СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ.Теория и Практика №8

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ.Теория и Практика №8»

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку  Задание 8 (Правописание гласных  в корне слова)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 8 (Правописание гласных в корне слова)

Пример формулировки задания: Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву: м…рской мер…диан сер…ал р…гламент подж…гать

Пример формулировки задания:

  • Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву:
  • м…рской
  • мер…диан
  • сер…ал
  • р…гламент
  • подж…гать
Правильный ответ поджигать

Правильный ответ

  • поджигать
Для правильного выполнения задания необходимо знать… Правила написания проверяемых безударных гласных в корне слова; Правила написания непроверяемых безударных гласных в корне слова; Правила написания чередующихся безударных гласных в корне слова.

Для правильного выполнения задания необходимо знать…

  • Правила написания проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • Правила написания непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  • Правила написания чередующихся безударных гласных в корне слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и в однокоренном слове в ударном положении: м…рской – мОре – мОрской Сер…ал – многосерИйный - серИал

Проверяемые безударные гласные в корне слова

  • В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и в однокоренном слове в ударном положении:
  • м…рской – мОре – мОрской
  • Сер…ал – многосерИйный - серИал
ЗАПОМНИ!!! При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: старожил (старый житель) – сторожил (сторож) умалять (малый) – умолять (молит) разредить (редкий) – разрядить (разряд) и так далее

ЗАПОМНИ!!!

  • При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению:
  • старожил (старый житель) – сторожил (сторож)
  • умалять (малый) – умолять (молит)
  • разредить (редкий) – разрядить (разряд)

и так далее

Запомни!!! Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида однокоренным глаголом другого вида: НЕЛЬЗЯ: опоздать – опаздывать НУЖНО: опоздать - поздно

Запомни!!!

  • Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида однокоренным глаголом другого вида:
  • НЕЛЬЗЯ: опоздать – опаздывать
  • НУЖНО: опоздать - поздно
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

  • Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!
Чередующиеся безударные гласные в корне слова 1. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от последней согласной (сочетания согласных): -л а г - - -л о ж - ИСКЛ.: пол о г -р а ст - - -р а щ - - -р о с - ИСКЛ.: р о сток, Р о стов, Р о стислав, отр а сль, р о стовщик, на выр о ст - ск а к - - -ск о ч - ИСКЛ.: ск а чок, ск а чу

Чередующиеся безударные гласные в корне слова

  • 1. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от последней согласной (сочетания согласных):
  • а г - - -л о ж - ИСКЛ.: пол о г
  • а ст - - -р а щ - - -р о с - ИСКЛ.: р о сток, Р о стов, Р о стислав, отр а сль, р о стовщик, на выр о ст
  • - ск а к - - -ск о ч - ИСКЛ.: ск а чок, ск а чу
2. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от следующего за корнем суффикса: А) -бер - - -бир-а- -пер- - пир-а- -мер- - -мир-а- -дер - - -дир-а -стел- - - стил-а -блест- - -блист-а- -чет - - -чит-а- -жег- - -жиг-а- ИСКЛ.: сочетать Б) –кос- - кас-а-
  • 2. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от следующего за корнем суффикса:
  • А) -бер - - -бир-а-
  • -пер- - пир-а-
  • -мер- - -мир-а-
  • -дер - - -дир-а
  • -стел- - - стил-а
  • -блест- - -блист-а-
  • -чет - - -чит-а-
  • -жег- - -жиг-а-
  • ИСКЛ.: сочетать
  • Б) –кос- - кас-а-

3. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от ударения: -гар- - -гор- (под ударением – А, без ударения - О). ИСКЛ.: выгАрки -клан- - -клон- (без ударения – О, под ударением – то, что слышится) -твар- - -твор- (без ударения – О, под ударением – то, что слышится). ИСКЛ.: утвАрь -зар- - -зор- (без ударения – А, под ударением – то, что слышится). ИСКЛ.: зОревать
  • 3. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от ударения:
  • -гар- - -гор- (под ударением – А, без ударения - О). ИСКЛ.: выгАрки
  • -клан- - -клон- (без ударения – О, под ударением – то, что слышится)
  • -твар- - -твор- (без ударения – О, под ударением – то, что слышится). ИСКЛ.: утвАрь
  • -зар- - -зор- (без ударения – А, под ударением – то, что слышится). ИСКЛ.: зОревать
4. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от значения слова: Мак//мок//моч (мак – « погружать в жидкость », мок//моч – « пропускать или не пропускать жидкость, становиться мокрым» ) Равн//ровн (равн- - « одинаковый, сходный », ровн- - « ровный, гладкий »). ИСКЛ.: равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник Плав//плов (плов- пишется только в словах пловец, пловчиха; в остальных словах – плав-). НО:ПЛЫВУНЫ
  • 4. Корни, правописание чередующейся гласной в которых зависит от значения слова:
  • Мак//мок//моч (мак – « погружать в жидкость », мок//моч – « пропускать или не пропускать жидкость, становиться мокрым» )
  • Равн//ровн (равн- - « одинаковый, сходный », ровн- - « ровный, гладкий »). ИСКЛ.: равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник
  • Плав//плов (плов- пишется только в словах пловец, пловчиха; в остальных словах – плав-). НО:ПЛЫВУНЫ
Алгоритм выполнения задания 1. Проверьте, нет ли среди слов корней с чередующимися гласными; 2. К остальным попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова; 3. Вспомните правило и запишите правильный ответ.

Алгоритм выполнения задания

  • 1. Проверьте, нет ли среди слов корней с чередующимися гласными;
  • 2. К остальным попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова;
  • 3. Вспомните правило и запишите правильный ответ.
Информационная поддержка ЕГЭ :  Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/  http://www.ctege

Информационная поддержка ЕГЭ :

  • Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/
  • http://www.ctege
Удачи!!!

Удачи!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!