СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ГИА

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика - вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ГИА»

Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика - вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Из всего накопленного опыта и имеющихся знаний хочу поделиться
использованной мною технологией разноуровневого подхода в обучении математике.

Считаю, что наиболее эффективной при подготовке в ЕГЭ и ОГЭ является методика разноуровневого урока, основанная на дифференцированном подходе к учащимся. Важно определение стартового уровня знаний для каждого ученика, поэтому в начале учебного года провожу контрольные срезы.

Итак, в классе формирую три уровня учащихся: уровень 1 - учащиеся, которые
имеют низкие математические способности, уровень 2 - учащиеся, которые имеют
средние математические способности, уровень 3 - учащиеся, которые имеют высокие математические способности. Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.

На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно
помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. После
изучения индивидуальных особенностей учеников в классе, работаю в трех
направлениях:

1)провожу разноуровневые уроки, на которых использую ИКТ и разноуровневые задания (обучающие и контролирующие). Учащиеся должны уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценки «3», «4», «5».
2) учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет.

На разноуровневых уроках осуществляю дифференцированный подход на

любом из этапов урока. Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь -систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем выполняли более сложное. Имею подбор устных упражнений по всем темам, например, решение уравнений 3x=1, 32х-1=27, 5x=8x, 3∙9x=81, =0, =2, = + и так далее.

При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1- возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 - сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений. Задания для уровня 3
—переходят от обязательных в творческие.

Закрепление пройденного материала проводится следующим образом: дети уровня 3 работают по карточкам индивидуально, уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.
Провожу самостоятельную работу так же трех уровней, например:

При каких k система не имеет решений

Домашняя работа так разноуровневая: уровню 1 -соответствующие
обязательным результатам обучения, уровню 2 -такие же задания плюс еще более сложные задачи и упражнения из учебника, для уровня 3 -задания из учебника дополняются задачами из учебных пособий.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им
трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на группы по 2 человека. Дети в парах организованы с разным уровнем развития средний- низкий, высокий – средний. Все пары получают задания.Задания выполняют парой, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга .Затем пара должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все пары или часть пар, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Я направляю работу, частично помогаю, корректирую.

Так же провожу уроки математики, которые мы с детьми называем «Блиц уроки». Решение задач проводится в форме блицтурниров :определённое количество задач нужно решить за отведённый норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц – уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Учитель подбирает задачи 3-х уровней сложностей, а право выбора сложности задач оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик
должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач – выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая.Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач для подготовки к итоговой аттестации.

Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней.

Первый этап смотра знаний предусматривает повторение теоретического материала, ребята готовят презентации и отвечают на вопросы теории. Второй этап включает решение задач 1-11, те умение применять теоретический материал на практике. Третий этап предусматривает решение заданий 13-15.Приветствуется, если учащиеся применяют различные способы решения.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость
осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надёжных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Так же для подготовки к ЕГЭ важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ.

Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через урочную систему и внеурочную работу.

Моя цель заключается в том, чтобы адаптировать содержания образования современным требованиям ЕГЭ; стремиться к приобретению учащимися универсальных учебных действий, которые пригодятся и в жизни и в приобретении новых знаний по всем предметам, показать
способы действий, которые помогут им учить себя всю жизнь - работа просто с книгой, поиск информации в сети, получение информации при общении с людьми, практикумы с широкой организацией диалогического общения, систематический контроль обученности учащихся; мониторинг выполнения типовых заданий.
Что делаю, чтобы эту цель увидели и прочувствовали мои ученики и родители,
Основные три слона на которых строится успешное достижение цели -успешная сдача экзаменов и конечно формирование универсальных учебных действий при этом- это учитель, ученик и информационные технологии. Причём учитель, не как авторитарная личность(как я сказала так и будет),а учитель помощник, организатор учебного процесса. Ученик- не чан который просто надо наполнить знаниями, а активная личность, которая способна грамотно поставить себе цель реализовать её различными способами. Информационные технологии как помощники в достижении цели.

На первом родительском собрании в 5 классе- показываю демонстрационные версии экзаменов( в печатном виде ) и рассказываю о их содержании, откуда берутся задания(открытый банк ФИПИ, открытый банк заданий по математике http://mathеgе ru),кто составляет, материал каких классов выносится на экзамен. Детям демонстрационные версии ЕГЭ и ОГЭ вывешиваю на стенд вместе с бланком , который они будут заполнять на экзамене .И посильные задания ЕГЭ выполняем в спец тетради. За счёт этого у
учащихся цель всегда перед глазами. То есть подготовка к экзамену начинается задолго до экзамена.

Хочется начать с того, что в математике нет царских путей. Математика – высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.
Задачи по подготовке детей к ОГЭ и ЕГЭ:

  1. Начинать подготовку к ЕГЭ и ОГЭ с 5 класса;
    2 .Создавать учебный материал (по типу ОГЭ и ЕГЭ) для обучающих программ и использовать готовые печатные пособия;
    3. Учить школьников «технике сдачи теста»;
    4. Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ;
    5. Через систему дополнительных занятий (индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.

Во-первых, с первых же дней учёбы убеждаю детей в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего учебного года знакомлю детей с материалами ОГЭ и ЕГЭ.

Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ в 7-9 классах – за основную школу, в 10-11 классах - за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: структурой теста, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

Моя цель заключается в том, чтобы
●адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;
●развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;
●сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;
●систематический контроль обученности учащихся;
●мониторинг выполнения типовых заданий.

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством информационных технологий.
Более плотнее подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. В конце 10 класса ребята пишут контрольную работу по математике в форме ЕГЭ. В кабинете по всем номерам ЕГЭ есть печатные тренировочные материалы. С этих
печатных материалов и начинали готовиться к ЕГЭ. В процессе повторения проходит активное общение между учащимися, т е коммуникативные универсальные действия формируются как нельзя лучше. Нередко можно наблюдать ситуацию когда учащиеся увлечённо спорят по какому то вопросу и забывают про перемену- дел много.

При этом учатся вести диалог на математическом языке с разными группами учащихся. Есть где блеснуть своими личными этим самоутвердиться среди сверстников, доказывают свою точку зрения. Ученик становится активным познавательным элементом в процессе учёбы. Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель- самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя
готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть
самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время.

Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.
Инструктаж определяет рамки за 235 минут нужно выполнить 25 заданий ОГЭ, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу Выпускники, добравшиеся до 13-19 задания, сталкивались с заданиями подчас не только трудными, но и громоздкими, а времени на их выполнение оставалось уже немного. Выполнить эти задания нужно было так, чтобы они соответствовали критериям.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Обязательное знание правил и формул, теорем Постоянное совершенствование универсальных учебных действий на практике. Проверка знаний и умений учащихся.

Вычислительные навыки, формулы удобно проверять с помощью, так называемой матрицы- в начале урока 5 заданий даю, тут же проверяем или сами или товарищ по парте или учитель- быстро, так в матрицу вписывают только ответы. Среднее арифметическое всех оценок за 5 работ -выставляю в журнал, удобно.
Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.

Обязательное знание правил и формул .Прежде всего всю теорию собираем в теоретическую папку (существующие справочники часто перегружены информацией не нужной для ЕГЭ, уже давно на экзамене, например нет формул сложения, усеченные конусы и т.д.) и пишем содержание, чтобы информацию можно было быстро найти. Проверяю теорию очень строго- на парте листок и ручка (в начале урока, когда еще на парту ничего не положили).
Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут
математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть
простейшие примеры на её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет. Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ в 10 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!