СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к конкурсам и фестивалям как импульс к развитию хореографического коллектива.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к конкурсам и фестивалям как импульс к развитию хореографического коллектива.»

Подготовка к творческим конкурсам и фестивалям как творческий импульс развития хореографического коллектива.

Введение.

Детское хореографическое искусство давно и прочно вошло в жизнь современного общества. Выступление на сцене является видимым результатом работы любого ансамбля и всегда пользуется популярностью у зрителей любого возраста и статуса. А подготовка к выступлениям включает в себя множество целей и задач для педагогов и воспитанников. Самыми ответственными и волнительными считаются конкурсные выступления, где кроме обычных зрителей присутствует профессиональное жюри. Конкурс (от латинского concursus – стечение – столкновение) – соревнование для выявления наилучших из числа участников.

Народный хореографический ансамбль «Колибри» имеет многолетний опыт участия в конкурсах различного уровня. Участие в любом конкурсе всегда приносит положительные результаты. Удачное и хорошо подготовленное выступление - ощутимый результат долгой и кропотливой работы в классе, получает заслуженное поощрение от членов жюри и педагога, приносит яркое эмоциональное удовлетворение результатами общего труда. Если что-то не получилось на конкурсе, последующий «разбор полётов» запускает процесс анализа причин неудачи и многослойную совместную работу исправления ошибок, сплачивая коллектив для достижения новых высот.

Этапы подготовки.

Работа педагога.

Подготовка к конкурсной деятельности начинается с работы руководителя. Это творческая работа по созданию репертуара. Танцевальный номер должен соответствовать определённым критериям: драматургия, лексический материал, стилевое направление, подбор музыкального материала, хореография, соответствие сценического костюма, причёски и грима, актёрское мастерство. Педагогу необходимо определится с тематикой постановки, грамотно продумать наполнение номера, учитывая возрастные, физические, психологические и эмоциональные возможности и особенности детей в каждой определённой группе.

В моей работе после определения тематики номера, большая и скрупулёзная работа ведётся по подбору музыкального материала. Я ищу фонограмму такого качества, которое соответствует требованиям конкурсов международного уровня. Следующее требование – воспитанники должны справляться с ритмом и эмоциональной составляющей музыкального произведения.

Этап хореографической подготовки ансамбля может строиться по двум принципам:

- для детей младшего возраста или имеющих низкий уровень подготовки наполнение номера формируется на выученном на данный период материале;

-для более старших и опытных воспитанников новую лексику можно встраивать в учебный процесс для получения более быстрых результатов.

Если педагогу удаётся глубоко погружаться в каждый процесс постановки, неизбежно происходит развитие его творческих и педагогических навыков, расширяется кругозор, приобретается опыт, растет уверенность в своих силах. А это всегда импульс в дальнейшем развитии коллектива.

Работа воспитанников.

Подготовка детей к любым выступлениям начинается с момента их появления в балетном зале. В повседневной работе на уроках я всегда стараюсь особое внимание направить на грамотное и методически правильное исполнение любых элементов, так как это кирпичики будущего мастерства.

Сейчас рассмотрим подготовительный постановочно-репетиционный этап. Процесс этот достаточно сложный. В детском коллективе он осложняется тем, что дети (особенно младшего возраста) имеют ограниченный ресурс внимания. В своей работе я использую два приёма работы с постановками. Первый - номер быстро разводится от начала до конца по рисункам, а комбинации движений примерно обозначаются или паузами, или облегчённым вариантом, затем с течением в времени всё постепенно выучивается и вводится в номер. Как правило, этот приём я использую для переноса готового репертуара со старших групп на младшие. Этот способ достаточно быстрый и позволяет детям видеть картину номера в целом, как законченную работу. Недостатком этого способа является не точное изначальное исполнение движений и более длительная работа по исправлению ошибок. Второй приём чаще используется при постановке новых номеров. Постановка осуществляется пошагово от начала до конца и все рисунки и комбинации проучиваются максимально точно. Это утомительный и монотонный труд для детей, ведь приходить в зал каждый день и отрабатывать одни и те же комбинации не так-то просто. И, как правило, окончание работы далеко и не очень понятно. Преимущество этого приёма в том, что с самого начала от детей требуется максимально правильное исполнение элементов и, работая дальше над номером, они постепенно нарабатывают мастерство. Легче с этой работой справляются дети старшего возраста.

Когда номер поставлен и отрабатывается, я особое внимание уделяю развитию чувства сценической площадки. В балетном зале дети в основном работают над номером, ориентируясь на одну самую удобную точку. При переносе готового номера в сценическое пространство происходит смена привычных ориентиров: вместо зеркала – зрительный зал, вместо привычных стен – кулисы и т.д. Для того, чтобы воспитанники легче ориентировались в различных условиях, я пользуюсь следующими приёмами:

- изменяю точку ориентирования на зрителя в балетном зале (если группа постоянно работает на точку 1 в зале, переношу условного зрителя в точку 3 или 5);

- ограничиваю площадку для исполнения номера меньшим размером зеркала, или наоборот, увеличиваю размер сценической площадки;

- репетицию полностью переношу на сценическую площадку;

- разводку и прогон номера провожу в непривычных местах (вестибюле, на улице и др.).

Эти приёмы формируют умение распределять движения на сценах разного размера, владеть понятиями кулисы, задник, авансцена, рампа, наращивать свой танцевальный опыт. Развивается внимание к деталям, быстрота реакции, умение действовать в стрессовых ситуациях с максимальной эффективностью. В работе ансамбля на сцене улучшается синхронность исполнения и распределение рисунков по сценической площадке.

Развивать актёрское мастерство в начинающих танцорах бывает достаточно сложно. Координационная работа по освоению движений, как правило, происходит с умственным и психологическим напряжением. Ребёнок физически не может выполнять её в состоянии эмоционального подъёма. Включать в работу эмоциональную составляющую возможно только при определённом уровне освоения материала, когда движения становятся привычными и можно обратить внимание на лицо (там тоже работают мышцы). Проблема заключается в том, что у детей в группе эти процессы не одновременны и очень легко пропустит время включения эмоций для каждого отдельного ребёнка. В определённый момент одни ещё не готовы работать с эмоциями и требовать – значит увеличивать напряженность и тревожность в работе, а другие готовы и не получают постоянных заданий по включению эмоций и привыкают работать без них. В нашем коллективе эта работа индивидуальна. Каждый ребёнок включается в эмоциональное исполнение в меру своих возможностей. Тут я стараюсь включить в группе режим взаимопомощи и эмоциональной поддержки между самими воспитанниками, побуждая их делиться эмоциями и создавать дружескую атмосферу в работе.

Заключение.

Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности, при грамотном руководстве, сплачивают детский коллектив. Ребята сами используют разные придумки и определённые ритуалы для создания нужной атмосферы, самостоятельно репетируют какие-то вещи за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу исправить ошибки и настроиться эмоционально на танцевальный номер. Конкурс это проверка коллектива на прочность: проверка педагогических навыков, знаний и опыта, творческого потенциала и дальнейшего развития. Также конкурс помогает выявить насколько педагог, и дети понимают друг друга, могут работать вместе и слаженно в достаточно непривычной обстановке. Превращение выступления на сцене в средство воспитания, придание ему педагогического смысла одна из главных задач педагога. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - это то для чего коллектив выходит на сцену, то для чего проводятся все изнуряющие уроки и репетиции. Благодаря успешным выступлениям коллектива, участию в фестивалях и конкурсах укрепляется творческая и профессиональная репутация детского хореографического коллектива.











, чувство сценической площадки (умение распределять движения на сценах разного размера, владеть понятиями кулисы, задник, авансцена, рампа), наращивать свой танцевальный опыт. Также рядовой концерт позволяет провести определённую работу со сценическим светом, доработать детали костюма (узнать, как смотрится костюм со сцены, не мешает ли движениям танцовщика, не утяжеляет хореографию номера).

. Дети всегда очень волнуются при подготовке к конкурсу и тем более перед выступлением. Я считаю не нужно их ругать перед выходом на сцену если вдруг что-то не получается и разладилось, вряд ли за короткое время можно будет что-то поправить, а настроение и эмоциональная составляющая будут безнадёжно испорчены. Наоборот нужно приободрить и вселить в танцовщиков уверенность, что всё будет в порядке и у ребят буквально «вырастут крылья за спиной». Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности сплачивают детский коллектив. Ребята придумывают определённые ритуалы для привлечения удачи, самостоятельно репетируют какие-то вещи за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу исправить ошибки и настроиться эмоционально на танцевальный номер. Конкурс это проверка коллектива на прочность: проверка педагогических навыков, знаний и опыта, творческого потенциала и дальнейшего развития. Также конкурс помогает выявить насколько педагог, и дети понимают друг друга, могут работать вместе и слаженно в достаточно непривычной обстановке.



Детский хореографический коллектив — это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним учебным и репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. Тем более хореографические композиции — одни из наиболее зрелищных видов концертных номеров, пользующихся у публики неизменной популярностью. Поэтому неотъемлемой частью творческой жизни детского хореографического коллектива является сценическая практика, которая включает в себя различные виды концертной деятельности, то есть постоянное или периодическое участие в различных мероприятиях, проектах, фестивалях и конкурсах. Концерт (от латинского соnсеrt-состязаюсь) - публичное исполнение номеров различных жанров по определённой, заранее составленной программе. Фестиваль (с французского festival, от латинского festivus-праздничный)- массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного искусства. Конкурс (от латинского concursus – стечение – столкновение) – соревнование для выявления наилучших из числа участников.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Итак, рассмотрим для чего же нужны выступления в детском хореографическом коллективе? Казалось бы, идёт непрерывный учебный процесс, дети занимаются определённым или различными танцевальными направлениями (исходя из специфики коллектива), вроде бы всё замечательно. Но работа в балетном зале должна иметь какой-то конечный результат и ответ на вопрос для чего всё делается в итоге. Знания, получаемые детьми должны применяться на практике, тогда и интерес к занятиям будет выше, и конечный результат будет ясен. Для сценических выступлений ставятся специальные танцевальные номера на определённую тематику, исходя из возрастных физических и психологических особенностей детей конкретного возраста, а также пройденного учебного материала. После подготовительного постановочно-репетиционного этапа из группы воспитанников отбираются наиболее лучшие исполнители, которые в течение некоторого времени готовят с преподавателем хореографический номер. Процесс этот достаточно утомительный и монотонный для детей, ведь приходить в зал каждый день и отрабатывать одни и те же комбинации не так-то просто. Но если ребёнок знает, что всё, что он делал в зале до этого во время учебного процесса и сейчас будет иметь результат, в виде выхода на сцену, занятия превращаются в праздник и ожидание концерта, фестиваля, конкурса. У детей формируется отчётливое представление о прямой связи учебного и репетиционного процесса с выходом на сцену, появляется стимул к самосовершенствованию, в коллективе появляется здоровая конкуренция. Совместные выходы на концерты, а также поездки на фестивали и конкурсы с детьми помогают сплотить и сдружить детский коллектив, помогают наладить взаимоотношения воспитанников и педагога, лучше узнать друг друга. У детей формируются навыки социального поведения в обществе, они становятся более общительными, заводят новых друзей, расширяется образовательный кругозор, повышается культурный, нравственный и эстетический уровень развития. Концертное выступление - ответственный момент в жизни хореографического коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении хореографических номеров перед публикой. Сценическое выступление является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы педагога и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и интересно подобран репертуар. Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хореографического коллектива. Публичные выступления вызывают у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, радостью, переживанием, гордостью, пробуждая интерес, вызывая положительное отношение к занятиям хореографией, позволяют увидеть значимость своих занятий танцевальным искусством, укрепляют и расширяют кругозор. Г. Струве пишет: «Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплочённость, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников коллектива должно быть не всё равно, оценят ли их общий, коллективный труд». Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта.

АНАЛИЗ ФОРМ КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Выступление с отдельными номерами в сборных концертах на определённую тему. Участие в концертах, посвящённых каким либо датам, событиям и мероприятиям позволяет коллективу регулярно танцевать номера и иметь сценический опыт выступлений на публике. Развивать актёрское мастерство, чувство сценической площадки (умение распределять движения на сценах разного размера, владеть понятиями кулисы, задник, авансцена, рампа), наращивать свой танцевальный опыт. Также рядовой концерт позволяет провести определённую работу со сценическим светом, доработать детали костюма (узнать, как смотрится костюм со сцены, не мешает ли движениям танцовщика, не утяжеляет хореографию номера). Следует соблюдать баланс в количестве концертных выступлений, не следует перегружать детей. Воспитанники должны ждать выхода на сцену, в противном случае это превратиться для них в рутинное мероприятие, досадную обязанность. Участие в различных концертах позволяет юным танцовщикам обрести эмоциональную и физическую свободу, придаёт им уверенности для более ответственных форм сценической деятельности.

Отчётный концерт. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Для проведения такого рода концерта лучше брать площадку (сцену), соответствующую заявленным танцевальным номерам, следует продумать размеры сцены (ширину и глубину), наличие и количество кулис. Также серьёзно нужно подойти к звуковому и световому оформлению концерта, продумать сценографию (декорации, если они уместны). Концертная программа должна быть разнообразной и отражать индивидуальность и эстетику данного коллектива. Танцевальный и музыкальный материал, драматургия концерта всё должно работать на имидж коллектива. В больших отчётных концертах, как правило, принимают участие группы детей разного возраста младшего, среднего и старшего. Программа концерта должна быть составлена с учётом возможности восстановления детей после выступлений, дабы не перегрузить каких-либо исполнителей. Отчётный концерт детского хореографического коллектива это серьёзная работа педагога и воспитанников, требующая хорошей профессиональной подготовки и служащая определённым маркером проделанной учебно-репетиционной работы в зале и творческого пути коллектива в целом.

Фестиваль. Участие в фестивале, особенно высокого уровня всегда является праздником. С одной стороны фестиваль не конкурс, здесь нет соревнования между хореографическими коллективами, а с другой стороны, когда на фестивале присутствуют коллективы достойного уровня это накладывает определённую ответственность за свой коллектив, за степень его подготовки. На фестивале участники обмениваются профессиональным опытом (особенно ценно это для преподавателей), имеют возможность увидеть различные танцевальные направления, новые подходы к преподаванию тех или иных дисциплин, знакомятся с творчеством других коллективов. Атмосфера на фестивале более свободная, чем на конкурсе. Из хореографических фестивалей в нашей стране хочется отметить первый детский благотворительный хореографический фестиваль танца «Светлана» в рамках межрегионального детского танцевального форума, который проходил в городе Москва 24.03.2015 года в ГЦКЗ «Россия» и собрал лучшие детские профессиональные и любительские коллективы нашей страны.

Конкурс. На мой взгляд, конкурс это самая сложная форма концертно-исполнительской деятельности, как для детей, так и для педагога. Если на концертах и фестивалях выступление коллектива оценивается публикой, то на хореографическом конкурсе присутствует компетентное жюри, состоящее из профессионалов своего дела. К подбору репертуара на конкурс следует относиться очень внимательно, в хореографии даже есть такое понятие как «неконкурсный номер». Танцевальный номер должен соответствовать определённым критериям драматургия, лексический материал, стилевое направление, подбор музыкального материала, техническое наполнение, соответствие сценического костюма, причёски и грима, актёрское мастерство. Дети всегда очень волнуются при подготовке к конкурсу и тем более перед выступлением. Я считаю не нужно их ругать перед выходом на сцену если вдруг что-то не получается и разладилось, вряд ли за короткое время можно будет что-то поправить, а настроение и эмоциональная составляющая будут безнадёжно испорчены. Наоборот нужно приободрить и вселить в танцовщиков уверенность, что всё будет в порядке и у ребят буквально «вырастут крылья за спиной». Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности сплачивают детский коллектив. Ребята придумывают определённые ритуалы для привлечения удачи, самостоятельно репетируют какие-то вещи за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу исправить ошибки и настроиться эмоционально на танцевальный номер. Конкурс это проверка коллектива на прочность: проверка педагогических навыков, знаний и опыта, творческого потенциала и дальнейшего развития. Также конкурс помогает выявить насколько педагог, и дети понимают друг друга, могут работать вместе и слаженно в достаточно непривычной обстановке. На конкурсах существуют круглые столы, на которых члены жюри помогают коллективам разобраться в творческих ошибках, зачастую предлагают новые пути развития коллектива. Конструктивный диалог и критика со стороны профессионалов своего дела очень полезна и необходима для дальнейшего творческого и профессионального роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концертная деятельность даёт возможность детскому хореографическому коллективу показать свою творческую работу перед широкой публикой, а фестивали и конкурсы помогают сравнить её с творческими достижениями других коллективов. Концертно-исполнительскую деятельность следует обязательно планировать, выступления не должны мешать учебно-образовательному процессу детей. Концертные, фестивальные и конкурсные планы, как правило, составляются на полугодие или год, с учетом основных праздников, знаменательных дат, конкурсных программ, обязательных отчетных концертов и степени подготовленности воспитанников коллектива. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. К организации и проведению любого выступления - независимо от того, выступает коллектив с большой программой на сцене или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Нельзя выходить на сцену с плохо подготовленными, недоученными или неотрепетированными танцевальными номерами. Каждое концертное выступление коллектива педагог должен обсуждать и анализировать со своими воспитанниками, это помогает развитию самоконтроля, мышления, выявляет слабые стороны каждого исполнителя. Обязательно следует отмечать положительные моменты, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей творческой деятельности. Успешное выступление, тепло встреченное публикой, формирует положительное мнение о коллективе, его исполнительских возможностях. Безусловно, это укрепляет у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством и расти творчески. Ни в коем случае нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более кричать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это сбивает участников с ритма выступления, пропадает эмоциональный настрой, воплощение образа отходит на второй план и все мысли сосредоточены лишь на том, что будет после окончания выступления от преподавателя. Лучше подробно разобрать все ошибки немного позже, когда сам педагог проанализирует все недочёты и нюансы. Очень полезно записывать выступления на видео, а потом совместно просмотреть с участниками коллектива. На наглядном примере легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть свои недоработки, и то, над чем следует им поработать. Таким образом, выделим общие моменты, характеризующие концертную деятельность детского хореографического коллектива. Основные формы концертной деятельности осуществляются, прежде всего, как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов. Происходит обеспечение быстрого формирования сценической, а через это и личностной уверенности у обучающихся, также создаются условия для взросления - особенно это относится к профессиональным коллективам. Если концертная деятельность хореографического коллектива имеет постоянный характер, то выступления артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые сразу передаются публике, таким образом, в концертном зале формируется положительная атмосфера. Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что концертная деятельность это важная составляющая творческой жизни детского хореографического коллектива. Превращение выступления на сцене в средство воспитания, придание ему педагогического смысла одна из главных задач педагога. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - это то для чего коллектив выходит на сцену, то для чего проводятся все изнуряющие уроки и репетиции. Благодаря успешным выступлениям коллектива, участию в фестивалях и конкурсах укрепляется творческая и профессиональная репутация детского хореографического коллектива.

СПИСОК ЛИТРАТУРЫ

1. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива. Актуальные задачи педагогики: материалы VI международной научной конференции (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - c. 118-120. [Электронный ресурс]www.moluch.ru

2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. Переработанное. И доп. -М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.

3. Концерт [Электронный ресурс]. URL // http://ru.wikipedia.org/wiki.

4. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»/ Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs

5. Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива [Электронный ресурс]. URL // http://www.vevivi.ru/best/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!