Подготовка к ГИА (из опыта работы в 9 классе) Учитель Овсянникова Н.Н.
МБОУ «Пыскорская СОШ»
г. Пермь, 2015
Готовимся к изложению
Задания , направленные на сжатие текста.
1.Сократите текст на одну треть( вдвое и т. д.)
2.Сократите текст, передав его содержание в одном-трех предложениях.
3.Уберите в тексте лишнее( с вашей точки зрения).
4.Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко(ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
Готовимся к изложению. Формы работы.
- Индивидуальная
- Работа в парах
- Групповая
Инструкция «Как писать сжатое изложение».
1.Выделите в тексте существенные(т.е. важные, необходимые мысли).
2.Найдите среди них главную мысль.
3.Разбейте текст на части.
4.Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5.Подумайте,что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6.Какие факты ( примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8.Переведите отобранную информацию на « свой» язык.
9.Запишите этот сокращенный текст на черновике.
10.Проверьте написанный текст.
11. Перепишите текст .
Пример
ЗАДАНИЕ. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение , сократив текст вдвое .
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях- близнецах Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
Ещё очень рано , и мальчикам хочется ещё спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дальше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути- большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчал Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока.» Геракл прыгает-и плод у него в руках.
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: « Отдохнем здесь, под кустом».- « Лучше побежим ,- предлагает Геракл. Так мы скорее одолеем дорогу».
Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать победы над трудностями , над самим собой.
В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов)
Текст сжатого изложения.
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле.Хотя они были близнецами, выросли братья разными.
Ранним утром , когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.
Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.
Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл- бежать вперёд.
Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.
( 90 слов)
Конкретные приемы сжатия текста:
- Исключение подробностей, второстепенных фактов(натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);
- Исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную(4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).
Занимательные задания
Типы связи слов в словосочетании:
- С огласование
- У правление
- П римыкание
Задание. Определите тип подчинительной связи. (соединить стрелками)
Хвойный лес согласование
Виртуозно играть управление
Настольные часы примыкание
Играю на компьютере согласование
Играть вничью управление
Ненависть к врагу примыкание
Одиночные и распространенные приложения.Знаки препинания.
Задание. С помощью единичного союза И и знаков препинания введите в данное предложение разное количество действующих лиц:1) двоих; 2) троих; 3) четверых.
На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы чемпион года среди старшеклассников тренер младших ребят.
Грамлабиринт
Задание. Чтобы благополучно выбраться из этих предложений –лабиринтов, вам надо вычленить последовательно все причастные обороты, определив, к какому слову относится каждый, и зафиксировав это графически. Затем допишите пропущенные окончания, определив их при помощи вопроса. Расставьте запятые в соответствии с основным правилом обособления причастных оборотов.
Всё вокруг утонуло в негу наконец-то выпавш_ в эту ночь начавш_ ся нудным осенним дождем и закончивш_ся обильным снегопадом означающ_ долгожданный приход сильно задержавш_ся в этом году зимы.
Лексическое лото.
УЛАМЫВАЛ
СЛАВИЛ
ВСЫПЛЮ
РЯВКНУЛ
Карточки с синонимами.
Хвалил, восхвалял, превозносил.
Уговаривать, убеждать.
Накажу, побью.
Крикнул.
Мини- тесты.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
1)Иван не отвечал.2) Он-то верно знал, что его родник заколдованный.3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки.5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочная на диво.6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу. 7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты.8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала.9) А потом он прыгнул с крыши в сугроб.10)Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок.11) Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлестывая друг друга березовыми вениками.
Задания.
- В1.Напишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- В2. В1.Напишите номер простого предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- В3.Выпишите из текста местоимения.
- В4.Выпишите номер предложения с уточняющим словом.
- В5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.
- В6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.
- В7.Из предложения 7 выпишите слово-исключение.
- В8 .Из предложения 11 выпишите словосочетания: а) со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ; б) со способом связи УПРАВЛЕНИЯ; в) со способом связи ПРИМЫКАНИЯ.
- В9.Выпишите номера сложных предложений.
ТЕКСТ «Иностранный язык»( О.Н. Зайцева «Рабочая тетрадь по русскому языку .Задания на понимание текста.»)
Задание №1
В тексте есть предложение, которое может стать названием этого текста. Выпишите его.
Задание №2
Расположите данные ниже пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите порядком цифр.
Задание №3
Автор называет несколько причин для изучения иностранного языка. Используя (цитируя) текст, заполните таблицу.
Задание №4
Выпишите из текста предложение, в котором заключена основная мысль.
Задание №5
Укажите стиль текста :1)художественный; 2) публицистический; 3) научный; 4) официально- деловой.
Задание №6
Укажите тип речи текста:1) рассуждение ;2) описание;3) повествование; 4) рассуждение с элементом описания.
Задание №7
Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как 1)трудно общаться не зная ни одного иностранного языка; 2) стать полиглотом;3)полезно знать иностранные языки; 4) сказка помогает в изучении языка.
Задание 8 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:
1)изучать иностранные языки и необходимо, и интересно
2)изучение иностранного языка требует значительных усилий
3)удачливые герои сказок понимали язык зверей и птиц
4) на земле больше двух с половиной тысяч человек
Задание №9 Из текста понятно, что:
1)сказочные герои знали иностранные языки
2)иностранный язык лучше начинать учить в школе
3) английский, немецкий, французский – самые трудные для изучения зыки
4) Знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека
Задание №10 В одном из предложений текста сказано, что «летчику или врачу чужой язык ни к чему». Согласны ли вы с эти? Аргументируйте свой ответ.
.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!