СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ГИА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет качественно подготовить обучающихся к ГИА по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ГИА»

 Подготовка к ГИА  (из опыта работы в 9 классе)  Учитель Овсянникова Н.Н.    МБОУ «Пыскорская СОШ» г. Пермь, 2015

Подготовка к ГИА (из опыта работы в 9 классе) Учитель Овсянникова Н.Н.

МБОУ «Пыскорская СОШ»

г. Пермь, 2015

Готовимся к изложению Задания , направленные на сжатие текста. 1.Сократите текст на одну треть( вдвое и т. д.) 2.Сократите текст, передав его содержание в одном-трех предложениях. 3.Уберите в тексте лишнее( с вашей точки зрения). 4.Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко(ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Готовимся к изложению

Задания , направленные на сжатие текста.

1.Сократите текст на одну треть( вдвое и т. д.)

2.Сократите текст, передав его содержание в одном-трех предложениях.

3.Уберите в тексте лишнее( с вашей точки зрения).

4.Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко(ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Готовимся к изложению.  Формы работы. Индивидуальная Работа в парах Групповая

Готовимся к изложению. Формы работы.

  • Индивидуальная
  • Работа в парах
  • Групповая
Инструкция «Как писать сжатое изложение». 1.Выделите в тексте существенные(т.е. важные, необходимые мысли). 2.Найдите среди них главную мысль. 3.Разбейте текст на части. 4.Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5.Подумайте,что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6.Какие факты ( примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8.Переведите отобранную информацию на « свой» язык. 9.Запишите этот сокращенный текст на черновике. 10.Проверьте написанный текст. 11. Перепишите текст .

Инструкция «Как писать сжатое изложение».

1.Выделите в тексте существенные(т.е. важные, необходимые мысли).

2.Найдите среди них главную мысль.

3.Разбейте текст на части.

4.Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5.Подумайте,что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6.Какие факты ( примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8.Переведите отобранную информацию на « свой» язык.

9.Запишите этот сокращенный текст на черновике.

10.Проверьте написанный текст.

11. Перепишите текст .

Пример ЗАДАНИЕ. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение , сократив текст вдвое . Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях- близнецах Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Ещё очень рано , и мальчикам хочется ещё спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дальше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути- большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Пример

ЗАДАНИЕ. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение , сократив текст вдвое .

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях- близнецах Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Ещё очень рано , и мальчикам хочется ещё спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дальше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути- большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчал Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока.» Геракл прыгает-и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: « Отдохнем здесь, под кустом».- « Лучше побежим ,- предлагает Геракл. Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать победы над трудностями , над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов)

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчал Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока.» Геракл прыгает-и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: « Отдохнем здесь, под кустом».- « Лучше побежим ,- предлагает Геракл. Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать победы над трудностями , над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов)

Текст сжатого изложения. У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле.Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром , когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл- бежать вперёд. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.  ( 90 слов)

Текст сжатого изложения.

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле.Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром , когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл- бежать вперёд.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

( 90 слов)

Конкретные приемы сжатия текста: Исключение подробностей, второстепенных фактов(натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны); Исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную(4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Конкретные приемы сжатия текста:

  • Исключение подробностей, второстепенных фактов(натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);
  • Исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную(4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).
Занимательные задания Типы связи слов в словосочетании: С огласование У правление П римыкание

Занимательные задания

Типы связи слов в словосочетании:

  • С огласование
  • У правление
  • П римыкание
Задание. Определите тип подчинительной связи.  (соединить стрелками) Хвойный лес согласование Виртуозно играть управление Настольные часы примыкание Играю на компьютере согласование Играть вничью управление Ненависть к врагу примыкание

Задание. Определите тип подчинительной связи. (соединить стрелками)

Хвойный лес согласование

Виртуозно играть управление

Настольные часы примыкание

Играю на компьютере согласование

Играть вничью управление

Ненависть к врагу примыкание

Одиночные и распространенные приложения.Знаки препинания. Задание. С помощью единичного союза И и знаков препинания введите в данное предложение разное количество действующих лиц:1) двоих; 2) троих; 3) четверых. На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы чемпион года среди старшеклассников тренер младших ребят.

Одиночные и распространенные приложения.Знаки препинания.

Задание. С помощью единичного союза И и знаков препинания введите в данное предложение разное количество действующих лиц:1) двоих; 2) троих; 3) четверых.

На соревнования в Москву выехали два лучших шахматиста школы чемпион года среди старшеклассников тренер младших ребят.

Грамлабиринт Задание. Чтобы благополучно выбраться из этих предложений –лабиринтов, вам надо вычленить последовательно все причастные обороты, определив, к какому слову относится каждый, и зафиксировав это графически. Затем допишите пропущенные окончания, определив их при помощи вопроса. Расставьте запятые в соответствии с основным правилом обособления причастных оборотов.

Грамлабиринт

Задание. Чтобы благополучно выбраться из этих предложений –лабиринтов, вам надо вычленить последовательно все причастные обороты, определив, к какому слову относится каждый, и зафиксировав это графически. Затем допишите пропущенные окончания, определив их при помощи вопроса. Расставьте запятые в соответствии с основным правилом обособления причастных оборотов.

Всё вокруг утонуло в негу наконец-то выпавш_ в эту ночь начавш_ ся нудным осенним дождем и закончивш_ся обильным снегопадом означающ_ долгожданный приход сильно задержавш_ся в этом году зимы.

Всё вокруг утонуло в негу наконец-то выпавш_ в эту ночь начавш_ ся нудным осенним дождем и закончивш_ся обильным снегопадом означающ_ долгожданный приход сильно задержавш_ся в этом году зимы.

Лексическое лото. УЛАМЫВАЛ СЛАВИЛ ВСЫПЛЮ РЯВКНУЛ

Лексическое лото.

УЛАМЫВАЛ

СЛАВИЛ

ВСЫПЛЮ

РЯВКНУЛ

Карточки с синонимами. Хвалил, восхвалял, превозносил. Уговаривать, убеждать. Накажу, побью. Крикнул.

Карточки с синонимами.

Хвалил, восхвалял, превозносил.

Уговаривать, убеждать.

Накажу, побью.

Крикнул.

Мини- тесты. Прочитайте текст и выполните задания к нему. 1)Иван не отвечал.2) Он-то верно знал, что его родник заколдованный.3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки.5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочная на диво.6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу. 7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты.8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала.9) А потом он прыгнул с крыши в сугроб.10)Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок.11) Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлестывая друг друга березовыми вениками.

Мини- тесты.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1)Иван не отвечал.2) Он-то верно знал, что его родник заколдованный.3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки.5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочная на диво.6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу. 7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты.8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала.9) А потом он прыгнул с крыши в сугроб.10)Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок.11) Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлестывая друг друга березовыми вениками.

Задания. В1.Напишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом. В2. В1.Напишите номер простого предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. В3.Выпишите из текста местоимения. В4.Выпишите номер предложения с уточняющим словом.

Задания.

  • В1.Напишите номер простого предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  • В2. В1.Напишите номер простого предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • В3.Выпишите из текста местоимения.
  • В4.Выпишите номер предложения с уточняющим словом.
В5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения. В6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения. В7.Из предложения 7 выпишите слово-исключение. В8 .Из предложения 11 выпишите словосочетания: а) со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ; б) со способом связи УПРАВЛЕНИЯ; в) со способом связи ПРИМЫКАНИЯ.  В9.Выпишите номера сложных предложений.
  • В5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.
  • В6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.
  • В7.Из предложения 7 выпишите слово-исключение.
  • В8 .Из предложения 11 выпишите словосочетания: а) со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ; б) со способом связи УПРАВЛЕНИЯ; в) со способом связи ПРИМЫКАНИЯ.
  • В9.Выпишите номера сложных предложений.
ТЕКСТ «Иностранный язык»( О.Н. Зайцева «Рабочая тетрадь по русскому языку .Задания на понимание текста.») Задание №1 В тексте есть предложение, которое может стать названием этого текста. Выпишите его. Задание №2 Расположите данные ниже пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите порядком цифр. Задание №3 Автор называет несколько причин для изучения иностранного языка. Используя (цитируя) текст, заполните таблицу. Задание №4 Выпишите из текста предложение, в котором заключена основная мысль.

ТЕКСТ «Иностранный язык»( О.Н. Зайцева «Рабочая тетрадь по русскому языку .Задания на понимание текста.»)

Задание №1

В тексте есть предложение, которое может стать названием этого текста. Выпишите его.

Задание №2

Расположите данные ниже пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите порядком цифр.

Задание №3

Автор называет несколько причин для изучения иностранного языка. Используя (цитируя) текст, заполните таблицу.

Задание №4

Выпишите из текста предложение, в котором заключена основная мысль.

Задание №5 Укажите стиль текста :1)художественный; 2) публицистический; 3) научный; 4) официально- деловой. Задание №6 Укажите тип речи текста:1) рассуждение ;2) описание;3) повествование; 4) рассуждение с элементом описания. Задание №7 Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как 1)трудно общаться не зная ни одного иностранного языка; 2) стать полиглотом;3)полезно знать иностранные языки; 4) сказка помогает в изучении языка.

Задание №5

Укажите стиль текста :1)художественный; 2) публицистический; 3) научный; 4) официально- деловой.

Задание №6

Укажите тип речи текста:1) рассуждение ;2) описание;3) повествование; 4) рассуждение с элементом описания.

Задание №7

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как 1)трудно общаться не зная ни одного иностранного языка; 2) стать полиглотом;3)полезно знать иностранные языки; 4) сказка помогает в изучении языка.

Задание 8 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что: 1)изучать иностранные языки и необходимо, и интересно 2)изучение иностранного языка требует значительных усилий 3)удачливые герои сказок понимали язык зверей и птиц 4) на земле больше двух с половиной тысяч человек Задание №9 Из текста понятно, что: 1)сказочные герои знали иностранные языки 2)иностранный язык лучше начинать учить в школе 3) английский, немецкий, французский – самые трудные для изучения зыки 4) Знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека Задание №10 В одном из предложений текста сказано, что «летчику или врачу чужой язык ни к чему». Согласны ли вы с эти? Аргументируйте свой ответ. .

Задание 8 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что:

1)изучать иностранные языки и необходимо, и интересно

2)изучение иностранного языка требует значительных усилий

3)удачливые герои сказок понимали язык зверей и птиц

4) на земле больше двух с половиной тысяч человек

Задание №9 Из текста понятно, что:

1)сказочные герои знали иностранные языки

2)иностранный язык лучше начинать учить в школе

3) английский, немецкий, французский – самые трудные для изучения зыки

4) Знание иностранного языка значительно расширяет культурный уровень человека

Задание №10 В одном из предложений текста сказано, что «летчику или врачу чужой язык ни к чему». Согласны ли вы с эти? Аргументируйте свой ответ.

.

 СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!