СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ: задание 27 (сочинение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по подготовке к сочинению по типу ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ: задание 27 (сочинение)»

Подготовка к ЕГЭ - 2019: задание № 27 (сочинение на основе художественного текста)

Подготовка к ЕГЭ - 2019: задание № 27 (сочинение на основе художественного текста)

… Но как в грядущем ни темно  И как ни мглисты все дороги,  Мне на таинственном пороге  Одно предвестие дано:  Лишь только сердце бьется верно,  А все земные бури – дым,  Все будет так, как мы хотим,  Лишь стоит захотеть безмерно.  Ф. Сологуб

Но как в грядущем ни темно И как ни мглисты все дороги, Мне на таинственном пороге Одно предвестие дано: Лишь только сердце бьется верно, А все земные бури – дым, Все будет так, как мы хотим, Лишь стоит захотеть безмерно. Ф. Сологуб

Композиция сочинения

Композиция сочинения

Слово о поэте Р. И. Рождественском (1932-1994) Тихо летят паутинные нити.  Солнце горит на оконном стекле. Что-то я делал не так; извините:  Жил я впервые на этой земле. Я ее только теперь ощущаю.  К ней припадаю. И ею клянусь...  И по-другому прожить обещаю.  Если вернусь...  Но ведь я не вернусь.   Р. Рождественский

Слово о поэте Р. И. Рождественском

(1932-1994)

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле. Что-то я делал не так; извините:

Жил я впервые на этой земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю. И ею клянусь...

И по-другому прожить обещаю.

Если вернусь...

Но ведь я не вернусь. 

Р. Рождественский

Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор Проблема в художественном тексте проанализируйте поступки героев, их отношения; определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях; подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, милосердие, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм, жестокость…); сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор

Проблема в художественном тексте

  • проанализируйте поступки героев, их отношения;
  • определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях;
  • подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (например, долг, честь, милосердие, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм, жестокость…);
  • сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Авторская позиция Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте; то, в чём автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.

Авторская позиция

  • Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
  • Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте; то, в чём автор видит решение проблемы.
  • Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
 «Убили парня»   О чём это стихотворение?  Как можно сформулировать проблему текста Р. Рождественского?

«Убили парня» О чём это стихотворение? Как можно сформулировать проблему текста Р. Рождественского?

1. В центре внимания автора проблема человеческого равнодушия (ценности человеческой жизни, жестокости).  2. Почему люди проявляют равнодушие в отношении друг друга?  3. Какова цена человеческого равнодушия в нашем мире?  4. Насколько ценится в наше время человеческая жизнь?

1. В центре внимания автора проблема человеческого равнодушия (ценности человеческой жизни, жестокости). 2. Почему люди проявляют равнодушие в отношении друг друга? 3. Какова цена человеческого равнодушия в нашем мире? 4. Насколько ценится в наше время человеческая жизнь?

А. П. Чехов     Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть…

А. П. Чехов

Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть…

Бруно Ясенский Не надо бояться врагов —  в худшем случае они могут только убить…  Не надо бояться друзей —  в худшем случае они могут только предать...  Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия  совершаются все предательства и убийства на планете…

Бруно Ясенский

Не надо бояться врагов — в худшем случае они могут только убить… Не надо бояться друзей — в худшем случае они могут только предать... Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на планете…

Примеры вступления   Польский и советский поэт Б. Яс е нский устами одного из своих героев книги «Заговор равнодушных» сказал: «Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на планете». Проблему человеческого равнодушия затрагивает в стихотворении «Убили парня» Р. И. Рождественский.     Равнодушие - это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Какова цена человеческого равнодушия? Об этом стихотворение Р. Рождественского «Убили парня».

Примеры вступления Польский и советский поэт Б. Яс е нский устами одного из своих героев книги «Заговор равнодушных» сказал: «Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются все предательства и убийства на планете». Проблему человеческого равнодушия затрагивает в стихотворении «Убили парня» Р. И. Рождественский.   Равнодушие - это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Какова цена человеческого равнодушия? Об этом стихотворение Р. Рождественского «Убили парня».

Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк «Крик»

КРИК (на картине Э. Мунка):  одинокий, испепеляющий, потерянный, тревожный  КРИК (в стихотворении Р. Рождественского):  «отчаянный, растерзанный, больной, нечеловечески огромный»

КРИК (на картине Э. Мунка): одинокий, испепеляющий, потерянный, тревожный КРИК (в стихотворении Р. Рождественского): «отчаянный, растерзанный, больной, нечеловечески огромный»

Комментарий  – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста,  –это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора ,  – это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом;  – преобразование «текста в себе» в «текст для себя».

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста, –это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора , – это оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом; – преобразование «текста в себе» в «текст для себя».

Комментарий состоит из 5 элементов:  1. Пример-иллюстрация (исходный текст).  2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).  3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст).  4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации).  5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Комментарий состоит из 5 элементов: 1. Пример-иллюстрация (исходный текст). 2. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 3. Второй пример-иллюстрация (исходный текст). 4. Пояснение (мысли самого ученика по поводу примера-иллюстрации). 5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

В качестве комментария можно использовать :  примеры, которые приводит автор в своём тексте;  размышления автора, связанные с проблемой;  цитаты;  описания;  истории;  точки зрения, которые приводит автор;  средства выразительности,  слова, выражения, важные для понимания проблемы.

В качестве комментария можно использовать : примеры, которые приводит автор в своём тексте; размышления автора, связанные с проблемой; цитаты; описания; истории; точки зрения, которые приводит автор; средства выразительности, слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Запомните:  В основе комментария - поднятая автором проблема.  Пересказа быть не должно!!!   Пересказ Комментарий     что делают герои что делает автор   

Запомните: В основе комментария - поднятая автором проблема. Пересказа быть не должно!!! Пересказ Комментарий   что делают герои что делает автор  

Интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям:  объяснение слов автора, раскрытие их смысла,  рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе,  анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.

Интерпретация слов автора и сюжетной линии текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям: объяснение слов автора, раскрытие их смысла, рассказ о том, почему, по вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, анализ лексических оценочных средств выразительности с добавлением эмоциональной составляющей.

Художественный текст Публицистический стиль На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Как автор строит рассуждение? Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат? Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Художественный текст

Публицистический стиль

  • На каких примерах автор раскрывает проблему?
  • Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
  • Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
  • Как автор строит рассуждение?
  • Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
  • Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
  • Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
  • Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
  • Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Виды смысловой связи между предложениями  — причинно-следственные отношения ( поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, потому что, из-за того что…)  — противительная связь (антитеза, контраст: «было – стало»; но, однако, зато )  — сопоставительные отношения: так же, как, таким же образом, аналогично ,  — дополнение и уточнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того)  — иллюстрация, выделение частного случая (информация 1 поясняется другой информацией: например, так, именно, другими словами, иначе говоря)  —обобщение предыдущей информации ( таким образом, итак, следовательно)  — прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);  — прием, называемый конкретизацией (суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);  —другая связь.

Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения ( поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, потому что, из-за того что…) — противительная связь (антитеза, контраст: «было – стало»; но, однако, зато ) — сопоставительные отношения: так же, как, таким же образом, аналогично , — дополнение и уточнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того) — иллюстрация, выделение частного случая (информация 1 поясняется другой информацией: например, так, именно, другими словами, иначе говоря) —обобщение предыдущей информации ( таким образом, итак, следовательно) — прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте); — прием, называемый конкретизацией (суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли); —другая связь.

Способы отсылки к тексту  - ссылка на номера предложений (самый простой)  - цитирование  - косвенное цитирование  - размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Способы отсылки к тексту - ссылка на номера предложений (самый простой) - цитирование - косвенное цитирование - размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ  В центре внимания автора случай, произошедший в одном из городов: «Убили парня/ За здорово живёшь./ За просто так./ Спокойно./ Как в игре». Короткие, но очень емкие предложения, использованные Р. Рождественским, заставляют читателя содрогнуться от этого спокойного равнодушия и ощутить всю чудовищность, всю нелепость описанной ситуации: «Между тем/ он (парень) так кричал, / прижав ладонь к груди, / как будто накричаться/ захотел/ за долгое молчанье/ впереди…».  Продолжая описывать ситуацию, автор обращает внимание на крик, который становится действующим лицом стихотворения: «Крик жил отдельно!/Вырастал стеной».

ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ В центре внимания автора случай, произошедший в одном из городов: «Убили парня/ За здорово живёшь./ За просто так./ Спокойно./ Как в игре». Короткие, но очень емкие предложения, использованные Р. Рождественским, заставляют читателя содрогнуться от этого спокойного равнодушия и ощутить всю чудовищность, всю нелепость описанной ситуации: «Между тем/ он (парень) так кричал, / прижав ладонь к груди, / как будто накричаться/ захотел/ за долгое молчанье/ впереди…». Продолжая описывать ситуацию, автор обращает внимание на крик, который становится действующим лицом стихотворения: «Крик жил отдельно!/Вырастал стеной».

ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ (продолжение)  «Растерзанный, отчаянный, больной, нечеловечески огромный», он молит о защите. Но ничто не тронуло черствые души городских обывателей. Автор, используя диалогическую речь, показывает их трусость и равнодушие: «Вот если бы не вечером, а днем», «Вот если бы на фронте, я б тогда…».  История, описанная Рождественским, к сожалению, случается часто, и поэт напрямую обращается к читателям: «Да, случай./ Как-то./ В городе одном. Но помните /другие города! Это своего рода предостережение всем равнодушным и неравнодушным людям о том, что подобное может случиться с каждым.

ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ (продолжение) «Растерзанный, отчаянный, больной, нечеловечески огромный», он молит о защите. Но ничто не тронуло черствые души городских обывателей. Автор, используя диалогическую речь, показывает их трусость и равнодушие: «Вот если бы не вечером, а днем», «Вот если бы на фронте, я б тогда…». История, описанная Рождественским, к сожалению, случается часто, и поэт напрямую обращается к читателям: «Да, случай./ Как-то./ В городе одном. Но помните /другие города! Это своего рода предостережение всем равнодушным и неравнодушным людям о том, что подобное может случиться с каждым.

Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста     В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо, она дана опосредованно – через поступки героев, их мысли, через средства художественной выразительности, через ключевые слова. Она «спрятана» в контексте.

Авторская позиция – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста

  В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо, она дана опосредованно – через поступки героев, их мысли, через средства художественной выразительности, через ключевые слова. Она «спрятана» в контексте.

Какое  это  чудо –  Человек!  Какая это мерзость –  человек!

Какое это чудо – Человек! Какая это мерзость – человек!

Авторская позиция и комментарий к ней   Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что именно с молчаливого согласия равнодушных людей совершаются самые страшные преступления и что нужно сделать все, чтобы быть человеком, а не казаться им. Трудно не согласиться с мнением Р. Рождественского…

Авторская позиция и комментарий к ней

  Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что именно с молчаливого согласия равнодушных людей совершаются самые страшные преступления и что нужно сделать все, чтобы быть человеком, а не казаться им. Трудно не согласиться с мнением Р. Рождественского…

 Обоснование своей позиции: аргументы пафоса Рациональные доводы Иррациональные доводы  факты, общие сведения;   это обращение к чувствам читателей. ссылки на авторитетное мнение, народную мудрость; нормы, принятые в обществе. Приводить развернутые примеры из литературы и жизненного опыта НЕ НУЖНО!

Обоснование своей позиции: аргументы пафоса

Рациональные доводы

Иррациональные доводы

факты, общие сведения;

это обращение к чувствам читателей.

ссылки на авторитетное мнение, народную мудрость;

нормы, принятые в обществе.

Приводить развернутые примеры из литературы и жизненного опыта НЕ НУЖНО!

Обоснование собственной позиции (пример) Удивительно, почему равнодушие не является смертным грехом? Ведь именно по его причине чаще всего гибнут люди, ломаются судьбы, разрушаются надежды. Именно по причине равнодушия всегда есть работа у службы новостей и похоронных агентств, у работников детских домов и домов престарелых. Именно по причине равнодушия сегодня кто-то копается на свалке в поисках пищи, в то время как у кого-то в холодильнике пропадают продукты из-за их большого количества. Именно равнодушие сегодня позволяет пройти мимо брошенного на улице котенка, щенка. И вполне возможно, что завтра, именно по причине равнодушия кто-то пройдет мимо человека, упавшего на землю с сердечным приступом. Пройдет, потому что у самого не заболит сердце, не защем и т душа…

Обоснование собственной позиции (пример)

  • Удивительно, почему равнодушие не является смертным грехом? Ведь именно по его причине чаще всего гибнут люди, ломаются судьбы, разрушаются надежды. Именно по причине равнодушия всегда есть работа у службы новостей и похоронных агентств, у работников детских домов и домов престарелых. Именно по причине равнодушия сегодня кто-то копается на свалке в поисках пищи, в то время как у кого-то в холодильнике пропадают продукты из-за их большого количества. Именно равнодушие сегодня позволяет пройти мимо брошенного на улице котенка, щенка. И вполне возможно, что завтра, именно по причине равнодушия кто-то пройдет мимо человека, упавшего на землю с сердечным приступом. Пройдет, потому что у самого не заболит сердце, не защем и т душа…
Приемы, используемые в заключении Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских). Призыв , обращение к читателю. Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем). Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора. Цитата , содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста. Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием. Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ).

Приемы, используемые в заключении

  • Итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских).
  • Призыв , обращение к читателю.
  • Открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем).
  • Перспектива – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективы дальнейшего разговора.
  • Цитата , содержащая ключевое слово текста или цитата другого источника, точно отражающая позицию автора исходного текста.
  • Умолчание – являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Можно использовать в совокупности с другими приемами заключения, например, с цитированием.
  • Фраза, содержащая яркий образ (метафору, каламбур, символ).
Заключение (пример) Таким образом , равнодушие может быть смертоносным для человеческой души, привести к трагедии, разрушить человеческую жизнь. Итак , равнодушие - это вершина бесчеловечности, оно «разъедает душу» человека и делает его моральным инвалидом.

Заключение (пример)

  • Таким образом , равнодушие может быть смертоносным для человеческой души, привести к трагедии, разрушить человеческую жизнь.
  • Итак , равнодушие - это вершина бесчеловечности, оно «разъедает душу» человека и делает его моральным инвалидом.
Домашнее задание Написать сочинение по типу ЕГЭ на основе текста «Убили парня» или «Коррида в Лиме» (индивидуальное задание). О, как прекрасна кровь,   когда она -   чужая!..  Р. Рождественский

Домашнее задание

  • Написать сочинение по типу ЕГЭ на основе текста «Убили парня» или «Коррида в Лиме» (индивидуальное задание).

О, как прекрасна кровь,  когда она -  чужая!.. 

Р. Рождественский

Информационные источники 1. Суязова И.А «Заветные пять баллов». Статья 2. Нарушевич А. Г. «Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Учимся комментировать». Презентация. 3. Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. «Русский язык. 4. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2017. 5. Баландина А. «Учимся писать сочинение: учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – Пермь, 2018. 6. https://yandex.ru/images - фотография картины Э. Мунка «Крик». 6. http://opisanie-kartin.com – описание картины Э. Мунка «Крик». 8. Рождественский Р. И. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. Стихотворения; Поэмы; Песни; 1964-1970.- М.: Худож. лит., 1985. – 526 с. 9. Шаблон презентации: сайт http://linda6035.ucoz.ru.  

Информационные источники

1. Суязова И.А «Заветные пять баллов». Статья

2. Нарушевич А. Г. «Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Учимся комментировать». Презентация.

3. Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. «Русский язык. 4. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2017.

5. Баландина А. «Учимся писать сочинение: учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – Пермь, 2018.

6. https://yandex.ru/images - фотография картины Э. Мунка «Крик».

6. http://opisanie-kartin.com – описание картины Э. Мунка «Крик».

8. Рождественский Р. И. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. Стихотворения; Поэмы; Песни; 1964-1970.- М.: Худож. лит., 1985. – 526 с.

9. Шаблон презентации: сайт http://linda6035.ucoz.ru.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!