёт.
  • Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  • Любишь кататься - люби и саночки возить.
  • Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
  • Косили версту - выкосили грош.
  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.
  • Брался Пика за шитьё - нитки путались и рвались, садился в шашки играть - проигрывал

2/11/20

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

Литература Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1994. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М.: Высш. шк., 1992. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2019 : учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2019. Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2009. – Саратов.: Лицей, 2009. ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под. Ред. И.П. Цыбулько.- М. : Издательство «Национальное образование», 2015. Выход Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области 2/11/20

Литература

  • Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1994.
  • Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М.: Высш. шк., 1992.
  • Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2019 : учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2019.
  • Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2009. – Саратов.: Лицей, 2009.
  • ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под. Ред. И.П. Цыбулько.- М. : Издательство «Национальное образование», 2015.

Выход

Нугаева Н.В. МБОУ СОШ №1 г. Калининска Саратовской области

2/11/20

Нугаева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области» Педагогический стаж ____ 39 лет ____ Звание ___ Заслуженный учитель РФ __ E-mail  nugaevanv@mail.ru  2/11/20

Нугаева Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области»

Педагогический стаж ____ 39 лет ____

Звание ___ Заслуженный учитель РФ __

E-mail [email protected]

2/11/20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!