СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению»

ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ, ПРИСЯГЕ, ДОЛГУ

Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М.И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино». Пожилой солдат – непосредственный участник этих событий имеет право говорить от лица всего поколения, отстоявшего Россию:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Быть верным воинскому долгу – значит делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на её защиту.

Сущность человека действительно лучше всего раскрывается в дни великих событий, испытаний, через которые ему суждено пройти. Великая Отечественная война была самым тяжёлым испытанием для нашей страны. Именно в эти годы проявились истинные побуждения человека. В литературе о войне есть множество произведений, в которых герой оказывается перед нравственным выбором: хранить верность воинскому долгу, товарищам, Родине или остаться в живых, предав свою страну.

Прочитайте эпизод повести В.Быкова «Сотников», передающий мысли партизана, которого вскоре поведут на казнь.



Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Разумеется, иного он и не ждал от этих выродков: оставить его живым они не могли — могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будилы. А так, возможно, и неплохо; пуля мгновенно и без мук оборвет жизнь — не самый худший из возможных, во всяком случае, обычный солдатский конец на войне.

А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны.

Правда, в эти несколько партизанских месяцев он все-таки что-то сделал, исполняя свой долг гражданина и бойца. Пусть не так, как хотел, — как позволили обстоятельства: несколько врагов все же нашло смерть и от его руки.

И вот наступил конец.

Все сделалось четким и категоричным. И это дало возможность строго определить выбор. Если что-либо еще и заботило его в жизни, так это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его "я" перед тем, как оно навсегда исчезнет.

На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью. Сотников на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. 



Ответьте на вопросы:

  1. Почему герой не боится смерти?

  2. Как вы понимаете фразу «он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны»?

  3. Что, по мнению В.Быкова, страшнее смерти?





  1. Заполните таблицу по роману «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Верность чести и долгу



Эпизоды

Встреча с Зуриным (гл.1)

Дуэль со Швабриным (гл.4)

Присяга Пугачёву (гл.7)

На военном совете

(гл.8)

Какие качества личности раскрываются?

Перед каким выбором стоит Гринёв?






Как он поступает?









Какие качества личности проявляет в этой ситуации?










  1. Подберите аргументы , в которых отражались бы эпизоды измены:

  1. Любимому человеку, другу

  2. Родине

  3. Долгу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!