СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к интеллектуальным играм "Хочу все знать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Хочу все знать" интеллектуальная игра, планирование

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к интеллектуальным играм "Хочу все знать"»

Программа кружка «Интеллектуальные игры» для учащихся 4 классов



Пояснительная записка


Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.


Актуальность программы

В последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения. Игра имеет обучающее и развивающее значение, а также великолепное средство психологической подготовки к жизненным ситуациям. Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, т.е. о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.



Цель: раскрыть творческий интеллектуальный потенциал учащихся; саморазвитие и самореализация учащихся через овладения разнообразным социальным опытом, включение их в систему общественных отношений.

Задачи:

Обучающие и познавательные:

  • сформировать умения и навыки, необходимые в процессе самостоятельного образования, навыки вдумчивого чтения, логического мышления;

  • развить у учащихся эрудицию, воображение, фантазию, логику и творческие способности;

  • познакомить с разнообразными формами интеллектуальных игр;

Развивающие:

  • развить у учащихся интерес к интеллектуальным видам деятельности и общения;

  • повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях;

  • развить коммуникативные способности, умение решать проблему в команде, искать правильное решение;

Воспитательные:

  • воспитать организаторские умения, инициативность, самостоятельность учащихся;

  • всемерно содействовать интеллектуальному развитию детей.

Ценностные ориентиры курса

Ценностные ориентиры программы кружка «Интеллектуальные игры» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры» включает в себя:

  • Формирование активной жизненной позиции.

  • Формирование умения оценивать ситуации из жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

  • Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.


Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры включает в себя:

  • Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

  • Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

  • Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).

  • Формирование умение давать самооценку результату своего труда.


Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры» включает в себя:

  • находить ответы на вопросы;

  • - делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • - Получение информации из различных источниках;

  • Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса.

  • Упражнение обучающихся в осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  • Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах книг.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.

  • Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры» включает в себя:

  • Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.

  • Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Формирование уважения к собеседнику.

  • Формирование у учащихся толерантного сознания.



Новизна и особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей учащихся через включение их в деятельность клуба не только как пассивных участников, но и как активных организаторов интеллектуальной творческой деятельности.

Принципы, на которых основывается работа интеллектуального кружка

1. Принцип свободы действий, мнений, позиций.

2. Принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.

3. Принцип равных возможностей.

4. Принцип доверия и открытости.

5. Принцип ориентации на успешную деятельность.

6. Принцип самореализации.

7. Принцип развития субъектной позиции школьника, который реализуется через обогащение опыта организаторской деятельности.

Срок реализации образовательной программы: 1 год,

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, - преиму­щественно коллективная, групповая, инди­видуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тре­нинг, практикум, семинар, фестиваль;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по уг­лублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.



Режим занятий:

Данная программа рассчитана на 68 часов.

Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий: 45 минут. Занятия проходит два раза в неделю, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • методы исследования;

  • основные логические операции, их отличительные осо­бенности;

Обучающийся будет уметь:

  • правильно определять круг вопросов и проблем при вы­полнении исследовательской работы;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • выделять из текста основные понятия и давать им опреде­ления;

  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;

  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

  • ранжировать выдвигаемые идеи;

  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относи­тельно определенной темы;

  • делать выводы и умозаключения;

  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;

Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и ис­пользовать информацию по волнующей проблеме;

  • реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

  • работать в коллективе, группе;

  • презентовать работу общественности.


Способы проверки результатов освоения программы. 4 городских игры в МАУДО ДТД УМ Юниор

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.

Развитие речи. Обогащение и активизация словаря учащихся.


Календарно-тематическое планирование занятий

кружка «Интеллектуальные игры» (1 год)


п/п

Дата

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

1-2

3-7.

09

Вводное занятие.

Знакомство с игрой


3-4

10-14. 09

История возникновения интеллектуальных игр

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


5-6

17-21.

09

Вопрос-основа игры. Требования к вопросам

Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах 


8-9

24-28.

09

Основные приемы поиска ответов. Эрудиция-ключ к успеху.

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


10-11

01-05.

10

Северная Америка и Южная Америка: реки и озёра

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


12-13

08-12.

10

Северная Америка и Южная Америка: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


14-15

15-19.

10

Северная Америка и Южная Америка: страны и народы, крупные города …  

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


16

22.10

Северная Америка и Южная Америка: язык индейцев (среди географических названий много индейских слов

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


17

26.10

«Хочу все знать» Северная и Южная Америка

Выполнение творческой работы


18

09.11

Разбор проведенных игры

Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах 


19-20

12.

11

Принципы интеллектуальной разминки. Интеллектуальный калейдоскоп.

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


21-22

16-19.11

Как работать с книгой

Работа с дополнительной литературой


23-24

23-26.

11

Как работать с книгой

Работа с дополнительной литературой


25

30.11

Распределение командных ролей

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


26-27

03-07.

10

Африка: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


28

10.12

Африка: страны и народы, крупные города …  

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


30

14.12

«Хочу все знать» Африка

Выполнение творческой работы


31-32

17-21.

12

Формирование индивидуальных игровых качеств

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


33

24.12

Основные особенности "Хочу все знать"

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


34

11.01

Основные особенности "Хочу все знать"

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


35-36

14-18.

01

Малые формы интеллектуальных игр

Анализ, доказательство, аргументацият своей точки зрения


37-38

21-25.

01

Малые формы интеллектуальных игр

Анализ, доказательство, аргументация своей точки зрения


39-40

28.01-01.02

Австралия: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


41-42

04-08.

02

Австралия: страны и народы, крупные города …  

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


43

11.02

Австралия, интересные факты

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


44

15.02

«Хочу все знать» Австралия

Выполнение творческой работы


45

18.02

Разбор проведенных игры

Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах 


46-47

22-25.

02

Нетрадиционные интеллектуальные игры

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


48-49

01-04.

03

Нетрадиционные интеллектуальные игры

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


50-51

11-15.

03

Тренировка реакции у капитанов

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


52-53

18-22.

03

Тренировка реакции у капитанов

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


54-55

01-05.

04

Евразия: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


56-57

08-12.

04

Евразия: страны и народы, крупные города …  

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


58

15.04

Евразия, интересные факты

Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации


59

19.04

«Хочу все знать» Евразия

Выполнение творческой работы


60

22.04

Разбор проведенных игр.

Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах 


61-62

26-29.

04

"Мозговой штурм" и интеллектуальные игры

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


63-64

06-13.

05

"Мозговой штурм" и интеллектуальные игры

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации


65-66

17-20.

05

Игровая практика. Проведение клубного дня

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


67

24.05

Игровая практика. Проведение клубного дня

Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни


68

7.05

Разбор проведенных игр.

Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах 










Литература

  1. Детская энциклопедия РОСМЕН книга «Страны и народы»

  2. Атлас-справочник «Всё о чудесах света»

  3. Энциклопедия Я познаю мир       книга «География»

  4. Энциклопедия Я познаю мир книга «Страны и народы»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!