Программа кружка «Интеллектуальные игры» для учащихся 4 классов
Пояснительная записка
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Актуальность программы
В последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения. Игра имеет обучающее и развивающее значение, а также великолепное средство психологической подготовки к жизненным ситуациям. Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, т.е. о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.
Цель: раскрыть творческий интеллектуальный потенциал учащихся; саморазвитие и самореализация учащихся через овладения разнообразным социальным опытом, включение их в систему общественных отношений.
Задачи:
Обучающие и познавательные:
сформировать умения и навыки, необходимые в процессе самостоятельного образования, навыки вдумчивого чтения, логического мышления;
развить у учащихся эрудицию, воображение, фантазию, логику и творческие способности;
познакомить с разнообразными формами интеллектуальных игр;
Развивающие:
развить у учащихся интерес к интеллектуальным видам деятельности и общения;
повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях;
развить коммуникативные способности, умение решать проблему в команде, искать правильное решение;
Воспитательные:
воспитать организаторские умения, инициативность, самостоятельность учащихся;
всемерно содействовать интеллектуальному развитию детей.
Ценностные ориентиры курса
Ценностные ориентиры программы кружка «Интеллектуальные игры» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры» включает в себя:
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование умения оценивать ситуации из жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры включает в себя:
Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры» включает в себя:
находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- Получение информации из различных источниках;
Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса.
Упражнение обучающихся в осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах книг.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Интеллектуальные игры» включает в себя:
Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование уважения к собеседнику.
Формирование у учащихся толерантного сознания.
Новизна и особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей учащихся через включение их в деятельность клуба не только как пассивных участников, но и как активных организаторов интеллектуальной творческой деятельности.
Принципы, на которых основывается работа интеллектуального кружка
1. Принцип свободы действий, мнений, позиций.
2. Принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.
3. Принцип равных возможностей.
4. Принцип доверия и открытости.
5. Принцип ориентации на успешную деятельность.
6. Принцип самореализации.
7. Принцип развития субъектной позиции школьника, который реализуется через обогащение опыта организаторской деятельности.
Срок реализации образовательной программы: 1 год,
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Данная программа рассчитана на 68 часов.
Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 45 минут. Занятия проходит два раза в неделю, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
Обучающийся будет уметь:
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
классифицировать предметы, процессы, явления и события;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
ранжировать выдвигаемые идеи;
предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу общественности.
Способы проверки результатов освоения программы. 4 городских игры в МАУДО ДТД УМ Юниор
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное.
Развитие речи. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Календарно-тематическое планирование занятий
кружка «Интеллектуальные игры» (1 год)
№ п/п | Дата | Содержание занятия | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов |
1-2 | 3-7. 09 | Вводное занятие. | Знакомство с игрой | |
3-4 | 10-14. 09 | История возникновения интеллектуальных игр | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
5-6 | 17-21. 09 | Вопрос-основа игры. Требования к вопросам | Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах | |
8-9 | 24-28. 09 | Основные приемы поиска ответов. Эрудиция-ключ к успеху. | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
10-11 | 01-05. 10 | Северная Америка и Южная Америка: реки и озёра | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
12-13 | 08-12. 10 | Северная Америка и Южная Америка: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
14-15 | 15-19. 10 | Северная Америка и Южная Америка: страны и народы, крупные города … | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
16 | 22.10 | Северная Америка и Южная Америка: язык индейцев (среди географических названий много индейских слов | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
17 | 26.10 | «Хочу все знать» Северная и Южная Америка | Выполнение творческой работы | |
18 | 09.11 | Разбор проведенных игры | Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах | |
19-20 | 12. 11 | Принципы интеллектуальной разминки. Интеллектуальный калейдоскоп. | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
21-22 | 16-19.11 | Как работать с книгой | Работа с дополнительной литературой | |
23-24 | 23-26. 11 | Как работать с книгой | Работа с дополнительной литературой | |
25 | 30.11 | Распределение командных ролей | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
26-27 | 03-07. 10 | Африка: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
28 | 10.12 | Африка: страны и народы, крупные города … | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
30 | 14.12 | «Хочу все знать» Африка | Выполнение творческой работы | |
31-32 | 17-21. 12 | Формирование индивидуальных игровых качеств | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
33 | 24.12 | Основные особенности "Хочу все знать" | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
34 | 11.01 | Основные особенности "Хочу все знать" | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
35-36 | 14-18. 01 | Малые формы интеллектуальных игр | Анализ, доказательство, аргументацият своей точки зрения | |
37-38 | 21-25. 01 | Малые формы интеллектуальных игр | Анализ, доказательство, аргументация своей точки зрения | |
39-40 | 28.01-01.02 | Австралия: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
41-42 | 04-08. 02 | Австралия: страны и народы, крупные города … | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
43 | 11.02 | Австралия, интересные факты | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
44 | 15.02 | «Хочу все знать» Австралия | Выполнение творческой работы | |
45 | 18.02 | Разбор проведенных игры | Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах | |
46-47 | 22-25. 02 | Нетрадиционные интеллектуальные игры | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
48-49 | 01-04. 03 | Нетрадиционные интеллектуальные игры | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
50-51 | 11-15. 03 | Тренировка реакции у капитанов | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
52-53 | 18-22. 03 | Тренировка реакции у капитанов | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
54-55 | 01-05. 04 | Евразия: водопады и заповедники, растения и животные (интересные факты | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
56-57 | 08-12. 04 | Евразия: страны и народы, крупные города … | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
58 | 15.04 | Евразия, интересные факты | Работа с источниками информации, с современными средствами коммуникации | |
59 | 19.04 | «Хочу все знать» Евразия | Выполнение творческой работы | |
60 | 22.04 | Разбор проведенных игр. | Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах | |
61-62 | 26-29. 04 | "Мозговой штурм" и интеллектуальные игры | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
63-64 | 06-13. 05 | "Мозговой штурм" и интеллектуальные игры | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации | |
65-66 | 17-20. 05 | Игровая практика. Проведение клубного дня | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
67 | 24.05 | Игровая практика. Проведение клубного дня | Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | |
68 | 7.05 | Разбор проведенных игр. | Аргументация в защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах | |
| | | | |
Литература
Детская энциклопедия РОСМЕН книга «Страны и народы»
Атлас-справочник «Всё о чудесах света»
Энциклопедия Я познаю мир книга «География»
Энциклопедия Я познаю мир книга «Страны и народы»