Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе»
Круглый стол учителей русского языка и литературы
«Итоговое сочинение: проблемы и перспективы»
Октябрьский, 2016
ВОПРОСЫ:
- 1. Вступительное слово методиста ИМК Л.И.Аксеновой.
- 2. Итоговое сочинение в 11 классе. Задачи, проблемы и пути их решения (зам. директора по УВР СОШ №18 Л.М.Любовцева)
- 3. Анализ тематических направлений итогового сочинения 2016/2017 учебного года.
- «Разум и чувства». Выступление учителя русского языка и литературы БГ №4 Л.Н.Искалиной.
- «Честь и бесчестие». Выступление учителя русского языка и литературы СОШ №17 З.Д.Линкевичине.
- «Победа и поражение». Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» З.Ф.Маннаповой
- «Опыт и ошибки». Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 3» Ф.Ф.Хабибовой
- «Дружба и вражда». Выступление учителя русского языка и литературы СОШ №13 Фокиной И.И., МБОУ СОШ №22 Г.Б.Авдонина
Поручение Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699
- Повышение требований к результатам изучения
- русского языка и литературы (внесение изменений во ФГОС).
- Обязательное итоговое сочинение в выпускном классе.
- ЕГЭ по русскому языку и литературе сохраняется.
- Результаты сочинения учитываются наряду с ЕГЭ при поступлении в вузы.
- Публичная защита обучающимися индивидуальныхпроектов в форме сочинения.
Цели и задачи итогового сочинения
- Цель: развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению
- Задачи:
- сочинение – допуск к ГИА (оценка школой: «зачет-
- незачет»)
- сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ)
- Сочинение – это «самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему»
Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе
- Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы;
• литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;
• опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
• умышленно не используются узкие формулировки;
• реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
• не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет
опираться в своих рассуждениях.
Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом (Ж. Бюффон)
Оценка глубины понимания и раскрытия экзаменуемым темы
- Некоторые особенности сочинений, выявленные при оценивании по критерию 1:
• несамостоятельный характер работы
• шаблонность анализа
• исповедальность, детская открытость и непосредственность
• поверхностный характер суждений
• категоричность утверждений
«Отцы – консерваторы, отторгающие всякие нововведения, дети, молодое поколение –
пропагандисты всего нового, «двигатели прогресса».
Недостатки в привлечении литературного материала
- Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала
- Преобладание пересказа
- Формальное привлечение текста, искусственное соединение содержательных элементов текста, литературные примеры не являются основанием для вывода
- Искажение художественного текста как следствие его незнания
- Литературный материал комментируется с нарушением диапазона достоверной интерпретации
- «Упущенные возможности» в привлечении литературного материала
- Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала и др.
- «Квалифицированный читатель – это человек, умеющий осмыслить сложную, возможно, противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели – явные и скрываемые; человек, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смылом жизни; наконец, человек творческий (чтение и творчество – вещи взаимосвязанные»
- (Дуг Лемов, американский исследователь)
- Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. Ф. Достоевский
Издательство «Легион»
- Русский язык
- 10.11.2016 10:00, 15:00 И снова итоговое выпускное сочинение: взгляд учителя литературы, Андрей Георгиевич Нарушевич
- 18.11.2016 10:00, 15:00 Формирование языковой компетенции при подготовке к ЕГЭ: эффективные методы и приёмы, Светлана Васильевна Гармаш
- 08.12.2016 10:00, 15:00 Итоговые тесты для 5 – 7 классов как инструмент оценки сформированности основных компетенций, Нарушевич Андрей Георгиевич
- 13.12.2016 10:00, 15:00 Система внутреннего мониторинга образовательной организации как базовая основа независимой оценки качества образования, Александр Павлович Уваровский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!